От karlenko Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.12.2004 13:21:45 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Может было уже: гибель капитана А.Л. Тарасова

СМОЛЕНСКАЯ НАХОДКА

(из статьи к.и.н. С.И. Садовникова «Фронтовые страницы: Возвращение с боевого задания через 57 лет», опубликованной в «Вестнике архивиста», № 3, 2001. С. 295-303)

При проведении поисковых работ в Гагаринском районе Смоленской области членами военно-патриотического объединения «Память» в лесисто-болотистой местности было обнаружено место падения советского самолета военной поры. В связи с этим Ассоциация «Военные мемориалы» организовала и провела в феврале 1999 г. поисковую экспедицию по изучению обломков боевой машины. В раскопках участвовали члены ВПО «Память» (г. Гагарин) и сотрудники Историко-архивного поискового центра «Судьба» (г. Москва). По снежным покровом, достигавшим метровой высоты, и слоем крепкого льда был заложен раскоп площадью 3 x 5 метров. В результате самоотверженного труда участникам экспедиции постепенно удалось извлечь из мерзлой земли детали самолета Як-1: стойки шасси, куски плоскостей, обгоревшие фрагменты фюзеляжа, лопасти, вооружение самолета. Но самое главное – на глубине более трех метров в глинистом слое были обнаружены останки пилота, планшет с документами и авиационными картами, парашют, а в куртке летчика – талоны на питание, расческа, трубка, часть поясного ремня. По обнаруженным документам удалось установить имя военного летчика: капитан Тарасов Анатолий Леонидович.

При раскопках на месте падения Як-1 установлено, что самолет был подбит и горел еще в воздухе, а боезапас пилота был почти полностью израсходован. Это означает, что летчик вел бой до последней возможности.

За сведениями о фронтовой биографии капитана А.Л. Тарасова я обратился в Центральный архив Министерства обороны (г. Подольск). По архивным документам было установлено, что погибший пилот – кадровый военный, в РККА служил с 1929 г. и был уроженцем с. Тогузтемир Каширского района Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Капитан А.Л. Тарасов был назначен командиром эскадрильи 236-го истребительного авиаполка 17 июня 1942 г., а с 9 августа 1942 г. числился пропавшим без вести.

Напряженные воздушные бои того периода нашли отражение в скупых строчках оперативных сводок 201-й авиадивизии, входившей в состав 1-й Воздушной армии. Вот выдержка из оперсводки № 80 за 7 августа 1942 г.: "« 20.45 в районе прикрытия войск на высоте 400-500 метров четыре Як-1, ведущий – капитан Тарасов, заметили двенадцать самолетов «Юнкерс-88» под прикрытием десяти «Мессершмиттов-109». В результате боя капитан Тарасов сбил один «Юнкерс-88», старший сержант Лысцов – один «Юнкерс-88», сержант Харин – один «Мессершмитт-109…». В журнале учета боевых потерь частей 10-й гвардейской истребительной авиадивизии (она же 201-я истребительная авиационная дивизия до августа 1943 г.) за 1942 г. значится: «236-й истребительный авиаполк: 8 августа 1942 г. сбит в воздушном бою самолет Як-1, район цели Воскресенское (17 км южнее населенного пункта Погорелое Городище), экипаж – командир эскадрильи капитан Тарасов А.Л.».

И вновь обратимся к оперативным сводкам, чтобы узнать, как провел свой последний воздушный бой командир эскадрильи А.Л. Тарасов. В оперсводке № 81 на 8 августа 1942 г. сказано: «В 19.00-20.00 четыре Як-1 (ведущий – комэск капитан Тарасов) в районе Воскресенское на высоте 1000 метров вели воздушный бой с четырьмя группами «Юнкерсов-88» по 5-6 в группе под прикрытием «Мессершмиттов-109». Наши истребители атаковали бомбардировщики противника, в результате атаки бомбардировщики бомбы сбросили беспорядочно, а некоторые ушли не сбросив бомб. Капитан Тарасов таранил «Юнкерс-88». Тарасов с задания не вернулся». Так героически воевал командир эскадрильи капитан Тарасов, выполнив свой воинский долг до конца.

В архиве сохранились также сведения о родственниках: его жена – Тарасова (Бабурова) Мария Александровна, родилась в Москве в 1913 г. и в 1945 г. проживала в г. Чкалове. Таким образом, оставалась надежда на то, что удастся разыскать родственников.

Торжественная церемония захоронения останков капитана А.Л. Тарасова была проведена 6 мая 1999 г. Ассоциацией «Военные мемориалы» на воинском мемориальном кладбище «Снегири» в Истринском районе Московской области.

5 мая в «Комсомольской правде» была опубликована моя статья «Когда боезапас кончился, он пошел на таран», которая рассказывала о результатах проведенной поисковой экспедиции, обнаружившей самолет. Мы надеялись на то, что откликнуться родственники капитана А.Л. Тарасова, командира эскадрильи 236-го истребительного авиаполка 201-й истребительной авиадивизии 1-й Воздушной армии, 57 лет числившегося не вернувшимся с боевого задания, т.е. пропавшим без вести.

Через три недели после публикации на мое имя пришло письмо с почти невероятным известием о том, что в Рязани живет 86-летняя вдова героя – Бабурова (Тарасова) Мария Александровна, а в Москве ее сестра Елизавета Александровна.

Почти 60 лет жена пыталась узнать что-либо о фронтовой судьбе своего мужа, однако все ответы из официальных инстанций были неутешительны: «пропал без вести». Все эти долгие десятилетия Мария Александровна была верна памяти мужа. В семье бережно хранились фронтовые письма и фотографии Анатолия Леонидовича. Ежегодно в День Победы жена и близкие с волнением смотрели телепередачи – не промелькнет ли среди имен участников войны и его имя… В одной из телепередач 9 мая 1999 г. были повторены кадры торжественного предания земле останков летчика А.Л. Тарасова, а вскоре кто-то из друзей показал статью в «Комсомолке»… Сомнений не оставалось.

По приглашению Ассоциации «Военные мемориалы» вдова с сестрой посетили обретенную, наконец, дорогую могилу на воинском кладбище «Снегири», после чего осмотрели в музее Ассоциации экспозицию, посвященную капитану А.Л. Тарасову, в которой были представлены извлеченные с места падения обломков самолета Як-1, личные вещи, документы военного летчика и его парашют. Среди личных вещей погибшего Мария Александровна узнала два шелковых носовых платка, которые она дала мужу при расставании.

Взято: http://www.pomorsu.ru/Departments/Hist/discusVOV.htm