От М.Быков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.04.2004 01:23:10 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Версия для печати

Что ж, насладимся вместе Текстом Мастера ;)

© А.Станков “Поршневые истребители Як периода 1941-1945 ггг. в полках ВВС” Вып.2

Безудержно летят года, а мы вновь и вновь обращаемся к событиям грозных сороковых, к этой емкой и, кажется, необъятной теме. О войне вышло много книг, но лишь единицы из них содержат информацию, составленную на основе архивных документов и личных воспоминаний ветеранов. Выход в свет мемуаров, написанных по памяти, часто без указания точных дат событий и мест действия, забывая потери и победы, типичен для выпущенных в советское время сотен книг. Немецкие издания, издания их сателлитов и сочув-ствующих вообще занимались рекламой «немецкого порядка» и «немецких асов». Все это нанесло колоссаль ный ущерб стройности изложения нашей истории. Вопросы, которые задают теперь, повергают в шок и уны ние ветеранов тех лет. Знали бы они тогда, что придется доказывать «свои сбитые», то уж конечно каждый сохранил бы документ с датой и подтверждением победы, наверное, и снимок пленного немца, и повержен-ного самолета сохранили бы. Все думали тогда: «Мы победили! Что еще надо?». Теперь и этот, казалось бы, неоспоримый вердикт размывается сомнениями постперестроечных поколений «историков».
Это прежде всего от незнания многих факторов, приведших к Победе. Чтобы там ни говорили теперь а СССР со своим жестким плановым строем был мощнейшей, мобильной державой, без задержки, в неве роятных количествах выпускающей подготовленные кадры и технику. Если это умножить на природное упорство и бесстрашие, не говоря уже об историческом отношении к захватчикам — Европе была противо-поставлена грозная сила. Я не оговорился, сказав слово: «Европа». «Там» всегда считали нас «Востоком». И поход под руководством немцев — был походом Европы на Восток. О каком фашизме идет речь, если в наших полях в немецких касках лежат европейцы всех национальностей? Разве могла бы Германия «потянуть» такую войну, если бы не выгодно было ей помогать? В условиях капитализма война стоит денег, а бесплатных рабочих у нее не было — теперь, когда я заставил вас думать обобщеннее, представьте: какая армада со всей европейской промышленностью и ресурсами нам противостояла! В этих условиях неизбеж-ны были крупные потери. И мы их понесли, но и захватчики заплатили дорогой ценой. В разгроме этих сил одну из решающих ролей сыграли наши ВВС. По мнению автора, это единственный род войск, котг рый окупил затраты на свое содержание в Великой Отечественной войне
Сейчас очень часто задают вопрос: «Чьи пилоты были сильнее: наши или немецкие"» Анализируя воздушные бои, проведенные с лучшими немецкими асами, скажу однозначно: «Наши пилоты — лучшие в мире!» Ибо как можно еще расценить бои, где немцев в два-три раза больше, где летают они на «короле истребителей» — Ме-109 или на «непобедимом» ФВ-190 и теряют при этом аса с «Рыцарским Крестом» и счетом, названным немцами за 100, 200 побед? И сбивают этих «тузов» — сержанты, лейтенанты! Наших асов так не сбивают!
Наша летная школа была лучшей в мире, наши самолеты были рассчитаны на пилотаж, летчики бы-ли бесстрашны, именно поэтому 90% немецких пилотов с «Рыцарскими Крестами» было сбито здесь, на «Восточном участке фронта» - как его называли захватчики. Свою лепту в уничтожение летной элиты про-тивника внесли самолеты ОКБ Яковлева А.С.: И-26, Як-1, Як-1б(м), Як-7б, Як-7Б, Як-7ДИ, Як-9, Як-9т Як-9Т-37, Як-9д, Як-9ДД, Як-9М, Як-9Т-45, Як-9у, Як-3.
«Яки» были простыми, удобными, пилотажными и хорошо вооруженными машинами, которые в руках опытных пилотов были грозой самолетам Люфтваффе. Только неграмотное использование сил истребителей, ввод необстрелянных новичков без спецподготовки и неравные условия боя были причинами потерь на фрон-тах. Очень часто в зарубежных источниках приводятся сравнения различных модификаций «мессершмидтов-109 и «фокке-вульфов-190» с «яками». Это сравнение вполне резонно, так как при всей той массе самолетов «вое точного» фронта это были единственные достойные противники для всех модификаций «яков».
