От Nikolaus
К В.Горбач
Дата 10.06.2011 11:16:56
Рубрики Прочее; 1936-1945 гг.;

я согласен...

>>Вы же знаете, тема была озвучена еще при советской власти, масштабы проблемы были серьезные.
Вообще самой интересной темой в смысле раскрытия заданного Pulya вопроса было бы изучение воздушных боев на советско-германском фронте осенью 44 - весной 45, Венгрия, Польша, Восточная Пруссия.

Уважаемый Виталий, я согласен, что ВВС во второй половине войны выглядят убедительнее, но мне кажется, что это следствие снижения активности ягдваффе, связанное с уменьшением численности и потерей фокуса.

От В.Горбач
К Nikolaus (10.06.2011 11:16:56)
Дата 14.06.2011 18:24:30

Re: я согласен...

>Уважаемый Виталий, я согласен, что ВВС во второй половине войны выглядят убедительнее, но мне кажется, что это следствие снижения активности ягдваффе, связанное с уменьшением численности и потерей фокуса.

Nikolaus, в отношении люфтваффе всегда присутствует искушение сказать: "Если бы они воевали на один фронт, вот тогда бы мы и посмотрели, кто сильнее...". Т.е. люфты автоматически выступают в роли эдаких благородных "от рождения" героев, которым только злой рок (фюрер и его тупое окружение) не дал возможности "развернуться". Но такой подход, он как бы немного детский в своей сути, без понимания взаимосвязи явлений если хотите. Помнится в детстве мы до посинения спорили в начальных классах - "кто сильнее индейцы или ковбойцы" :) Здесь нечто похожее, воюют не системы, не экономики, а некие умозрительные "индейцы" и "ковбойцы", которые по природе своей родились априори "слабыми" или "сильными". Но ведь война это и производство топлива, и упрощение производства ради увеличения количества в условиях военного времени и соблюдение баланса между качеством подготовки и количеством выпускаемых пилотов и еще много чего неприятного и вынужденного. И если у вас нет топлива то соберите хоть четырежды бриллиантовые эскадры, которые будут сидеть на земле, толку не будет. Собственно эффективность истребителей люфтваффе не подвергается сомнению, но если люфтваффе удалось сделать столь эффективный инструмент, а потом оказалось "вдруг", что его не хватает на все участки обороны Рейха и надо разбавлять элиту такими же "желторотыми" , как у Советов (как вы любите писать), то уж извините, это просчет, ведущий к поражению. Если сбиваются сотнями "крепости" и "либерейторы", а заводы и города все равно превращаются в развалины, а прилетают новые кучи четырехмоторников это просчет, ведущий к поражению и т.д. и т.п. Безусловно никто не собирается оправдывать наши просчеты в части подготовки и использования советской авиации, вероятно многих жертв при более трезвом подходе можно было избежать, но факт остается фактом к 44-му году немцы не могли ни качественно, ни количественно переломить ситуацию в свою пользу нигде. Разверни они в 41-42 активное формирование новых истребительных эскадр даже за счет ухудшения качественной подготовки летного состава, возможно к осени 43-го им удалось бы лучше поддерживать баланс между театрами и Германии удалось бы протянуть некоторое время. В рамках же тех реалий которые были и если опустить известное отношение к сослагательному наклонению в истории, имей немцы в 44-м на нашем фронте + 2-3 "дополнительных" истребительных гешвадера (допустим тот же JG3 и еще какую-нибудь эскадру) думаю потери бы наших безусловно были бы больше, но в то же время наверное и потери немцев были бы чувствительнее, а существенного влияния на ход наземной войны это все равно не оказало бы, тем более на общем фоне усугбления поражений в воздушной войне над Европой и Средиземным морем.

С уважением Виталий

От SK
К Nikolaus (10.06.2011 11:16:56)
Дата 10.06.2011 13:36:50

Re: я согласен...

>>>Вы же знаете, тема была озвучена еще при советской власти, масштабы проблемы были серьезные.
> Вообще самой интересной темой в смысле раскрытия заданного Pulya вопроса было бы изучение воздушных боев на советско-германском фронте осенью 44 - весной 45, Венгрия, Польша, Восточная Пруссия.

>Уважаемый Виталий, я согласен, что ВВС во второй половине войны выглядят убедительнее, но мне кажется, что это следствие снижения активности ягдваффе, связанное с уменьшением численности и потерей фокуса.
Уважаемый Николаус, но ведь ЛВ не само ушло с театра, кто-то ему посодействовал.
Признанный немцами факт, что за первый месяц войны 41-го у нас ЛВ потеряли больше самолетов, чем за первый месяц Битвы за Англию. Иначе говоря ВВС довоенного образца оказались эффективнее РАФ, несмотря на старую тактику и боевые порядки, отсутствие управления авиацией по радио, устаревшую технику, оставшуюся после первого немецкого удара. Заметьте при этом, что численность самолетов в ВВС сократилась к концу июня до сопоставимого с ЛВ уровня и об этом успехе, как достигнутом только кровью, говорить глупо. К августу немцам пришлось включать все свое мастерство, чтобы противодействовать ВВС. Летный состав ВВС в ударах начала июня большей частью не пострадал, а самолетов промышленность, перейдя на круглосуточный график, навыпускала. Немецкий фронт и пути снабжения ЛВ растянулись. Наличных сил ЛВ для решения всех стоящих задач стало не хватать. Мотались из конца в конец, расходуя ресурс на латание дыр. К концу года, когда ВВС, откатившееся в свои хорошо обжитые районы снабжения, еще и обновило свой парк, немцам пришлось перевести свой авиапром на режим военного времени, чтобы покрыть потери. Интенсивность боевой работы ЛВ зимой 41-42 снизилась не только из-за зимы, но в том числе из-за потерь - ЛВ нужно было копить силы на лето 42-го. Благодаря этому ВВС удалось сравнительно безболезненно пережить "ложку" в производстве самолетов из-за эвакуации промышленности.
СК