От Romario
К AR
Дата 11.09.2009 21:48:06
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Re: Фото

>Есть. "Написано: русский истребитель, новый тип, Тайцы." Тайцы - поселок городского типа, Гатчинский р-н, Лен.область.

Тайцы это не ПГТ, а деревня в Гатчинском районе ЛО, моя малая родина. Бои там в 41-м шли нешуточные, школьниками по весне на поле разные патроны-гильзы-осколки собирали в 80-х. По рассказам взрослых, когда строили военный городок, "мессер" откопали.

Интересно, какой части принадлежит самолет?

>С ув. АР

С уважением,

От SK
К Romario (11.09.2009 21:48:06)
Дата 14.09.2009 07:55:25

2 Илья Прокофьев

Приветствую!
>>Есть. "Написано: русский истребитель, новый тип, Тайцы." Тайцы - поселок городского типа, Гатчинский р-н, Лен.область.
>
>Тайцы это не ПГТ, а деревня в Гатчинском районе ЛО, моя малая родина. Бои там в 41-м шли нешуточные, школьниками по весне на поле разные патроны-гильзы-осколки собирали в 80-х. По рассказам взрослых, когда строили военный городок, "мессер" откопали.

>Интересно, какой части принадлежит самолет?
По тщательном рассмотрении Як-1 оказался все же выпуска 301 завода. (желоба пулеметов в капоте короче, чем у машин 292 завода, на виде справа видна более широкая задняя полоса каркаса капота на которой стыковался боковой капот и лючок, закрывающий кассету для пулемета).
Из этого следствие: машина, возможно, пришла на Ленфронт с полком из Подмосковья (самолеты с 301 завода в массе ушли в части МВО, за исключением 8 для 71 иап КБФ). По снимку это март-апрель 1942 г. Если моряки - то 5-й иап КБФ, которому досталась оставшаяся матчасть от 71-го.
СК

От Прокофьев Илья
К SK (14.09.2009 07:55:25)
Дата 14.09.2009 09:57:24

Re: 2 Илья...

Приветствую! Нахожусь в лесу до 21 сентября, заскочил домой на одну ночь, поэтому очень быстро что успел посмотреть:

по 5 ИАП (3 гв.ИАП) ВВС КБФ - у меня есть только один Як-1 № 1320 потерянный в период с 05 по 10.02.1942 года, сбит в воздушном бою, акт о списании от 08.02.42г., летчик скорее всего жив, т.к., в потерях нет...

по 71 ИАП ВВС КБФ - потерь личного состава за март и апрель 1942 года на Як-1 нет, у меня есть два приказа начальника ВВС ВМФ о списании, где указаны номера списанных Як-1 за этим полком:
приказ от 30 мая 1942 года - списаны Як-1 №\№ 2020, 2019 (потеря до 09.41г.), 0615;
приказ от 28 февраля 1942 года - списаны Як-1 №\№ 0320, 0607, 0309.

НО! Мне кажется это не морской Якушка! Вот очень подходит к этой истории:

Бакланов Александр Трифонович, старший лейтенант, командир звена 123 ИАП 7 ИАК ПВО, 15 апреля 1942 года не вернулся с б\з по штурмовке аэр. Гатчина (Тайцы это, как можно сказать, пригород Гатчины, между Гатчиной и Красным Селом)... Попал в плен, вернулся из плена 30.09.45г., по репатриации, вылетел на самолете Як-1 № 0215 с мотором М-105 № 125-306...


С уважением, Илья.

От SK
К Прокофьев Илья (14.09.2009 09:57:24)
Дата 15.09.2009 09:13:29

Re: 2 Илья...

