От Alex Medvedev Ответить на сообщение
К Всадник Ответить по почте
Дата 05.07.2005 15:13:52 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Необходима помощь...

ПАМЯТКА
КОМАНДИРУ ГРУППЫ ШТУРМОВИКОВ

Материалом для настоящей Памятки послужил опыт шестерки Ил-2 Героя Советского Союза старшего лейтенанта Павлова, которая за период с 13 августа 1943 г. по февраль 1944 г. произвела 354 успешных самолето-вылета, что составляет около 60 групп-вылетов в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии.
Герой Советского Союза старший лейтенант Павлов провел 8 оборонительных воздушных боев с истребителями противника.
Группа тов. Павлова за весь период боевой работы потеряла 1 Ил-2 от ЗА противника и 1 Ил-2 от истребителей противника, что составляет 177 самолето-вылетов на одну потерю.

I. Общие положения
1. Для успешного выполнения боевых задач группа штурмовиков по количеству самолетов должно удовлетворять следующим требованиям:
- обеспечивать возможность одновременных действий по заданным целям и по подавлению огня зенитной артиллерии, мешающей атаке целей;
- обеспечивать легкость управления группой;
- давать возможность организовать надежное огневое противодействие истребителям противника.
Указанные требования полностью выполнимы для группы в 6-8 самолетов Ил-2, действующих отдельно или в составе эшелона.
2. Основой боевого порядка группы является пара. В целях сохранения боеспособности группы и устойчивости боевого порядка личный состав группы, а также и пар в ней должен быть постоянным.
3. При подготовке к боевому вылету командир группы обязан подготовить карту района цели масштаба 1 : 50 000 или 1 : 10 000. Порядок подготовки карты района цели:
- нанести цель;
- отметить превышение цели по отношению к аэродрому вылета;
- поднять дороги, реки, озера и лесные массивы в радиусе 10 км от цели;
- проложить предполагаемые направления атаки (основное и запасное).
4. С экипажами группы командир группы при подготовке должен отрабатывать следующие вопросы:
- детально уяснить полученную боевую задачу (что необходимо уничтожить или подавить);
- произвести оценку характера и расположения цели (по карте крупного масштаба или по фотосхеме);
- оценить детально наземную и воздушную обстановку (положение наших войск, положение противника, возможные изменения линии фронта, базирование и районы патрулирования истребителей противника, базирование и районы патрулирования наших истребителей, районы расположения ЗА противника и нашей);
- определить маршрут и профиль полета, контрольные ориентиры, запасные аэродромы, места расположения КПП и радиостанции наведения и порядок работы с ними;
- взаимодействие с истребителями прикрытия (количество и тип истребителей прикрытия, время и место встречи, порядок сбора и общий боевой порядок);
- определить высоту подхода к цели, способ бомбометания, направление и количество заходов, противозенитный маневр;
- указать порядок действий при атаке истребителей противника (сигналы, боевой порядок, зоны наблюдения и обстрела);
- указать порядок пользования радиосвязью в полете;
- определить порядок вылета и сбора над своим аэродромом.
5. С истребителями прикрытия должны быть отработаны следующие вопросы:
- состав группы прикрытия и тип самолета;
- звание, фамилия и позывной командира группы;
- порядок встречи и сбора;
- боевой порядок истребителей прикрытия;
- порядок действий при встрече с истребителями противника;
- условные сигналы.
В целях улучшения взаимодействия необходимо придавать группы истребителей к группам штурмовиков для постоянной работы на период операции или на отдельный ее этап.
При невозможности ежедневного общения командира группы штурмовиков с командиром группы приданных истребителей необходимо организовывать личное общение командиров этих групп перед началом операции и после выполнения отдельных ее этапов.

II. Полет по маршруту
1. Шестерка полет по маршруту производит в строю пеленг пар, близком к строю фронт или змейка. Такой строй обеспечивает хороший обзор и управление группой.
Для безопасности командира группы целесообразно его ведомого ставить в пеленг, противоположный пеленгу группы.
Восьмерка полет по маршруту производит в строю пятерка в пеленге и звено сзади ниже на 100-200 м.
2. Интервал между самолетами в парах и между парами в группе не должен превышать 50-70 м.
