От SK
К Alex
Дата 21.11.2006 18:11:45
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Там небольшая ошибка по тексту. Правильно будет

Они шли бомбить боевые порядки наших войск, но, вступив с ними в бой, после короткой схватки, я поджег одного из них, вслед за ним сбил второго Герой Советского Союза старший лейтенант Галкин и третьего сбил лейтенант Грищенко.
Т.е.ГСС Грищенко - это неправильно (Грищенко П.Л. стал ГСС 1.7.44 да и один и тот же ли это человек).
СК

От Owl-99
К SK (21.11.2006 18:11:45)
Дата 21.11.2006 18:27:03

Это не тот Грищенко.

>Т.е.ГСС Грищенко - это неправильно (Грищенко П.Л. стал ГСС 1.7.44 да и один и тот же ли это человек).

Иван Семенович, тоже довольно крутой ас - 12 + 7, но Героя он не получил...

Owl

От SK
К Owl-99 (21.11.2006 18:27:03)
Дата 21.11.2006 20:37:37

Вот еще кусочек мемуаров

Судя по ним в июне-июле 42 г. 283-й иап был не так уж и крут, как его описывал командир в письме Яковлеву.

...И возвращались с победой: Сборник воспоминаний [Сост. Н. Я. Кондратьев].- Л.: Лениздат, 1986.-350 с., ил. Тираж: 50000 В.М.Поваров Поединок

