От А.Яковлев
К hardy
Дата 12.07.2004 08:07:32
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Гугл рулит (с)

«К поиску, — пишет полковник М.Попович, кандидат технических наук, военный летчик-испытатель, — подключились ребята из Красного Луча. Инициатором этой работы была В.Ващенко, их учительница».

23 июля 1969 года во время похода по местам боев авиаполка 8-й воздушной армии у села Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области следопыты узнали от старожила Ф.Михайлова о том, что в конце июля 1969 года близ хутора Кожевня (3 км от села) местные мальчишки обнаружили останки погибшего летчика.

С помощью Ф.Михайлова удалось разыскать этих ребят — теперь уже взрослых людей. Ими оказались два брата — Федор и Николай Сачки, а также Сергей Сапицкий. Они подтвердили, что действительно в то время на окраине хутора, у лесополосы, раскапывая нору, чтобы достать из нее ужа, наткнулись на останки человека, собрали их и показали взрослым, а те сообщили в сельсовет и военкомат.

Череп обнаруженного летчика покоился в летном шлемофоне, в лобной части имелось небольшое круглое отверстие. Кроме кобуры на ремне и обгоревшего планшета, при летчике ничего не было. Одежда и обувь истлели, остались лишь отдельные их фрагменты.

26 июля 1969 года в селе Дмитриевка намечалось перезахоронение еще 12 воинов, останки которых вымыли из земли ливни. Решили одновременно похоронить и прах летчика. Для консультации пригласили местных врачей. В результате осмотра было установлено, что кости таза — женские. Кроме того, обнаружили бюстгальтер из парашютного шелка. Сомнений не оставалось, погибший летчик — женщина. Останки захоронили в братской могиле №19 в центре села Дмитриевка.

Следопыты разыскали членов комиссии по захоронению останков погибших воинов, которые подписали акт от 26 июля 1969 года. И.Паспортникова, техник самолета Лидии Литвяк от бывшего председателя сельсовета Г.Чепурного узнала, что 26 июля 1969 года в братской могиле №19 была похоронена неизвестная летчица.

Ребята разыскали старожилов хутора Кожевня, которые после освобождения его от фашистов первыми возвратились домой из Ростовской области, куда были эвакуированы. Те рассказали, что 3 августа 1943 года они обнаружили в балке полусгоревший советский самолет. Рядом лежали парашют и гильзы. Летчика не было. Его, видимо, похоронили наступавшие на село Мариновку наши воины. Возможно, они и забрали документы и оружие. Мариновка же, как и Кожевня, несколько раз переходила из рук в руки. Поэтому, вполне вероятно, что те воины могли сами погибнуть. Люди, видевшие остатки самолета, на фотографии указали на Як-1.

1 августа 1943 года Лида сражалась в районе села Мариновка. Бой был неравный. Когда ее самолет подбили, она направила его в облака. Герой Советского Союза И.Борисенко последовал за ней, чтобы прикрыть отход. Пройдя облачность, Борисенко машину Литвяк не увидел. Совсем чуть-чуть не хватило летчице дотянуть до своих.

После того как юные следопыты сообщили о своей находке в совет ветеранов 8-й воздушной армии, было установлено, что летом 1943 года в воздушных боях над Донбассом участвовали девушки-летчицы 73-го гвардейского авиаполка Катя Буданова, Маша Кузнецова и Лида Литвяк. Буданова погибла в июне 1943 года. Ее похоронили в селе Ново-Красновка Луганской области. Кузнецова была жива и служила в другом полку. Значит, останки, обнаруженные следопытами, могли принадлежать только Лидии Литвяк.

Средства на памятник отважной летчице собрали учителя и учащиеся местной школы. Зодчие Н.Щербаков и Б.Челобитько запечатлели Лидию Литвяк в кабине горящего истребителя в последние мгновения боя. На одной стороне гранитной стелы — белая лилия — символ летчицы, а на другой — 12 звездочек — количество одержанных в воздухе побед.