Полковник В.В. Капистка в ВиЖе № 8 за 2005 в статье «В этих вопросах «Юнкерс» значительно обогнал ЦАГИ» пишет:
Наиболее значительный след в отечественном авиастроении оставили зарубежные специалисты, занимавшиеся опытно-конструкторской работой. Кроме известных нашей общественности имен — итальянец Р.Л. Бартини, французы П. Ришар, А. Лявиль, Оже, немец Г. Мюнцель — в последнее время выяснилось, что на этом поприще весьма плодотворно трудились также Волти, Крузи и В. Вирджили{3}.
Конструкторская деятельность последнего заслуживает, пожалуй, особого внимания.
Верручио Вирджили прибыл в СССР из Италии в 1922 году и предложил построить летательную машину грузоподъемностью 500 т, со скоростью полета около 1000 км/ч, а продолжительностью — несколько суток. Предложение после соответствующей экспертизы было принято, и, как ни странно, в 1924 году чудо-аппарат построили{4}. К сожалению, техническое описание машины в архивных документах не сохранилось, однако достоверно известно, что самим изобретателем Кремль весьма дорожил. В одном из постановлений Политбюро ЦК ВКП(б), принятом в отношении итальянского конструктора, имеется любопытная запись: «Ни в коем случае не создавать условий, могущих послужить основанием попытки Вирджили выехать за границу»{5}.
Мастерские, где работал итальянец, находились в ведении Управления ВВС и в 1930 году получили официальное название «1-й опытный завод ВВС РККА» со штатной численностью 300 человек. При заводе было создано Особое конструкторское бюро (ОКБ) во главе с Вирджили. Интересно отметить, что итальянский конструктор всю работу завода и ОКБ организовал исключительно на хозрасчете, то есть денег у государства не просил.
{3} РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1783. Л. 34; Д. 2118. Л. 12–26; Д. 360. Л. 1–5. Во многих случаях инициалы как зарубежных, так и отечественных специалистов установить не удалось.
{4}Там же. Д. 360. Л. 1.