От Alex
К All
Дата 04.10.2005 20:25:31
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Вопрос ишаковедам! Есть два снимка И-16, которые не позволяют определить

модификацию. Однако на килях четкие серийные номера (или их куски) - 129 (или 429) и 863. Что можно сказать - какие это серии?

Заранее благодарен.




От ИгорьД
К Alex (04.10.2005 20:25:31)
Дата 06.10.2005 22:58:43

Какие-то странные номера для И-16.

Впервые такие вижу. Но если мыслить логически, получается следующее. Система нумерации «ишаков», установленная заводом №39, известна. Серийный номер должен начинаться с «12», в соответствии с номером ЦКБ-12, потом идут две цифры номера завода «39», а затем порядковый номер машины в серии. Полный серийный номер, например, 50-й машины завода №39 должен выглядеть как «123950».

У машин завода №21 нумерация подобная, за исключением того, что первые 1-2 цифры обозначали модификацию (тип) «ишака», следующие две цифры, как и в предыдущем случае – номер завода «21», а в конце шел порядковый номер машины в серии. Полный серийный номер, например, 50-го экземпляра И-16 тип 10 завода №21 должен выглядеть как «102150».

Хотя на верхнем фото, серийный номер начинается на «12», думаю, что это машина не 39-го завода, поскольку, во-первых, следующая цифра «9», а не «3», а во-вторых, номера на машины завода №39 наносились на ВО дважды. Полный серийный номер набивался на киле, и точно такой же напротив него на руле поворота. Т.е с каждой стороны луча звезды д.б. 5-6-значное число.

Кроме заводов №39 (Москва) и №21 (Горький) «ишаки» строились на заводах №153 (Новосибирск), №458 (Ростов-на-Дону, Баку), №600 (Урумчи), системы нумерации машин которых я не знаю. Но известно, что ГАЗ №458 выпустил 439 машин, а №600 – 143. Номер же на нижнем снимке – «863», т.е., если считать его порядковым, он явно больше, чем количество самолетов, выпущенных Ростовом и Урумчи. Зато ГАЗ №153 построил 1301 машину. Т.е. машина с порядковым номером «863» вполне могла быть новосибирской. Но тут есть одна закавыка: почти все новосибирские машины (без малого 1000 шт.) были УТИ-4! :) Остальные - типы 5 и 24.

Т.е., исходя из этих соображений и схожести серийной нумерации на обоих снимках, получается, что в обоих случаях на фото УТИ-4. :) Но если «ишаки» сняты в боевых частях, тогда я не знаю! :) Остается только спросить: «Это точно И-16, а не И-153, например?» По таким маленьким фрагментам можно и ошибиться. :)

С ув.
Игорь.

От Alex
К ИгорьД (06.10.2005 22:58:43)
Дата 07.10.2005 11:39:41

Re: Какие-то странные...

>Т.е., исходя из этих соображений и схожести серийной нумерации на обоих снимках, получается, что в обоих случаях на фото УТИ-4. :) Но если «ишаки» сняты в боевых частях, тогда я не знаю! :) Остается только спросить: «Это точно И-16, а не И-153, например?» По таким маленьким фрагментам можно и ошибиться. :)

Могу сказать, что это боевой полк, что это не УТИ и не И-153. Руля направления на обоих снимках не видно. Я почему-то думаю, что это какие-то куски номера, оставленные для внутриполкового потребления. Хотя - везде в документах полка самолеты обзываются по бортовым номерам:(

Вопрос еще интересует меня потому, что у самоля с с числом 129 на киле бортовой № 29, а вот с числом 863 из-за спины летуна выглядывает только кусочек округлой цифры, которая могет быть или 0, или 6 - хочу подвести базу под то, что это 63:)

От В.Марков
К ИгорьД (06.10.2005 22:58:43)
Дата 07.10.2005 09:32:31

Re: Какие-то странные...

>У машин завода №21 нумерация подобная, за исключением того, что первые 1-2 цифры обозначали модификацию (тип) «ишака», следующие две цифры, как и в предыдущем случае – номер завода «21», а в конце шел порядковый номер машины в серии. Полный серийный номер, например, 50-го экземпляра И-16 тип 10 завода №21 должен выглядеть как «102150».

На 21 з-де , в маркировке, после номера завода ставился номер серии, а потом номер машины в серии.
Например для скоростного рекодного перелета В.Гризодубовой готовился серийный И-16 №5210671.
В Армаде на стр.24 есть фотка в подписи к которой упоминается номер 521А477...
Правда указан завод 156 в Люберцах, но там ведь не было серийного выпуска Ишаков, только опытные работы с серийными машинами....




От ИгорьД
К В.Марков (07.10.2005 09:32:31)
Дата 07.10.2005 20:04:26

Re: Какие-то странные...

>На 21 з-де , в маркировке, после номера завода ставился номер серии, а потом номер машины в серии.

Да. Вы правы. Я писал по памяти, поэтому серию упустил.

С ув.
Игорь.