От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV
Дата 21.06.2004 21:36:46
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; Сайт `airforce.ru`; 1936-1945 гг.;

Re: Интервью Василия...

ДОЛГУШИН: «Так вот: приходит 8-ка (“Bf-)109” и начинается…
Передо мной взлетел заместитель командира нашего полка капитан УханЕв (В.М. – по книге Скрипко).
А шестерка (Bf-109f уже была – В.Б.) над аэродромом (АД). Стал «драться» над аэродромом. У него подбили мотор: мотор коптил у него. Он «зашел» (на посадку – В.Б.) и сел.

БАРДОВ: «А у Уханева тоже пушечный был И-16»?

ДОЛГУШИН: «Нет, пулеметная машина: 4 ПМ-та.
Уханев приземлился (а потом на машине поехал в полк и в Лиду приехал на машине. Потом я его встретил в 1942 году. После войны он был командиром полка… Американцы пролетели, что-то несработало там и ево уволили. Жив ли он сейчас или нет – не знаю).
А у меня-то звено готово!
Емельяненко говорит: «Долгушин, взлетай»!
В 4.20 я подбегаю к ребятам, смотрю: одна машина горит моя в звене. Остались 2 – моя и Сережки Макарова. Я говорю: «Сергей, взлетай»!
А он почему-то: или пересосал двигатель или перезалил - никак у него не запускается.
(И вот), когда (Уханев) приземлился, я (свой И-16 – В.Б.) запустил и пошел на взлет – я последний взлетал.
И на взлете меня и поймали: я как мишень был из под них взлетая».

КРЮКОВ: «Он оказался одним из немногих, кому удалось подняться в воздух».

БАРДОВ: “Т.е. получается, что в первые часы (из полка Уханев) поднялся первым, а за ним взлетели Вы и взлететь удалось (из всего полка) только двум самолетам на этом первом вылете (полка), когда его шестерка (Ме-109) сбила. Так получается”?

ДОЛГУШИН: “Да я уже почти и не помню ничево. Трудно, понимаете…”

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 21:36:46)
Дата 21.06.2004 21:45:48

Re: Интервью Василия...

www.airwar.ru: «Летчик начал разбег, но плохо прогретый мотор его самолета не тянул, поэтому в конце полосы пришлось развернуться и взлетать в противоположном направлении. Здесь-то, без скорости, с еще неубранными шасси, его атаковали "мессера" и стали расстреливать как на полигоне. Самолет получил 16 пробоин, но не был сбит, и Сергей Долгушин начал свой первый бой…»/4/.

БАРДОВ: «А я слышал, что Вы дошли при взлете до конца аэродрома, почувствовали, что не тянет мотор..»

ДОЛГУШИН: «Так он холодный! Пришлось развернуться и взлетать в обратную сторону, паралельно. Ну и пока я рулил и взлетал – мне 16 пробоин влепили».

БАРДОВ: «А они из ПМ-тов по Вам били»?!

ДОЛГУШИН: «Да, из ПМ-тов».

БАРДОВ: «А почему они пушки по Вам не применяли
– они же разнесли бы…(Вас в пух и прах – В.Б.)»?

ДОЛГУШИН: «А на тех «(Bf-)109»-х пушек то не было. Были пулеметы: обычные и… Я не помню даже, были ли на них крупнокалиберные».

БАРДОВ: НЕБОЛЬШОЙ КОМЕНТАРИЙ. По немецким источникам (Пр.Гроэхлер) Ме -109 Е выпуска 1941 года времен похода на Восток, ввиду отсутсвия на Советских самолетах протектироованных баков и бронирования имели в большинстве пулемет МГ-151/15 калибром 15 мм стрелявший через полую втулку винта (который был примерно аналогом нашего БСа), в отличие от групп на Западе, где применяли пушки МГ-151/20. Главное преимущество – больший боекомплект, что в некоторых случаях себя оправдало, но в случае Долгушина спасло ему жизнь ибо если бы пара 109-х ударила по нему из своих 4-х пушек и 4-х ПМ, он бы своими 16-ю пулеметными пробоинами явно не отделался и мне бы уже ничего не рассказал. Во всяком случае, если бы немцы знали, какого летчика они упустили, явно не пожалели бы на него своих 15-мм-вок, которые 8-мм бронеспинку Долгушина легко пробивали. Либо на момент обстрела Долгушина они свой боекомплект 15-мм-вок уже израсходовали.

