От badger
К М.Быков
Дата 23.07.2004 18:24:01
Рубрики Прочее; Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Re: Ну так...


>получается "числом" - бросая "в топку" все новые и новые свежие части, чтобы 10-я "смена" все-таки выиграла битву.

Но не из-за "некомпетентности и бездарности командиров", а как раз наоборот.

Вы почему-то отказываетесь принемать во внимание факторы превосходства технического и тактического противника, при этом с упоением подсчитывая численное превосходство наших.


Про то что вся эта "несметное" с вашей точки зрения число поступало на фронт частями, по мере готовности, я уже не говорю, немцы не сражались 1 на десять, они сражались 1 на 1 (если не хуже) 10 раз.

От М.Быков
К badger (23.07.2004 18:24:01)
Дата 23.07.2004 18:38:53

Re: Ну так...

Салют!

>>получается "числом" - бросая "в топку" все новые и новые свежие части, чтобы 10-я "смена" все-таки выиграла битву.
>
>Но не из-за "некомпетентности и бездарности командиров", а как раз наоборот.

А почему тогда возникла необходимость в приказах, подобных Хрюкинскому осени 42-го? Там ведь как раз речь идет не о недоученности пилотов и технической отсталости, а именно о неумении воевать.

>Вы почему-то отказываетесь принемать во внимание факторы превосходства технического и тактического противника, при этом с упоением подсчитывая численное превосходство наших.

Именно все это я и принимаю во внимание, говоря о том, что победили числом! Ведь по-другому-то, выходит, и нельзя было тогда победить.

>Про то что вся эта "несметное" с вашей точки зрения число поступало на фронт частями, по мере готовности, я уже не говорю, немцы не сражались 1 на десять, они сражались 1 на 1 (если не хуже) 10 раз.

Это не так. Иначе, я боюсь, при "1 на 1" они сожрали бы всю нашу авиацию за 2-3 дня и просто не успели бы все это восполнить. Общее соотношение сил никогда не было равным. Другое дело, что немцы умели тактически маневрировать авиацией, наращивать силы в ходе боя, создавать локальное преимущество на каком-то участке, а наши - нет. Но это ведь как раз и говорит о некомпетентности командиров, не так ли?

МБ

От Alex Medvedev
К М.Быков (23.07.2004 18:38:53)
Дата 25.07.2004 21:19:26

Быков в своем репертуаре -- он один в белом, а предки все в дерьме

25 июля 1942.
Редакция приняла решение остаться мне в Москве, сесть в прежнее кресло. Пока отписываюсь о поездке, пишу передовые- написал две: о стойкости и о задачах авиации (напечатана сегодня).
В связи с передовой об авиации позавчера говорил с командующим ВВС РККА Новиковым. (в 3 ч. ночи по вертушке). Он просил обязательно поставить следующие вопросы: бить в первую очередь танки и артиллерию, бить бомбардировщики, хорошо маскировать свои машины и притом каждый день менять лицо аэродрома, знать оружие ( в частности штурмовика - "там всего до черта"), менять тактику.
-А как с тараном?
-Я бы его не популяризировал. Раз подошел близко- стреляй.
Вчера вечером долго говорил ( в 3 ч. ночи по вертушке же) с командующим авиацией дальнего действия генералом-лейтенантом Головановым. Особенно он напирал на маневр.
-Маневр позволяет усиливать авиацию многократно. Один самолет стоит при маневре трех. А без маневра- три самолета работают, как один. Вот немцы, посмотрите как маневрируют. Кидают все куда надо. Сначала в Керчи, потом - на юго-запад. И не отвлекаются. А самолетов у них меньше, чем у нас. Это точно, по документам.
Зашел разговор о взаимодействии. Жалуется.
-Просили меня помочь под Воронежем. Надо было занять село у единственной немецкой переправы через Дон. Договорились. Мы работаем с 12 до 3, а в 3 ч. утра встает пехота в атаку. Начали. Метода: сначала сотки (меньше у нас нет, мы мелочью не занимаемся), потом 250 кг., потом 500, потом -тонну. Нагнетаем мораль. Пехотинцы аж аплодируют. Кончили. А они пошли в атаку в 9 ч. утра. И залегли, конечно: "там, говорят, стреляют". А вот другой пример. Там же. Укрепился немец отчаянно, не могли взять. Побомбили. Пехота пошла сразу и взяла без выстрела! Но таких примеров довольно мало.
Мы разработали свою тактику. Массированные налеты. Это- наше. Вот англичане сейчас применяют. Начали то ведь мы. И сейчас применяем, но своеобразно. Массовый налет поодиночке. Раньше шли скопом и бомбили по ведущему. Если ведущий штурман нацелился правильно- все кладут правильно, если нет- все кидают впустую. А поодиночке- каждый целится. Да и проскочить легче.