Раннее июньское утро 1942 г. Над научно-испытательным аэродромом еще стоит густой туман, а на одной из его стоянок уже заканчиваются последние приготовления. Сегодня на Волховский фронт вылетает наш 283-й истребительный авиационный полк (ИАП).
Летный состав - в основном молодежь 19-20 лет, окончившая училища в 1941 г. и прошедшая короткий курс боевой подготовки в запасном авиационном полку. Но есть и опытные, не раз участвовавшие в воздушных боях "старики", на счету которых уже имеются сбитые немецкие самолеты. Это командиры эскадрилий и звеньев в возрасте 21-24 лет.
Настроение у всех приподнятое. Мы долго и с нетерпением ждали этого дня, и не потому, что надеялись на легкие победы. Нам было хорошо известно, что немецкая авиация - сильный, опытный и опасный противник, бороться с которым будет очень трудно, но владевшее каждым из нас чувство ненависти к врагу звало к активным боевым действиям. Я к этому времени имел, как мне тогда казалось, солидный летный стаж - четыре с половиной года и ранение, полученное в первые дни войны возле города Каунаса. После излечения в госпитале служил летчиком-инструктором в запасном полку, откуда благодаря настойчивым просьбам был зачислен в боевой 283-й ИАП, так что тоже относился к числу "стариков".
Иду к самолетам своего звена. К сожалению, один из летчиков звена отстранен от полетов за плохую ориентировку в воздухе, поэтому в перелет я и летчик А.Лукьяненко идем вместе с парой командира эскадрильи, Героя Советского Союза, старшего лейтенанта Михаила Петровича Галкина. Тщательно осматриваю самолет, хотя твердо знаю, что техник Володя Сенич очень добросовестный и содержит его в идеальном порядке. Темно-зеленый "ястребок", Як-7б с черными пятнами камуфляжа и большим белым номером 34 на руле поворота, дорог мне, как живое и близкое существо. В полете мы с ним представляем единое целое, от его летных качеств и моего профессионального умения будет зависеть исход предстоящих боев.
- Летный состав, к командиру!
Забираю планшет и бегу получать указания по полету. Определяется боевой порядок группы, сообщаются радиоволна и позывные, на которых будем работать в воздухе. Голубое небо, жаркое с утра солнце словно наверстывают упущенную за время сильных дождей летную погоду.
Команда: "По самолетам!" Надеваю парашют и поднимаюсь в кабину. Настраиваю рацию, заряжаю пушку и пулеметы.
Первой выруливает и взлетает пара М.П.Галкина. Эти самолеты, кажется, само аэродинамическое совершенство: красивые и стремительные, они проносятся над вершинами деревьев и быстро уменьшаются в размерах. Наступает и мой черед. Запрашиваю готовность ведомого. Готов! Затем точно так же обращаюсь за разрешением к стартеру. Как только белый флажок в его руке открывает мне путь, плавно даю вперед сектор газа и, отжимая ручку управления от себя, поднимаю хвост самолета. Стремительно ускоряя бег, он приближается к виднеющемуся на границе аэродрома лесу. Реже и мягче становятся его толчки на неровностях, пока не прекращаются совсем. Я - в воздухе. Убираю шасси, перехожу в набор высоты и на мгновение оборачиваюсь на ведомого. Лукьяненко хорошо выдерживает заданные интервалы и дистанцию. На круге пристраиваемся к первой паре и уже в боевом порядке вновь проходим над ставшим для нас дорогим аэродромом, над его бетонной дорожкой славы, с которой когда-то стартовали к мировой известности Чкалов, Громов, Гризодубова и многие летчики-испытатели, дававшие путевку в жизнь новым боевым самолетам. Мы как бы принимаем эстафету их славных дел.
Слева, сквозь голубую вуаль дымки, просматривается бескрайний массив огромного города. Это Москва. Высота две тысячи метров. Пересекаем Химкинское водохранилище. Внизу проплывают знакомые места. Над ними я летал, когда служил в Московской зоне ПВО.
Слева внизу тонкой путеводной нитью, безотлучно сопровождающей нас на маршруте, тянется линия Октябрьской железной дороги, которая надежно выводит всю группу прямо на аэродром Клина. Приземлившись, быстро производим дозаправку и уточняем маршрут дальнейшего полета. Однако вылет задерживается. Едва заметно накрапывающий дождь переходит в сильный ливень. Пережидая его, сидим в самолетах, а чувствуем себя, как в подводных лодках. Плотность стекающего по стеклам кабин потока изолировала нас от внешнего мира. Наши самолеты стоят рядом, но мы едва различаем друг друга. Включаю приемник и слушаю Москву. Передают арию Дубровского:
О дай мне забвенье, родная,
Согрей у себя на груди.
И, детские сны навевая,
Дай прежнее счастье найти...
Слова и мелодия арии уносят в мирное время...
Водная феерия кончается так же внезапно, как и началась. Над нами вновь голубое небо. Мы снова в Полете. Внимательно слежу за воздухом. Сверяюсь по карте с местностью. Идем точно по курсу, выдерживая заданные скорость и время. Это заслуга М.П.Галкина, результат его высокого летного мастерства. Впереди группа озер, придающих всей местности сказочно живописный вид. Но нам не до любования земными красотами: в прифронтовой полосе в любой момент могут появиться фашистские самолеты. В напряженном ожидании такой встречи проходит около часа. Вот-вот должна быть Хвойная. Вдалеке среди лесных массивов возникают строения населенного пункта и большое поле-аэродром. Проходим над его краем. Командир эскадрильи распускает четверку, и мы поочередно заходим на посадку.
Пообедав, ждем "дугласы" с техсоставом. Здесь без прикрытия истребителей им летать уже нельзя.
- Позавчера, - рассказывают нам, - рискнули выпустить два "Дугласа", и оба были сбиты. Экипажи погибли.
