От ИгорьД
К All
Дата 26.05.2005 17:41:26
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; до 1936 г.; 1936-1945 гг.;

Авиачасти-участники боев у оз.Хасан

День добрый!

Есть у меня такой перечень авиачастей-участников боевых действий в период Хасанских событий:

2 шап
8 шап
10 бап
14 бап
36 бап
40 иап
47 иап
48 иап
55 бап
57 сбап
59 сбап
71 ап
79 ап
143 ап

Если возможно, попрошу его прокомментировать на предмет правильности и полноты.

Кроме того, в нем явно не хватает флотских полков. Не знаю, участвовали ли они в боевых действиях?

С ув.
Игорь.

От deruluft
К ИгорьД (26.05.2005 17:41:26)
Дата 26.05.2005 22:18:37

Re: Авиачасти-участники боев...

У меня есть список частей ДК фронта на 10.08,составленный в связи с событиями на Хасане.
Он вот такой:

2 шт. полк
8 шт. полк
40 истр. полк
47 истр. полк
48 истр. полк
49 АБ СБ
12 арм. разв. эск
21 арм. разв. эск
54 войск. разв. эск
59 войск. разв. эск
63 войск. разв. эск
8,10,13 арт.кор. отряды
14 ап ДБ-3
10 ап ТБ-3
25 АБ СБ

"Итого в боевой готовности ВВС Приморского направления 516 экипажей (без ВВС ТОФ). В непосредственной боеготовности с бомбами 196. Остальные тоже боеготовы, но летчики на аэродромах участвуют в занятиях."


Флотские части принимали участие, но их списка у меня нет.

Почему-то в этом списке нет понесших потерь 55 и 36 АП.

А так по Хасану надо смотреть статью Котельникова вАвиамастере (есть в интернете) и книгу Абросова В небе Испании (там немножечко есть в приложениях)

От ИгорьД
К deruluft (26.05.2005 22:18:37)
Дата 27.05.2005 10:35:20

Re: Авиачасти-участники боев...

Спасибо за дополнение!

>Флотские части принимали участие, но их списка у меня нет.

Беда с этими флотскими частями. :( Нет никакой информации. Могу только сказать, что 14 ИАП ВВС ТОФ участвовал почти наверняка.

>Почему-то в этом списке нет понесших потерь 55 и 36 АП.

Не знаю. Эти полки были в составе ДА от первого до последнего дня боев наравне с остальными.

>А так по Хасану надо смотреть статью Котельникова в Авиамастере...

Это у меня есть. Но там как-то обрывочно, полной картины не видно. Хотя, конечно, для меня открытия есть.

>...и книгу Абросова В небе Испании (там немножечко есть в приложениях).

ОК. Спасибо!

С ув.
Игорь.

От igord
К ИгорьД (27.05.2005 10:35:20)
Дата 27.05.2005 10:52:05

Re: Авиачасти-участники боев...

>Спасибо за дополнение!

>>Флотские части принимали участие, но их списка у меня нет.
>
>Беда с этими флотскими частями. :( Нет никакой информации. Могу только сказать, что 14 ИАП ВВС ТОФ участвовал почти наверняка.

>>Почему-то в этом списке нет понесших потерь 55 и 36 АП.
>
>Не знаю. Эти полки были в составе ДА от первого до последнего дня боев наравне с остальными.

>>А так по Хасану надо смотреть статью Котельникова в Авиамастере...
>
>Это у меня есть. Но там как-то обрывочно, полной картины не видно. Хотя, конечно, для меня открытия есть.

>>...и книгу Абросова В небе Испании (там немножечко есть в приложениях).
>
>ОК. Спасибо!

>С ув.
>Игорь.


1 иап ТОФ, 14 иап ТОФ . Эти же ИАПы участвовали в боях на о.Хасан( из книги "Крылья над морем").
С уважением
Игорь

От gull
К igord (27.05.2005 10:52:05)
Дата 28.05.2005 11:22:10

Re: Авиачасти-участники боев...

Добрый день,

Несколько комментариев к вышеприведенной информации

>>>Почему-то в этом списке нет понесших потерь 55 и 36 АП.

Они входили в состав 25 аб, которая присутствует в списке ув. deruluft-а

>1 иап ТОФ, 14 иап ТОФ . Эти же ИАПы участвовали в боях на о.Хасан( из книги "Крылья над морем").

