От Drachen
К Rayak
Дата 15.12.2005 23:38:52
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Re: Ладно, правда...

>А у Монголии в то время были какие-то ВВС? :-))))

Вообще-то были. Причем еще с двадцатых годов.

От Rayak
К Drachen (15.12.2005 23:38:52)
Дата 15.12.2005 23:42:29

Неужели?

>Вообще-то были. Причем еще с двадцатых годов.

А есть какая-нибудь информация о ВВС Монголии 20-40 годов?

RAYAKS! AN AVANT!

От deruluft
К Rayak (15.12.2005 23:42:29)
Дата 17.12.2005 22:53:34

Re: Неужели?


>А есть какая-нибудь информация о ВВС Монголии 20-40 годов?
Есть. Достаточно подробная про 38-39 гг

От amyatishkin
К Rayak (15.12.2005 23:42:29)
Дата 17.12.2005 13:16:32

Вот главка из книжки "Халхин-Гол в огне"

Чуть можно намотать на ус. Первые истребители в МНР и т.п.


С оценкой «отлично»
Дугарын Тунга,
заслуженный летчик МНР, во время боев — командир авиационного отряда

Халхин-гольские бои я встретил 23-летним парнем в должности командира отряда самолетов Р-5 при летном училище.
В начале июля 1939 года меня к себе вызвал командующий ВВС командир бригады Зайсанов и приказал явиться через день в 9 часов утра на аэродром для гражданских самолетов (речь идет о теперешнем аэропорте в Буянт-Уха) с тем, чтобы вылететь в район Халхин-Гола. Согласно приказу, я передал командование отрядом и в назначенное время прибыл на аэродром. Здесь я встретил пятерых моих коллег. Это были Гансурэнгийн Радна, Дугарын Цэрэндорж, военные летчики МНР Хандын Сэнгэ, Цэрэн-Онолтын Жамбалдорж из второго авиационного полка и летчик-инструктор Тумэнгийн Тумур из нашего летного училища. На аэродроме находилось еще семь техников — среди них старшие техники Санжмятавын Тудэв и Сономын Нэргуй. Нам было приказано лететь в район Тамцаг-Булака.
Через день мы уже туда летели. Приземлились на аэродроме Тамцаг-Булака в полдень. В то время тыловой базой по отправке на фронт людей и техники командовал бывший партизан Дамбадаржа. Он сообщил, что нас ожидает младший офицер из советского авиационного полка. В истребительный полк, находившийся в 80 километрах от Хамар-Даба, что восточнее Тамцаг-Булака, выехали на автомашине.
Мы, шестеро пилотов, авиационный инженер Дорж и советник, поселились вместе. Техники разместились в соседней юрте. Командный пункт, столовая летчиков располагались в блиндажах. Через день прибыли летчик-инструктор Жаров и инженер Раковский. Нас ознакомили с программой обучения на истребителях и с инструкциями. [41] В тот же день приехали командир бригады Зайсанов и советник Демченко. Они дали конкретные указания о новых полетах в тыл противника и по уничтожению его резервов. Мы получили приказ освоить новые истребители и быть готовыми к выполнению боевых вылетов. Зайсанов днем учился вместе с нами, а ночью руководил полетами.
В монгольской авиации тех лет еще не было истребителей. Нам сказали, что мы — первые летчики-истребители ВВС и никто посторонний не должен знать о том, что мы делаем. Мы даже ничего не писали родным и близким об этом. За короткое время монгольские летчики и техники изучили двигатели и материальную часть истребителей.
Примерно 20 июля мы приступили к летной практике под руководством летчика-инструктора Шарава. Худощавый, небольшого роста, лет тридцати, он оказался очень строгим и требовательным инструктором. Мы знали назубок все элементы высшего пилотажа, применяемые во время боев, умели сажать машину на незнакомых аэродромах, летать в строю, экономить топливо — этому научил нас инструктор Шарав. Все мы очень уважали его.
Где-то в начале августа вместе с Зайсановым мы, семеро летчиков, перешли с оценкой «отлично» на истребители. Первым пробный полет выполнил Зайсанов. Это было знаменательным событием для нас. Вторым был я. Против ожидания я не волновался и не суетился. Выполнил, взлет и посадку хорошо. Все прошло как надо. В тот день все члены нашей группы провели самостоятельные полеты.
24 и 25 июля 1939 года произошли особенно ожесточенные бои недалеко от района нашего базирования. Мы видели, как мастерски дрались советские летчики. На наших глазах они сбили четыре самолета противника.
Нелегко было научиться выполнять строго по правилам боевые и учебные полеты, вести воздушные бои, во время которых, кроме всего прочего, летчику-истребителю приходилось испытывать большие физические нагрузки. Не так редки были случаи, когда на секунду-другую темнело в глазах и случались обмороки. Если в мирное время на истребителях летали по 2—3 часа в день, то теперь приходилось выполнять боевые и учебные полеты [42] в течение 6—8 часов. Физически это было тяжело, но нам придавало силы то, как советские летчики сражались и побеждали врага.
К 20 августа мы успешно завершили программу обучения и стали первыми монгольскими летчиками-истребителями и техниками этих машин. Хочется отметить, что среди нас своим летным мастерством выделялся Гансурэнгийн Радна.
В боях на Халхин-Голе активно участвовала как наша авиация, так и вражеская. Раньше такого не наблюдалось. На первых порах противник, используя численное превосходство, атаковал. 27 июня 1939 года вражеская авиация в составе более чем тридцати самолетов подвергла бомбежке центр Восточного аймака — Баян-Тумен. Но недолгим было ее численное превосходство. Уже в июне 1939 года из Москвы к нам на подмогу прибыли такие известные советские летчики, как Герои Советского Союза Г. П. Кравченко, С. И. Грицевец, И. А. Лакеев, В. Г. Рахов, и многие другие. Фронт получил новейшие машины. Произошел коренной перелом в действиях авиации. Вскоре японцы утратили свое господство в воздухе. Со 2 по 29 июля советские летчики сбили и уничтожили в воздушных сражениях в общей сложности 150 истребителей и бомбардировщиков противника.
С июня 1939 года командование советской авиацией на Халхин-Голе принял Я. В. Смушкевич, знаменитый летчик, ставший одним из трех дважды Героев Советского Союза на Халхин-Голе. Я. В. Смушкевичу принадлежит значительная заслуга не только в умелом руководстве боевыми действиями, но и в организации в короткий срок обучения летчиков-истребителей и последующем совершенствовании их летного мастерства, ведении воздушных боев. Подвиги советских летчиков золотыми буквами вписаны в историю Дружбы монгольского и советского народов, в историю дружбы вооруженных сил наших стран. Теперь на Халхин-Голе господствовала в воздухе советская авиация.
Уже после халхин-гольских событий в самое тяжелое время Великой Отечественной войны Советское правительство безвозмездно передало монгольской авиации десять истребителей. Была укомплектована первая в народной армии истребительная часть. Это еще одна блистательная страница в истории дружбы наших вооруженных [43] сил. Истребители показали себя с самой лучшей стороны. В 1944 и 1947 годах с их помощью мы успешно выполняли боевые задачи против чанкайшистов и казахских банд в районе горы Байтаг-Богдо на западных рубежах нашей страны.
Вспоминая события полувековой давности, иной раз я чувствую удовлетворение и тревогу. Как человек, знающий, почем фунт лиха на войне, я за то, чтобы всегда был мир. Всей душой поддерживаю мудрую политику Советского Союза, его неустанные усилия, направленные на то, чтобы отвести от человечества угрозу войны. Обращаясь к молодым, желаю, чтобы они жили без войн. Я уверен, что участие и реальный вклад во всеобщую борьбу за разоружение есть обязанность каждого честного человека. [44]