3. При полете по маршруту командир группы должен держать скорость 270-280 км, что полностью обеспечит сохранение боевою порядка.
4. За 10-15 км до линии фронта командир группы вступает в связь с радиостанцией наведения и получает от нее информацию о воздушной обстановке, а при пролете линии фронта - подтверждение о правильности выхода на цель.
5. При подходе к линии фронта командир группы уменьшает скорость до 260 км/час, в это время ведомые пристраиваются, уплотняя боевой по рядок, так как в момент подхода к линии фронта вероятны атаки со стороны истребителей противника,

III. Подход к цели
1. За 10 км до цели командир группы переходит к детальной ориентировке по карте масштаба 1 : 100 000 или 1 : 50 000.
2. За 5 км до цели группа принимает следующий боевой порядок:
а) шестерка: две пары в пеленге (правом или левом в зависимости от разворота), третья пара оттягивается назад в кильватер пары командира группы на дистанцию 100-200 м, интервал между самолетами 50-70 м;
б) восьмерка: пятерка в строю пеленг (правом или левом в зависимости от разворота), звено оттягивается назад в кильватер пары командира группы на дистанцию 100-200 м.
3. Скорость командира группы 270-280 км/час.
4. Противозенитный маневр производится попарно, путем изменения высоты с подскальзыванием.
5. Подход к цели при низком облачности производить ниже нижней кромки облачности, так как противник, зная высоту облаков, легко может пристреляться.
При подходе к цели над облаками толщиной 100-300 м с разрывами необходимо итти выше кромки облачности, так как противник, просматривая облачность, может атаковать снизу.
6. При атаке цели, сильно защищенной ЗА, успех решает внезапность выхода на цель.
Основным способом внезапного выхода на цель является бреющий полет.
7. Заход для атаки цели необходимо производить с расчетом, чтобы разворот для ухода от нее на свою территорию не превышал 30-40°, это даст возможность экипажам в случае повреждения самолета не делать большого крена при развороте для ухода на свою территорию, так как при производстве разворота с большим креном на поврежденном самолете имеется большая опасность срыва в штопор.

IV. Атака цели
1. Шестерка. Атаку цели начинает четверка одновременно. Скорость при вводе в планирование не должна превышать 260-280 км.
Во время атаки четверки замыкающая пара подавляет зенитные средства и наблюдает за задней полусферой, обращая особое внимание на возможность атак со стороны истребителей противника снизу сзади.
После выхода из атаки четверка продолжает итти по прямой, уменьшая скорость до 300 км/час.
Стрелки четверки все внимание обращают на заднюю полусферу, обеспечивая безопасность замыкающей пары.
После выхода из атаки четверки атаку производит замыкающая пара.
После выхода из атаки пары четверка начинает разворот. Скорость у ведущего четверки 300-320 км/час, крен 30-35°. Замыкающая пара срезает круг, делая разворот с креном до 45° при скорости 330-340 км/час.
Таким образом, по окончании разворота группа принимает боевой порядок клина пар.
2. Восьмерка. Атака цели производится попарно. Первая пара после атаки цели, пройдя некоторое время по прямой, начинает разворот.
Вторая пара, начиная атаку цели одновременно с первой, в момент разворота первой пары также начинает разворот, удерживая интервал по отношению к первой паре, за счет увеличения скорости и крена.
Пятый самолет после атаки цели срезает круг и выходит в сторону, обратную пеленгу.
Замыкающее звено в период атаки пятерки подавляет зенитный огонь. После выхода из атаки пятерки также атакует цель, становясь при выходе из атаки в кильватер паре командира группы.
Скорости такие же, как и у шестерки.
Таким образом,> по окончании разворота, восьмерка принимает следующий боевой порядок: пятерка в строю клин и сзади звено к строю клин.
Окончив разворот, командир группы уменьшает скорость до 260-280 км/час до тех пор, пока все самолеты группы не займут нормальных дистанций.
3. Развороты для ухода от цели необходимо производить не с постоянным креном, а с перерывами, время от времени выводя самолет из крена, что создает своеобразный противозенитный маневр.
4. Для повторной атаки необходимо выйти из зоны огня ЗА, развернуться и произвести заход для атаки цели с нового направления и на другой высоте.