В "Крыльях над морем" все же написано следующее:

"В ликвидации конфликта приняли участие три авиаэскадрильи ВВС Тихоокеанского флота. Эскадрильи вылетали более 20 раз на выполнение боевых заданий, при этом отличились капитан Н. В. Куценко, старшие лейтенанты В. С. Гаврилов, П. И. Сучков, лейтенанты В. А. Никитин, В. Г. Рыбалко, П. Г. Феденко, старшина пилот А. Т. Егоренко и другие.
Кроме того, 1-й и 14-й истребительные полки ВВС Тихоокеанского флота прикрывали переход транспортов между Посьетом и Владивостоком. Разведывательная авиация флота в сложных метеоусловиях вела разведку на море."

Т.е. строго говоря 1-й и 14-й иап в боевых действиях не участвовали и боевых вылетов не совершали, а из трех эскадрилий, которые действительно воевали, в статье Котельникова упомянута только одна – истребительная эскадрилья 10 сап ТОФ (11 И-15).

Про участие в боевых действиях 8 шап есть упоминание у М. Маслова в книге "Истребитель И-15бис":

"В 16.50 две эскадрильи 8-го шап - 17 ССС и 13 И-15 нанесли удар по противнику на высоте 68,8. Сброшено 365 АО-10. Один истребитель получил одну пулевую пробоину." (речь идет о событиях 1 августа)

Однако согласно статье Котельникова про ССС в Авиация и Время 6/2001 все 53 вылета ССС были совершены 2-м шап, да и вообще там 8-шап не упомянут в списке частей имеющих ССС.

Сахалинский 79 сап был создан только 31.08.39 на базе смешанной авиагруппы, которая к началу конфликта как раз совершала перебазирование на Сахалин и "по пути" приняла участие в боях. Про камчатский 71 сап вообще ничего сказать не могу, кроме того, что его участие в боях представляется маловероятным. Так же непонятно откуда в 38-м мог взяться 143 ап.

С уважением,

gull

От И15
К gull (28.05.2005 11:22:10)
Дата 29.05.2005 10:38:11

Re: Авиачасти-участники боев...

Приветствую!

В свое время тоже интересовался Хасаном. Тема эта очень интересная, но и весьма запутанная. Не умоляя заслуг Владимира Котельникова, надо отметить, что вопросов и по его материалу и по теме осталось ещё много. Это и касается авиабригад и подразделений выделенных непосредственно для боевых действий. В частности. касательно 2-го и 8-го ШАП.
В изученных мной документах везде упоминается только 8-й ШАП, причем не только в виде Р-5 в Шкотово, но и Р-Зет на Заимке Филипповского, а это как раз те которые должны были действовать над полем боя (21-я и 59-я РАЭ занимались же разведкой). Об этих полках добавлю, что на 14.08.38 г. 2-й полк имел в составе 51 Р-5, 8-й полк 19 Р-5 и 6 Р-Зет.
Эскадрилья И-15 14-го ИАП ТОФ упоминается часто, была и другая эскадрилья И-15 с ТОФ, но номер полка не указывается.

Кроме собственно боевых частей (полков, отдельных войсковых эскадрилий и отрядов) в районе боев должны были летать:
1)пограничники. Однако данных по самолетам Посьетского отряда найти не удалось (есть по Сахалинскому и Камчатскому).
2)если я правильно понял, самолеты полтавского укреп района 2 У-2.
3) Авиация 40-й СД, однако данных найти не удалось. По 32-й СД есть сведения , что на 26.07.38 г. имела 10 У-2. есть также упоминание 6 и 8.08.38 г. про авиазвено 3 У-2 то ли 32-й СД то ли 39-го СК.

С уважением.
Сергей

От gull
К И15 (29.05.2005 10:38:11)
Дата 29.05.2005 21:24:12

Re: Авиачасти-участники боев...

Добрый день,

>В изученных мной документах везде упоминается только 8-й ШАП, причем не только в виде Р-5 в Шкотово, но и Р-Зет на Заимке Филипповского, а это как раз те которые должны были действовать над полем боя (21-я и 59-я РАЭ занимались же разведкой). Об этих полках добавлю, что на 14.08.38 г. 2-й полк имел в составе 51 Р-5, 8-й полк 19 Р-5 и 6 Р-Зет.

