От М.Быков
К All
Дата 06.10.2004 18:47:39
Рубрики Прочее; Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.;

И еще о подаренных самолетах! :)) (табличка)

Салют!

Возможно, я всех уже достал этой темой, но "очень уж она замечательная" (с) :))

В копилке - вордовская табличка по подаренным самолетам (только истребителям), файл present.doc, конечно, заведомо неполная - на досуге восстанавливал (после давешней погибели винта) наскоро по источникам, что были в пределах протянутой руки вокруг стола с компом :).

Если у кого-нить возникнет желание дополнить (паверняка есть чем!!) - можно, наверное, прямо в этой ветке постить - чтобы файл туда-сюда 100 раз не тягать...

МБ

PS. Синий цвет - это слоганы, которых я лично на фотках не видкл и которые, в принципе, могут и по-другому звучать.

От Seeker
К М.Быков (06.10.2004 18:47:39)
Дата 08.10.2004 14:38:18

Ли-2 "От А.М. Сарского"

Есть записи и о других еропланах, надо смотреть, плюс возможны повторения.

От Sokol
К Seeker (08.10.2004 14:38:18)
Дата 08.10.2004 15:21:52

Re: Ли-2 "От...

ЕМНИП правильно должно быть: "От А.М. Сарскова"
С уважением.

От Василий
К М.Быков (06.10.2004 18:47:39)
Дата 08.10.2004 12:42:08

Еще немного

>Салют!

Названий много, но подробностей никаких:

Осенью 1941 года в Омской области шел сбор средств на авиаэскадрилью "Омский комсомолец"; в Омске в июле 1942 года собирали средства на авиаэскадрильи "Советский
артист" и "Омский осоавиахимовец"; комсомольцы и молодежь собирали средства на постройку авиаэскадрилий "Новосибирский комсомолец" (по инициативе
комсомольцев Нарымского округа), "За родину", "Новосибирский пионер", "Молодой колхозник Сибири", "Школьник Алтая". Колхоз "Родина" Новокузнецкого
района в 1942 году внес три миллиона рублей на строительство АЭ "За Родину", в последующем году колхозы и совхозы Кузнецкого района внесли уже 6 млн 800 тысяч рублей на строительство АЭ "За Родину". Коллектив Кемеровского коксохимического комбината собрал 1 млн 200 тысяч рублей на постройку боевой АЭ "Кемеровский коксохимик"; трудящиеся Кузедеевского, Таштагольского и
Мысковского районов Кузбасса собрали 2 млн 800 тысяч рублей на постройку авиаэскадрильи "Горная Шория". На постройку авиаэскадрильи "Дмитрий Менделеев" кемеровские азотчики внесли свыше 1300 тысяч рублей. 70-летний колхозник Кузедеевского района М.К. Бахарев из личных сбережений внес на строительство АЭ "За Родину" 77 тысяч рублей. Пионеры и школьники г. Киселевска (Кузбасс) сдали средства на строительство АЭ "Дед Мороз". Кроме того, в Кузбассе, собирались средства то ли на танковые колонны, то ли на АЭ "Комсомолец Кузбасса" и "Шахтер Кузбасса".

С уважением,
Василий.

От ИгорьД
К М.Быков (06.10.2004 18:47:39)
Дата 08.10.2004 10:57:13

Еще несколько

Фоток этих самолетов не видел, но названия записал. Это были эскадрильи построенные в 1941-1942гг. Вероятно Як-1 и Як-7:

"Архангельский комсомолец";
"Омский комсомолец";
"Сталинградский комсомолец";
"Комсомолец Грузии";
"Комсомолец Чувашии";
"Амурский колхозник";
"Кировский колхозник".

Пока все.

С ув.
Игорь.





От ZaReznik
К М.Быков (06.10.2004 18:47:39)
Дата 08.10.2004 10:53:03

Сборная солянка (сорри, за возможные повторы)

Книга “Lavockin La-7” (Milos Vestnik)

«Горьковский рабочий»
Надпись именно такая.
Ла-7 «14» - 2 фотографии – на одной ряд самолетов, на другой - мастер горьковского завода «Красное Сормово» Н.А.Кудрин передает самолет гвардии лейтенанту А.А.Бывалову (ссылка на ЦГАКФД и В.Романа)
Ла-7 «06» - приведена окраска со звездами, с чешской кокардой на коке и стрелой на капоте, машина принадлежала 2 чешскому ИАПу (позднее 12 авиаполк), есть фотография 1946 – ск.вс. этот же самолет (но уже с чешскими ОЗ) во время прочностых испытаний.
Ла-7 «49» - ** в “in action” дан серийный номер самолета 45210849
В тексте говорится, что как минимум 3 чешских Ла-7 имели надпись «Горьковский рабочий» – «06», «49», «95». 3-й самолет («95») также есть на одной из фотографий, но с правого борта. **В «in action» также прорисован чешский Ла-7 «64»

«Монгольский Арат»
Ла-7 «23» – окраска трехпушечного Ла-7; на капоте изображен гвардейский знак
Фото - Г.А.Лелюх (?) в кабине своего Ла-7, принадлежавшего 2-й эскадрилье «Монгольский Арат» 2 ГвИАП
В тексте достаточно много про 12 Ла-7 «Монгольский Арат», список летчиков (комэск к-н И.Т.Кошелев, замкомэск ст.л-т Н.Г.Марина; командиры звеньев ст.л-т М.И.Рябцев и Г.И.Бессолицын (?), летчики л-т Г.В.Уткин, л-т М.В.Баранов, мл.л-т И.А.Пилипович, мл.л-т А.Л.Лиховидов, мл.л-т Г.А.Лелюк, мл.л-т А.И.Хмарский (?); мл.л-т П.М.Харитонов; мл.л-т Д.Я.Подольский

кроме того по тексту упоминаются еще такие Ла-7:
4 летчика 9 ГвИАд (А.И.Покрышкин, Г.А.Речкалов, А.В.Федоров, А.И.Труд) на аэродроме московского завода №381 получили 21.X.44 эскадрилью Ла-7 – на борту фюзеляжа каждого самолета было написано «Александру Покрышкину от трудящихся Новосибирска», кроме того все машине были «красноносыми»….. Несмотря на гибель А.Клубова, предположительно эти Ла-7 так и остались в 16 ГвИАП. ** В воспоминаниях М.Покрышкиной говорится о Як-3, подаренном жителями Новосибирска лично А.И., на нем с немцами воевал…лучший болгарский ас Стоян Стоянов.
Эскадрилья Ла-7 «За Олега Кошевого» 171 ИАП **ЕМНИП это все-таки были не подарочные машины (подробнее надо смотреть мемумар И.Вишнякова – командира этой эскадрильи).