V. Воздушный бок с истребителями противника
1. Для оповещения об опасности атаки истребителей противника первый заметивший самолет противника воздушный стрелок дает сигнал ракетой установленного образца в сторону противника, оповещая все экипажи в группе об опасности.
2. Получив сигнал, командир группы подает сигнал экипажам - сомкнуться, для чего скорость его самолета не должна превышать 280 км/час.
По этому сигналу ведомые увеличивают скорость и пристраиваются, занимая нормальные дистанции и интервалы.
3. Наиболее удобным боевым порядком для отражения атак истребителей противника является <клин> пар.
Такой боевой порядок обеспечивает максимально эффективное использование стрелкового вооружения самолета Ил-2 и хорошее маневрирование отдельных пар в группе и всей группы в целом.
4. Если истребители противника атакуют группу штурмовиков до цели, то замыкающая пара переходит в сторону, обратную пеленгу.
Скорость ведущего 260-280 км/час допускает быстрое перестроение замыкающей пары на скорости.
5. Если истребители противника атакуют штурмовиков (шестерку или восьмерку) после атаки цели, когда группа уже приняла боевой порядок клина, командир группы, не увеличивая скорости, переходит на бреющий полет.
Переход на бреющий полет после атаки цели лишает возможности истребителей противника атаковывать штурмовиков снизу сзади, т. е. с наиболее уязвимого направления.
6. Необходимо помнить, что увеличение скорости командиром группы в момент атаки истребителей противника может послужить причиной расстройства боевого порядка, что неизбежно приведет к потерям.
При переходе на бреющий полет скорость командира группы должна обеспечивать ведомым возможность быстрого пристраивания и не должна превышать 270-280 км/час; после того как все экипажи группы перешли на бреющий полет и заняли нормальные интервалы и дистанции, командир группы увеличивает скорость до 290-300 км/час,
Связь с радиостанцией наведения должна поддерживаться непрерывно как командиром группы, так и его заместителем.
Огонь по самолетам противника как стрелком, так и летчиком должен вестись организованно, короткими очередями (10-15 выстрелов) и всегда прицельно.
Каждый защищает хвост своего соседа.
Плотный боевой порядок, дисциплина строя, взаимная выручка - залог успеха группы штурмовиков в воздушном бою с истребителями противника.
Зам. командующего 3-й воздушной армией
генерал-майор авиации СИНЯКОВ
Начальник штаба 3-й воздушной армии
генерал-майор авиации ДАГАЕВ"



16 августа 1943 года зам. командира 1 КЗАБ подполковник Царев писал письмо командиру 1-й Краснознаменной запасной авиационной бригады полковнику Подольскому.
Отчет о проделанной работе во время боевой стажировки с 5.6 по 27.7.43 г. при 3 САК 290 ШАД заместителя командира 1 КЗАБ подполковника Царева в должности командира авиадивизии.
Стажировка проходила в соответствии с приказом N 36 ВВС. Все вопросы, изложенные в приказе были отработаны полностью. Было произведено 4 боевых вылета: один на разведку, один - действие по переправам на Белгородском направлении - действие по танкам того же направления.
Боевые задания были выполнены.
Основные вопросы, поставленные мною - были:
1. Проверить насколько подготовлены летчики для боевой работы, выходящие из 1 КЗАБ.
2. Как происходит процесс ввода в бой молодого летчика.
3. Как проходит обучение молодых летчиков, отправляемых на фронт с незаконченной программой.
4. Ознакомиться с работой УТАП при 17 ВА.
5. Выявить основные недоработки в вопросе техники пилотирования и боевого применения, влияние на боевую работу.
6. Настолько эффективно используется Ил-2.
7. Причины большого количества небоевых потерь.
8. Подготовка стрелков.
9. Основные вопросы, требующие в доводке самолета Ил-2 и живучесть самолета Ил-2 с деревянным и металлическим крылом.
10. Связь на самолете Ил-2.
Кроме специальных вопросов, которые я перед собой поставил мной было изучено:
1. Базирование штурмовой авиации.
2. Маскировка аэродромов.
3. ПКО и ПВО аэродромов.
4. Наземная связь.
5. Получение боевой задачи и доведение ее до исполнителя.