Приветствую
>по 5 ИАП (3 гв.ИАП) ВВС КБФ - у меня есть только один Як-1 № 1320 потерянный в период с 05 по 10.02.1942 года, сбит в воздушном бою, акт о списании от 08.02.42г., летчик скорее всего жив, т.к., в потерях нет...
У меня машина с этим номером числится утраченной по БУ 26.5.42 г.
В то же время есть запись о том, что 5.2.42 капитан Г.Д.Костылев самолет сбит ИА.
И есть № 1409 сбитый ИА 14.2.42.
>по 71 ИАП ВВС КБФ - потерь личного состава за март и апрель 1942 года на Як-1 нет, у меня есть два приказа начальника ВВС ВМФ о списании, где указаны номера списанных Як-1 за этим полком:
>приказ от 30 мая 1942 года - списаны Як-1 №\№ 2020, 2019 (потеря до 09.41г.), 0615;
Последний номер 06150 вообще интересен. 24.7.41 71-й ап сдал его в ремонт в 37-е ам. Там его каннибализировали и представили на списание, списали, потом мастерские заставили его восстановить. 1.3.42 восстановили и отдали в 3-й гап., а 31.3.42 опять списали. ЕМНИП была какая-то неприятная история при перегоне из мастерских. Самолет был разбит.
>приказ от 28 февраля 1942 года - списаны Як-1 №\№ 0320, 0607, 0309.
До 1.9.41 потери 11 Як-1 Обычно порядок следования номеров в приказе на списание совпадает с порядком (датами) следования потерь. Знать бы потерю хотя бы одного...
СК

От Прокофьев Илья
К SK (15.09.2009 09:13:29)
Дата 21.09.2009 23:33:15

Re: 2 Илья...

>>И есть № 1409 сбитый ИА 14.2.42.
>>

Приветствую! У меня вообще этой машины нет????

С уважением, Илья.

От SK
К Прокофьев Илья (21.09.2009 23:33:15)
Дата 22.09.2009 15:59:46

Re: 2 Илья...

>>>И есть № 1409 сбитый ИА 14.2.42.
>>>
>
>Приветствую! У меня вообще этой машины нет????
Это я наврал - тот же номер 0409 числится одновременно сбитым ИА 14.2.42 и переданным 18.5.42 в 3-й гап из 37-х мастерских.
И этот номер совершенно не фигурирует при передачи остатков матчасти Як-1 в июле 42 в 26 раз (№ 0420) и 21-й иап (№№0610, 1518)
Посмотрю еще раз записи по мастерским.
СК

От SK
К SK (15.09.2009 09:13:29)
Дата 15.09.2009 09:21:48

Как полезешь вглубь, так еще что-то найдешь... :)

>Приветствую
>>по 5 ИАП (3 гв.ИАП) ВВС КБФ - у меня есть только один Як-1 № 1320 потерянный в период с 05 по 10.02.1942 года, сбит в воздушном бою, акт о списании от 08.02.42г., летчик скорее всего жив, т.к., в потерях нет...
>У меня машина с этим номером числится утраченной по БУ 26.5.42 г.
>В то же время есть запись о том, что 5.2.42 капитан Г.Д.Костылев самолет сбит ИА.
>И есть № 1409 сбитый ИА 14.2.42.

Справка начальника 3-го отделения особого отдела НКВД КБФ батальонного комиссара [А.М.] Наталича о недочетах [в] боевой деятельности авиации ВВС КБФ за период Отечественной войны от 14 июня 1942 г.

За два воздушных боя 5 февраля 1942 г[ода] 61[-я] авиабригада потеряла 2 самолета Як-1 и два самолета МиГ-3. Никаких выводов из этих боев командование бригады не сделало, тактику противника не учло, мероприятий не выработало. На следующий день, напав на 8 наших самолетов, Ме-109 в количестве двух самолетов безнаказанно сбили два МиГ-3{13}.
Откуда два Як-1?
СК

От Owl-99
К SK (15.09.2009 09:21:48)
Дата 15.09.2009 11:58:04

Re: Как полезешь...


>Справка начальника 3-го отделения особого отдела НКВД КБФ батальонного комиссара [А.М.] Наталича о недочетах [в] боевой деятельности авиации ВВС КБФ за период Отечественной войны от 14 июня 1942 г.

>За два воздушных боя 5 февраля 1942 г[ода] 61[-я] авиабригада потеряла 2 самолета Як-1 и два самолета МиГ-3. Никаких выводов из этих боев командование бригады не сделало, тактику противника не учло, мероприятий не выработало. На следующий день, напав на 8 наших самолетов, Ме-109 в количестве двух самолетов безнаказанно сбили два МиГ-3{13}.
>Откуда два Як-1?