-----------------------
В одном из номеров «Крыльев Родины»
Р-39N-0 «01» «29033» Надпись «От школьников Мариуполя» по обоим бортам + на носу изображение летящей богини Победы (?Ники). На самолете в 1943-III.1945 воевал И.Бабак** (ГСС, 100 ГвИАП). После его перевода в 16 ГвИАП самолет был передан Г.Дольникову – богиня была закрашена, в носовой части были изображены 1,5 десятка звездочек и появились надписи «За Петю Гучка» (правый борт) и «За Ваню Бабака» (левый борт). ** Надо также смотреть его мемуар
-----------------------
«Аэроплан №12». Фотография на обложке – «Балашовский колхозник Саратовской области»
----------------------
«Красноярский Колхозник / Комсомолец / Рабочий»
В Гагинском «ВВС и ПВО» приведена фотография Н.Г.Соболева на фоне указанного Р-39 + есть цветной боковичок этого самолета. Там же указано, что от красноярцев было получено 10 самолетов – на правом борту гвардейский знак и белый б/н, а по левому – собственные названия («Красноярский колхозник», «Красноярский Комсомолец» и др.)
Самый первый «Red Stars» в подписи к фотографии сказано, что 3 Р-39 были названы «Красноярский комсомолец», 4 Р-39 «Красноярский рабочий», 3 Р-39 «Красноярский колхозник» (в ВвВ #45 – чуть другой расклад 4, 4 и 2)
---------------------------
Также в тексте «Первого Яка» упомянут Як-1 «48» (1 польский ИАП «Варшава»; М.Конечный) с надписью на русском и польском языках: «От польского патриота проф.Вольф-Мессинга – польскому летчику». После завершения подготовки к боевым действиям надпись (только на русском языке) была перенесена на другой Як-1 «13», а на предыдущем Яке надпись была закрашена. Некоторое время М.Конечный летал на обоих самолетах, но вскоре передал «новый» именной Як Е.Чижевскому, как наиболее отличившемуся при обучении.

-----------------------
Продолжая тему «сталинградских» // «саратовских» Як-1б
В мемуаре И.Степаненко говорится, что в XI-XII.42 он и С.Д.Шмалий получили по Як-1б от колхоза им.Чапаева и от колхоза «Стахановец» соотвественно. С.Д.Шмалий погиб весной 1943 на Кубани, предположительно на подарочном Яке, а вот Як Степаненко был передан в 3 ИАК

-----------------------
Тамбовский колхозник
**ЕМНИП надо смотреть мемуар ГСС Кожевникова и возможно его жены
-----------------------

Вид трудящих мiста Киева – фронту
В статье Станкова в одной из киевских газет – говорится о 12 Як-9, на которых серебрянкой была нанесена эта надпись.
2 фото: «Самый старший из киевских кондитеров Шевченко передает Як-9 гвардии старшему лейтенанту Ковалёву»; «Работница завода «Укркабель» Мигаль подарила Як гвардии капитану Зуеву»
По тексту – один из истребителей за 75.000 был куплен работницей «Украбеля» Мигаль, она вручила его штурману 73 ГвИАП ГСС М.А.Зуеву.
Еще один истребитель от коллектива фабрики им.Карла Маркса вручил самый старый из киевских кондитеров Шевченко (его вклад в приобретение самолета был самым большим).
На одном из этих истребителей защищала небо Киева младший лейтенант женского истребительного полка (т.е.586 ИАП).
Большинство самолетов воевали в Венгрии, ни один из них не был сбит.
В "Як-9. Рядовые небес» - фото Як-9Д, гв.л-т И.Пашаев, 13.IX.44

-----------------------

“Москва”
Подробнейшая статья про эскадрилью «Москва» была в одном из М-Хобби. Расписаны и б/н, и с/н, и летчики, многое другое.
-----------------------

Ново-Московский колхозник
ЕМНИП в мемуаре Скоморохова есть что-то про несколько самолетов в V.1944.
В Zlinek дана фотография, датируемая летом 1943.
В “in action” та же фотография, но с забавной надписью – капитан Н.И.Горбунов из эскадрильи Grigorij Kovskij сидит в своем Ла-5Ф, Тирасполь, Северо-Западный фронт, 1944.
-----------------------

“Капитану Белясник “
На жутко ретушированной фотке из книги «Испытатели ВВС» – «капутану БЕЛЯСНИК». Был куплен на личные средства летчика
П.Н.Белясник, поддержав тамбовских колхозников, собравших деньги на танки, внес 30.000 на постройку самолета, который и попросил передать лично ему. На нем он воевал до II.45

Также в книге «Испытатели ВВС» упоминается, что:
Жены командиров НИИ ВВС КА собрали 100.000 на постройку истребителей имени дважды Героя Советского Союза т.Супруна…
Л/с «моторного» отделения собрал 116.000
-----------------------

“Советская Грузия”
ИМХО – надо бы надпись и на грузинском изобразить (хоть и тяжело J)). Как минимум, один бортовой номер хорошо известен – «932»

От ZaReznik
К ZaReznik (08.10.2004 10:53:03)
Дата 08.10.2004 13:20:07

и вопрос

Надо ли фильтровать истребители, штурмовики, бомберы?
Или всех в одну кучу?

От М.Быков
К ZaReznik (08.10.2004 13:20:07)
Дата 08.10.2004 21:06:23

Я сам изначально

Салют!
>Надо ли фильтровать истребители, штурмовики, бомберы?
>Или всех в одну кучу?

таблицу только по истребителям составлял, поскольку другими совсем никак не занимаюсь.

Если есть желание - поробуйте составить аналогичные таблицы по штурмам и бомберам. Разеление по "специализации" машин, имхо, лучше оставить.

МБ

От SK
К М.Быков (08.10.2004 21:06:23)
Дата 09.10.2004 13:26:32

Re: Я сам...

Михаил, здравствуй!
Нашел интересную цитату на злобу топика:
"Пока у тебя есть заблуждение, что ты можешь получить, ничего не отдавая, - ты ничего толком не будешь получать. Да, ты можешь что-то хапнуть, тебе может что-то перепасть, но это продлится до тех пор, пока у тебя не заберут такие же желающие получить, ничего не отдавая."
СК

От М.Быков
К SK (09.10.2004 13:26:32)
Дата 09.10.2004 13:50:04

Не вполне понял, к чему эта цитата в данной ветке?.. (-)


От SK
К М.Быков (09.10.2004 13:50:04)
Дата 09.10.2004 14:26:02

Всегда делиться надо чтобы потом получать стократ.