Ожидаемые нами "дугласы" прилетели только к вечеру. После короткого уточнения предстоящего взаимодействия между их экипажами и истребителями они взлетают и уходят от Хвойной уже под прикрытием наших "Яков". Мне улететь не удалось, еще на выруливании вдруг отказал мотор.
Вылетел на следующее утро один. Иду на высоте 100 метров. Главная задача - найти свой аэродром, где я ни разу не был и который, как меня информировали, ничем не выделяется среди полей. При подходе к станции Будогощь осматриваюсь особенно внимательно. Чуть южнее станции замечаю в небе дымки сигнальных ракет. Сверяюсь с картой. Действительно, там, в районе деревни Гремячево, должен быть наш аэродром. А ракеты - это забота товарищей на земле, старающихся помочь мне сориентироваться. Делаю круг и, убедившись, что это действительно то, что мне нужно, захожу на посадку. Осторожно, на малых оборотах, подхожу к посадочному "Т", убираю газ и приземляюсь. Подрулив к одному из капониров, выключаю мотор. Около большого куста, ставшего впоследствии ориентиром места импровизированного КП, вижу командира полка майора И.С.Морозова и начальника штаба полка майора Ф.А.Тетерядченко. Вылезаю из кабины, подбегаю, докладываю:
- Товарищ майор! Командир звена лейтенант Поваров прибыл на фронт для борьбы с фашистскими оккупантами,
- Ну что ж, поздравляю с благополучным прибытием.
В небе, со стороны фронта, появляется группа самолетов. По силуэтам вижу - это "Яки". Они идут беспорядочно на растянутых интервалах и дистанциях.
- Вели бой, - констатирует командир первой эскадрильи лейтенант Е.Елисеев.
- Вроде все целы, - с облегчением замечает кто-то.
- Похоже, похоже, - думая о чем-то своем, соглашается командир полка.
Хочется скорее услышать впечатления своих товарищей о противнике. Над Будогощью самолеты пикируют и на малой высоте, чтобы не демаскировать аэродром, заходят на посадку. Последним, как потом выяснилось, подходит самолет летчика И.Сибиркина. Видимо успокоившись, что уже дома, а может, понадеявшись на прикрытие охраняющих Будогощь зенитчиков, он не заметил, как из-за облаков в хвост ему зашел Me-109. Пристроившись на пикировании, он открыл по Сибиркину огонь. Порыв ветра донес до нас звуки его стрельбы, и оба самолета скрылись за макушками деревьев. Но это еще был не конец. Заключительный акт трагедии произошел на наших глазах.
Самолет Сибиркина вынырнул из-за леса и на полном газе пронесся над окраиной летного поля. А сзади, вплотную к нему, как привязанный, маневрируя, шел "мессер" и короткими очередями расстреливал нашего товарища, пока тот не рухнул за одним из капониров, взметнув к небу столб огня и дыма.
Первый день на фронте, и первая встреча с врагом... И все же гибель И.Сибиркина не только оставила в душе каждого из нас боль и досаду, но и властно напомнила об осмотрительности. Правда, об этом нам постоянно говорили наши командиры. Но одно дело - слова, которые часто воспринимаются как воспитательный прием, когда для большей убедительности умышленно сгущаются краски, и совсем другое - наглядный урок, полученный такой дорогой ценой. Так, погибший И.Сибиркин стал невольным участником и помощником во многих наших последующих боях. Он летал в каждом из нас, постоянно напоминая и требуя видеть все даже там, где в обычных условиях это кажется невозможным. Через несколько дней в результате внезапной атаки мои товарищи открыли счет сбитым "мессерам" и "юнкерсам". Я от души радовался и завидовал их успехам. Счастливцы! Они уже вносили свой вклад в нашу Победу.
...Молчаливый от жары лес к вечеру вновь оглашается звуками птичьих голосов. Тени от деревьев становятся длиннее, принося спасительную прохладу. На волейбольной площадке идет азартная борьба за первенство между летным составом первой и второй эскадрилий. Чуть в стороне, на другой площадке, вступили в соревнование городошники. И тут и там разгоряченные лица, и тут и там веселые шутки и комментарии болельщиков, всеобщий смех. И трудно поверить, что близко фронт. Даже артиллерийская канонада в стороне Киришей воспринимается отзвуками далекой и безобидной грозы.
А в капонирах возле самолетов идет напряженная работа техсостава. Сделать надо многое. Война не знает мелочей и жестоко мстит за каждое упущение. Это я уже испытал на себе...
30 июня наша четверка "Яков" возвращалась домой после штурмовки немецких позиций в Грузине. Пробивая облака, мы неожиданно выскочили прямо на пару фашистских бомбардировщиков Хе-111, возвращавшихся из нашего тыла. Атакуя первым, я захожу на задний бомбардировщик. Его стрелок почему-то замешкался, и мне удалось подойти к фрицу метров на сто. Предчувствуя близкую победу, до боли в пальцах жму на все гашетки, но оба пулемета и пушка молчат. Время упущено. Проскакиваю над бомбером и, делая разворот, вижу, как идущий вслед за мной товарищ буквально разносит своим огнем пилотскую кабину противника. Лишенный управления "хейнкель" переходит в падение. Враг уничтожен, но это не моя заслуга. Как потом выяснилось, причина моей неудачи была в том, что весь боекомплект был расстрелян при штурмовке. После такого случая всегда старался стрелять только наверняка и всегда оставлять, пусть небольшой, запас патронов и снарядов...
- Командира полка к телефону! - прервал мои размышления голос оперативного дежурного.
И хотя этот вызов относится только к командиру полка, все вдруг настораживаются. Глаза каждого устремлены на разговаривающего по телефону майора И.С.Морозова. По выражению его лица и обрывкам фраз, сказанных в телефонную трубку, стараемся угадать предстоящее задание. Закончив разговор, майор неторопливо, как бы оценивая, обводит взглядом застывших в ожидании летчиков и начинает перечислять фамилии:
- Рябенко, Филатов, Поваров, Михайлов, Зайцев! Поправляя комбинезоны, затягивая ремни, бежим к майору и выстраиваемся перед ним.
- Задание будет кратким,- начал И.С.Морозов.- Над Киришами появился "хеншель". Он ведет корректировку огня своей артиллерии. Надо уничтожить его. Ясно?
- Ясно! - отвечаем хором.
- По самолетам!
Разбегаемся по машинам. Мой "Як" стоит ближе всех, поэтому особенно не тороплюсь. С помощью техника Володи Сенчина надеваю парашют и поднимаюсь в кабину. Над лесом с треском взлетает и повисает в воздухе зеленый дымок сигнальной ракеты. Запускаю мотор.
Проверяя приемистость, плавно двигаю сектор газа вперед. Убедившись, что мотор не захлебывается, а быстро набирает обороты, сбавляю газ. Даю техникам сигнал, чтобы убрали фиксирующие колодки. Вижу, как, покачиваясь на неровностях аэродрома, со всех сторон выруливают на старт истребители и один за другим уходят в воздух. Взлетаю последним. Убираю шасси и, срезая круг, направляю самолет в предполагаемую точку, где должен встретиться со своим ведущим. И вот вся пятерка в сборе. Мы с Я.Рябенко занимаем определенное нам командиром место. Наша задача - прикрыть звено от немецких истребителей, когда оно будет уничтожать корректировщика.
На бреющем подходим к исходному пункту маршрута - станции Будогощь. Отсюда, с набором высоты, берем курс на Кириши. Идем вдоль железной дороги. На высоте три тысячи метров переходим в горизонтальный полет. Впереди блестит в лучах солнца Волхов. Его русло, изогнутое подобно гигантской сабле, разделяет наши и немецкие войска, и лишь в одном месте тонкой трещиной выделяется взорванный железнодорожный мост. Здесь немцы форсировали Волхов, образовав на восточном берегу Киришский плацдарм.
Подходим ближе. На восточной опушке леса, окаймляющей то, что раньше было Киришами, а сейчас представляет собой обширную площадь, сплошь перепаханную снарядами, видны вздымающиеся к небу султаны разрывов. Там позиции наших войск. По ним ведет огонь немецкая артиллерия, корректируемая "хеншелем". Он - ее глаза, которые отыскивают в нашей обороне цели. Наша задача - уничтожить эти глаза. Но батареи, словно угадав наше намерение, прекращают огонь. Видимо, экипаж "хеншеля", а по-нашему - "костыля", решил не рисковать и ретировался. Идем вдоль берега Волхова. Воздух чист. Выше нас только один МиГ-3 из соседнего полка. Наверное, тоже в поисках "хеншеля". Проходит минут десять нашего барражирования над передним краем, когда на противоположной стороне реки в лучах заходящего солнца замечаю две идущие друг за другом черточки. "Мессеры"! Имея преимущество в высоте, они направляются прямо к МиГу. В наушниках шлемофона слышу свой позывной и команду Я.И.Рябенко: "Помоги соседу!"
Полный газ. Лечу вверх, тороплюсь. "Мессеры" уже пересекли Волхов и атакуют ничего не подозревающий МиГ. Несколько секунд взаимного маневрирования, и наш самолет сваливается в отвесное пике. Неужели сбит? Теперь мне предстоит вести бой одному против двух немецких истребителей, находящихся к тому же выше меня. Преимущество в скорости и вертикальном маневре на их стороне.
Правда, пока обстановка складывается для меня благополучно. Немцы не замечают мой "Як". Их ведущий пикирует на нашу четверку. Через несколько секунд то же пытается сделать и ведомый. Однако, заметив меня, он резко уходит вверх и, сохраняя левый крен, наблюдает за моими действиями. Расстояние между нами настолько мало, что хорошо вижу обращенное в мою сторону лицо противника. Так мы идем на параллельных курсах и внимательно рассматриваем друг друга.
Атаковать его я не могу, выйти из боя - тоже. Запас высоты позволяет немцу догнать меня и, без всякого риска для себя, расстрелять. Его пассивность воспринимаю как уверенность в победе и как садистское наслаждение моей беспомощностью. Это и злит меня и настораживает. В таком положении я могу только ждать. Но вот фашист переходит к решительным действиям. На пологом снижении он атакует меня с правого борта. Чувствую на себе пристальный взгляд вражеских глаз. Заметив дымные трассы пуль и снарядов, устремившиеся к моему самолету, резко ухожу под "мессера". Ведя огонь, немец проносится надо мной, делает "горку" и тут же атакует слева. Энергично маневрирую среди дымных трасс, которые со всех сторон, словно сетью, окружают мой самолет. К счастью, это только следы пуль и снарядов, которые уже прошли мимо. Уверовав в свое превосходство, немец наглеет и теряет осторожность. Завершая одну атаку из задней полусферы, он проносится надо мной так близко, что его спутная струя сильно встряхивает мой "Як". Но мне сейчас не до ощущений. "Мессер" оказывается впереди и совсем рядом. Доворачиваю и на полном газу пикирую вслед за ним. Силуэт вражеского самолета заполняет сетку прицела. Дистанция так мала, что боюсь и столкнуться, и упустить еще одну возможность для первой победы.
Жму на гашетки. Отчетливо вижу, как светящийся пунктир моих пуль и снарядов разрушает хвостовую часть "мессера". Навстречу мне летят его обломки. Потом появляется пламя и дым. Ухожу в сторону, осматриваюсь, Где-то рядом может оказаться второй "мессер". Но в поле зрения никого. Сопровождаю подбитую машину. Ее летчик, видимо, убит, так как он даже не пытается воспользоваться парашютом. В дыму и пламени несутся к земле останки врага и исчезают в пучине болота.
Очередной бой один на один и в этот раз закончился моей победой. Помимо Хе-88 и Ме-110, сбитых в составе группы, я записал в своей атаке еще один стервятник. Это - месть за погибших товарищей.
СК