Прочел передовую Там было указано, что полк Клещева сбил 90 машин и потерял две.
-Вранье! - сказал генерал .- Так не бывает. Вообще- полк отличный, дрался хорошо, но - вранье.
Вообще же - передовая понравилась. Попросил добавить только, что авиация работает не самостоятельно, а для земли, для войск.
Зашел разговор об авиации. Почему все говорят, что под Сталинградом у немцев превосходство в воздухе?
-Чепуха. Имейте в виду, что на любом участке будут это говорить. Ибо- все судят по ударам, испытываемым ими самими. Вот если бы мы заставили нашу пехоту испытать силу нашего воздушного удара- она бы сказала, что у нас превосходство. Но она его сможет почувствовать только тогда, когда мы начнем ее бомбить. Мы же не можем бросить все наши самолеты на защиту наших войск. Бомбардировщики и штурмовики должны бить противника, истребители ( в значительной степени) их прикрывать. Нашу пехоту бомбят? Так надо же понять, что это- удел войск: их стреляют, рвут машинами, снарядами, бомбами. На то и война.
-Есть ли у немцев количественное преобладание в воздухе на Сталинградом?
-Нет. Это происходит от учета. Представьте себе, что 20 "юнкерсов" полетело бомбить цель. Все части, над которыми они пролетают туда и обратно (а обратно они идут другим маршрутом) засекают их и сообщают. В горячке боя данные о курсах, типах и т.д. не сверишь. И получается, что летело не 20, а 120 самолетов.
Поговорили об освещении авиации в печати. Он отметил некоторые ошибки у нас. Я напомнил о том, как мы первое время писали, что немцы "идут на подлые уловки" (т.е. заходят со стороны солнца), "норовят ударить из-за угла" (прячутся в облаках). Он весело рассмеялся.
-Какие же тут уловки. Это- правильная тактика. И мы так стремимся. Вот вы часто пишите, что немцы позорно бежали из боя. Правильно делают, если видят, что их сейчас собьют. И нашим нередко этой разумной осторожности не хватает. Зачем лезть на рожон? Если уверен в себе, в машине - можно драться и в неравном бою. Если видишь, что противник так же опытен, а сил у него больше- зачем идти на верную смерть?
-А как вы относитесь к тарану?
-Когда я командовал авиацией на ЮЗФ, я приказал отдавать под суд тех летчиков, которые идут на таран с нерасстрелянным боезапасом. У нас какая-то мода пошла на тараны. И считают его доблестью: мол, летчик- не летчик, если он не таранил.
-Как вы считаете "Ла-5"?
-Самый лучший наш истребитель. Вы правильно акцентируете на нем в передовой.
-А "Аэро-Кобра"?
-Лучший истребитель в Европе. Но хуже наших.
-"Ме-109г"?
-Очень хорошая машина. Но куда хуже Ла-5!
Затем я порасспрашивал об общих знакомых по ЮЗФ. Фалалеев командовал там год и был в мое время. Я напомнил ему встречи в Валуйках в конце мая. Командир полка "Пе-2" полковник Егоров сейчас командует дивизией, отлично отозвался о штурмовом полке полковника Комарова, о котором я писал.
Тепло простились, пригласил бывать, звонить.