Цитата без конкретной привязки к кому-либо из уважаемых коллег. Развивая эту тему дарственных самолетов, каждый из нас получит в итоге больше, чем вложит.
СК

От Nick Nytch
К М.Быков (06.10.2004 18:47:39)
Дата 07.10.2004 19:06:02

"Башкирский колхозник"

В документах 278 ИАД натолкнулся на описание сцены передачи 120!!! Яков с надписью "Башкирский колхозник" в дивизию, по моему во времена Кубанской битвы. Т.е. фактически вооружили этими самолетами все дивизию, странно, но никогда не видел ни единой фотографии и упоминния о том, что кто-то из 43, 15 или 274 ИАПов на них летал...Может Влад и Игорь внесут ясность?

От SK
К Nick Nytch (07.10.2004 19:06:02)
Дата 09.10.2004 13:22:47

Re: "Башкирский колхозник" 2 Игорь Уткин

Привет!
Нашел в своей фотоколлекции выходные данные требуемого фотоснимка
https://vif2ne.org/nvi/forum/files/Ugly/Yaki-3iak.tif
Это РГА КФД № 0164565 Эскадрилья боевых машин, построенных на средства колхозников Башкирской АССР , Июнь 1943 г.
СК

От Игорь Уткин
К SK (09.10.2004 13:22:47)
Дата 09.10.2004 15:21:54

Прямое попадание! Не зря что-то значит мне "приснилось".:)) Спасибо!!!(-)


От SK
К Игорь Уткин (09.10.2004 15:21:54)
Дата 13.10.2004 17:08:45

[2 Игорь Уткин] на опознание

Привет!
Нашел еще два фото с 3 иак. На заднем плане "девятка" очень похожая на башкирские "семерки" по стилю окраски. Не знаешь-ли кто изображен?


С уважением
СК

От Audrius
К SK (13.10.2004 17:08:45)
Дата 14.10.2004 13:22:44

фотки-замечятельные!!!! Спасибо!

С уважением, Аудрюс



От Игорь Уткин
К SK (13.10.2004 17:08:45)
Дата 14.10.2004 13:19:31

Пробуем идентифицировать (+)

Привет!
Но пока очень туго идет дело. Сразу скажу - фотки для нас не занкомые.:) Пускаю слюни и раскатываю губу.:))
На групповой это должен быть 43 ИАП и вроде в центре Меркулов.
А вот с одиночной фоткой - полный "швах" пока.:(
Спасибо и
с уважением,

От SK
К Игорь Уткин (14.10.2004 13:19:31)
Дата 14.10.2004 17:36:26

Re: Пробуем идентифицировать

>А вот с одиночной фоткой - полный "швах" пока.:(
Майор с одиночной фотографии, похоже, на верхнем в центре на фоне того же самолета.
СК

От Игорь Уткин
К SK (14.10.2004 17:36:26)
Дата 15.10.2004 19:23:02

Понимаш, Брат, мнения у нас "трепыхаются" (+)

Вполне возможен Дорошенко. Надо поспрашвть ветеранов, погутарить. Им это сейчас не просто. Не мальчики уже.:)))) 1000 болячек и проблем. За 80-85 каждому.
"Наша задача - успеть вскочить на подножку тамбура последнего вагона уходящего поезда" (с). "И.Уткин":))))))))
Стараемся, но не везде успеваем. Попробуем.:)

От Влад Антипов
К Nick Nytch (07.10.2004 19:06:02)
Дата 07.10.2004 21:18:52

Re: "Башкирский колхозник"


Приветствую!

Да факт имел место быть.
Но... по имеющимся фотографиям надписей во время боев на Кубани небыло. Так же как и в 265 ИАД.

Объяснение просто -
дарственные самолеты на примере 402 ИАП были окрашены в белый цвет и несли соответсвующие лозунги. Но на Кубане как выразился один из ветеранов - эту "агитэскадрилью" замазали к чертовой матери чтоб не выделялась.
Подозреваю что так же поступили и с подарком Башкирии, так как фотографии отсутствуют(какие фотографии при передаче самолетов я видел, там Яки в зимней окраске ).

С уважением

А фонды 278 ИАД по полной программе у нас еще впереди ;)

От St
К Влад Антипов (07.10.2004 21:18:52)
Дата 07.10.2004 21:44:53

Re: "Башкирский колхозник"

Есть фото этих 12-ти Як-7б...
Сначала их получил 43ИАП,но...они им сильно не понравились и...их сбагрили 15ИАП. Там они все и полягли..
Цвет машин действительно на то время необычный...а с надписями...что-то напряжёнка--не видно никаких...

От М.Быков
К St (07.10.2004 21:44:53)
Дата 07.10.2004 23:12:01

Re: "Башкирский колхозник"

Салют!
> Есть фото этих 12-ти Як-7б...
> Сначала их получил 43ИАП,но...они им сильно не понравились и...их сбагрили 15ИАП. Там они все и полягли..

Вот интересно, неужели такой "знаток" как Станков, считает, что 15-й иап (самый результативный в дивизии, ЕМНИП) был таким "салабоном", что ему кто-то мог чего-то "сбагрить"?... :)
Детский сад, чесслово.

МБ

От St
К М.Быков (07.10.2004 23:12:01)
Дата 08.10.2004 20:19:46

Re: "Башкирский колхозник"

Вообще не проверял поштучно. Но кажется там была нехватка в тот период матчасти...
Кстати: это инфо от ГСС Меркулова, который обладал неплохой памятью. Схему этих башкирцев я составил: говорит была белая надпись..

От Nick Nytch
К Влад Антипов (07.10.2004 21:18:52)
Дата 07.10.2004 21:25:36

Re: "Башкирский колхозник"



>Объяснение просто -
>дарственные самолеты на примере 402 ИАП были окрашены в белый цвет и несли соответсвующие лозунги. Но на Кубане как выразился один из ветеранов - эту "агитэскадрилью" замазали к чертовой матери чтоб не выделялась.
>Подозреваю что так же поступили и с подарком Башкирии, так как фотографии отсутствуют(какие фотографии при передаче самолетов я видел, там Яки в зимней окраске ).

Спасибо!

>С уважением

>А фонды 278 ИАД по полной программе у нас еще впереди ;)

негусто там с оперативкой, к сожалению:-(

С уважением.