6. Работа штаба дивизии по обеспечению боевых вылетов.
7. Взаимодействие штурмовиков с истребителями.
8. Взаимодействие штурмовиков с танками.
9. Взаимодействие штурмовиков с пехотой.
10. Управление штурмовиками и истребителями через станции наведения.
11. Знакомство с системой обороны наземных войск и боевыми порядками.
1-й раздел.
1. Подготовка летчиков, закончивших полностью программу обучения при 1 КЗАБ и при правильном вводе в бой их - отвечает требованию боевой работы.
В июле 290 ШАД получила 15 молодых летчиков из 1 КЗАБ, все эти летчики участвовали в боевой работе на Белгородском направлении, в районе Изюм - показали хорошие результаты.
2. Ввод в бой молодого летчика желает много лучшего. Во время затишья мало используется передний край для бомбометания вместо полигона. При действии по переднему краю, летчик отстреливается, изучает лучше район действия.
Молодых летчиков очень редко вывозят на передний край, чтобы показать им систему обороны и ознакомить с районом действия.
Слабо летчики разбираются в тактической наземной обстановке.
Имея всегда истребителей, очень редко отрабатывается воздушный бой штурмовика с истребителем.
3. Отработка молодых летчиков, отправляемых на фронт с незаконченной программой - проходит плохо.
Каждый командир дивизии ограничен бензином и молодые летчики, прибывшие на фронт с незаконченной программой - сидят иногда по месяцу без полетов. Забывают и то, что они знали. Методика обучения поставлена ниже, чем в запасных частях. Часто начавшись полеты срываются по несколько раз из-за налетов противника.
Подача бензина на фронт намного сложнее, чем в тыловой части и в конце концов летчик вводится в бой, полностью не заканчивая программу, а в результате дивизия или полк несет небоевые потери в большинстве своем за счет неподготовленных летчиков.
4. По-моему совершенно нецелесообразно отправлять на фронт летчиков, полностью неподготовленных, а еще лучше, чтобы инспекторы фронтовой авиации принимали из запасных частей летчиков.
5. Работа УТАП при армиях:
Я ознакомился с работой УТАП при 17 ВА и по-моему эта организация себя в настоящее время совершенно не оправдывает. Подготовка летчиков штурмовиков очень низкая, по качеству плохая, методическая работа низкая.
Темпы работ при наличии бензина - очень слабые. Я считаю намного выгоднее для дивизии получить летчика штурмовика полностью закончившего полный курс обучения при запасных частях.
Я считаю есть смысл за счет УТАП усилить бензином и материальными ценностями запасные бригады.
6. Основные недоработки в вопросе техники пилотирования и боевого применения, влияющие на боевую работу:
а) недостаточно отрабатывается строй пары, все еще у летчиков есть стремление ходить с меньшим интервалом и с большой дистанцией,
б) недостаточно отработано у молодых летчиков ножницы, как один из распространенных в настоящее время видов оборонительного боя в паре.
в) слабо молодые летчики владеют боевой аппаратурой при одновременном действии из всех видов оружия,
г) слабый сбор при выходе из атаки,
д) при отработке эскадрильи всегда выделять специальные самолеты для подавления зенитных точек и в полигонных условиях их проводить. Переход этих самолетов в атаку после того, когда обнаружен огонь ЗА.
7. Насколько эффективно используется Ил-2:
Я считаю, что мы еще не все берем от самолета Ил-2 при действиях на поле боя. По скоплению пехоты, танков, артиллерии - огонь из всех видов оружия ведется в первом заходе по ведущему. Каждый летчик не ищет себе цель.
Пехота очень довольна работой штурмовиков, но возможности наших штурмовиков она не знает и поэтому мало предъявляет нам требований.
Нужно заставлять летчика искать цель и прицельно вести по ней огонь, а не на площади, для этого мы и обучаем летчиков вести огонь не по полигону, а по целям, находящимся на полигоне.
8. Большое количество небоевых потерь я считаю зависит от следующих причин:
а) отправка на фронт неподготовленных летчиков (с незаконченной программой) и большой разрыв в летной работе данных летчиков.