Основная концепция этих немецких машин была такова: максимальная скорость плюс мощное вооружение. Сама идеология «Блицкрига» требовала этого: оружие нападения, охоты. Тактика обороны вообще не рассматривалась.
Исходя из этой концепции основные характеристики самолетов в сравнении выглядят так, как указано в таблице 1 (максимальная скорость + вооружение). Сразу замечу, что характеристики поданы для высот от 3000 до 4500 м - основные высоты, на которых проходили воздушные бои. Конечно, некоторые модификации немецких и наших самолетов имели и большие максимальные скорости, но в таблице взят за основу основной парк. Кстати, и у немцев и у нас в ходе серийного производства и использования в полевых условиях, расчетные характеристики снижались. Немцам, непривычным к нашей суровой зиме и дождям, превращающим в болото полевые аэродромы, было особенно трудно обслуживать свою технику, часто дающую сбои в работе. Это то, что касается скорости. Основное преимущество «яка» в вираже, маневрах, которые он делал быстрее Ме-109 и ФВ-190. Основная масса сбитых немецких самолетов зависела именно от грамотного использования этих качеств «яка». Безусловно, какой бы хорошей ни была техника - все зависит от пилота, владеющего ею. Как правило, «яки» получали летчики, ранее летавшие на И-16, И-153, И-15бис, очень вертких, маневренных машинах. Летать на них было одно удовольствие, но и от пилота они требовали особых качеств. Легкое отклонение ручки управления - и машина делала немыслимые повороты. Пилотаж, осо-бенно на И-16, требовал постоянной мобилизации пилота вплоть до посадки. Отсутствие радио - подсказки с земли - вырабатывало особые качества у пилотов «видевших на 360 градусов» и принимавших самостоятельно мгновенные решения.
Все эти укоренившиеся и отработанные в училищах и в полках приемы летчики использовали на ско-ростных «яках». Заставляя летать «як» так, как это делал «ишак» (И-16), многие в первых же боях одержали победы. В полках часто совершенствовалась тактика, вырабатывались новые приемы ведения воздушного боя, делались рационализаторские предложения по улучшению боевых качеств «яков». Многие из этих предложений превратились в массовые серии. Некоторые машины механики «доводили» индивидуально -лакировали до зеркального блеска, форсировали двигатель, снимали или устанавливали новое вооружение. «Яки» всех модификаций были грозным оружием. Ю-87-е, Ю-88-е, Хе-111-е были обречены, если шли без прикрытия. Больше «форы» ветераны дают только До-215-м, которые сбить было сложнее, да и замечено, что их, как правило, пилотировали более опытные пилоты. Серьезным конкурентом в 1941-1942 гг. был встречающийся на фронтах Хе-100 (Хе-113 - как у нас его чаще называли). Самолет имел высокую ско-рость, но при этом уступал в маневренности. А при чрезвычайно уязвимой системе охлаждения, находившейся в плоскостях, часто становился жертвой ШКАС-ов не только «яков», МиГ-3, ЛаГГ-3, но и более ти-хоходных машин. Однако на этих самолетах летали очень опытные пилоты. Машины же, использовавшиеся итальянцами и финнами, типа «Фиат» G-50, «Макки» МС-200 и 202, «Реджиани» Re-2000, «Капрони», - бы-ли легкими победами для летчиков, пилотирующих «яки». С самолетами типа «Моран-Сольнье» МС-406С1, «Фоккер» D.XXI, «Фоккер» D.XXIII, Бристоль «Бульдог» IVA, Глостер «Гладиатор» Мк.1, Брустер «Буф-фало» с удовольствием дрались И-16 и «чайки», а уж для тех, кто был на «яках» - было делом выхода на дистанцию огня.
Лучшей оценкой нашей отечественной техники является и такая историческая деталь: с 1942г. по 1944г. (не говоря уже о победном 1945г.) нам досталось очень много трофейной исправной техники. Из Me-109 и ФВ-190 можно было создать несколько дивизий. Но в этом не было нужды - летчики, безусловно, предпочитали нашу технику немецкой. Еще один рекорд у «яков» - воздушные победы над не-сколькими Ме-262 на «Восточном» участке фронта. Не могу сказать, чем это обусловлено, но у других типов самолетов, кроме Ла-7 Кожедуба нет побед над Ме-262.