От М.Быков
К Nick Nytch (07.10.2004 19:06:02)
Дата 07.10.2004 19:50:26

Игорь срок мотает :)... (-)


От Nick Nytch
К М.Быков (07.10.2004 19:50:26)
Дата 07.10.2004 21:26:33

"Говорил я ему, кабаки и бабы доведут до цугундера":-))) (-)


От Игорь Уткин
К Nick Nytch (07.10.2004 21:26:33)
Дата 09.10.2004 15:24:18

Re: "С чистой совестью...и на свободу." (с):) (-)


От ИгорьД
К М.Быков (06.10.2004 18:47:39)
Дата 07.10.2004 18:20:50

Может еще это...

Сразу не обратил внимание, но по-моему не хватает Ла-5 "От колхозников и колхозниц Горьковской области", б/н №40. (4-й ГИАП, пилот гв.капитан Е. Цыганов).

В 1-м польском полку "Варшава" был Як-1б б/н №13 с дарственной надписью на русском языке "От польского патриота проф. (......) польскому летчику". К сожалению, имя профессора я забыл, а фотографию что-то не могу найти. Может Франек поможет уточнить?

В 1-м чехословацком полку тоже был Ла-7 с надписью "Горьковский рабочий", б/н №64.

Еще бы я включил в список всем хорошо известный Р-47 (зав. №275202) с дарственной надписью на борту "SOVEREIGN SENATORS K. OF P."

С ув.
Игорь.

От SK
К ИгорьД (07.10.2004 18:20:50)
Дата 07.10.2004 18:35:03

Re: Может еще

>В 1-м польском полку "Варшава" был Як-1б б/н №13 с дарственной надписью на русском языке "От польского патриота проф.
Вольфа Мессинга
>польскому летчику". К сожалению, имя профессора я забыл, а фотографию что-то не могу найти. Может Франек поможет уточнить?

А летал наш пилот - Матвеев, если память не изменяет . Интересно было смотреть сюжет о Яке подаренном Мессингом Ковалеву (спасибо С.Зыкову). Там утверждалось, что самолет был Мессингом "заговорен" и Ковалеву удавалось выйти сухим из разных передряг. Матвееву же не удалось. А "заговоренную" надпись суеверные (теперь и это приходится считать как версию)поляки перенесли на другой самолет Як-1б. Помогло-ли не знаю.
СК

От St
К SK (07.10.2004 18:35:03)
Дата 07.10.2004 21:46:36

Re: Может еще

Нет: он подарил два самолёта...

От Сергей Зыков
К SK (07.10.2004 18:35:03)
Дата 07.10.2004 20:17:48

Re: Может еще

В книжке Ивена Рощина про эту подарочную технику много именных помянуто, но часто без указания типа с-та, «Камчатка – фронту» это к примеру что за машины

А вот оттудова про мессинга:

Не менее интересна история подарка, сделанного профессором Мессингом. Имя его было очень широко известно в сороковые — пятидесятые годы. Наверное, многие люди старшего поколения помнят афиши: «Психологические опыты Вольфа Мессинга», загадочные сеансы профессора, много лет популярные в нашей стране.
К слову сказать, Вольф Мессинг еще в 1937 году, когда жил в Польше, предсказал неизбежную гибель Гитлера. Голову профессора гитлеровцы оценили в 200 тысяч марок. Когда фашистская Германия напала на Польшу, Вольф Мессинг, спасаясь от оккупантов, приехал в Советский Союз и стал его подданным.
Однажды, во время гастролей в Сибири, Мессинг увидел в газете портрет прославленного балтийского летчика старшего лейтенанта Константина Федотовича Ковалева. Указом Президиума Верховного Совета СССР заместитель командира эскадрильи 13-го истребительного авиаполка 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Балтийского флота Ковалев был удостоен звания Героя Советского Союза — за 12 лично сбитых вражеских самолетов, кроме которых он уничтожил еще 12 в группе.
Профессор тут же решил сделать подарок летчику. Он внес в Фонд Красной Армии крупную сумму и попросил на эти деньги построить боевой самолет для балтийского аса.
Ранней весной 1944 года летчика Ковалева вызвали в штаб полка. Командир части приказал надеть новое обмундирование, получить командировку и отбыть в далекий сибирский город.
— Там ждет вас ценный подарок,— сказал на прощание.
И вот встреча на вокзале. Худощавый смуглый человек в шляпе, с темными выразительными глазами крепко жмет руку герою-летчику. Профессор приглашает Ковалева на свое представление.
Зал дворца культуры переполнен. Избрали жюри. По просьбе публики его возглавил почетный гость города Герой Советского Союза К. Ковалев. Первая записка: «Пусть профессор найдет спрятанный пакет и прочтет вложенную в него записку вслух».
Мессинг прошел в зал, попросил автора просьбы подойти к нему. Подошел юноша. Профессор взял его за руку и безошибочно подвел к тому месту, где был запрятан пакет. Развернув записку, Мессинг прочел: «Попросите гостя рассказать о своих подвигах».
Так главным действующим лицом на сцене оказался Ковалев. Летчик коротко рассказал о себе, больше— о героях ленинградского неба...
На следующий день Ковалев встретился с Вольфом Мессингом на заводском аэродроме, у самолета. На его фюзеляже надпись: «За победу». Ниже: «Подарок от советского патриота профессора В. Г. Мессинга балтийскому летчику Герою Советского Союза К. Ковалеву». ;,-
— Вручаю самолет тебе, сын мой Костя,— взволнованно сказал Мессинг.— Бери его и бей врага, чтобы советская земля и небо были навсегда свободны от фашистских оккупантов. Гневом к врагам нашим, любовью к родной отчизне благословляю тебя на месть и победу.
— На моем счету сегодня 16 лично сбитых самолетов врага и 15 в группах, ответил летчик.— Через несколько дней я буду снова в боевом строю своих однополчан. Всенародно клянусь, что на новом самолете буду жестоко карать врагов, напавших на советскую Родину...
Шло лето 1944 года. На всем протяжении советско-германского фронта советские воины шли вперед, освобождая от врага родную землю. На самолете Мессинга сражался с гитлеровскими захватчиками и балтийский летчик Константин Ковалев, уничтоживший еще четыре вражеских машины на самолете-подарке.
С победой вернулся Константин Федотович домой. В 1946-м расстался капитан Ковалев с военно-воздушными силами, живет в Краснодаре, не забывает о выпавших на его долю испытаниях и победах, за которые он награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, многими медалями.

От St
К Сергей Зыков (07.10.2004 20:17:48)
Дата 07.10.2004 21:48:07

Re: Может еще

Этот Як-7Б был экспонатом Музея Обороны Ленинграда до расформирования...

От М.Быков
К ИгорьД (07.10.2004 18:20:50)
Дата 07.10.2004 18:30:50

Re: Может еще

Салют!
>Сразу не обратил внимание, но по-моему не хватает Ла-5 "От колхозников и колхозниц Горьковской области", б/н №40. (4-й ГИАП, пилот гв.капитан Е. Цыганов).

