|
От
|
fulcrum
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
30.06.2005 17:29:50
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
почитайте еще одного сказочника
Джентльменский бой \\ газета «Труд» от 13 мая 2005 года
Воздушные бои по договоренности между советским и гитлеровским командованием в годы Второй Мировой войны проводились нечасто. И то в основном по инициативе немцев, которые пытались продемонстрировать и даже навязать свое техническое преимущество, посеять страх среди наших авиаторов. Такие бои назывались джентльменскими. Участником одного из них пришлось быть и Герою Советского Союза Петру Авраменко, уроженцу села Преображенка Ореховского района на Запорожчине, а ныне жителю курортной Евпатории, полковнику в отставке.
ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ВЫЭОВ
— Это было в мае 1943-го под Таганрогом, — рассказывал Петр Гаврилович. — В то время немцы терпели одно поражение за другим практически на всех фронтах. Не спасала и авиация, на которую они возлагали большие надежды. Однажды к нам в полк прибыл главком военно-воздушных сил ВМС Жаворонков и сообщил, что немецкие асы вызывают на поединок советских. Фашистов не на шутку разозлил тот факт, что накануне заместитель командира полка Наумов сбил одного их воздушного "пирата" над ейским аэродромом. Гитлеровцы жаждали реванша, выставляя со своей стороны генерала фон Клюге, у которого на борту уже красовалось не менее десятка крестов (так отмечали сбитые самолеты).
Командир штурмового авиаполка ВВС Черноморского флота предложил для поединка с гитлеровским асом мою кандидатуру. По его мнению, летчик-краснофлотец, заместитель командира эскадрильи Петр Авраменко должен справиться с поставленной задачей. В свои 22 года я уже имел большой опыт: был представлен к званию Героя (был ранен в сражении за Выборг во время финской кампании 1939 — 1940 годов), умел летать практически на всех типах самолетов, потопил больше десятка вражеских кораблей. В октябре 1942 года фактически в штормовую погоду, при низкой облачности на выходе из Босфора потопил большой немецкий транспорт, который вез к Севастополю подкрепление — свыше трех тысяч офицеров и солдат вермахта, среди которых были генералы и адмиралы. По этому случаю в Германии даже был объявлен траур...
Мне здорово пригодилась выучка в Кронштадтской морской школе на машиниста-турбиниста, а также служба на эскадренном миноносце "Скорый", который в августе1941 года в неравном бою с фашистскими бомбардировщиками был потоплен. Став военным летчиком, я знал самые уязвимые места кораблей — туда и сбрасывал бомбы. Но в этот раз мне предстояло биться с настоящим небесным охотником, уничтожившим многих наших ребят...
ДОИГРАВШИЙСЯ "МЕССЕР"
...И вот они в небе над Таганрогом — гитлеровский генерал и советский летчик-краснофлотец. Фон Клюге — на своем "мессершмидте 109Ф", который мог развивать скорость до 750 километров в час и был оснащен новейшим стрелковым оружием, а Петр Авраменко — на истребителе Як-3, у которого скорость полета в два раза ниже. Чтобы сделать самолет более маневренным, пришлось заняться снижением веса. Все лишнее оборудование было снято. Оставлена лишь одна так называемая кинжальная пушка. Петр даже втихую от начальства убрал бронеспинку весом 150 килограммов. В случае атаки сзади он был открыт для поражения, зато маневренность значительно повысилась. Топлива в бак залили только на полчаса полета. Ясно было, что бой предстоит неравный, но Авраменко был силен уверенностью в нашей победе. А это дорогого стоило.
Как и подобает джентльменам, противники два раза встретились в воздухе и разлетелись, готовясь к атаке. А потом помчали друг на друга. Летели чуть ли не лоб в лоб и снова разминулись, причем фон Клюге даже успел показать на пальцах — мол, сейчас тебя собью и получу на борт очередной крест. Очень был самонадеянный генерал. А потом Петр резко сбавляет скорость, совершает маневр... "Мессер" проскакивает вперед, подставляя свой хвост. Чуп отпустив его, чтобы самому не пострадать от осколков, Авраменко нажимает на гашетку. "Мессер" задымился, фон Клюге выпрыгнул с парашютом, приземлился на аэродроме и был пленен. А Петр на остатках горючего едва дотянул до посадочной полосы. За мужество и находчивость, проявленные в джентльменском бою, он получил 200 граммов портвейна, 1 тысячу рублей и три дня отдыха.
Спустя много лет, в 2000 году во время подготовки нашумевшего, но так и не состоявшегося в Севастополе супермарафона инвалидов-колясочников, фон Клюге каким-то образом нашел Петра Авраменко, приглашал к себе в гости Германию. Однако Петр Гаврилович не поехал.
ШТУРМОВИК-ДАЛЬТОНИК
Он до конца войны громил фашистов. Только у озера Китай у Измаила его экипаж уничтожил 10 автомашин, 70 повозок, более ста лошадей и множество врагов, Авраменко потопил при выходе из Мариуполя немецкую баржу, на которой находилось почти полтысячи десантников; в марте 1944-го при видимости около 200 метров на утлом самолете У-2 нашел бригаду наших торпедных катеров, направившихся в Скадовск и заблудившихся во время шторма. Катера наши спасены, а летчик едва не погиб — его самолет получил свыше полусотни пробоин, натыкаясь на корабли противника. Кстати, в 23-м штурмовом авиаполку было всего три летчика-всепогодника — заместитель командира майор Степанов, погибший в июле 1943-го во время ночного полета над Таганрогом, командир эскадрильи капитан Панин, сбитый над Керчью прямым попаданием, и Петр Авраменко — выживший всем смертям назло.
На его счету — 134 вылета на штурмовку, из них 121 — в качестве ведущего групп в составе 6 — 12 самолетов. Он гордится тем, что не потерял ни одного ведомого (а ведь не без основания считалось, что век ведущего — семь вылетов, ведомого — десять), потопил 17 кораблей противника, сбил 7 самолетов. Он совершил 83 вылета на так называемые второстепенные задания — как правило, ночью (обычно это были полеты к партизанам на оккупированную территорию, доставка медикаментов, вывоз раненых и больных на большую землю, выброска разведчиков). Как шутит сам бывший штурмовик, помогало ему то, о чем не догадывались даже врачи — он был дальтоником, и мог хорошо видеть к темноте.
Несколько раз он забрасывал в тыл врага радистку разведотдела Черноморского флота Марию Куприянову, которая 7 марта 1944 года стала его женой. Они вырастили четверых детей, имеют десятерых внуков. В прошлом году отметили 60-летие совместной жизни.
ПОЧТИ КОСМОНАВТ
После войны, несмотря на ранения, Авраменко не расставался с авиацией. Испытывал первые сверхскоростные самолеты Ла-11, досверхзвуковые Миг-15 и Миг-17, сверхзвуковые Миг-19. Он мог летать на 60 типах самолетов, в Бельбеке был заместителем командира центра по обучению летчиков пилотировать сверхзвуковую технику и даже ... был включен в группу космонавтов. Но когда список попал на утверждение в руки Никиты ХF