От badger
К М.Быков
Дата 07.10.2004 19:30:59
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Re: Я не...

>А победа полковника В.Сталина имела место быть 5 марта 1943 г. (сбит ФВ-190 в р-не Семкина Горушка )

А обтоятельства описаны?

Интересно подтверждаеться ли немецкими источниками...

От Nick Nytch
К badger (07.10.2004 19:30:59)
Дата 07.10.2004 21:06:16

Не-а, не подтверждается... (-)


От М.Быков
К Nick Nytch (07.10.2004 21:06:16)
Дата 07.10.2004 23:00:30

Ну, значит 6 пустышек... Не так много, в принципе - бывает и больше. (-)


От Nick Nytch
К М.Быков (07.10.2004 23:00:30)
Дата 11.10.2004 10:27:25

Вру, один Фоккер из JG26 есть, а больше нету...:-) (-)


От Мансур Мустафин
К Nick Nytch (11.10.2004 10:27:25)
Дата 11.10.2004 13:53:30

Re: Вру, один...

Привет!

Ну I/JG26, 10./JG26 воевали на восточном фронте.

С Уважением, Мансур.

От Nick Nytch
К Мансур Мустафин (11.10.2004 13:53:30)
Дата 11.10.2004 15:27:19

Мансур, я это знаю:-)

Только вот 10/JG26 под Старой Руссой не было...

>Привет!

>Ну I/JG26, 10./JG26 воевали на восточном фронте.

>С Уважением, Мансур.

От М.Быков
К Nick Nytch (11.10.2004 10:27:25)
Дата 11.10.2004 11:38:01

Ну, этого точно Вася завалил!!! :))) (-)


От М.Быков
К badger (07.10.2004 19:30:59)
Дата 07.10.2004 19:49:01

Re: Я не...

Салют!

>Интересно подтверждаеться ли немецкими источниками...

Это трудновато установить, поскольку всего в этот день 32 гиап заявил сбитыми 6 ФВ-190, причем 3 из них в одно время в р-не Семкиной Горушки... Так что если даже у немцев 1-2 самолета и упало, установить, кто именно сбил, не представляется возможным...

МБ

От Fishbed
К М.Быков (07.10.2004 19:49:01)
Дата 08.10.2004 12:59:29

Ой! Наступили на"любимую" мозоль...

Всем привет!
Тема до боли знакомая. Если кратко - согласен с Михаилом - 1 официально записанный Василию Сталину сбитый самолет противника. ИМХО совсем не факт, что это личная победа. Как миниум - групповая, как максимум - кто-то из друзей-"пилотяг" Ваське (так все его звали за глаза) "подарил" сбитый.

Что касается боевых вылетов, то ниже сокращенный вариант текста, который подготовил в рамках изучения истории 32-го ГИАП. Буду рад выслушать критику по поводу этого текста.

С уважением,
Сергей Исаев:

Все свои официально зафиксированные боевые вылеты и победы над воздушным противником полковник Сталин совершил в период февраля-марта 1943 г., командуя 32-м гвардейским истребительным полком. Однако в документах точное число боевых вылетов и число самолетов противника, сбитых В.И. Сталин, разнится.
10 марта 1943 года командир 210-й ИАД полковник В.П. Ухов подписал наградной лист, в котором говорилось: "В феврале 1943 года гвардии полковник В.И. Сталин вступил в командование 32-м гв. ИАП. Под его руководством полк, участвуя в Демъянской операции, произвёл 566 самолёто-вылетов, из них 225 боевых. Проведено 28 воздушных боёв, в результате которых сбито 42 самолёта противника. Гвардии полковник В.И. Сталин лично водил на боевые задания своих подчинённых и вёл воздушные бои... Достоин правительственной награды - ордена Красного Знамени" (Сухомлинов А.В. Василий, сын вождя. - М.: Совершенно секретно, 2001. - С. 99).
Как мы видим, в наградном листе не указывается число боевых вылетов Василия, также ничего не говорится и о сбитых им самолетах противника и весьма обтекаемо формулируется, что полковник Сталин "вел воздушные бои".
В журнале боевых действий 32-го ГИАП имеется запись от 5 марта 1943 г., согласно которой В. Сталин в воздушном бою сбил самолет ФВ-190. Эта информация подтверждается в донесении замполита полка майора Стемальщука, датированного 9 марта 1943 г.: «С 1 по 7 марта 1943 г. было сделано на сопровождение самолетов Ил-2 в район цели, а также прикрытие своих войск 227 боевых вылетов, проведено 10 групповых воздушных боев. Сбито 20 самолетов противника, из них ФВ-190 - 8 самолетов, Ме-109 - 12 самолетов. Образцы боевой работы показывали летчики-коммунисты: гв. старший лейтенант Лепин, сбивший 2 самолета Ме-109, гв. капитан Почечуев, сбивший 1 ФВ-190 и 1 Ме-109, гв. лейтенант Марков, сбивший 1 ФВ-190 и 1 Ме-109, гв. младший лейтенант Разуванов, сбивший 2 самолета ФВ-190. Один самолет ФВ-190 сбит лично гв. полковником Сталиным (Грибанов. Заложники времени.– М.: Воениздат, 1992)
Попутно заметим, что полковник Валентин Петрович Ухов, командир 210-й ИАД, ставшей 18 марта 1943 года 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизией, 18 мая 1944 года сдал командование дивизией полковнику В. Сталину. 30 ноября 1950 года генерал-майор авиации В.П. Ухов был арестован за "антисоветскую деятельность", которая выразилась в том, что В.П. Ухов в 1945 году вел среди сослуживцев и в 1949 году в кругу близких знакомых антисоветские разговоры, содержащие клевету в отношении отдельных руководителей государства. В сентябре 1952 года В.П. Ухов был осужден на 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Практически сразу после смерти И.В. Сталина 27 июля 1953 года В.П. Ухов был реабилитирован (Сухомлинов А.В., С. 96).
Как бы то ни было 11 марта 1943 года (через день, после подписания наградного листа) полковник В.И. Сталин был награжден орденом Александра Невского, статут которого определял боевые заслуги награждаемого следующим образм - за "командование авиаподразделением или частью, настойчиво и успешно совершившими ряд боевых вылетов, нанесшими жестокий урон живой силе и технике противника и без потерь вернувшимися на свою базу". Учитывая высокую результативность действий 32-го ГИАПа на Северо-Западном фронте в начале 1943 г., трудно не согласиться с таким поощрением В. Сталина.
Ветеран полка Герой России Ф.Ф. Прокопенко утверждает, что полковник Сталин сбил три самолета противника, из которых два сбитых Василием самолета Федор Федорович видел лично (Гвардия России, № 10, июнь 2003.). Об сбитых В. Сталиным самолетах противника неоднократно рассказывал, в том числе летом 2004 г. по эфире телеканала ОРТ, другой ветеран полка С.Ф. Долгушин. Ветераны полка также делились воспоминаниями о совместных боевых вылетах с Василием Сталиным.
Вспоминает Федор Федорович Прокопенко: "Шел воздушный бой. Василий со своим самолетом «пропал». Кричу по радио своему ведомому Шульженко: «Коля! Командир где?» Тот мне отвечает: «А х... его знает». Материться в воздухе Василий разрешал.
Смотрю, справа от меня метрах в 200 такая картина. Летит «худой», за ним - Василий, а за Василием еще один «худой». И море огня. Василий метров со 150 бьет по первому «мессеру», а второй - наверное, такой же «опытный», как и Вася, тоже метров со 150 бьет по Василию.
Никто ни в кого, конечно, попасть не может. Хотя первый «мессер» пошатывается. Видимо, Вася его «зацепил». Про себя думаю: «Эх, молодежь! Разве так надо воевать?» Скорость у «мессера» больше, чем у Як-1. Второй «мессер» Василия догоняет. Тут уже не до шуток. Точно так же убили Володю Микояна. Кричу Шульженко:
- Коля! Командира справа зажали. Пошли вверх на 70°.