Эта надпись обычно наносилась на правый борт самолетов эскадрильи "Валерий Чкалов".

>В 1-м польском полку "Варшава" был Як-1б б/н №13 с дарственной надписью на русском языке "От польского патриота проф. (......) польскому летчику". К сожалению, имя профессора я забыл, а фотографию что-то не могу найти. Может Франек поможет уточнить?

Насколько понимаю, о Вольфе Мессинге речь? Как раз где-то рядом ветка об этом с-те...

>Еще бы я включил в список всем хорошо известный Р-47 (зав. №275202) с дарственной надписью на борту "SOVEREIGN SENATORS K. OF P."

ОК

МБ

От ИгорьД
К М.Быков (07.10.2004 18:30:50)
Дата 07.10.2004 18:41:14

Re: Может еще


>Насколько понимаю, о Вольфе Мессинге речь? Как раз где-то рядом ветка об этом с-те...

Натюрлих! Просто я пока еще не добрался до этого сюжета (8 метров все-таки), поэтому мне заголовок ни о чем не сказал.:) Закачаю обязательно.

С ув.
Игорь.


От SK
К М.Быков (06.10.2004 18:47:39)
Дата 07.10.2004 17:53:36

Еще раз про "Донбасс"

Приветствую!

Наложил на выложенное фото шаблон чертежа Як-1б и, что удивительно, пропорции чертежа совпали с точностью искажения пропорций при процессе фотографирования.

Похоже борт 37 это Як-1б!?
Не нашел фото с нужным ракурсом, а то можно было бы и второе проверить.

От М.Быков
К SK (07.10.2004 17:53:36)
Дата 07.10.2004 18:00:32

Все-таки (имхо), тут оптический обман...

Салют!

>Похоже борт 37 это Як-1б!?
>Не нашел фото с нужным ракурсом, а то можно было бы и второе проверить.

Все-таки на фото достаточно ясно видать, что:
1) нет "наплыва" под казенную часть БС перед кабиной
2) мачта антенны расположена под заметным углом к вертикальной оси...

Да и вообще визуально (на мой взгляд) - это все-таки "девятка" со сдвинутым назад фонарем (М, Т, ДД).

Да и шрифт бортового номера не в пользу версии о Як-1.

Хотя...

МБ

От SK
К М.Быков (07.10.2004 18:00:32)
Дата 07.10.2004 18:21:37

Re: Все-таки (имхо),

>Все-таки на фото достаточно ясно видать, что:
>1) нет "наплыва" под казенную часть БС перед кабиной
Мастера ретуши в отдельных изданиях советского периода могли и радиатор закрасить походя.
>2) мачта антенны расположена под заметным углом к вертикальной оси...
А это не отдельно стоящий столб за самолетом?

>Да и шрифт бортового номера не в пользу версии о Як-1.
Правда, заводские номера очень редко перекрашивали.
СК

От karlenko
К М.Быков (06.10.2004 18:47:39)
Дата 07.10.2004 16:47:57

нелегкая это работа

>Если у кого-нить возникнет желание дополнить (паверняка есть чем!!) - можно, наверное, прямо в этой ветке постить - чтобы файл туда-сюда 100 раз не тягать...

Я уже постил предложение о страничке на сайте по дарственным.
Также я упоминал здесь фотографию из старого номера "КР" с дарственным Ла-5 "От работников, ИТР и служащих (Горь)ковского завода шампанских вин".
А еще надо поискать - кажись в 760ИАП Ла-5 были дарственные "от пчеловодов".
И еще за Аудрюса упомню Кобру "Адлерский патриот"...

От М.Быков
К karlenko (07.10.2004 16:47:57)
Дата 07.10.2004 17:49:50

Re: нелегкая это...


>Я уже постил предложение о страничке на сайте по дарственным.

Поддерживаю! Хотя бы в виде подобной таблицы ну и, м.б. доступных фоток...

>Также я упоминал здесь фотографию из старого номера "КР" с дарственным Ла-5 "От работников, ИТР и служащих (Горь)ковского завода шампанских вин".

А что такое ИТР? "Неужели "Исправительно-трудовой лагерь"???
А был ли в Горьком такой завод? Я грешным делом считал, что такие предприятия все больше где-то в Молдавии, Крыму, на Кавказе находились (и находятся чичас).

>А еще надо поискать - кажись в 760ИАП Ла-5 были дарственные "от пчеловодов".

Не встречал :(...

>И еще за Аудрюса упомню Кобру "Адлерский патриот"...

Да, он уже уточнил - в 43 иап ЧФ была целая аэ таких "Кобр".

МБ

От karlenko
К М.Быков (07.10.2004 17:49:50)
Дата 08.10.2004 09:21:25

Горький

>А что такое ИТР? "Неужели "Исправительно-трудовой лагерь"???
>А был ли в Горьком такой завод? Я грешным делом считал, что такие предприятия все больше где-то в Молдавии, Крыму, на Кавказе находились (и находятся чичас).

Ну, про ИТР уже ответили, а насчет завода шампанских вин - специально трехтомник "Энциклопедии виноградарства" перелопатил. Там вроде как есть (был) такой завод. Да и подумать - где еще могли шампанские заводы в 1942-43гг остаться, чтобы "....вского" (на фотке только эти буквы и выидно) подходило?

От Serge Turchin
К М.Быков (07.10.2004 17:49:50)
Дата 07.10.2004 18:08:03

Re: нелегкая это...

ИТР - это Инженерно-Технические Работники. Словом негегемон.

"Ослы и ученые" - в середину. (с) Наполеон. :-)

От ИгорьД
К М.Быков (06.10.2004 18:47:39)
Дата 07.10.2004 11:06:28

Хорошее дело!

В табличке не указаны части в которые попали Яки "Киевский железнодорожник". Возможно это 85-й ГИАП. Известна серия фоток церемонии вручения этих самолетов пилотам. На одной из фото - гв.майор Лобок.

Еще в табличке я не нашел Яка Л.Смирнова, дарственная надпись на котором уже несколько раз обсуждалась:

https://vif2ne.org/nvi/forum/0/archive/29/29414.htm

Як-3 от Ф. Головатого возможно тоже был в 31-м ГИАП. Техник 31-го ГИАП на вопрос об этом самолете сказал, что он обслуживал ОБА этих самолета. Марку не уточнил. Из чего я сделал вывод, что всего в 31-ом ГИАП их было два. Если их не было больше, то получается, что все они были в этом полку.

С ув.
Игорь.