БАРДОВ: «А били они по Вам со всех стволов»?

ДОЛГУШИН: «Они пикировали, а я – взлетаю и «бегу». А когда оторвался… А ведь еще нужно было 42 оборота сделать (рукояткой – В.Б.) чтобы «ноги» убрать вверх».

БАРДОВ: «Так у вас что не было даже (автомата уборки шасси – В.Б.)?!

ДОЛГУШИН: «Не было: снимаешь со стопора и крутишь. И около земли идешь и левой ручкой держишь: 16-17 секунд времени занимало».

БАРДОВ: «Я слышал – 42 тугих оборота»?!

ДОЛГУШИН: «Ну не так то уж и туго, но тем не менее… А около земли идти на (высоте – В.Б.) 1,5-2 м и в одной руке держать машину (ручку) – это тоже…
Во всяком случае удовольствие ниже среднего.
Когда я:
- отрвался (от земли – В.Б.),
- «ноги» убрал,
- «газы» убрал
- и взлетел –
они («109» – В.Б.) меня «бросили»
(не стали преследовать – В.Б.) - мною не занимались, а шестерка их (3 пары - В.Б.) была над аэродромом».

www.airwar.ru: «В этот первый день задания сменяли одно другое: прикрыть мосты в Гродно, сходить на разведку к границе, перелететь на другой аэродром, вернуться...»

БАРДОВ: «А какое Вам дали официальное задание»?

ДОЛГУШИН: «Никакого: прсто «Взлетай!» и все».

БАРДОВ: «А напарник (С.Макаров) не взлетел вообще»?

ДОЛГУШИН: «Сразу не взлетел, но потом все-таки мотор завел и улетел вместе с полком на аэродром 127-го ИАПа».

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 21:45:48)
Дата 21.06.2004 21:52:30

Re: Интервью Василия...

БАРДОВ: «А напарник (С.Макаров) не взлетел вообще»?

ДОЛГУШИН: «Сразу не взлетел, но потом все-таки мотор завел и улетел вместе с полком в Черлену».

СКРИПКО (
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
“ Командир авиадивизии, объективно оценив обстановку, убедившись, что месторасположение аэродрома, находящегося рядом с границей, для нас невыгодно, принял решение оттянуть авиачасть несколько в глубину. Во главе 122-го авиаполка он прилетел на аэродром Лида, где находился его командный пункт”.

ДОЛГУШИН: “Ничево: он (комдив – В.Б.) как был в Лиде, так и остался. И умер там. Ничево этого небыло. Это все чушь”!

БАРДОВ: “А как было насчет средств ПВО”?

ДОЛГУШИН: «Была машина со счетверенными «Максимами», но ее сразу же расстреляли.
Перед этим была у нас комиссия с Москвы: на Ли-2».

БАРДОВ: «И он так и стял на аэродроме»?!

ДОЛГУШИН: «Стоял на аэродроме – так они и Ли-2 тоже, в первую очередь сожгли и они на машине уехали – вся их комиссия московская».

БАРДОВ: «А Вы не знали, кто был там в составе этой комиссии»?

ДОЛГУШИН: «У меня где-то есть эти данные: возглавлял ее полковник, начальник оперативного управления ВВС. Фамилия его… Знал я его прекрасно, но вот забыл»!

БАРДОВ: «А им удалось оттуда вырваться на машине? Они выжили»?

ДОЛГУШИН: «Они до Минска на машине, в Минске сели на поезд и уехали. В том числе и Михал Нестерович Якушин».