От Rocket man
К SK (21.11.2006 20:37:37)
Дата 21.11.2006 22:04:50

Re: Вот еще...

Интересный пример про проскакивание мессера.
Так ведь никто и не спорит, что Яки были хороши - для борьбы с истребителями. :)

От Owl-99
К Rocket man (21.11.2006 22:04:50)
Дата 21.11.2006 22:21:27

Там "между строчек" в общем не так уж радужно

>Интересный пример про проскакивание мессера.
>Так ведь никто и не спорит, что Яки были хороши - для борьбы с истребителями. :)

"Таких самолетов, как Як-7, у нас еще не было, да, пожалуй, и нет." - полк пересел на Як-7 с ишаков - конечно, прогресс заметен был... Но наряду со славословием и явным подхалимажем, проскакивает и такое:

"Мы могли бы сбить больше, но вооружение слабовато. Если бы вместо ШКАС стояли БС..."

"Но и здесь нас немного подвело вооружение: у ШВАК почти на всех самолетах была неотдача."

"...потеряли свой один и лишь только потому, что у него не убрались шасси, не стали на замок (дефект завода)."

"...ему не хватает только немного скорости, мотор слабоват и имеет много дефектов."

То есть плохой мотор и вооружение слабое, да еще и дефектов сборки полно. Не фонтан, вообще-то!

Owl

От amyatishkin
К Owl-99 (21.11.2006 22:21:27)
Дата 22.11.2006 11:27:03

Как я помню, это письмо пользовалось Яковлевым

для продвигания своих машин. Если обратите внимание - из указанных недостатков все относятся на счет мотора, сборки самолета, отказов/недостатка вооружения.

>"Таких самолетов, как Як-7, у нас еще не было, да, пожалуй, и нет." - полк пересел на Як-7 с ишаков - конечно, прогресс заметен был... Но наряду со славословием и явным подхалимажем, проскакивает и такое:

>"Мы могли бы сбить больше, но вооружение слабовато. Если бы вместо ШКАС стояли БС..."

>"Но и здесь нас немного подвело вооружение: у ШВАК почти на всех самолетах была неотдача."

>"...потеряли свой один и лишь только потому, что у него не убрались шасси, не стали на замок (дефект завода)."

>"...ему не хватает только немного скорости, мотор слабоват и имеет много дефектов."

>То есть плохой мотор и вооружение слабое, да еще и дефектов сборки полно. Не фонтан, вообще-то!

Письмо легко можно показать ИВС при визите и нажаловаться на низкую квалификацию завода или нехватку БС.

От SK
К amyatishkin (22.11.2006 11:27:03)
Дата 22.11.2006 11:50:49

Re: Как я...

>для продвигания своих машин. Если обратите внимание - из указанных недостатков все относятся на счет мотора, сборки самолета, отказов/недостатка вооружения.
>Письмо легко можно показать ИВС при визите и нажаловаться на низкую квалификацию завода или нехватку БС.
А это ведь голая правда. Конструктор создал идею, воплотил ее в опытный образец, предусмотрел технологичность. В чем его вина, что серийные машины отличаются от опытной машины? Почему он не должен продвигать свою машину? Потому что знает, что в серии ее угробят? Или он должен был выбивать себе другой мотор, завод, пулемет? И почему конструктор должен отвечать за изготовителей! У тех свои начальники (хорошо хоть в конкретном случае Яковлев мог влиять на директоров заводов). А что было до войны? Послали его с И-26 на 1-м заводе (и не только) и все.
Это серия должна тянуться за отлаженной опытной машиной, а не наоборот ОКБ должно исправлять огрехи серийных заводов.
СК

От ZaReznik
К SK (22.11.2006 11:50:49)
Дата 22.11.2006 13:33:04

Re: Как я...


>Конструктор создал идею, воплотил ее в опытный образец, предусмотрел технологичность.
Вот как раз технологичность особо и не предусмотрел, коль скоро в серии столь катастрофически качество подупало.

....

> И почему конструктор должен отвечать за изготовителей!
А это ИМХО наша порочная практика - разделение ОКБ и серийных заводов, последствия которой наш пост-СССРовский авиапром отгребает до сих пор. ИМХО - за самолет должна отвечать одна "вывеска", одна "фирма".

Другой вопрос, а насколько этично пинать именно Яковлева за то, что он пользовался определенными недостатками (хм...скорее особенностями) системы.

От SK
К ZaReznik (22.11.2006 13:33:04)
Дата 22.11.2006 16:05:45

Re: Как я...

Приветствую!
>>Конструктор создал идею, воплотил ее в опытный образец, предусмотрел технологичность.
>Вот как раз технологичность особо и не предусмотрел, коль скоро в серии столь катастрофически качество подупало.
Он надеялся, что серийный мотор будет с разбросом мощности плюс-минус 5 %, а серийный завод получил моторы с разбросом мощности 10 %.
Про моторы можно толковать еще много.Пока еще наши архивокопатели не дошли до фондов моторостроительных заводов. Уже по тому, что известно, можно плакать, а что еще предстоит открыть. Например, сколько моторов браковалось на заводах военной приемкой и как их завод переводил в разряд вполне годных (не списывал же).
Но и самолетостроители добавили чуть от себя. Если посмотреть на знаменитые "штаны" нагнетателя у семерок и девяток, то они все ручной сборки (кривые и косые, с отверстиями под шпильки размечаемыми ПО МЕСТУ, с вмятинами и т.д., а посему невзаимозаменяемые). Я далек от мысли, что на других типах машин эта деталь была лучшего качества изготовления. Потери же скоростного напора в каналах воздуховодов нагнетателя - одна из серьезных причин потери мощности.
И здесь минус на минус плюс не дает.
У Яковлева на опытном заводе медник с 20-летним стажем эти "штаны" как по лекалу выбил. А пацан в Новосибирске - выбивал по болвану, сам выбиваясь из сил. А другой такой же пацан варил швы вкривь и вкось, а третий эти швы зачищал - лишь бы ОТК приняло. Входные и выходные отверстия сошлись по шаблону - и хорошо. Как вот это должен был учесть конструктор? Правильно - применить штамповку и сварку-автомат. А где взять эти станки?
Сделать деталь проще - тоже не получится. Она как раз должна быть переменной кривизны и сужающегося сечения.
Мимоходом заметим, что на М-105 вход нагнетателя был прямоугольный, а на М-107 уже круглый. Как теперь сопрягать вход и выход "штанов"? Кто "подложил" эту свинью сразу ясно - Климов со товарищи. А "дерут" за недобор скоростей по постановлению ГКО Лисицина и Яковлева.
СК