От М.Быков
К ИгорьД (07.10.2004 11:06:28)
Дата 07.10.2004 11:47:06

Re: Хорошее дело!

Салют!

>Як-3 от Ф. Головатого возможно тоже был в 31-м ГИАП. Техник 31-го ГИАП на вопрос об этом самолете сказал, что он обслуживал ОБА этих самолета. Марку не уточнил. Из чего я сделал вывод, что всего в 31-ом ГИАП их было два. Если их не было больше, то получается, что все они были в этом полку.

Все может быть, хотя Еремин летал на этом Як-3 в должности командира 6 гиад, т.е. теоритически машина должна принадлежать звену управления дивизии.
(Кстати, в книге "Первый Як" проскакивала инфа, что Яков-1 было 2 - то ли надпись переносили на другой с-т, то ли что еще... Может, автор (SK) уточнит?).

МБ

От SK
К М.Быков (07.10.2004 11:47:06)
Дата 07.10.2004 17:24:01

Уточняю


>(Кстати, в книге "Первый Як" проскакивала инфа, что Яков-1 было 2 - то ли надпись переносили на другой с-т, то ли что еще... Может, автор (SK) уточнит?).

Имею два фотоснимка самолета Як-1б с дарственной надписью, но это не та машина, что стоит в Саратове. И не та машина, что на фото при получении подарка. Имеется аэродинамический стекатель на задней кромке сдвижной части фонаря (со 127 серии или полевая доработка) и обтекатели тяг элеронов (тоже могла былть полевая доработка). Эти детали на Саратовском Яке отсутствуют. В формуляре машины, хранящемся в Саратове, сведений о полевой доработке аэродинамики нет. В кабине ехидно улыбающийся летчик. Я склонен считать, что это сам Еремин. Саша Станков опознал в нем Иванова. Фото выложу для общего опознания. Если у кого в Москве есть выход на Еремина - милости прошу.
СК

От SK
К SK (07.10.2004 17:24:01)
Дата 09.10.2004 13:34:18

Re: Уточняю


>>(Кстати, в книге "Первый Як" проскакивала инфа, что Яков-1 было 2 - то ли надпись переносили на другой с-т, то ли что еще... Может, автор (SK) уточнит?).
>
>Имею два фотоснимка самолета Як-1б с дарственной надписью, но это не та машина, что стоит в Саратове. И не та машина, что на фото при получении подарка. Имеется аэродинамический стекатель на задней кромке сдвижной части фонаря (со 127 серии или полевая доработка) и обтекатели тяг элеронов (тоже могла былть полевая доработка). Эти детали на Саратовском Яке отсутствуют. В формуляре машины, хранящемся в Саратове, сведений о полевой доработке аэродинамики нет. В кабине ехидно улыбающийся летчик. Я склонен считать, что это сам Еремин. Саша Станков опознал в нем Иванова. Фото выложу для общего опознания. Если у кого в Москве есть выход на Еремина - милости прошу.


СК

От iggalp
К SK (09.10.2004 13:34:18)
Дата 11.10.2004 14:30:56

Re: Уточняю

>>Имею два фотоснимка самолета Як-1б с дарственной надписью, но это не та машина, что стоит в Саратове. И не та машина, что на фото при получении подарка.

Так это и не удивительно. На Монинском сайте прямо указывается, что при перевозке в Саратов и сборке Як потерял зализы крыла и некоторые другие детали. Поэтому при первой реставрации в 1944 году он получил недостающие части от Як-3. Тогда же был заделан нижний фотолюк, изменено оборудование кабины.

И самое интересное - там указывается, что от реставрации к реставрации изменялась окраска машины и дарственная надпись. И в первый раз её изменили в мае 1943, устранив орфографическую ошибку в написании фамилии дарителя. Что полностью соответсвует фотографии

От hardy
К iggalp (11.10.2004 14:30:56)
Дата 11.10.2004 20:18:41

Re: Уточняю

>Так это и не удивительно. На Монинском сайте прямо
>указывается, что при перевозке в Саратов и сборке Як
>потерял зализы крыла и некоторые другие детали. Поэтому
>при первой реставрации в 1944 году он получил
>недостающие части от Як-3. Тогда же был заделан нижний
>фотолюк, изменено оборудование кабины.

Лол :)
Имеются сильные подозрения, что текст на сайте Монинского музея взят из одной небезызвестной книги о первом Яке.. :)
Но не суть. Суть в том, что вряд ли машинка потеряла при перевозке фонарь кабины или крыло целиком. А вот зализы - вполне реально потерять.

>И самое интересное - там указывается, что от реставрации
>к реставрации изменялась окраска машины и дарственная
>надпись. И в первый раз её изменили в мае 1943, устранив
>орфографическую ошибку в написании фамилии дарителя. Что
>полностью соответсвует фотографии

вроде бы давно известный факт.
а про современную покраску Яка я лучше промолчу.

От ИгорьД
К SK (07.10.2004 17:24:01)
Дата 08.10.2004 10:12:37

Re: Уточняю


>Имею два фотоснимка самолета Як-1б с дарственной надписью, но это не та машина, что стоит в Саратове. И не та машина, что на фото при получении подарка. Имеется аэродинамический стекатель на задней кромке сдвижной части фонаря (со 127 серии или полевая доработка) и обтекатели тяг элеронов (тоже могла былть полевая доработка). Эти детали на Саратовском Яке отсутствуют. В формуляре машины, хранящемся в Саратове, сведений о полевой доработке аэродинамики нет.

Еще раз посмотрел, что у меня есть по этим машинам. Во всех справочниках, где есть статьи о Ф. Головатом, упоминается только две машины (1942 и 1944 гг.) У меня получилось три: две подаренные Еремину (Як-1б и Як-3) и еще один Як-1б в 4-м ИАП (1942), который описан в мемуаре Степаненко.

С ув.
Игорь.


От ZaReznik
К ИгорьД (08.10.2004 10:12:37)
Дата 10.10.2004 18:52:54

Re: Уточняю

>еще один Як-1б в 4-м ИАП (1942), который описан в мемуаре Степаненко.
Не совсем согласен - ЕМНИП у Степаненко Яки, попавшие в 4 ИАП, описаны отдельно от упоминающегося Ереминского (опять-таки - мероприятий по вручению/передаче могло быть несколько)

От ИгорьД
К ZaReznik (10.10.2004 18:52:54)
Дата 11.10.2004 10:25:45

Re: Уточняю


>Не совсем согласен - ЕМНИП у Степаненко Яки, попавшие в 4 ИАП, описаны отдельно от упоминающегося Ереминского (опять-таки - мероприятий по вручению/передаче могло быть несколько)

Да, вполне возможно, что Степаненко мог что-то перепутать. Но в пользу Яка от Головатого говорит то, что все машины от Саратовких колхозников получали вместе, а за машиной от Головатого летали отдельно. Т.е., Степаненко ее выделяет, и однозначно пишет, что Як именно от Головатого. Да кстати, этот Як по тексту белого цвета, а не зеленого как на фото от ув.SK.