б) неправильное использование инспекторов по технике пилотирования и заместителей командиров дивизий. Эти люди являются штатными перегонщиками самолетов. Сидят на станции наведения и собирают самолеты с вынужденных посадок, а за небоевые потери эти люди в первую очередь не отвечают.
в) слабая летная дисциплина.
г) недостаточная подготовка аэродромов.
9. Подготовка стрелков:
Подготовка стрелков стоит на низком уровне. Хорошо подготовленный стрелок и хорошо владеющий прекрасным пулеметом является грозной силой для истребителей противника.
Нужно обязательно пропускать стрелков через стрельбу по движущимся целям хотя бы с земли по конусу.
Главный недостаток у большинства стрелков - не могут практически взять линейное упреждение по движущейся цели с различными ракурсами.
10. Основные вопросы, требующие в доводке самолета Ил-2 живучесть самолета Ил-2 с деревянным и металлическим крылом.
а) Необходимо поставить дополнительное тросовое управление рулями глубины, чем сократим боевые потери и увеличим живучесть самолета Ил-2.
б) Совершенно излишне ставить во второй кабине колпак, без колпака намного улучшается обзор и, как правило, их на фронте снимают, а стрелок должен иметь очки и нужно сделать в задней кабине для стрелка ремень.
в) Увеличить углы обзора пулемета БС на самолете Ил-2, что достигнуто в 290 ШАД уменьшением ленты на 13 патронов и чертежи конструкции имеются в 17 ВА, сейчас применяются и дают хорошие результаты.
г) Пулемет, при переводе его на большие углы особенно вниз - дает задержку вследствие изгиба и перекоса ленты.
д) Самолет Ил-2 с металлическим крылом намного увеличивает живучесть, особенно при плохом качестве склейки.
11. Связь на самолете Ил-2.
В настоящее время командиры связь начинают любить, но еще полностью наши летчики не овладели.
Если бы мы сумели добиться на самолете Ил-2 слышимость по радио равноценную, что на самолете Як-1, можно с уверенностью сказать, что боевые потери можно на много сократить.
На самолете Ил-2 большие шумы и треск и очень трудно настраиваться. Видимо. Видимо недостаточная экранировка. И через станцию наведения истребителями благодаря этому легче управлять, чем штурмовиками.
Как правило, штурмовики подходя к КП убавляют газ и запрашивают задачу.
Необходимо связью овладеть каждым летчиком на отлично и без связи не производить ни одного полета.
2-й раздел
Все вопросы во втором разделе освещать я не буду, т.к. они не расходятся с нашими уставами
1. Базирование штурмовой авиации:
Как правило полк стоит на одном аэродроме. Удаление от линии фронта до километров. При действии по танкам подсаживали отдельные группы штурмовиков на передовые площадки при удалении от линии фронта 20-30 км (на Звенигородском направлении).
Дивизия трехполкового состава имеет три-четыре аэродрома, один из них ложный. Удаление аэродромов один от другого 20 км.
2. Маскировка аэродромов:
Аэродромы, прилегающие к лесным массивам вся материальная часть затаскивается в лес со всеми служебными и обслуживающими постройками. В этих случаях, как правило, маскировка хорошая.
На открытой местности аэродромы имеют капониры, самолеты после боевого вылета затаскиваются немедленно в капониры, расстояние между капонирами 100 метров, расположенные вокруг аэродрома в шахматном порядке.
Самолеты в капонирах могут нести поражение только от прямых попаданий.
КП полков и транспорт маскируются жилыми постройками, сетками, травой.
3. Наземная связь:
Связь внутри полков организовывается средствами ВАО, внешняя связь (связь с полками) средствами дивизии.
Основные типы связи:
В полку:
а) КП командира полка с КП командира дивизии,
б) пост ВНОС,
в) с ВАО,
г) со стартом,
д) с КП дивизии дублируется по радио.
В дивизии добавляется связь с корпусом, с истребителями, с ВАО.
4. Получение боевой задачи и доведение ее до исполнителя.
Дивизия задачу получает от корпуса в виде письменного боевого приказа.
Дивизия ставит полкам в виде боевого распоряжения. Полк получает готовую задачу, где указано: маршрут, зарядка, цель, запасная цель, кто прикрывает, где встреча, время удара.
В виде приказа дивизия очень редко ставит задачи полкам, что является большим недостатком.