От Claus
К ZaReznik (22.11.2006 13:33:04)
Дата 22.11.2006 15:51:45

Re: Как я...

>Вот как раз технологичность особо и не предусмотрел, коль скоро в серии столь катастрофически качество подупало.
Данные падали у всех серийных самолетов, а не только у Яков.
И Як здесь далеко не самый худший.

>> И почему конструктор должен отвечать за изготовителей!
>А это ИМХО наша порочная практика - разделение ОКБ и серийных заводов, последствия которой наш пост-СССРовский авиапром отгребает до сих пор. ИМХО - за самолет должна отвечать одна "вывеска", одна "фирма".
А как быть, если одну модель самолета несколько заводо выпускают.


>Другой вопрос, а насколько этично пинать именно Яковлева за то, что он пользовался определенными недостатками (хм...скорее особенностями) системы.
Он в этой системе работал и действовал по ее правилам. Также и другие конструкторы действовали.

От ZaReznik
К Claus (22.11.2006 15:51:45)
Дата 22.11.2006 16:09:38

Re: Как я...

>>Вот как раз технологичность особо и не предусмотрел, коль скоро в серии столь катастрофически качество подупало.
>Данные падали у всех серийных самолетов, а не только у Яков.
>И Як здесь далеко не самый худший.
Сравним с Bf-109G? :))

>>> И почему конструктор должен отвечать за изготовителей!
>>А это ИМХО наша порочная практика - разделение ОКБ и серийных заводов, последствия которой наш пост-СССРовский авиапром отгребает до сих пор. ИМХО - за самолет должна отвечать одна "вывеска", одна "фирма".
>А как быть, если одну модель самолета несколько заводо выпускают.
А как строились все те же Bf-109 на многих заводах разных фирм? Но за всё отвечал "Мессершмитт".
Точно также клепали на многих заводах в США, но первый ответчик - был один. А дальше он уже самостоятельно с субподрядчиками разбирался.

>>Другой вопрос, а насколько этично пинать именно Яковлева за то, что он пользовался определенными недостатками (хм...скорее особенностями) системы.
>Он в этой системе работал и действовал по ее правилам. Также и другие конструкторы действовали.
Ну дык вот по-этому и могли, например, про Бартини сказать, что он мол излишне увлекался опытным самолетостроением, но не доводил идеи до серии.

От SK
К ZaReznik (22.11.2006 16:09:38)
Дата 22.11.2006 16:26:02

Re: Как я...

>>>> И почему конструктор должен отвечать за изготовителей!
>>>А это ИМХО наша порочная практика - разделение ОКБ и серийных заводов, последствия которой наш пост-СССРовский авиапром отгребает до сих пор. ИМХО - за самолет должна отвечать одна "вывеска", одна "фирма".
>>А как быть, если одну модель самолета несколько заводо выпускают.
>А как строились все те же Bf-109 на многих заводах разных фирм? Но за всё отвечал "Мессершмитт".
А факты можно в студию? Ни разу не встречал воспоминаний, что пилоты ЛВ "нехорошо" отзывались о Мессах собранных на Физелере, например, или на другом заводе. А Вилли при этом вызывали к Шахту на ковер и трясли как липу. Или просто недоплачивали за каждый некачественный самолет н-ую сумму. Я лично с удовольствием посмотрел бы данные контрольных испытаний мессов разных заводов и серий выпуска немецкой военной приемкой. Как у них было в реале с разбросом скоростей? А то в мануале дано -5% и все.
СК

От ZaReznik
К SK (22.11.2006 16:26:02)
Дата 22.11.2006 18:09:53

Re: Как я...

хм...ну жалобы, например, на то что Bf-109G отличались наихудшым качеством сборки проскакивают в разных источниках, а вот какова была метода подачи жалобы и дальнейшей раздачи "кнутов без пряников" - самому интересно бы глянуть

У немцев, правда, была железобетонная отмазка: "Бомбили" (почти Саид к/ф "Белое солнце...")

От kalender
К SK (22.11.2006 16:26:02)
Дата 22.11.2006 17:01:44

Re: Как я...