С ув.
Игорь.

От ZaReznik
К ИгорьД (11.10.2004 10:25:45)
Дата 11.10.2004 19:13:51

Re: Уточняю


>>Не совсем согласен - ЕМНИП у Степаненко Яки, попавшие в 4 ИАП, описаны отдельно от упоминающегося Ереминского (опять-таки - мероприятий по вручению/передаче могло быть несколько)
>
>Да, вполне возможно, что Степаненко мог что-то перепутать. Но в пользу Яка от Головатого говорит то, что все машины от Саратовких колхозников получали вместе, а за машиной от Головатого летали отдельно. Т.е., Степаненко ее выделяет, и однозначно пишет, что Як именно от Головатого. Да кстати, этот Як по тексту белого цвета, а не зеленого как на фото от ув.SK.

Есть фотография и "белого" Яка (с надписью именно от Головатого) - публиковалась в ряде источников

От hardy
К ZaReznik (11.10.2004 19:13:51)
Дата 11.10.2004 20:21:42

Re: Уточняю

>Есть фотография и "белого" Яка (с надписью именно от
>Головатого) - публиковалась в ряде источников



От SK
К hardy (11.10.2004 20:21:42)
Дата 12.10.2004 18:52:50

Re: Уточняю

>>Есть фотография и "белого" Яка (с надписью именно от
>>Головатого) - публиковалась в ряде источников
А есть еще другое фото надписи на правом борту в ее исходном варианте (как мне говорили она не понравилась самому Ферапонту и ее перекрасили) на белом камуфляже.
СК

От ИгорьД
К SK (12.10.2004 18:52:50)
Дата 12.10.2004 18:56:42

Тэкс, совсем запутали... :(

>А есть еще другое фото надписи на правом борту в ее исходном варианте (как мне говорили она не понравилась самому Ферапонту и ее перекрасили) на белом камуфляже.

А нет ли данных случайно, это одна и та же машина перекрашивалась то в зимний камуфляж, то в летний, или это все-таки разные Яки? :))

С ув.
Игорь.

От SK
К ИгорьД (12.10.2004 18:56:42)
Дата 12.10.2004 19:53:38

Re: Тэкс, совсем...

Метаморфозы данной машины:
-исходный вариант надписи на заводе (на вскидку ".. от артели "Стахановец")на белом камуфляже;
-второй вариант надписи (см. постинг Hardy выше) на заводе на белом камуфляже (все последующие фото в прессе и кинохронике);
-весной мел смыли и проявился нормальный камуфляж;
-в мае по формуляру самолета производили подновление надписи (исправили орфографию "Головатова" на "Головатого";
-на самолет наносились другие ОЗ (полосы на киль) в таком виде он попал в Саратов;
-При ремонте на САЗ очередная перекраска (насколько близко к оригинальному камуфляжу неизвестно);
-подкраска в музее (звездочки побед и т.д.);
-очередной ремонт в САЗ.
СК

От SK
К SK (12.10.2004 19:53:38)
Дата 13.10.2004 17:19:29

Re: Тэкс, совсем...

>Метаморфозы данной машины:
>-исходный вариант надписи на заводе (на вскидку ".. от артели "Стахановец")на белом камуфляже;

>-второй вариант надписи (см. постинг Hardy выше) на заводе на белом камуфляже (все последующие фото в прессе и кинохронике);
>-весной мел смыли и проявился нормальный камуфляж;
>-в мае по формуляру самолета производили подновление надписи (исправили орфографию "Головатова" на "Головатого";
>-на самолет наносились другие ОЗ (полосы на киль) в таком виде он попал в Саратов;

>-При ремонте на САЗ очередная перекраска (насколько близко к оригинальному камуфляжу неизвестно);


>-подкраска в музее (звездочки побед и т.д.);
>-очередной ремонт в САЗ.

>СК

От ИгорьД
К SK (13.10.2004 17:19:29)
Дата 13.10.2004 18:15:46

Спасибо большое за внесенную ясность! (-)


От hardy
К SK (12.10.2004 19:53:38)
Дата 13.10.2004 01:35:56

Re: Тэкс, совсем...

Сергей, есть еще одна субьективная деталь.
на фото Яка в белой окраске с левого борта - очень хорошо видно, что металлическая верхняя-задняя часть капота двигателя (с полукруглым вырезом) слегка отходит от фюзеляжа.
Сейчас на стоящем в музее Яке она (как это мне не удивительно) отходит совершенно так же...

От ИгорьД
К hardy (11.10.2004 20:21:42)
Дата 12.10.2004 13:41:45

Спасибо! (-)


От Василий
К М.Быков (06.10.2004 18:47:39)
Дата 07.10.2004 09:27:41

Re: И еще

Привет!

"Герой Советского Союза Полина Осипенко", Як-?, 515-й иап, No. 2? (вторая цифра не просматривается), вручен Н.М.Тюлькину 04.03.44 г.

Кое-что про Кустанайские самолеты:
"Большого размаха достиг в Кустанайской области и сбор средств на постройку танков, самолетов, в фонд обороны. Комсомольцы кожкомбината им. Ф. Э. Дзержинского
проявили инициативу в сборе средств на постройку самолета «Комсомолец Кустаная». Инициатива была поддержана обкомом комсомола и нашла много последователей.
По желанию комсомольцев самолет предназначался отличнику - выпускнику Сталинградского авиаучилища. В торжественной обстановке его передали старшему лейтенанту Н. Г. Пронину.
На средства трудящихся Кустаная было построено 4 штурмовика. Их подарили подшефной авиачасти. Один из штурмовиков предназначался кустанайцу, Герою Советского Союза Ивану Фомичу Павлову. По этому поводу заместитель командующего военно-воздушными силами Красной Армии генерал-полковник авиации Никитин и член Военного совета ВВС Красной Армии генерал-полковник авиации Шиманов телеграфировали в Кустанай: «В соответствии с указанием Верховного Главнокомандующего на средства, внесенные трудящимися города Кустаная, построены самолеты. Согласно желанию трудящихся самолет с надписью «От трудящихся гор. Кустаная - земляку Герою Советского Союза т. Павлову» передается гвардии старшему лейтенанту Павлову И. Ф.».
И. Ф. Павлов на этом самолете продолжал громить врага, впоследствии был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.
В Кустанайской области рабочие, служащие, колхозники собирали средства на постройку звена истребителей «Осоавиахимовец Кустаная», эскадрильи «Комсомол Казахстана», авиасоединения «Советский Казахстан»."