БАРДОВ: «Который воевал в Испании»!

ДОЛГУШИН: «Да, да, да. Он был инспектором ВВС и в этой комиссии был: он со мной летал на спарке - проверял.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 21:52:30)
Дата 21.06.2004 21:57:51

Re: Интервью Василия...

www.AIRWAR.RU: “Виртуальный авиационный справочник. ЯКУШИН МИХАИЛ НЕСТЕРОВИЧ
(1910-1999): в 1938 году он был назначен в Главную Инспекцию ВВС РККА. 22 июня 1941 года Михаил Якушин, будучи в составе инспекционной группы Генерального штаба, прилетел на один из аэродромов 11-й Смешанной авиационной дивизии в районе Старого Двора. Там размещался истребительный авиаполк под командованием Николаева.
Узнав о нападении Германии на СССР, он приказал командиру полка перебазировать половину самолетов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники.
Его однокашник по летному училищу командир 9-й Смешанной Авиационной Дивизии генерал-майор Сергей Черных ( тоже участник войны в Испании ) успел вывести из-под удара противника только летно-технический состав своей дивизии - почти все самолеты были уничтожены на земле
(Герой Советского Союза С.А.Черных был расстрелян 27 июля 1941 года вместе с группой других военачальников, обвиненных в провале начального периода войны).
В то время, когда на аэродромах уже горели советские самолеты, командиры частей еще находились под гипнозом сурового предупреждения - не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев. Проявление личной командирской инициативы было равносильно тому, что добровольно предстаешь перед военным трибуналом. Тем весомее выглядит поступок Якушина, рискнувшего нарушить этот приказ и вывести часть техники из под удара, пусть даже ценой собственной жизни».

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 21:57:51)
Дата 21.06.2004 22:03:33

Re: Интервью Василия...

ДОЛГУШИН: «Я походил (полетал – В.Б.), посмотрел и:
- пошел (полетел – В.Б.) на границу и когда «ходил» и смотрел над границей - наткнулся на немецкий связной самолет фирмы Физлер – «Штрох» (в переводе с немецкого - «Аист» подкосный высокоплан, обычно использовавшийся как легкий пассажирский СЛ для перевозки командования. Немцы и Хартман в частности, называли его «наш авиаджип» – В.Б.).
Я дал одну очередь и он «воткнулся»,
- потом «пошел» на Скидель. Залетел – там никого нету,
- над Гродно прошел...».

БАРДОВ: «А скидельский аэродром был уже разбомблен»?

ДОЛГУШИН: «Пустой: они же сидели в Черлене».

БАРДОВ: «Нет – они «сидели» в Лесище под Скиделем – у них был лесной аэродром, который немцы не засекли и за целый день его не обнаружили».

ДОЛГУШИН: «Нет: 127-й полк сидел в Чер-ле-не! Это около местечка Мосты. Вот там они сидели, возле Мостов на И-153».

БАРДОВ: «И когда Вы «прошли» над Скиделем – никого там не обнаружили»?!

ДОЛГУШИН: «В Скиделе я просто прошел (над …)…
Я знал, где 127-й полк «сидит» – в Черлене.
Вернулся. Командир эскадрильи (к-н Емельяненко – В.Б.) говорит:
«Мы улетаем - полк улетает в Черлену (вот почему я и знаю – С.Д.). Ты давай заправляйся и прилетай туда».
Полк взлетел (и улетел – В.Б.)…»

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 22:03:33)
Дата 21.06.2004 22:05:26

Re: Интервью Василия...

СКРИПКО
(
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«Когда к аэродрому, где и базировался 16-й скоростной бомбардировочный авиаполк, приблизились фашистские самолеты… Защищая товарищей по оружию, заместитель командира 122-го истребительного авиаполка капитан В.М. Уханев один атаковал шестерку Ме-110, приближавшихся к аэродрому 16-го скоростного бомбардировочного авиаполка. На истребителе, вооруженном двумя (точнее - четырьмя – С.Д.) легкими скорострельными пулеметами ШКАС, внезапной атакой он сбил вражеский Ме-110 и расстроил группу германских самолетов, сбросивших бомбы не прицельно. Пополнив боеприпасы и дозаправившись горючим, капитан Уханев вновь вылетел в бой.
Также отважно и умело сражался с гитлеровцами капитан К. Ф. Орлов и другие истребители».