Он познакомил меня с донесениями и официальными сводками, показал рапорты контролеров:
-Мы никому из летчиков не верим на слово, в каждом полете непосредственно нами назначается контролер, кто он- не знает даже командир дивизии, его обязанность не только бомбить, но и наблюдать работу остальных В частности одними из таких контролеров в этом полете были по 1-ой дивизии- капитаны Даньшин и Ширяев. Затем и их донесения проверяем земной разведкой.
Показал он мне карту поражения города ("вот бы опубликовать, да не дадут"). Бомбы легли сплошняком на склады, аэродром, ж/д узел, здание правительства, орудийный завод, машиностроительный завод, порт, целые куски плана города были заштрихованы красным.
-Листовки бросали?
-Да. (улыбается) За 2 полета- 2 млн. листовок- весь апрельский фонд пустили на ветер.
-Сколько точно продолжался налет? В коммюнике говориться : свыше 2-х часов.
-2 ч.16 мин. Так и надо бы написать. Англичане небось всегда точно указывают. Обязательно укажите, что кроме того- бомбили город и ж/д узел Тильзит, города Генрихсвальде, Лабиау, Инстербург, Растенбург, а так же Каунас, Даугавпилс, Резекне, ж/д узлы Лолоук, Смоленск и др. (это у меня вычеркнули). Над Кенигсбергом обстреливали 50 зенитных орудий.
-В сообщении говорится, что не вернулось два самолета.
-Один уже нашелся: только что звонили. Сидит на своей территории, экипаж жив, машина цела. Вот второй - неизвестно где, известно только, что отбомбился и шел назад.
-----------------------------
-т.Сталин как-то спрашивал меня: почему мы не показываем работу АДД. Я еще раз напоминаю вам об этом разговоре. Покажите нас, сейчас мы уже взрослые. Вот возьмите март, помните, какая была паршивая погода всю первую половину, да и конец мокрый. И, тем не менее, одна АДД сделала больше вылетов, чем вся английская авиация за весь март. А потери разве можно сравнивать!? У них считается нормой 5%. Если бы они дотянули (снизили) до этой цифры- они бы все получили ордена навалом, если бы поднялись до этой цифры- нас бы надо было повесить. Англичане спрашивали нас как мы работаем, мы им кое-что посоветовали: сейчас у них потери несколько уменьшились.
Просидел я у него часа полтора. Разговор шел о многом в авиации. Но надо было писать в номер, я попросил разрешения уехать.
-Ну что ж, раз надо. А об авиации можно банковать без конца...


От А.Н.Платонов
К Alex Medvedev (25.07.2004 21:19:26)
Дата 25.07.2004 23:09:08

Из кого цитаты - Симонов? (-)


От Alex Medvedev
К А.Н.Платонов (25.07.2004 23:09:08)
Дата 26.07.2004 11:39:14

Re: Из кого...

http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/

От badger
К М.Быков (23.07.2004 18:38:53)
Дата 23.07.2004 18:44:03

Re: Ну так...

>А почему тогда возникла необходимость в приказах, подобных Хрюкинскому осени 42-го? Там ведь как раз речь идет не о недоученности пилотов и технической отсталости, а именно о неумении воевать.

Что конкретно вам в этом приказе не нравиться, объясните?


>Именно все это я и принимаю во внимание, говоря о том, что победили числом! Ведь по-другому-то, выходит, и нельзя было тогда победить.

Только причиной вы почему-то называете "бездарность командиров", а не объективные обстоятельства.
Если же вы, как только что заявили действительно "принимаете во внимание" остальные факторы, но не называете их - это наводит на мысль что вы спецально передергиваете, дабы побольше грязи вылить.


>Это не так. Иначе, я боюсь, при "1 на 1" они сожрали бы всю нашу авиацию за 2-3 дня и просто не успели бы все это восполнить. Общее соотношение сил никогда не было равным. Другое дело, что немцы умели тактически маневрировать авиацией, наращивать силы в ходе боя, создавать локальное преимущество на каком-то участке, а наши - нет.

После наращивания 1:1 получаеться?


>Но это ведь как раз и говорит о некомпетентности командиров, не так ли?

Происходящем от недостатка опыта и недостатка ресурсов.

От М.Быков
К badger (23.07.2004 18:44:03)
Дата 23.07.2004 18:52:52

Заведем по-новой?

Салют!
>Только причиной вы почему-то называете "бездарность командиров", а не объективные обстоятельства.
>Если же вы, как только что заявили действительно "принимаете во внимание" остальные факторы, но не называете их - это наводит на мысль что вы спецально передергиваете, дабы побольше грязи вылить.

Цитата:

"И не последнюю роль в этом неумении применительно к авиации сыграли необученность летного состава и некомпетентность (а часто - откровенная бездарность) авиационных командиров всех рангов."

Слова "не последнюю роль" видите? Это означает - одну из причин. Возможно, даже не главную... Вы же уцепились за одно слово - "бездарность".

>>Но это ведь как раз и говорит о некомпетентности командиров, не так ли?

>Происходящем от недостатка опыта и недостатка ресурсов.

Я не говорю о причинах возникновения некомпетентности. Я о - самой некомпетентности ;)

МБ

От badger
К М.Быков (23.07.2004 18:52:52)
Дата 25.07.2004 10:09:52

Re: Заведем по-новой?

>Возможно, даже не главную...

ОК, вот на этом и остановимся.



>Я не говорю о причинах возникновения некомпетентности. Я о - самой некомпетентности ;)

Ясно, так и запишем.

От А.Яковлев
К М.Быков (23.07.2004 18:52:52)
Дата 23.07.2004 21:58:29

?