От Katz
К Rayak (15.12.2005 23:42:29)
Дата 17.12.2005 11:15:12

Re: Неужели?

>А есть какая-нибудь информация о ВВС Монголии 20-40 годов?

У меня есть кое чего по самому началу - когда наши поставляли им Юнкерсы и Р-1

От МИХАЛЫЧ
К Rayak (15.12.2005 23:42:29)
Дата 16.12.2005 06:08:27

Re: Неужели?

>А есть какая-нибудь информация о ВВС Монголии 20-40 годов?

Во время война монголы летали на Р-5, У-2 и по моему на И-15, и воевали с китайцами в 44. Там в поднебесной был полный бардак, и местные власти какой то провинции начали маленькую войну.
Источник - монография по Р-5.

От Drachen
К Rayak (15.12.2005 23:42:29)
Дата 15.12.2005 23:56:56

Была статья в Air Enthusiast

Правда, я запомнил оттуда только то, что летали монголы на наших самолетах, и ОЗ у них были весьма специфические - что-то буддийско-пиктографическое красного цвета...

От Katz
К Drachen (15.12.2005 23:56:56)
Дата 17.12.2005 11:15:37

Re: Была статья...

>Правда, я запомнил оттуда только то, что летали монголы на наших самолетах, и ОЗ у них были весьма специфические - что-то буддийско-пиктографическое красного цвета...

А поискать не можете ? ;))
ОЧЕНЬ надо

От Drachen
К Katz (17.12.2005 11:15:37)
Дата 17.12.2005 12:19:01

Увы :(

>А поискать не можете ? ;))
>ОЧЕНЬ надо

В этом журнале мне нужна была только одна статья, я ее вырвал, а все остальное кому-то подарил. И сейчас даже не помню кому...