А как тогда быть с двумя ССС потерянными в Шкотово 1 августа - у Котельникова сказано, что они были из 2 шап или и тут он не прав? И потом, если это был 8 шап, то как он мог выполнить 1 августа два вылета восьмеркой Р-Зет, если при одной потере (2 августа) на 14-е число в нем было только 6 Зетов? Кстати из приведенного Котельниковым количества боевых вылетов получается что боевыми считались только вылеты для удара по врагу, как я понимаю вылеты Р-Зет 21-й и 59-й раэ на разведку боевыми не считались (по Котельникову: "Весь день в воздухе "висели" Р-Зеты 21-й и 59-й эскадрилий" и тд). И еще вопрос по составу - в тех документах, что Вы цитируете есть разделение между Р-5, Р-5Ш и ССС? Т.е. согласно Котельникову(да и у Маслова в "Tupolev SB" то же самое) на Хасане боевые вылеты совершали только ССС, в то же время согласно тому же Котельникову (статья про ССС в АиВ) на Дальнем Востоке ССС были только во 2-м шап (кстати там же сказано, что во 2-м шап было еще и две эскадрильи на Р-10, но не указано на какую дату).

В общем, и в самом деле вопрос "весьма запутан":(

>Эскадрилья И-15 14-го ИАП ТОФ упоминается часто, была и другая эскадрилья И-15 с ТОФ, но номер полка не указывается.

А Вы можете что-нибудь сказать о достоверности информации Котельникова об эскадрилье И-15 10 сап ТОФ?

>Кроме собственно боевых частей (полков, отдельных войсковых эскадрилий и отрядов) в районе боев должны были летать:
>1)пограничники. Однако данных по самолетам Посьетского отряда найти не удалось (есть по Сахалинскому и Камчатскому).
>2)если я правильно понял, самолеты полтавского укреп района 2 У-2.
>3) Авиация 40-й СД, однако данных найти не удалось. По 32-й СД есть сведения , что на 26.07.38 г. имела 10 У-2. есть также упоминание 6 и 8.08.38 г. про авиазвено 3 У-2 то ли 32-й СД то ли 39-го СК.

За эти данные большое спасибо - очень интересно.

С уважением,

gull

От И15
К gull (29.05.2005 21:24:12)
Дата 29.05.2005 22:58:31

Re: Авиачасти-участники боев...

Приветствую!

>А как тогда быть с двумя ССС потерянными в Шкотово 1 августа - у Котельникова сказано, что они были из 2 шап или и тут он не прав? И потом, если это был 8 шап, то как он мог выполнить 1 августа два вылета восьмеркой Р-Зет, если при одной потере (2 августа) на 14-е число в нем было только 6 Зетов?

Освещение действий авиации на Хасане в документах (да и в мемуарах) желает много лучшего :-(
Статью Котельникова прочитал с большим интересом, поскольку он в отличии от меня, изучил какой то иной пласт документов. Какие документы более объективны сказать сложно, поскольку и в тех, что я видел противоречий достаточно.
В частности по одним данным 14.08.38 в ВВС 1-й армии всего значилось 70 Р-5 и 6 Р-Зет (2-й и 8-й ШАП, о чём говорили) и ни одного Р-10. По другим 05.08.38 в 1-й армии было:
в разряде штурмовиков (по иным сведениям только 15 неисправных самолетов):
28 (в т.ч. 2 неисправных) ССС.
10 Р-5
40 (в т.ч. 30 неиспр.) Р-10.
21 (в т.ч. 4 неиспр) Р-Зет
в разряде разведчиков-корректировщиков:
69 (в т.ч. 7 неиспр) Р-Зет
И т.д. и т.п.... Картина весьма и весьма путанная.


Кстати из приведенного Котельниковым количества боевых вылетов получается что боевыми считались только вылеты для удара по врагу, как я понимаю вылеты Р-Зет 21-й и 59-й раэ на разведку боевыми не считались
Примерно так. Не учёлся например и неудачный вылет 08.08.38 15 Р-10 на бомбардировку. Цель была закрыта туманом, бомбы пришлось сбросить в море.