Командир полка всегда отдает приказ устно, и как правило, ставит ее не через командиров эскадрилий, а перед всеми исполнителями, чем создает толкотню и командир эскадрильи фактически является как ведущий.
Я считаю такую систему неправильной, что не отвечает руководству по боевым действиям штурмовой авиации.
5. Взаимодействие штурмовиков с истребителями:
Основными видами взаимодействия штурмовиков с истребителями является:
а) сопровождение штурмовиков и прикрытие их над целью,
б) совместные атаки наземных объектов.
В настоящее время наземная организация, обеспечивающая взаимодействие штурмовиков с истребителями до момента сбора отработана хорошо. Это достигается надежной связью, расположением истребителей совместно со штурмовиками.
Личным общением штурмовиков с истребителями до выполнения боевой задачи:
1-й этап. Сопровождение до цели тоже в большинстве случаев удается и можно считать отработанным.
2-й этап. Прикрытие над целью и выход от нее. Этот этап является самым сложным.
Истребители стремятся держаться, как правило, выше, боясь потерь от зенитного огня, истребители противника часто применяют тактику - атака наших штурмовиков с низких высот при действии ЗА, что в большинстве случаев наши истребители их не замечают.
При отличной работе станции наведения и командира, руководившего боем, можно этот недостаток ликвидировать.
6. Взаимодействие штурмовиков с танками:
Взаимодействие штурмовиков с танками быстро нарушается, когда танки прорываются вглубь. Как правило связь теряется со штурмовиками и восстановить ее во время операции очень трудно.
Так было с 18 танковым корпусом и 24 танковым корпусом.
Делегаты связи после прорыва танковых корпусов так и не могли связаться со штурмовиками до конца операции.
Я считаю:
1) Нужно иметь у делегата связи отдельную радиостанцию.
2) Нужно все время вести воздушное наблюдение штурмовиками во время движения танков и данный разведчик должен наводить группу штурмовиков на цель при вызове авиации.
3) Нужно иметь дублирующую связь, кроме радиосвязи, через , тогда штурмовики могут оказать помощь танкам.
7. Взаимодействие штурмовиков с пехотой:
Взаимодействие штурмовиков с пехотой можно считать отработанным хорошо, но во время наступления наших войск, нужно чаще показывать штурмовикам место, куда наносить удар при действии по переднему краю. Самым лучшим показом является ракета, но пехота их применяет мало.
8. Управление штурмовиками и истребителями через станции наведения:
При хорошо отработанной связи, очень легко руководить боем штурмовиков и боем истребителей. У истребителей связь отработана лучше.
Нужно ближе к переднему краю выдвигать радиостанцию до наблюдательных пунктов корпусов.
Обязательно нужно пропустить всех летчиков через станцию наведения, тогда он будет понимать, какую большую помощь оказывает радиостанция и увидит, как воюют штурмовики - их слабые стороны.
Вывод:
Стажировка дала большой опыт не только в боевой работе, но и для руководства и обучения летчиков при запасных частях.
Необходимо пропустить через стажировку весь руководящий состав запасных частей.
Нужно больше давать инициативы в руководстве боевыми действиями по той должности, по которой стажируется командир.
Я считаю под контролем старшего командира можно смело давать самостоятельно руководить

Немецкие отзывы:

"Авиация в успехе русских войск, особенно в последнее время, имела исключительно большое значение. Воздушные силы Германии в последние 2 года значительно отставали в своем развитии от авиации русских. Появление самолетов на поле боя имело большое значение в исходе боев на земле. Эффективность действия русской авиации в районе Данциг огромна. Командование КА сосредоточило в этом районе большие силы авиации. Авиация парализовала маневренность наших войск и препятствовала подходу резервов к фронту, постоянно действуя по нашим коммуникациям. Мы не могли противопоставить этой воздушной мощи русских, чтобы защитить свои войска от массированных налетов, ни своей авиации, ни сильного огня артиллерии, потому что наши истребители были подавлены огромным превосходством в воздухе, а зенитная артиллерия была в значительной степени выведена из строя в наземных боях или же осталась без боеприпасов. Русская авиация почти беспрепятственно и безнаказанно совершила налеты на наши войска в районе Данциг и в Восточной Пруссии, нанося значительные потери нашим войскам бомбовыми и штурмовыми ударами. Оценить эти потери я затрудняюсь, так как удары авиации наносились одновременно с такими же мощными ударами наземных войск. особенно большие потери наносила авиация военной технике, транспорту и движущимся колоннам в районе Данциг. В районе Пиллау, где наши войска были плотно сосредоточены на узком участке, прямым попаданием бомб уничтожено много артиллерии.
