От SK
К Андрей Платонов
Дата 18.05.2011 13:57:57
Рубрики Авиатехника; 1945-1991;

Re: Як-15

>Разные ситуации: ННП не хочет выносить за стены КБ информацию, а Гудков шлет бумаги по инстанциям..
Очень информативная статья! Спасибо! У меня вопросы некоторые снялись.))
Давайте помечтаем: допустим дали Люлька с Гудковым зеленый свет, финансирование опытных работ открыли, базу производственную выделили. Когда реально мог появиться летный образец, пригодный к серии? ИМХО не раньше конца войны (судя по темпам аналогичных работ у англичан и немцев). Если уж И-185 с готовым мотором не стали в 1943-м в серию запускать (и скорее всего по экономическим причинам, а не из-за личных приязней), то что говорить об этом совершенно новом, если бы даже был готов на все 100? Взять у немцев и применить трофеи оказалось быстрее, дешевле и эффективнее.
Второе. Немецкая реактивная авиация не сыграла решающей роли в войне и даже ход событий не смогла ни замедлить, ни тем более переломить. Да и в реактив немцы ударились тоже по экономике из-за горючего.
Неясна мне позиция ЦИАМ. Кто, как не эта "наука", профильный институт, должен был пробивать реактивные двигатели? А крайними за ретроградство в области реактивной авиации оказались конструкторы самолетов. Точно так, как отдувались за дефекты и недостатки поршневых моторов всю войну и после.
СК

От Андрей Платонов
К SK (18.05.2011 13:57:57)
Дата 18.05.2011 15:49:22

Re: Як-15

>Давайте помечтаем: допустим дали Люлька с Гудковым зеленый свет, финансирование опытных работ открыли, базу производственную выделили. Когда реально мог появиться летный образец, пригодный к серии? ИМХО не раньше конца войны (судя по темпам аналогичных работ у англичан и немцев).

По-хорошему, зеленый свет надо было давать еще перед войной, но для этого нужны или компетентность и дальновидность руководства, или послезнание (а не бьыло ни того, ни другого).

Если же давать зеленый свет по результатам писем Гудкова, то доведенный движок у Люльки получился бы IMHO все равно году эдак в 1947-48. Т.е. без трофейных ТРД мы бы не обошлись, но зато могли бы обойтись без покупки английских лицензий.

>>Разные ситуации: ННП не хочет выносить за стены КБ информацию, а Гудков шлет бумаги по инстанциям..
>Очень информативная статья! Спасибо! У меня вопросы некоторые снялись.))

>Второе. Немецкая реактивная авиация не сыграла решающей роли в войне и даже ход событий не смогла ни замедлить, ни тем более переломить. Да и в реактив немцы ударились тоже по экономике из-за горючего.

Однако, реактивами следовало заниматься, поскольку за ними было будущее. Причем, кризис поршневиков стал очевиден уже в ходе войны.

>Неясна мне позиция ЦИАМ. Кто, как не эта "наука", профильный институт, должен был пробивать реактивные двигатели? А крайними за ретроградство в области реактивной авиации оказались конструкторы самолетов. Точно так, как отдувались за дефекты и недостатки поршневых моторов всю войну и после.

Был системный бардак и некомпетеность на всех уровнях. Кто со своими свстелками и перделками смог засветиться и снискать внимание Вождя - получал возможность что-то сделать, а иначе тонул в бюрократическом болоте, приправленном боязнью личной ответственности.

От SK
К Андрей Платонов (18.05.2011 15:49:22)
Дата 19.05.2011 10:08:34

Re: Як-15

>>Неясна мне позиция ЦИАМ. Кто, как не эта "наука", профильный институт, должен был пробивать реактивные двигатели? А крайними за ретроградство в области реактивной авиации оказались конструкторы самолетов. Точно так, как отдувались за дефекты и недостатки поршневых моторов всю войну и после.
>
>Был системный бардак и некомпетеность на всех уровнях. Кто со своими свистелками и перделками смог засветиться и снискать внимание Вождя - получал возможность что-то сделать, а иначе тонул в бюрократическом болоте, приправленном боязнью личной ответственности.
Вы правы, недостатков в советской системе было достаточно. И одной из особенностей было то, что в верхние академические ряды (за экономическими бюджетными благами) дуром лезли, несмотря на пропаганду и страх перед посадками. Фиг ли не полезть, раз места еще есть и можно под умного скосить, т.к. государственная номенклатура в науке ни бельмеса.
Потом бюрократическая машина все под себя строит: чтобы заявить о своем изобретении, открытии, построить образец за народные деньги - нужно добыть заключение профильного института (причем идея правильная, если в институте работают не за бабки, цацки и барахло, а за идею). Дальше автору начинают руки крутить - бери нас в соавторы, иначе... (посмотрите как в приведенной статье чинуши ЦИАМ гнули Люлька). Корпоративная мораль быстро разъедает некрепкие (и не коммунистические души, т.к. интеллигенцию в партию практически не принимали): тут целый институт годами решает проблему, а вот нашелся умник без высшего образования, который все решил зараз. Иными словами умник по своей простоте и неграмотности доказал бесполезность затрат на весь ученый состав института. Дать его идее ход - самим расписаться в собственной ненужности.
Поэтому и приходилось таким людям делать попытки показать свое достижение тем влиятельным и принимающим решения лицам, кто мог бы оценить перспективу. Так что "понравиться" это не совсем то (хотя прожектеров типа Сильванского, да и того же Гудкова с его "Аэрокоброй" тоже хватало).
Вспомните, что произошло в 39-м. Саша Яковлев вылез со своим ББ-22, а А.Н.Туполев со товарищи отправился в шарагу и еще чиновников НКАП перетрясли и просеяли.
У мотористов такой "встряски застойного болота", как у самолетчиков, не было. Швецовский М-82 в приказном порядке внедряли.
Если бы ИВС не обеспечил Яковлеву защиту (дав пост замнаркома), то сожрали бы его отлученные от кормушки с потрохами. А так только скалились беззубо за углом и мифы сочиняли.
СК

От SK
К SK (19.05.2011 10:08:34)
Дата 24.05.2011 11:48:01

Re: Як-15

>Вспомните, что произошло в 39-м. Саша Яковлев вылез со своим ББ-22, а А.Н.Туполев со товарищи отправился в шарагу и еще чиновников НКАП перетрясли и просеяли.
Насчет Туполева - это я немного маху дал. АНТ арестовали 21 октября 1937 г. Что характерно, вот только летом 1937 г. состоялись знаменитые трансарктические перелеты...
СК

От SK
К SK (19.05.2011 10:08:34)
Дата 19.05.2011 14:34:27

Re: Як-15

>У мотористов такой "встряски застойного болота", как у самолетчиков, не было. Швецовский М-82 в приказном порядке внедряли.
ЕМНИП Добровольский в шараге лепил из двух М-105-х Х-образный мотор МБ-100 (ФЭД), т.е. видоизменял готовое, а не принципиально новое создавал.
СК