ДОЛГУШИН: «Орлов – это был командир эскадрильи, хорошо воевал. Погиб под Белым. Ево история такая: ево в 1937-м г. выгнали из армии. Я не знаю причину.
А в 1940 г. ево вновь призвали. И он пришел и стал заместителем, а через месяц стал командиром эскадрильи».

БАРДОВ: «А Вы знали о том, что ему в эти первые часы и дни удалось сбить»?

ДОЛГУШИН: «В такой суматохе што… Только когда на земле, вижу: взлетает, а што там в районе Гродно – што там делалось – никакой же связи и общения нету.
2 эскадрильи тут стоят, все это далеко друг от друга. Поэтому рядом даже эскадрильи (когда) стоят – и то не знаешь, што, как. Поэтому информации небыло никакой.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 22:05:26)
Дата 21.06.2004 22:10:50

Re: Интервью Василия...

ДОЛГУШИН: "(Когда полк взлетел и улетел в Черлену), мы заправляли мою машину (И-16) и пытались без аккумулятора ее запустить (потому что аккумулятор нужно было беречь)…»

БАРДОВ: «А как же вам без аккумулятора удалось ее запустить»?!

ДОЛГУШИН:
«1) был такой стартер на полуторке - «хобот» такой: он соединялся с маховиком винта и крутился. И таким образом запускали,
2) а можно было запустить: Эклипс как на Ли-2 оттянуть, от аккумулятора, раскрутить болванку – эклипс, а потом соединить и эклипс крутит винт.
Это так как было на Ли-2: на «62»-х моторах».

БАРДОВ: «А результаты налета «109»-х»?

ДОЛГУШИН: «Очень незначительные».

БАРДОВ: «А интересно, когда немцы аэродром заняли, или просто обошли его и пошли дальше»?

ДОЛГУШИН: «С Нового двора я улетал почти что последним и когда я взлетал, то танки уже действительно были».

БАРДОВ: «А, Вы с воздуха уже видели танки шедшие…»

ДОЛГУШИН: «Уже танки границу перешли»…

КОСТЯ_ЦАМО-БАРДОВУ: «…пришлю тебе на немецком языке ксерокс куска из "Истории 481 пп 256-й ПД" немцев (добытый как оказалось доцентом ГрГУ С.Пивоварчиком через своих польских коллег – В.Б.). Этот полк прорвался передовым отрядом, в котором была тяжелая артиллерия и штурмовые орудия, через Скеблево, Курянку далеко на юг, вышел к этому аэродрому и подавил и перестрелял 39 (а по другим немецким же сведениям - 19) самолетов прямо на земле».

КОСТЯ_ЦАМО-БАРДОВУ: «Ты хотел написать, что 256 ПД прорвалась не без пехоты, а без танков? На самом деле у неё (как и у других дивизий на гродненском направлении) были небольшие импровизированные передовые мотоотряды, в которые входило по нескольку танков, самоходки, пушки. Вот эти-то нахальные отряды и наводили "тень на плетень".

С.ПИВОВАРЧИК: «Дивизии этой у меня нет - я отдал Косте свой экземпляр, а из Польши еще не привез».

БАРДОВ: что же это получается? Если по Долгушину «полк взлетел и за день потерял машин 5, а порядка 60 машин к концу дня в Лиде были еще живы», кого же «подавил и перестрелял передовой отряд 481 п. п-ка немцев», причем от 20 до 40 СЛ?!