Хроника КБФ из книги "Гвардейцы Балтики крылатой" дает за эти 2 дня всего 4 потери, причем за 5 февраля тип самолетов не обозначен, но по косвенным признакам это все-таки МиГ-3:

В 16:20 Костылев и Чепелкин из 3-го гиап, вылетавшие на разведку в интересах 54-й А в район Мга - Тосно задачу не выполнили. В районе Малукса на высоте 4000 м внезапно сзади снизу были атакованы двумя Ме-109. В результате атаки у самолета Чепелкина загорелся мотор. Пикированием пламя сорвано. Самолеты противника преследовали его до а. Шум, где были отогнаны нашей ЗА. Чепелкин по причине повреждения мотора произвел вынужденную посадку. Летчик легко ранен. Костылев на высоте 3000 м выпрыгнул из горящего самолета на парашюте в районе Малуксинского болота над линией фронта. Ему удалось приземлиться сзади наших окопов. У летчика прострелена рука.

Все боевые вылеты Костылев в 1941 г. выполнил на МиГ-3 и позднее на ЛаГГ-3. Не известно, вылетел ли он хоть раз на Яке. Поэтому скорее всего тут речь идет о МиГах. 6 февраля также сбито 2 МиГ-3. Видимо Яки "приплетены" в справку от какой-то другой даты.

Owl

От SK
К Owl-99 (15.09.2009 11:58:04)
Дата 16.09.2009 15:49:05

Re: Как полезешь...


>>Справка начальника 3-го отделения особого отдела НКВД КБФ батальонного комиссара [А.М.] Наталича о недочетах [в] боевой деятельности авиации ВВС КБФ за период Отечественной войны от 14 июня 1942 г.
>
>>За два воздушных боя 5 февраля 1942 г[ода] 61[-я] авиабригада потеряла 2 самолета Як-1 и два самолета МиГ-3. Никаких выводов из этих боев командование бригады не сделало, тактику противника не учло, мероприятий не выработало. На следующий день, напав на 8 наших самолетов, Ме-109 в количестве двух самолетов безнаказанно сбили два МиГ-3{13}.
>>Откуда два Як-1?
>
>Хроника КБФ из книги "Гвардейцы Балтики крылатой" дает за эти 2 дня всего 4 потери, причем за 5 февраля тип самолетов не обозначен, но по косвенным признакам это все-таки МиГ-3:

>В 16:20 Костылев и Чепелкин из 3-го гиап, вылетавшие на разведку в интересах 54-й А в район Мга - Тосно задачу не выполнили. В районе Малукса на высоте 4000 м внезапно сзади снизу были атакованы двумя Ме-109. В результате атаки у самолета Чепелкина загорелся мотор. Пикированием пламя сорвано. Самолеты противника преследовали его до а. Шум, где были отогнаны нашей ЗА. Чепелкин по причине повреждения мотора произвел вынужденную посадку. Летчик легко ранен. Костылев на высоте 3000 м выпрыгнул из горящего самолета на парашюте в районе Малуксинского болота над линией фронта. Ему удалось приземлиться сзади наших окопов. У летчика прострелена рука.

>Все боевые вылеты Костылев в 1941 г. выполнил на МиГ-3 и позднее на ЛаГГ-3. Не известно, вылетел ли он хоть раз на Яке. Поэтому скорее всего тут речь идет о МиГах. 6 февраля также сбито 2 МиГ-3. Видимо Яки "приплетены" в справку от какой-то другой даты.
Трудно сказать однозначно, но Чепелкин по документам в 1941-м летал на Як-1. МиГ с Яком в паре явный нонсенс. Если все же предположить два Яка, то откуда МиГи? В двух разных докладах дали ошибочно те же потери, но с указанием разных типов, которые потом наверху просуммировали? ИМХО речь все же идет о Як-1 одна машина (Чепелкина?) № 0409 5.2.42 числится переданной в ремонт в 37-е ам + машина Костылева утрачена безвозвратно (данная мной майская дата вполне может быть датой списания).
Ждем Илью с поля (из лесу).
СК

От Прокофьев Илья
К SK (16.09.2009 15:49:05)
Дата 21.09.2009 23:36:26

Re: Как полезешь...