Особенно хорошо действовали штурмовики ИЛ-2, которые непрерывно совершали налеты на позиции пехоты, артиллерии и транспорт на дорогах, умело используя бортовое оружие и осколочные бомбы. Кроме дневных налетов нас постоянно беспокоили налеты ночных бомбардировщиков У-2. Учитывая узкий участок фронта, на котором было сосредоточено большое количество войск (в районе Данциг), эти налеты наносили нашим войскам существенные потери и препятствовали нормальному движению.
Следует отметить особенно хорошее взаимодействие наземных войск и авиации русских, что имело важное значение в тактике боев. У нас это взаимодействие было организовано плохо. Я не раз сожалел о разрыве в действиях наших воздушных сил с наземными войсками и не мог получить в свое распоряжение ближних воздушных разведчиков. Считаю, что взаимодействие авиации с наземными войсками является основой успеха в наземных боях.
Моральное действие налетов русской авиации исключительно большое, особенно там, где войска были сосредоточены на узком участке фронта. Русские летчики дерутся хорошо, действуют смело и дерзко. Я объясняю это тем, что молодежь увлекается авиацией и техникой, умело используя ее достижения, что имеет большое значение в боях."
Командир 1-й бригады тяжелых минометов, подчиненной 2-й армии, генерал-майор Гроте, показал:
"В начале войны русская авиация была в пеленках, тогда как наша авиация значительно превосходила ее в техническом и в количественном отношении. Но в течение войны авиация русских непрерывно развивалась и росла. Впервые мы испытали массированные налеты на Северном Кавказе. Это было для нас неприятным сюрпризом. С течением времени можно было заметить, как боевой дух русских летчиков все повышался, тогда как с нашей стороны наблюдалось обратное явление. Русские летчики действовали смело и дерзко.
В последних боях русские в значительной степени применили массированное действие штурмовиков. Штурмовики являются эффективным оружием, поддерживающим действие наземных войск. Не всегда применение штурмовиков на поле боя вызывает большие потери, но моральное действие их всегда исключительно большое.
Особенно эффективно действовала русская авиация в боях в районе Данциг, где она была применена в больших масштабах. Я оцениваю потери, понесенные войсками при налетах русской авиации в артиллерии и ее прислуге (на позициях) до 60% от общих потерь. Артиллерия находилась под постоянными ударами штурмовиков и ночных бомбардировщиков. У-2, этот маленький самолет, мы по праву ненавидим, так как никогда нельзя угадать его появление над целью. Налеты этих самолетов сильно действуют на нервы.
Массированные действия авиации русских на участке в районе Данциг и на косе Фриш-Нерунг имело большое угнетающее действие на наши войска, хотя в последнее время чувства солдат были настолько притуплены, что многие перестали бояться ужасных налетов русских штурмовиков.
Можно с уверенностью сказать, что в общих успехах русских войск в последних операциях авиация имела, по моему мнению, решающее значение".
Командир 203 ПД, генерал-майор Гедике, показал:
"Значение русской авиации в последних боях было решающим. В то же время с немецкой стороны действия авиации по войскам противника почти не было. Поэтому в боях за Данциг воздушные силы сыграли одну из значительных ролей. Постоянные массированные налеты наносили довольно ощутительные потери в людях и технике, кроме большого психологического действия на солдат. Так например, за два ночных налета на Данциг было убито свыше 600 солдат и такое же количество, примерно, ранено. Авиацией разрушены или уничтожены в Данциге склады боеприпасов и продовольствия, казармы и т.п. На дорогах в этом районе уничтожено много машин, техники и людей. В боях в районе Хайлигенбайль в феврале налетами штурмовиков, в основном, была подавлена наша артиллерия. Особенно эффективными были налеты на порт Хель, где было потоплено и повреждено большое количество судов. В районе Пиллау, где были сосредоточены наши войска, на узком участке, авиация нанесла нам большой урон. В том числе ночные бомбардировщики У-2, которые у нас презрительно "швейные машины" или "кофейные мельницы" оправдали свое назначение.