КОСТЯ_ЦАМО: «А вот ещё один документ, который я выудил в свое время в ЦАМО - политдонесение 11-й САД о боях дивизии с 4 до 10-30 часов 22.6.41 г.
(телеграфная лента, наклеенная на бланке):
"Из г. Лиды... 22/6. 14/50. Минск. Нач. УПП ЗапОВО дивкомиссару Лестеву
(это тот - который погиб под Москвой, Жуков, кажется его упоминает с большой теплотой – К.Р.) 22.6.41 с 4.15 до 5.50 четыре бомбардировщика противника произвели налет на г. Лиду.
Разбит поезд Белосток-Ленинград...
5.05 противник произвел налет на аэродром Новый Двур. Сгорело 2 самолета.
Количество выбывших самолетов не установлено.
10 самолетов И-16 перебазированы в г. Лиду.
9.50 до... 37 самолетов Ю-88 произвели налет на аэродром Черлены. Самолеты СБ полка горят. Подробности и потери неизвестны.
127 иап с 3.30 до 12.00 произвели 8 боевых вылетов в р-не Черлена-Гродно... Сбито 2 До-215. Потери - один ст. политрук.
6.20-11.00 2 АЭ 127 ИАП 15 самолетовылетов.
10-45 вели возд. бойв районе Черлены-Гродно с 27-30 самолетами До-215.
Сбитых нет...
05.20 до 10.50 третья АЭ 127 ИАП 8 вылетов.
До 10.30 воздушный бой с ДО-215 в р-не Черлена... /потерь/ нет.
06.45 до 10.50 4-я АЭ 127 ИАП 11 самолетовылетов.
10.20 до 10-30 воздушный бой с группой... районе Черлены. Сбит один До-215. Потерь нет. 12-30."
> Это все дословно, часть ленты осыпалась с бланка».

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 22:10:50)
Дата 21.06.2004 22:17:36

Re: Интервью Василия...

ДОЛГУШИН: «Прилетаю в Черлену, а там оказалось, что немцы аэродром только разбомбили – еще дым (шел – В.Б.) от воронок.
Я прошел над КП, мне показали: «Иди в г. Лиду»!
Прилетел в Лиду. А в Скиделе и в Лиде делали бетонную полосу, поэтому самое основное направление аэродрома, под бетонную полосу было (отведено – В.Б.) - там камней с обоих сторон полосы было полным-полно. Поэтому (свободного места чтобы – В.Б.) там сесть оставалось… (очень мало – В.Б.). Взлетное поле перекопано и в связи с тем, что там строили бетонную полосу, там осталась узкая полоса, на которую и днем-то сесть было особо не где, а ночью... Но (в принципе днем сесть там было – В.Б.) не так уж сложно, когда умеешь летать.
Я сел. Смотрю: командир дивизии (п-к Ганичев - В.Б.) подходит ко мне. Я ему рассказал (обо всем – В.Б.) – связи то никакой нет»!

БАРДОВ: «А это примерно был полдень 22-го июня»?

ДОЛГУШИН: «Да, примерно было где-то в районе 11.30-12.00. Я ему доложил, а 2 девятки сели тоже передо мной на этот аэродром, потому что в Черленах отбомбили – сесть нельзя».

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 22:17:36)
Дата 21.06.2004 22:42:13

Re: Интервью Василия...

СКРИПКО (
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
“Но вскоре и над этим аэродромом (в г.Лида) появилась группа фашистских бомбардировщиков. Но приказу комдива звенья наших истребителей атаковали врага…(“Загорелся один Ю-88. Однако гитлеровцы все же прорвались к аэродрому Лида — на летное поле посыпались вражеские бомбы” – продолжение “скрипкинской чуши”, которую С.Ф. даже не дал мне дочитать до конца – В.Б.)”.

ДОЛГУШИН: “Ничево этого небыло! Над Лидой небыло боев – мы не вели боев над Лидой”!