>А факты можно в студию? Ни разу не встречал воспоминаний, что пилоты ЛВ "нехорошо" отзывались о Мессах собранных на Физелере, например, или на другом заводе. А Вилли при этом вызывали к Шахту на ковер и трясли как липу. Или просто недоплачивали за каждый некачественный самолет н-ую сумму. Я лично с удовольствием посмотрел бы данные контрольных испытаний мессов разных заводов и серий выпуска немецкой военной приемкой. Как у них было в реале с разбросом скоростей? А то в мануале дано -5% и все.
>СК
Не, не трясли... Мильх просто собирался его в концлагерь отправить за невыполнение его указаний. А завод поставить (или даже поставил) под внешнее управление РЛМ

От SK
К Owl-99 (21.11.2006 22:21:27)
Дата 22.11.2006 11:02:16

А результат

сбитых за 15 дней не липовый?
Там еще из той же оперы про м/ч: прибыло 13, летало 8. Да и о потерях своих немного вскользь сказано.
Кстати интересен пассаж по прикрытие истребителей других полков (это тех, которые на штурмовки ходили наверное).
СК

От Owl-99
К SK (22.11.2006 11:02:16)
Дата 22.11.2006 11:42:44

Re: А результат

>сбитых за 15 дней не липовый?
>Там еще из той же оперы про м/ч: прибыло 13, летало 8. Да и о потерях своих немного вскользь сказано.
>Кстати интересен пассаж по прикрытие истребителей других полков (это тех, которые на штурмовки ходили наверное).

С 25 июня по 11 июля 1942 г. летчикам полка засчитано 20 сбитых самолетов противника.

А вообще там много "липы" в этом письме. Во-первых, "братский" 283-му и дравшийся с ним бок-о бок 845-й иап той же дивизии ТОЖЕ летал на Як-7 (и прибыл в состав соединения немногим позже). Во-вторых, результаты боевой работы этих двух полков за один и тот же период лета 1942 г. примерно одинаковый - у 283-го 20 сбитых, у 845-го - 21. Воевавшая одновременно с 279-й иад на Волховском фронте 278-я дивизия на ЛаГГах тоже назавляла сбитых не слишком скромно...

Owl

От Alex
К SK (22.11.2006 11:02:16)
Дата 22.11.2006 11:17:01

Re: А результат

>Кстати интересен пассаж по прикрытие истребителей других полков (это тех, которые на штурмовки ходили наверное).

Не обязательно - в 42-м году 66-й ИАП на Як-1 очень много занимался прикрытием ЛаГГов 42-го ИАП, к примеру, которые были ударными при перехвате бомберов...

От SK
К Alex (22.11.2006 11:17:01)
Дата 22.11.2006 11:52:46

Это машин К-37 или обычных? (-)


От Alex
К SK (22.11.2006 11:52:46)
Дата 22.11.2006 12:05:59

Вот это не указано - документы-то я изучал 66-го ИАПа, а не 42-го:) (-)


От Rocket man
К Owl-99 (21.11.2006 22:21:27)
Дата 22.11.2006 08:29:22

Re: Там "между...


>То есть плохой мотор и вооружение слабое, да еще и дефектов сборки полно. Не фонтан, вообще-то!

>Owl


"Детские болезни" первых серий, плюс низкоквалифицированный труд рабочих на сборочных линиях. :)
Ладно, скажем так - в последующем Яки были "на уровне" для борьбы с немецкими истребителями. Ветераны это признают.

От Owl-99
К SK (21.11.2006 20:37:37)
Дата 21.11.2006 21:06:15

283 иап - вообще довольно "мутный" полк.

>Судя по ним в июне-июле 42 г. 283-й иап был не так уж и крут, как его описывал командир в письме Яковлеву.

Это, кстати, не ПВО-шный, а чисто ВВС-овский полк. 283-й иап ПВО - это который потом переименовали в 740-й, а еще позже - 144-й иап.

Это, армейский 283-й иап сначала был в составе РАГ-2 и потом в ВВС Волховского фронта на И-16, затем на Як-7 - в 279-й иад тоже наВолховском, а потом его передали впрямое подчинение командования 13 ВА для сопровождения арткорректировщиков. С победами полка полные непонятки: по периодам говорится, что на ишаках сбили 63 (но в документах ЦАМО нашлось только 4), затем не менее 22-23 - на Як-7 в 279-й иад (эти есть), и в 13 ВА - 15 (нет ни одной). Однако итоговая цифра побед полка представлена в документах как 81 сбитый с-т пр-ка (?????)...

Owl

От ИгорьД
К Owl-99 (21.11.2006 21:06:15)
Дата 22.11.2006 12:48:17

Re: 283 иап...

>Это, армейский 283-й иап сначала был в составе РАГ-2 и потом в ВВС Волховского фронта на И-16,

А неизвестно, где был полк в 1941 году? У меня в это время по нему дыра. :(

>...а потом его передали впрямое подчинение командования 13 ВА для сопровождения арткорректировщиков.

После прямого подчинения 13 ВА полк был включен в какую-то дивизию. Вот, только, в какую? По открытым источникам мне попадалась 215 ИАД. Но у меня подозрение, что это явная опечатка. По идее, это должна быть 275 ИАД, как тоже входящая в 13 ВА. Может кто-нибудь внести ясность?