ИМХО речь все же идет о Як-1 одна машина (Чепелкина?) № 0409 5.2.42 числится переданной в ремонт в 37-е ам
>Ждем Илью с поля (из лесу).
>СК


Приветствую! Сергей, по этой машине у Вас самого есть много информации: Як-1 № 0409
6 января 1943 года получена 21 ИАП ВВС КБФ из 37 ам и сразу передана в 26 ОРАЭ

С уважением, Илья.

От SK
К Прокофьев Илья (14.09.2009 09:57:24)
Дата 14.09.2009 13:51:34

Re: 2 Илья...

До кучи к этой версии.
>123 ИАП 7 ИАК ПВО
Машина 301 завода была в 123-м иап у Г.Н.Жидова (Б№ 23), причем стиль написания номера на этом Яке похожий - большие цифры красным цветом спереди звезды.
Вполне вероятно, что при убытии полка из 6-го иак ПВО, ему отдали все, что попалось под руку.
СК

От Hippo
К SK (14.09.2009 13:51:34)
Дата 14.09.2009 14:06:05

Re: 2 Илья...

>До кучи к этой версии.
>>123 ИАП 7 ИАК ПВО
>Машина 301 завода была в 123-м иап у Г.Н.Жидова (Б№ 23), причем стиль написания номера на этом Яке похожий - большие цифры красным цветом спереди звезды.
>Вполне вероятно, что при убытии полка из 6-го иак ПВО, ему отдали все, что попалось под руку.
>СК
Прошу уточнить последнее высказывание.
С уважением Hippo

От SK
К Hippo (14.09.2009 14:06:05)
Дата 14.09.2009 14:39:39

Если вопрос по 6-му ИАК

То вот документ:
14.8.41 Архив президента РФ (опубликовано "ВВС России. Неизвестные документы", М., Издательский дом Вестник Воздушного Флота, 2003 г.) Письмо командующего войсками МВО генерал-лейтенанта Артемьева и члена военного совета МВО дивизионного комиссара Телегина народному комиссару обороны СССР Сталину № 00941 от 14 августа 1941 г. 22.8.41 от тт.Артемьева, Телегина

Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 9.7.41г. общая численность истребительной авиации г.Москвы была определена в 1000 самолетов.
В связи с тем, что к указанному сроку в 6 авиа¬корпусе насчитывалось только 523 самолета, решение Государственного Комитета Обороны предусматривало срочное развертывание 5 истребительных полков, предусмотренных планом мобразвертывания, что доводило общую численность истребительной авиации до 693 самолетов и формирование новых 10 полков, что увеличивало численность 6 корпуса еще на 320 самолетов.
Вашим приказом № 0048 от 9 Июля с.г. пополнение 6 корпуса летный составом и материальной частью было возложено на Командующего BBС Красной Армии генерал-лейтенанта Жигарева.
Выделив 192 самолета и летный состав для пяти полков, предусмотренных мобпланом, к комплектованию новых десяти полков тов.Жигарев не приступил, а наоборот стал забирать обратно те самолеты и личный состав, которые им были выделены 6 корпусу после Постановления Государственного Комитета Обороны.
С 28 июля по сегодняшний день по распоряжению Генерал-лейтенанта тов.Жигарева были отправлены в состав других фронтов следующее количество самолетов:
28 июля с.г. 123 иап в составе 23 самолетов Як-1
4 августа с.г. 33 иап в составе 28 самолетов ЛаГГ-3
5 августа с.г. 180 иап в составе 30 самолетов И-16
11 августа с.г. 41 иап в составе 21 самолета МиГ-3.
Всего из корпуса взято четыре полка - 102 самолета. Таким образом, боевой состав 6 авиакорпуса ПВО за период, с 9 июня по 12 августа с.г., увеличился вместо 490 на 95 самолетов, без учета потерь, которые за этот период выражались в 40 самолетах.
Командование ВВС Красной Армии обещает в ближайшее время пополнить состав 6 авиакорпуса одним полком.
Текучесть летного состава из 6 авиакорпуса отрицательно оказывается на обороне г.Москвы, так как убывший летный состав хорошо знал район, изучил систему ПВО, умел в ней работать днем и ночью, а для вновь прибывающего летного состава потребуется иного времени для подготовки их к работе в системе ПВО г.Москвы.
Прошу Ваших указаний.
СК

От SK
К Hippo (14.09.2009 14:06:05)
Дата 14.09.2009 14:24:09

Re: 2 Илья...