И еще вопрос по составу - в тех документах, что Вы цитируете есть разделение между Р-5, Р-5Ш и ССС? Т.е. согласно Котельникову(да и у Маслова в "Tupolev SB" то же самое) на Хасане боевые вылеты совершали только ССС, в то же время согласно тому же Котельникову (статья про ССС в АиВ) на Дальнем Востоке ССС были только во 2-м шап (кстати там же сказано, что во 2-м шап было еще и две эскадрильи на Р-10, но не указано на какую дату).

Если ещё не сильно запутал, то в одном из документов действительно есть некое разделение (даты документа нет)
Среди самолетов участвующих в боевых действиях:
34 разведчика Р-Зет
21 штурмовик ССС

В резерве:
60 штурмовиков Р-10 и ЛШ-5
30 разведчиков Р-Зет.

>В общем, и в самом деле вопрос "весьма запутан":(
Более чем, для меня например открытием было, что высоты те мы так и не взяли (разве, что условно Заозерную, поскольку делили её с японцами) :-(

>А Вы можете что-нибудь сказать о достоверности информации Котельникова об эскадрилье И-15 10 сап ТОФ?
В морской авиации знаний у меня не много, даже не знаю был ли такой полк... Если был, то не исключено, что как раз другая эскадрилья И-15 как раз была с этого полка.

>С уважением,
Взаимно.
Сергей

От deruluft
К И15 (29.05.2005 22:58:31)
Дата 30.05.2005 01:04:13

штурмовики

У меня получается на 10.08
2 шт.ап: 18 Р-10, 23 ССС, 3 Р-5
8 шт.ап: 16 Р-5, 13 Р-Зет

От igord
К deruluft (30.05.2005 01:04:13)
Дата 30.05.2005 13:58:05

Re: штурмовики

>У меня получается на 10.08
>2 шт.ап: 18 Р-10, 23 ССС, 3 Р-5
>8 шт.ап: 16 Р-5, 13 Р-Зет

имею данные только на 1.10.38
2 лшап: 27 Р-10, 30 ССС
8 лшап: 18 Р-10, 21 Р-зет, 17 Р-5
и в остальных полках 1 ОКА числилось по 1-5 Р-5.

От ИгорьД
К igord (30.05.2005 13:58:05)
Дата 03.06.2005 16:16:33

И-5

А могли ли в каких-нибудь из перечисленных частей оставаться И-5?

По воспоминаниям Баршта, он мог их тогда видеть:

Дело в том, что тогда произошли т.н. «Хасанские события». С нашего аэродрома вылетали туда истребители, поэтому мы чувствовали, что там происходит. На наш аэродром производили посадку подбитые самолёты, а один лётчик, старший лейтенант Алиев, даже умер в самолёте. Это были истребители И-5, затем появились И-15 (впрочем, здесь я могу перепутать, потому что я тогда на типы самолётов не очень обращал внимание).

http://www.airforce.ru/history/ww2/barsht/index.htm

С ув.
Игорь.

От deruluft
К ИгорьД (03.06.2005 16:16:33)
Дата 03.06.2005 23:28:31

Re: И-5

>А могли ли в каких-нибудь из перечисленных частей оставаться И-5?

И-5 могли оставаться только в качестве учебных в эскадрильях, вооруженных И-15, а именно в 40, 47, 48 иап но обычно учебные самолеты (И-5, Ут-1, Ут-2, Ути4) почему-то в списки состава не включают)

От igord
К ИгорьД (03.06.2005 16:16:33)
Дата 03.06.2005 17:49:46

Re: И-5

>А могли ли в каких-нибудь из перечисленных частей оставаться И-5?

>По воспоминаниям Баршта, он мог их тогда видеть:

>Дело в том, что тогда произошли т.н. «Хасанские события». С нашего аэродрома вылетали туда истребители, поэтому мы чувствовали, что там происходит. На наш аэродром производили посадку подбитые самолёты, а один лётчик, старший лейтенант Алиев, даже умер в самолёте. Это были истребители И-5, затем появились И-15 (впрочем, здесь я могу перепутать, потому что я тогда на типы самолётов не очень обращал внимание).

>
http://www.airforce.ru/history/ww2/barsht/index.htm

>С ув.
>Игорь.

На лето 1938 у меня по 1 ОКА и 2 ОКА данных нет , а на 1.10.38 И-5 были в 47 иап - 1 испр/1 неиспр,
48 иап - 2/2.
более И-5 в полках 1 ОКА не было
С увуажением
Игорь