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
“Полковник П. И. Ганичев не внял просьбам подчиненных, не ушел в бомбоубежище, где находился его командный пункт…”

ДОЛГУШИН: “Все это дело – ничево небыло! На аэродроме ангары были, а метров 500 от ангаров, было 3-х этажное здание, где находился медпункт и штаб полка. И там вот подвалы были. И вот (когда мы вернулись из Черлены ночью с 22-го на 23 июня – В.Б.) нас с аэродрома поселили в эти подвалы. И из этих подвалов и увезли нас, а никакого:
- командного пункта,
- бетонного заграждения.
Просто были ангары и камни, где начали сторить бетонную полосу с обоих сторон”.

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
“ Ганичев … даже не захотел лечь на землю, когда начали вокруг рваться бомбы. Тяжело раненный в живот осколками, по дороге в госпиталь он скончался”.

ДОЛГУШИН: “Никаких осколков небыло – просто от обстрела пулями. Бомбежки небыло. Бомбы никто… (из немцев не сбрасывал – В.Б.). Ме-110 штурмовали из пулеметов передних: у него же 6 “дудок” впереди – 2 пушки и 4 ПМ. Вот этим он и бил – ни одной бомбы небыло. И пуля ему в живот попала, а Михайлову (его заместителю) в ногу (только я не знаю, кость пробили или нет, но больше я его не видел и с нами он не уезжал и куда он делся – не знаю)”.

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
“ Вскоре [68] получил ранение и вступивший в командование дивизией подполковник Юзеев”.

ДОЛГУШИН: “Никто не вступал: командир полка наш Николаев был жив и здоров и вместе с нами находился. И вместе ехали в Москву, из Москвы в Рязань и только в Монино разошлись. Он с полком с 2-мя эскадрильями ушел под Белый, а мы отдельной эскадрильей ушли в Царево Заимище, во главе с Семеновым”.

БАРДОВ: “А вот этого подполковника Юзеева Вы знали”?

ДОЛГУШИН: “Нет – абсолютно”/9/!

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 22:42:13)
Дата 21.06.2004 22:46:21

Re: Интервью Василия...


Скрипко
(
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«В сложной напряженной боевой обстановке 11-ю смешанную авиадивизию возглавил подп-к Гордиенко, командовавший до этого 127-м ИАПом. Получив донесение от поста ВНОС о том, что немецкие СЛ-ты держат курс на аэродром, где базировался 16-й СББАП, Гордиенко поднял 127-й ИАП на перехват. В районе н/ пунктов Черлена, Мосты и Гродно, летчики этого полка дерзко атаковали группы СЛ-тов противника и сбили 4 бомбардировщика, 3 истребителя, потеряв 4 свои машины.
Немецкие бомбардировщики, сопровождаемые истребителями (численностью от 10 до 30 СЛ неоднократно подвергали налетам все 6 аэродромов 11-й смешанной авиадивизии».

БАРДОВ: «А у вас в дивизии 6 аэродромов было»?

ДОЛГУШИН: «Да, каких 6?! 4 аэродрома»!

БАРДОВ: «А в г. Лида, когда Вы приземлились, не было следов бомбежки»?!

ДОЛГУШИН: «Нет, нет, нет. Командир дивизии сказал: «Разрулите машины»!

БАРДОВ: «А что значит «разрулите машины»?

ДОЛГУШИН: «Мы стояли около ангаров, «в линейку» (выстроенные в одну линию – В.Б.) . А («разрулить» означало – В.Б.) отрулить к камням на другую сторону аэродрома и рассредоточить 30-50 м друг от друга. Я:
- раскрутил ручкой эклипс (болванку),
- вскочил в кабину,
- соединил - мотор запустился
- и почти с поднятым хвостом я на ту сторону перерулил,
- развернулся,
- стал,
- выключил мотор
- и отошел к камням (метров на 30) покурить,
- сел, курю.
И вот, когда наши к камням туда (где делали бетонную взлетную полосу) подруливали, нагрянули Ме-110 и застав там наших на рулежке начали бить по всем, которые рулили на полосе аэродрома.
А самолетов на рулежке было еще много».