Миша, а почему тебя не удовлетворяет ответ Игоря7 ИМХО он суммировал все ответы на твой вопрос, разве нет?
А так ты просто ввязываешься в словесную пикировку

От assaur
К А.Яковлев (23.07.2004 21:58:29)
Дата 23.07.2004 23:10:48

Re: ? Разве все?

>Миша, а почему тебя не удовлетворяет ответ Игоря7 ИМХО он суммировал все ответы на твой вопрос, разве нет?
Вот это причина или следствие?

Подлинник приказа НКО № 0685 от 9 сентября 1942 г. имеет необычное оформление. Его тексту предшествует докладная записка Г. К. Жукова, А. А. Новикова и Г. М. Маленкова И. В. Сталину, переданная по телеграфу и заверенная в НКО майором Самсоновым. Сталин подписал прилагаемый к докладной записке проект приказа (без правки и перепечатки) перед фамилиями авторов. При издании приказа (как приказа НКО) оставлена только подпись Нарко-ма обороны И. Сталина. Ниже приводится текст данного документа.
Совершенно секретно Экз. № 1
ДОНЕСЕНИЕ тов. СТАЛИНУ И. В.
В течение последних шести-семи дней наблюдали действие нашей истребительной авиации.
На основании многочисленных фактов пришли к убеждению, что наша истребительная авиация работает очень плохо. Наши истребители даже в тех случаях, когда их в несколько раз больше, чем истребителей противника, в бой с последними не вступают. В тех случаях, когда наши истребители выполняют задачу прикрытия штурмовиков, они также в бой с истребителями противника не вступают и последние безнаказанно атакуют штурмовиков, сбивают их, а наши истребители летают в стороне, а часто и просто уходят на свои аэродромы.
То, что мы вам докладываем, к сожалению, является не отдельными фактами.
Такое позорное поведение истребителей наши войска наблюдают ежедневно. Мы лично видели не менее десяти таких фактов. Ни одного случая хорошего поведения истребителей не наблюдали.
Считаем, что нужно пересмотреть существующую систему поощрения и награждения лет-чиков истребителей за боевые вылеты.
На фронтах извратили понятие о боевом вылете. Боевым вылетом считают всякий полет на поле боя независимо от того, вел ли летчик-истребитель бой с противником или нет. А это привело к тому, что наши истребители не ищут встречи с противником, уклоняются от боя и бросают на произвол своих штурмовиков и бомбардировщиков.
Несмотря на такое позорное поведение наших истребителей, фронты засчитывают им их вылеты как боевые.
Вносим предложение: впредь считать боевым вылетом только тот вылет, при котором ист-ребитель вел воздушный бой с противником. В случае же, если истребитель сопровождал штур-мовиков или бомбардировщиков, денежное вознаграждение и поощрение давать только при благополучном возвращении на свои аэродромы штурмовиков и бомбардировщиков.
Считаем целесообразным издать от имени Ставки следующий приказ... [далее идет текст приказа, получившего № 0685].
ЖУКОВ, МАЛЕНКОВ, НОВИКОВ.
(ф. 4, оп. И, д. 72, л. 273—276. Подлинник). —Док. № 241.
Тут же в течение нескольких дней изданы приказы командующего ВВС, так сказать «мобилизующие».
242. 9 сентября 1942 г. О мужестве и храбрости, проявленных командиром эскадрильи 694-го штурмового авиаполка капитаном П. С. Виноградовым в воздушном бою. № 0757
247. 10 сентября 1942 г. О мужестве и храбрости, проявленных пилотом 2-й эскадрильи 520-го истребительного авиаполка старшим сержантом Гомолко Б. М. в воздушном бою. № 0759
253. 17 сентября 1942 г. О мужестве и храбрости, проявленных пилотом 237-го истреби-тельного авиаполка сержантом И. М. Чумбаревым при защите Сталинграда с воз-духа. № 296
На все причины накладывается, по-моему главная: противник имел в небе над Сталинградом полное моральное превосходство. Почти официально считалось, что за одного немца надо было отдать двух своих, и если это знали в штабах, то летчики-то это знали точно.

От М.Быков
К А.Яковлев (23.07.2004 21:58:29)
Дата 23.07.2004 22:51:20

Re: !

Салют!
>Миша, а почему тебя не удовлетворяет ответ Игоря7 ИМХО он суммировал все ответы на твой вопрос, разве нет?
>А так ты просто ввязываешься в словесную пикировку

Саша, ты не понял - "по-новой" - имел в виду то, что уже один раз обращал внимание Баджера на то, что он несправедливо ухватился только за "бездарность", тогда как на самом деле - см цитату :)))

МБ