Раз уж разговор зашел о 283 иап, вопрос по матчасти: никто не знает даты, когда полк пересел на Як-9?

С ув.
Игорь.

От Owl-99
К ИгорьД (22.11.2006 12:48:17)
Дата 22.11.2006 13:47:23

Re: 283 иап...

>>Это, армейский 283-й иап сначала был в составе РАГ-2 и потом в ВВС Волховского фронта на И-16,
>
>А неизвестно, где был полк в 1941 году? У меня в это время по нему дыра. :(

Полк введен в состав д/а 26.08.41. Вошел в состав РАГ-2 (Северо-Западный фронт). В январе переведен на Волховский фронт с непосредственным подчинением командованию ВВС фронта. 16.02.42 выведен в 5 ЗАБр Сибирский ВО и переучен на Як-7.

>>...а потом его передали впрямое подчинение командования 13 ВА для сопровождения арткорректировщиков.
>
>После прямого подчинения 13 ВА полк был включен в какую-то дивизию. Вот, только, в какую? По открытым источникам мне попадалась 215 ИАД. Но у меня подозрение, что это явная опечатка. По идее, это должна быть 275 ИАД, как тоже входящая в 13 ВА. Может кто-нибудь внести ясность?

В октябре 1944 г. (т.е. когда боевых действий Ленфронт уже не вел) 283 иап включен в состав 275 иад 13 ВА.

>Раз уж разговор зашел о 283 иап, вопрос по матчасти: никто не знает даты, когда полк пересел на Як-9?

Трудно сказать... Скорее всего, пересаживался постепенно с послучением новой МЧ и заменой Як-7 на Як-9 без переучивания.

Кстати, что такое 3 ЛКАК ??? В период сентябрь - декабрь 1943 283 иап находился в его составе. Боевой работы не вел.

Owl

От ИгорьД
К Owl-99 (22.11.2006 13:47:23)
Дата 22.11.2006 16:28:12

Re: 283 иап...

>Полк введен в состав д/а 26.08.41. Вошел в состав РАГ-2 (Северо-Западный фронт).

РАГ-2 впервые появляется в БЧС по состоянию на 01.10.41. Она находится в подчинении 4 ОА. Получается, что 4 ОА была на Северо-Западном фронте. А на 01.11.41, 01.12.41 РАГ-2 на Ленфронте. Ну, а дальше уже ясно.


>В октябре 1944 г. (т.е. когда боевых действий Ленфронт уже не вел) 283 иап включен в состав 275 иад 13 ВА.

Ясно. Значит, все-таки, 275-я.

>Раз уж разговор зашел о 283 иап, вопрос по матчасти: никто не знает даты, когда полк пересел на Як-9?

>Трудно сказать... Скорее всего, пересаживался постепенно с получением новой МЧ и заменой Як-7 на Як-9 без переучивания.

Может и так, конечно. Но в апреле-сентябре 1943 г. полк снова был в СибВО. Целых 5 месяцев. Явно на что-то переучивался. Я просто предположил, что это Як-9. И, кстати, получал ли полк в конце войны Як-3?



>Кстати, что такое 3 ЛКАК ??? В период сентябрь - декабрь 1943 283 иап находился в его составе. Боевой работы не вел.

Это 3-й Ленинградский контрбатарейный артиллерийский корпус. Он имел корректировщиков. Наверное 283 иап был подчинен 3 ЛКАК для их прикрытия. Но с октября 1943 г. 283 иап уже появляется в составе 13 ВА. Т.е. в этом самом ЛКАК он болтался всего месяц. И на этот месяц он, действительно, из БЧС за 1943 г. пропадает.

C ув.
Игорь.

От Owl-99
К ИгорьД (22.11.2006 16:28:12)
Дата 22.11.2006 16:42:40

Re: 283 иап...

>РАГ-2 впервые появляется в БЧС по состоянию на 01.10.41. Она находится в подчинении 4 ОА. Получается, что 4 ОА была на Северо-Западном фронте. А на 01.11.41, 01.12.41 РАГ-2 на Ленфронте. Ну, а дальше уже ясно.

Я все эти данные брал из "Исторического формуляра" полка. Они обычно заполнялись задним числом, частенько со слов ветеранов, долго служивших в полку. Судя по всему, существовал какой-то приказ примерно середины 1943 года, обязывающий авиачасти вести исторические формуляры. Поэтому неточностей и противоречий касательно 1941-42 годов в них обычно полно.

Owl

От SK
К Owl-99 (21.11.2006 21:06:15)
Дата 21.11.2006 21:18:09

(С) все интереснее и интереснее...

А что это за группа была в июле 42, о которой комполка сообщает?
СК

От Owl-99
К SK (21.11.2006 21:18:09)
Дата 21.11.2006 21:49:09

Re: (С) все

>А что это за группа была в июле 42, о которой комполка сообщает?

Да вроде не было там никакой особой группы, была 279-я иад - 283 и 845 иап. Сначала летали полками, а потом как повыбили, стали смешанными группами вылетать...

Owl