С уважением,
Василий

От Vovka
К М.Быков (06.10.2004 18:47:39)
Дата 07.10.2004 08:12:10

Гуртом....

Привет!
Самолеты Ла-5 "Веселые ребятя": 12 - Попков, 14 - И Гладков.
У Попкова еще были: ЛаГГ-3 "Подарок гвардейцам от рабочих авиазавода г. Горький" и Ла-7 "Подарок славной воздушной Гвардии от комсомольцев Дальстроя" с Чукотки.
У Горовца - "От колхозников Горьковской области"
Удачи!

От Vovka
К Vovka (07.10.2004 08:12:10)
Дата 07.10.2004 21:01:03

Re: Гуртом....

Вот немного времени сегодня было, нашел в И-нете.

1. От школьников Мариуполя Р-39 100 гиап - летчик Бабак
2. ЭСКАДРИЛЬЯ САМОЛЕТОВ ИМЕНИ ЛИЗЫ ЧАЙКИНОЙ, сооружена на средства, собранные комсомольцами Калин. обл. Инициаторами патриотич. почина выступили в 1942 комс. орг-ции Калин. ж.д. узла, з-да резиновой подошвы КРПЗ (ныне "Искож") и обл. конторы Госбанка СССР. К ноябрю 1942 комсомольцы обл. собрали св. 18 млн. руб. ; на эти средства были построены 12 истребителей Як-7б, к-рые в марте 1943 были переданы летчиками 1-й эскадрильи 630-го (с окт. 1943 147-го гвард.) истребит. авиаполка 106-й истребит. авиадив. ПВО. С з-да на аэродром под Калинином самолеты перегнали летчики под ком. капитана В.А. Шапочки. Эскадрильей командовали: м. В.С. Комаров, с апр. 1944 м. Н.А. Зуев. За годы войны летчики эскадрильи сбили 77 самолетов противника. Полк, в состав к-рого входила эскадрилья, сражался на Калин., Сев. - Зап., Волховском, Ленигр., 2-м Прибалт. фронтах, личный состав эскадрильи и полка поддерживал тесную связь с комсомольцами Калин. обл. Боевому пути эскадрильи были посвящены экспозиции в Обл. молодежном музейно-выставочном центре и в музее твер. ср. школы N 4. Лит.: Наша Чайка, М., 1976.


3. Быков Мыс, колхоз им. Молотова Булунского района ЯАССР, предколхоза тов. Бобровскому
секретарю парторганизации тов. Линтвареву
Предпоссовета тов. Степанову
Передайте рыбакам и рыбачкам рыболовецкого колхоза имени Молотова, сдавшим 157200 рублей на строительство самолета-истребителя "Рыбак артели имени Молотова", давшим золото, серебро, песцовые шкуры в фонд обороны СССР, отправившим подарки Красной Армии, оказавшим помощь семьям военнослужащих и населению освобожденных районов, мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И.СТАЛИН.
4. Председатель колхоза "Путь Ильича" Милославского района Рязанской области Анастасия Сорокина и бригадир женской тракторной бригады Морвинской МТС Екатерина Коновалова внесли на постройку самолетов по 100 тыс. руб., трактористы бригады Коноваловой - 300 тыс. руб., а Саратовская колхозница А. С. Селиванова, заменившая мужа - пчеловода колхоза, на свои сбережения купила и отправила па фронт три боевых самолета. Неутомимый труд Анны Сергеевны н ее дочери Саши принес щедрые плоды. В 1941 г. с каждой пчелосемьи ими было собрано по 53 кг, а в 1942 г. - по 84 кг меда. В счет дополнительной оплаты на трудодни они получили из колхоза до 20 пуд. меда. В 1942 г. на заработанные деньги и деньги, полученные от продажи меда, А. С. Селиванова купила боевой самолет-истребитель. По ее просьбе самолет был направлен под Сталинград. Сражавшийся на нем летчик Чебинков сбил в боях за Сталинград семь вражеских бомбардировщиков. В 1943 г. Анна Сергеевна приобрела на свои сбережения второй боевой самолет. А осенью 1944 г. муж Анны Сергеевны - сержант Селиванов вручил летчику авиачасти, освободившей Советскую Прибалтику, Алексею Суравешкину новенький ЯК-3 с надписью: "Летчикам-истребителям от колхозницы колхоза имени VII съезда Советов Куриловского района Саратовской области Селивановой А. С. - 3-й боевой самолет" .


5. Здесь еще об одном полке с самолетами "От колхозников и колхозниц Горьковской области". Правда не говорится о надписи "Валерий Чкалов".

"Первым на Ла-5 вылетел Михаил Щербаков. В зоне разгонял самолет, бросал его вниз, выходя из стремительного пикирования восходящей "бочкой". Закончив полет, летчик пролетел над стартом на бреющем полете вверх колесами. Затем наступил черед других летчиков. Полеты в зону сменялись стрельбами на полигоне. Ла-5 пришелся по душе: восхищали его скорости и маневренность.
Hаконец наступил долгожданный день - на аэродром села эскадрилья истребителей с одинаковыми надписями на фюзеляжах: "От колхозников и колхозниц Горьковской области". Аэродром быстро преобразился, украсился транспарантами, флагами.
Пожилая колхозница-горьковчанка Екатерина Соколова передавала истребители летчикам 116-го полка. Майор Рымша держал ответное слово:
- Передайте колхозницам и колхозникам Горьковской области большое спасибо за подаренные самолеты. Летчики 166-го полка будут бить фашистов. Долетим на ваших истребителях до Берлина...
Александр Горовец не мог поверить, что командир полка назвал его фамилию первым. Сейчас ему должны вручить именной самолет...."

6. Во время Великой Отечественной войны жители далекого северного городка собирали средства на строительство боевой техники. Самолет-истребитель "Пионер Коми АССР",

От St
К Vovka (07.10.2004 21:01:03)
Дата 09.10.2004 19:19:33

Re: Гуртом....

Ла-5-Горовца у меня в книге по "Ла".

От М.Быков
К St (09.10.2004 19:19:33)
Дата 09.10.2004 19:38:45

Ну и где же эта книга??? (-)


От М.Быков
К Vovka (07.10.2004 21:01:03)
Дата 07.10.2004 22:59:41

Просто супер! Спасибо!

Но мне кажется, конец ветки "съелся", наверное, вся информация не уместилась :(.
Просьба проверить.