Коля меня понимал с полуслова. Дали боевой разворот вправо на 70° с созданием максимальной перегрузки, а тут и этот «мессер», что Василия атакует, у меня внизу под носом, метров 50. Ну, здесь я и дал по нему короткую очередь. По кабине. Чтобы не мучался. Это ведь только молодежь по хвосту бьет. А мы, старики, работаем наверняка. (Прокопенко тогда было 27 лет. - С.И.). Уже после войны (в 1946 году – С.И.) Василий в одной компании подарил мне свою фотографию, на которой написал: «Спасибо за жизнь. Жизнь - это Родина». А почему он (Василий Сталин – С.И.) мне подписал портрет? Потому, что мы вместе летали, и я дважды выбивал у него из-под хвоста противника. Много летать ему не давали - уговаривали, мол, не надо, Василий Иосифович; у вашего отца старший сын погиб… Он соглашался, а сам своевольничал - летал." (Гвардия России, № 10, июнь 2003).
Весьма похож на предыдущий рассказ воспоминания Героя Советского Союза Сергея Федоровича Долгушина, который в феврале-марте 1943 года командовал 1-й эскадрилье 32-го авиаполка: "Василий полком командовал старательно, прислушивался к нам, более опытным летчикам: ведь хорошо летать и хорошо воевать - это не одно и то же. Как командир полка он по своему усмотрению мог делать боевые вылеты в составе любой эскадрильи, но чаще летал почему-то в составе моей. В течение февраля-марта 1943 года мы сбили несколько самолетов врага. С участием Василия - три.
Причем первым в этих случаях атаковал их он, именно после его атак эти самолеты теряли управление, а мы их уже потом добивали. По нашим летным законам их можно было засчитывать Василию, но он их считал «сбитыми в группе». Я однажды сказал ему об этом, но он махнул рукой и сказал коротко: «Не надо!»
5 марта 1943 года в составе другой эскадрильи нашего полка он сбил самостоятельно ФВ-190. Но я этого боя не видел. Однажды в бою он допустил ошибку, характерную для молодых летчиков, хотя был уже «стариком» (В.Сталину в это время было 22 года. – С.И.). Погнался за «фоккером», в горячке оторвался от ведомого Володи Орехова и был атакован шестеркой. Всей эскадрильей мы его выручали; вернулись на аэродром. Василий был полковник, а я капитан, он - командир полка, а я - комэск, правда, по возрасту он моложе был: я родился в сентябре 20-го, а он - в марте 21-го. В авиации у нас чинопочитание не очень развито. Отвел я его в сторонку и устроил свой «разбор полетов»: отматерил его как следует. Потом спросил у него: «Все понял?» Он ответил: «Все! Пошли на ужин». Вообще-то мы все его уважали, любили и даже немного гордились, что нами командует Сталин» (Сухомлинов А.В., С. 99).
Однако очевидец и участник событий С.А. Микоян в своей книге совершенно однозначно говорит: «Вопреки некоторым публикациям, я должен сказать, что Василий до этого (до февраля 1943 г. – С.И.) на фронте бывал только наездами в качестве начальника Инспекции и в боевых вылетах не участвовал…. Помню боевой вылет (всего их было, кажется, два), в котором решил участвовать Василий. Летчики пошли в район линии фронта большой группой, и там был бой. В группе были и прикомандированные к полку «ветераны» - полковники и подполковники. Возвращаясь, они не нашли аэродром из-за ухудшившейся погоды и сели в Старой Торопе, перелетев домой на следующий день. После этого на Василия записали один из сбитых в бою самолетов.» (Микоян С.А. Воспоминания военного летчика испытателя. – М.: Техника-молодежи, 2002. – С. 96)
1 июля 1944 года генерал-лейтенат авиации Е.М. Белецкий, командир 1-го гвардейского ИАК, в состав которого входила 3-я гв. ИАД под командованием полковника В.И. Сталина, подписал наградной лист, в котором говорится, что полковник Сталин "за лично произведенные 12 боевых вылетов и 1 сбитый лично самолет противника достоин правительственной награды ордена Красного Знамени" (Сухомлинов А.В., С. 116).
11 мая 1945 года командующий 16-й воздушной армией генерал-полковник авиации С.И. Руденко подписал другой наградной лист, в котором говорится, что "лично тов. Сталин за время участия на фронтах Отечественной войны произвел 26 боевых вылетов, сбил лично 2 самолета противника." А еще через несколько месяцев - 20 июля 1945 года, генерал С.И. Руденко подписал аттестацию на командира 286-й ИАД полковника В.И. Сталина, в которой говорится, что Василий Сталин "за время участия в Отечественной войне произвел 27 боевых вылетов, в проведенных воздушных боях сбил 2 самолета противника." (Сухомлинов А.В., С. 118).
Таким образом, по мере того как уходило в прошлое командование полковником В. Сталиным 32-м ГИАП, возрастало количество боевых вылетов и лично сбитых самолетов противника. Наверное, в этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что лейтенант Сталин стал полковником менее чем через 2 года после получения первого офицерского звания.




>Салют!

>>Интересно подтверждаеться ли немецкими источниками...
>
>Это трудновато установить, поскольку всего в этот день 32 гиап заявил сбитыми 6 ФВ-190, причем 3 из них в одно время в р-не Семкиной Горушки... Так что если даже у немцев 1-2 самолета и упало, установить, кто именно сбил, не представляется возможным...

>МБ