От Rutil28
К SDA
Дата 29.07.2009 12:48:52
Рубрики Объявления; 1936-1945 гг.;

Re: И-16 тип...

>Т.е. на Хасане и ХГ ишаков и бисов со звездами на бортах не было?
>Хотя нет, вы приводите конкретный список частей...
>Лично я неоднократно встречал фотки И-16/И-15/И-15бис ДО зимы 39/40 со звездами на бортах. По И-5, так уверенно сказать не могу.
>По финской практически везде есть звезды на бортах. При этом смотришь несколько фоток одной и той же машины (например из аварийных актов) - на одном снимке звезда видна, на другом нет.

Я не претендую на владение сакральным знанием ;). Но из того массива фото, который просмотрел по Монголии пока могу сделать только такие наблюдения: по фото сделанным по май 1939 - как правило звезды не видно. Иногда можно предполагать что она есть. По фото сделанным зимой 39/40 и далее в 40 - звезда видна либо хорошо, либо отлично. Причины могут быть в характере пленки, использованной краски, особенностях комплектации частей (напр. матчасть б/у, которая перегонялась в МНР как есть и сохраняла особенности окраски из предыдущей части - характерный пример "сборная солянка" СБ трех разных полков в 4,5,6 АЭ 150 СБАП,когда в одной эскадрилье собрались машины с разноцветными хв. номерами, стрелами и звездочками (в т.ч. с зелеными).

С уважением,
rutil28

От SDA
К Rutil28 (29.07.2009 12:48:52)
Дата 29.07.2009 23:32:54

Пример



[71K]



От Tora
К SDA (29.07.2009 23:32:54)
Дата 30.07.2009 08:57:06

Re: Пример

Такой вопрос раз уж про звёзды идёт разговор, в книге Г.В.Зимина "истребители"
http://militera.lib.ru/memo/russian/zimin_gv/02.html есть такой момент:

Менее чем через год я был назначен командиром звена. А в 1937 году, когда командир отряда Алексей Шолохов был переведен в другую часть, мне доверили исполнение обязанностей командира отряда. Начало моей работы в этой должности было связано с одним драматичным событием.

Обстановка у границы усложнялась. Японские самолеты то и дело совершали полеты у самой границы, а зачастую и нарушали ее. Все это носило разведывательно-провокационный характер, и мы постоянно жили в напряженном ожидании. Дежурили отрядами. Одно звено всегда находилось в готовности к немедленному вылету. Летчики сидели в машинах. От аэродрома граница была всего в шести километрах.

В тот памятный день дежурил наш отряд. В готовности номер один находилось мое бывшее звено — звено Павла Шишкарева. Получаем оповещение от постов ВНОС, что японский самолет нарушил границу севернее Уссури и углубляется на нашу территорию. Погода осенняя: сплошная низкая облачность на высоте 200 метров, день серый, видимость как в сумерках.

Даю ракету для взлета дежурного звена. Через две минуты оно в воздухе. Дальнейшее я узнал из доклада Павла Шишкарева после посадки.

Самолет-нарушитель шел курсом на юг под самой кромкой облаков и временами скрывался в белесой мгле. Как докладывал командир звена, он увидел самолет необычной, незнакомой конфигурации с красными кругами на фюзеляже и на крыльях. Красный круг — символ восходящего солнца — эмблема японских ВВС. Поэтому Шишкарев приказал своим ведомым идти сзади и ниже, а сам сблизился с самолетом-нарушителем и с дистанции [15] 100 метров открыл огонь из всех четырех пулеметов, но, когда проскочил над атакованным им самолетом, ясно увидел на его плоскостях звезды. Между тем самолет задымил, пошел со снижением и произвел посадку на озере Ханко.

Мой бывший командир был настолько обескуражен, что поначалу никак не мог связно доложить о происшествии. Он и в обычной обстановке заикался, а после такой стрессовой ситуации вообще не мог произнести ни слова, И первыми словами, которые он выдохнул, были:

— Сбил свой самолет...

Это, как выяснилось, был гидросамолет пограничных войск. Таких машин никто из наших летчиков никогда не видел. Самолет вылетел из-под Хабаровска о комбригом погранвойск на борту. Из-за плохой погоды летчик потерял ориентировку, ушел в сторону границы, но потом, восстановив ориентировку, снова вышел на Уссури, где его и приняли наблюдатели поста ВНОС за нарушителя. Машина получила множество пробоин, был выведен из строя двигатель, комбриг и бортмеханик получили ранения.

Павлу Шишкареву грозил трибунал. Летчики звена утверждали, что они тоже ясно видели красный круг. Тогда по нашему настоянию дознаватель провел следственный эксперимент. В такую же погоду (только уже на земле) пригнали другой самолет-амфибию и стали рассматривать его с расстояния 100 метров. Все ясно увидели красный круг! Оказалось, что этот зрительный эффект вызывала обрамляющая звезду черная кайма, которая, кстати говоря, была и на других наших самолетах.

Павел Шишкарев был оправдан. Приказом Наркома обороны СССР впредь было запрещено на самолетах обрамлять каймой звезды.

Неужели тонкая линия обводки звезды давала такой эфект, или у них там другой вариант каймы был?

С Уважением.

От Rutil28
К Tora (30.07.2009 08:57:06)
Дата 30.07.2009 11:21:43

Re: Пример

Не пограничый ли МБР был?

От Tora
К Rutil28 (30.07.2009 11:21:43)
Дата 30.07.2009 12:43:56

Re: Пример

>Не пограничый ли МБР был?

Неизвестно.

С Уважением.

От deruluft
К Tora (30.07.2009 12:43:56)
Дата 30.07.2009 12:48:19

Re: Пример

>>Не пограничый ли МБР был?
>
>Неизвестно.

Это, как выяснилось, был гидросамолет пограничных войск. Таких машин никто из наших летчиков никогда не видел. Самолет вылетел из-под Хабаровска о комбригом погранвойск на борту.

От Rutil28
К deruluft (30.07.2009 12:48:19)
Дата 30.07.2009 13:48:30

Re: Пример

>>>Не пограничый ли МБР был?
>>
>>Неизвестно.
>
>Это, как выяснилось, был гидросамолет пограничных войск. Таких машин никто из наших летчиков никогда не видел. Самолет вылетел из-под Хабаровска о комбригом погранвойск на борту.

Вот что значит полениться перечитать. ;) Опознавательные знаки у пограничной авиации были несколько иными...

От Tora
К deruluft (30.07.2009 12:48:19)
Дата 30.07.2009 13:00:43

Re: Пример

>>>Не пограничый ли МБР был?
>>
>>Неизвестно.
>
>Это, как выяснилось, был гидросамолет пограничных войск. Таких машин никто из наших летчиков никогда не видел. Самолет вылетел из-под Хабаровска о комбригом погранвойск на борту.

И что из этого следует?

С Уважением.