"Что касается вклада США и Англии в разгром ВВС фашистской Германии, то он был сравнительно невелик. За время второй мировой войны англо-американская авиация уничтожила лишь 32 800 немецких самолетов (из них [55] 68% на аэродромах), а советская авиация с 1941 по 1945 г. — более 57 тыс., т. е. почти в 1, 8 раза больше. При этом нельзя забывать, что ВВС США и Англии действовали в благоприятной обстановке, при наличии многократного превосходства в воздухе. С 1941 по 1943 г. включительно, когда авиация противника обладала наибольшей силой, ВВС США и Англии вывели из строя только 10 050 немецких самолетов, а советская авиация — более 35 700 {47}, или в 3,5 раза больше. Все эти цифры убедительно показывают подлинную роль ВВС стран антигитлеровской коалиции в борьбе с авиацией противника и помогают восстановить историческую истину.
Авиация противника потеряла в воздушных боях более 43 тыс. самолетов. Кроме того, огнем зенитной артиллерии было сбито свыше 19 тыс. боевых машин. Стало быть, общий урон немецкой авиации в воздухе составил более 52 тыс. самолетов. Это обусловило, в свою очередь, огромные, невосполнимые потери летного состава.
Из 77 тыс. самолетов противника, уничтоженных на советско-германском фронте, более 57 тыс. приходится на долю нашей авиации{50}, в том числе свыше 48 тыс. было [57] выведено из строя фронтовой и дальней авиацией, более 4900 — авиацией Военно-Морского Флота и 3930 — истребительной авиацией ПВО страны.
Из 57 180 самолетов, уничтоженных советской авиацией на советско-германском фронте, более 44 тыс. были сбиты в воздушных боях и 13 тыс. — выведены из строя на аэродромах{61}. Отсюда видно, что решающее значение [86] в разгроме авиации противника во время Великой Отечественной войны имели воздушные бои и сражения, в ходе которых уничтожались не только самолеты, но и в 70–80% случаев погибали летные экипажи.
Истребительная авиация являлась главным средством борьбы за господство в воздухе в течение всей войны. Если все самолеты противника, сбитые фронтовыми истребителями, принять за 100%, то на 1941 г. приходится 17,7%, 1942 г. — 23,5%, 1943 г. — 28,5%, 1944 г. — 20,4% и 1945 г. — 9,9% {63}. Как видим, наибольшие потери немецкая авиация несла в воздухе в 1942–1943 гг., когда борьба за господство в воздухе носила особенно ожесточенный характер.
Анализ показывает, что в 1941 г. наша фронтовая авиация в среднем ежемесячно затрачивала на уничтожение авиации противника на аэродромах 1116 самолето-вылетов, в 1942 г. — 1452, в 1943 г. — 1247, в 1944 г. — 1027 и в 1945 г. — 2148 самолето-вылетов. Если все самолеты противника, уничтоженные на аэродромах, принять за 100%, то из них на 1941 г. приходится 15,6%, на 1942 г. — 33,3%, 1943 г. — 32, 4%, 1944 г. — 12,9% и на 1945 г. — 5,8% {65}. Следовательно, борьба с авиацией противника на аэродромах также наибольший размах носила в 1942–1943 гг."