Я считаю, что значение русской авиации если и не было решающим, то во всяком случае большим в общем успехе КА, т.к. авиация прокладывала дорогу пехоте, подавляя нашу артиллерию и минометы".
Командир 558 народно-гренадерской дивизии генерал-лейтенант фон Беркен, показал:
"Успехи русских войск в последних операциях в значительной степени обязаны массированному применению авиации. Воздушные налеты, кроме огромного деморализующего воздействия, наносили нам значительные потери в живой силе и военных материалах.
За последний год авиация русских многому научилась и в оперативно-тактическом отношении достигла совершенства. В техническом отношении самолеты на уровне современной техники. Целесообразно применяются легкие ночные бомбардировщики. Массированное применение штурмовиков по массовым целям очень эффективно. Если же не было массовых целей (скопления войск, транспорта и техники), то действие штурмовиков имело, главным образом, деморализующее значение.
Наша зенитная оборона в последнее время была очень слабой и русская авиация действовала свободно, часто атакуя наши войска на бреющем полете, умело используя при этом бортовое оружие.
Большие потери понесли наши войска в районе Пиллау."
Командир 23 пд, генерал-лейтенант Ширмер, показал:
"На участке моей дивизии юго-восточнее Данциг в последние недели налеты русской авиации были незначительны, это было некоторой передышкой для солдат, так как все они очень боятся авиации. Моральное действие в воздушных налетах очень большое, особенно при обстреле из бортового оружия штурмовиков. Вообще действие ИЛ-2 очень неприятно. Моя дивизия пережила всю тяжесть атак этих самолетов на полуострове Эзель, где войска были стеснены на небольшом пространстве и каждый налет приносил большие потери для нас".
Командир армейской военной школы 2-й армии, генерал-майор Ноак, показал:
"В последнее время я находился на косе Путцигер-Нерунг и неоднократно испытал налеты русской авиации. Особенно эффективными были налеты на порт Хель, где я слышал было потоплено и повреждено ряд судов и транспортов. Русская авиация совершала частые массированные налеты по войскам на косе. Штурмовики волнами, делая по несколько заходов, атаковывали позиции пехоты и артиллерии, особенно страшна атака бортовым оружием. Бомбу можно слышать, пули и снаряд труднее угадать где они упадут. Войска постоянно старались держаться в укрытиях при налетах авиации".
Командир 35 пд, генерал-лейтенант Рихерт, показал:
"За последние два года русская авиация значительно увеличилась и выросла в количественном отношении. Если в начале войны воздушные налеты русских почти не представляли никакой опасности для наших войск, то в дальнейшем они были все более ощутительны и, наконец, переросли в постоянную угрозу для наших войск. Наши коммуникации находились под непрерывным воздействием русской авиации. Транспорт и войска на марше в последнее время несли большие потери от налетов русской авиации.
Авиации принадлежит значительная доля в успехе КА, она подавляла в большинстве случаев нашу артиллерию и особенно деморализующее действовала на войска. Со времени Бобруйской наступательной операции русских, наши войска все в возрастающей степени подвергались обработке штурмовой авиацией.
В последнее время, находясь в обороне в районе Мертвая Висла, моя дивизия подвергалась незначительным воздушным атакам, а при налетах несла небольшие потери, так как войска были рассредоточены.
Русские летчики действуют храбро и умело."
Командир 12 авиаполевой дивизии, генерал-майор Шлипер, показал:
"Я пережил сильные атаки русской авиации в районе Данциг. Действия штурмовиков более эффективны в смысле материальных и людских потерь при атаках бомбами и менее эффективны при атаках бортовым оружием, так как люди, как правило, прячутся в укрытиях при появлении авиации. Большие потери несли обозы. Главное значение русской авиации в боях в районе Данциг - это удручающее моральное действие на солдат и нарушение подвоза и маневренности войск на дорогах движения.
Авиация русских сыграла значительную роль в успехе КА, хотя и не решающую. В тактическом отношении применение русской авиации я считаю правильным и умелым"