Уточняю
>Прошу уточнить последнее высказывание.
К моменту получения 123-м полком матчасти под Москвой все машины 301-го завода были уже давно "расписаны" по другим частям МВО. Эта техника существенным образом отличалась от машин Саратовского завода (в основном системой вооружения - в т.ч. меньше БК пулеметов, - и большим количеством эксплуатационных недостатков, которые завод постоянно устранял, доделывал, но так и не закончил до конца (именно в связи с этим машины 301 завода перед войной в части далеко от Москвы не посылали). Машины Саратовского завода были более доведенными и лучшего качества изготовления.
Если бы был список матчасти 123-го, то можно было бы поподробнее осветить откуда ее взяли. То, что машина Г.Н.Жидова Б№ 23 изготовления 301 завода у меня сомнений нет никаких.
А так, это общепринятая практика: когда у тебя "отбирают" полк, то отдют тот, у которого матчасть более старая или проблемная (помните по дареного коня...). Или такую додают до полнокровного полка при переформировании.
С уважением,
СК

От Hippo
К SK (14.09.2009 14:24:09)
Дата 14.09.2009 14:50:39

Re: 2 Илья...

>Уточняю
>>Прошу уточнить последнее высказывание.
>К моменту получения 123-м полком матчасти под Москвой все машины 301-го завода были уже давно "расписаны" по другим частям МВО. Эта техника существенным образом отличалась от машин Саратовского завода (в основном системой вооружения - в т.ч. меньше БК пулеметов, - и большим количеством эксплуатационных недостатков, которые завод постоянно устранял, доделывал, но так и не закончил до конца (именно в связи с этим машины 301 завода перед войной в части далеко от Москвы не посылали). Машины Саратовского завода были более доведенными и лучшего качества изготовления.
>Если бы был список матчасти 123-го, то можно было бы поподробнее осветить откуда ее взяли. То, что машина Г.Н.Жидова Б№ 23 изготовления 301 завода у меня сомнений нет никаких.
>А так, это общепринятая практика: когда у тебя "отбирают" полк, то отдют тот, у которого матчасть более старая или проблемная (помните по дареного коня...). Или такую додают до полнокровного полка при переформировании.
>С уважением,
>СК
Самолеты на которых 123 иап начал воевать под Ленинградом были новые с завода. Цитата документа:
"27.7. 41.г. После получения материальной части в г. Саратове полк перелетел на аэродром г. Люберцы под Москвой/. С этого времени в составе 6 ИАК ПВО выполняют боевую задачу по прикрытию г. Москвы от налетов фашистской авиации.
С 15 июля 1941 года в течении 12 дней перевооружившись на новую материальную часть самолеты ЯК-1, полк вступил на боевую вахту по защите столицы страны – г. Москвы. Отражая налеты фашистской авиации как днем, так и ночью летчики полка при защите Москвы летчики полка произвели 480 боевых самолето-вылетов, из них 78 ночью.(от себя- боестолкновений не отмечено)
В период с 27 июля 1941 года по 4 августа 1941 года две эскадрильи полка под общим командованием Зам. командира полка капитана Мажаева были перебазированы на аэродром Выползово (Едрово) для выполнения боевой задачи по прикрытию с воздуха ж.д. Бологое.
В воздушных боях, проведенных при выполнении задания по прикрытию ж.д. узла Бологое, летчиками группы уничтожено 19 немецких самолетов, свои боевые потери при этом 4 самолета и 3 летчика.(от себя потери числятся за 6 САД)
21 сентября 1941 года по приказу ставки Верховного Главнокомандования полк перебазировался на Ленинградский фронт и вошел в состав 7 ИАК корпуса ПВО г. Ленинграда."
С уважением Hippo

От SK
К Hippo (14.09.2009 14:50:39)
Дата 14.09.2009 15:26:39

Re: 2 Илья...

>С 15 июля 1941 года в течении 12 дней перевооружившись на новую материальную часть самолеты ЯК-1, полк вступил на боевую вахту по защите столицы страны – г. Москвы.
Вот матчасть, полученная 123-м иап на заводе (если убыло всего 23 самолета (см.мой пост выше), то часть машин просто перегоняли из Саратова. Причем вполне возможно, что всю не для себя.
123-й иап 37 лётом шт.
11.7 26 Як-1 №№ 1212, 0115, 1015, 1115, 1616, 1716, 1916, 2016, 1117, 1617, 1817, 0218, 1018, 1718, 2018, 0119, 0719, 1319, 1120, 0121, 0321, 0721, 0821, 1321, 1721, 1921
12.7 10 Як-1 №№ 2014, 1615, 1717, 0921, 1421, 1621, 0122, 0822, 1122, 1322
3.8 1 Як-1 № 0322
Кстати, в этом списке № 0215 нет. Осталось проверить - не из 158-го ли иап (или других полков ЛенФронта) эту Саратовскую получили уже под Питером. Если нет - то машина из МВО и 301 завода. Но режьте, БН 23 - Химкинского разлива 333 %. И таких в ВВС ЛенВО не отправляли.
СК

От SK
К SK (14.09.2009 15:26:39)
Дата 15.09.2009 08:11:05

Re: 2 Илья...

Приветствую!
>Кстати, в этом списке № 0215 нет. Осталось проверить - не из 158-го ли иап (или других полков ЛенФронта) эту Саратовскую получили уже под Питером. Если нет - то машина из МВО и 301 завода. Но режьте, БН 23 - Химкинского разлива 333 %. И таких в ВВС ЛенВО не отправляли.
Пересмотрел имеющиеся фото других машин как 15-й серии Саратов, так и 2-й серии Химки. Борт № 26 тоже произведен заводом № 301 уже без сомнений.
СК

От Прокофьев Илья
К SK (15.09.2009 08:11:05)
Дата 21.09.2009 23:39:45

Re: 2 Илья...

>Приветствую!
>>Кстати, в этом списке № 0215 нет. Осталось проверить - не из 158-го ли иап (или других полков ЛенФронта) эту Саратовскую получили уже под Питером. Если нет - то машина из МВО и 301 завода. Но режьте, БН 23 - Химкинского разлива 333 %. И таких в ВВС ЛенВО не отправляли.
>Пересмотрел имеющиеся фото других машин как 15-й серии Саратов, так и 2-й серии Химки. Борт № 26 тоже произведен заводом № 301 уже без сомнений.
>СК


Приветствую!

Як-1 № 0215 с мотором М-105 № 115-202 убыл 08.06.1941 года с завода № 292 в 158 ИАП и на 22 июня 1941 года стоял на учете в 158 ИАП

С уважением, Илья.

От SK
К Прокофьев Илья (21.09.2009 23:39:45)
Дата 22.09.2009 16:06:42

Re: 2 Илья...

Приветствую!
>Як-1 № 0215 с мотором М-105 № 115-202 убыл 08.06.1941 года с завода № 292 в 158 ИАП и на 22 июня 1941 года стоял на учете в 158 ИАП
Совершенно верно по ж/д. Факт перемещения матчасти в 123-й не установлен, в связи с чем есть сомнение. Постараюсь показать наглядно, почему предполагаю машину 301 завода.
СК

От SK
К Прокофьев Илья (14.09.2009 09:57:24)
Дата 14.09.2009 11:09:49

Re: 2 Илья...

Приветствую!
>НО! Мне кажется это не морской Якушка! Вот очень подходит к этой истории:

>Бакланов Александр Трифонович, старший лейтенант, командир звена 123 ИАП 7 ИАК ПВО, 15 апреля 1942 года не вернулся с б\з по штурмовке аэр. Гатчина (Тайцы это, как можно сказать, пригород Гатчины, между Гатчиной и Красным Селом)... Попал в плен, вернулся из плена 30.09.45г., по репатриации, вылетел на самолете Як-1 № 0215 с мотором М-105 № 125-306...
Мотор уже переставленный точно (соответственно и винт тоже мог быть переставлен).
№ 02 из 15-й серии Саратовского завода поступил до того в 158 иап.
№ 15 из 02-й серии Химкинского завода поступил в полк ос.наз. на Центральном аэродроме Москвы.
СК