От fulcrum Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 30.06.2005 17:29:50 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

почитайте еще одного сказочника

Джентльменский бой \\ газета «Труд» от 13 мая 2005 года

Воздушные бои по договоренности между советским и гитлеровским командованием в годы Второй Мировой войны проводились нечасто. И то в основном по инициативе немцев, которые пытались продемонстрировать и даже навязать свое техническое преимущество, посеять страх среди наших авиаторов. Такие бои назывались джентльменскими. Участником одного из них пришлось быть и Герою Советского Союза Петру Авраменко, уроженцу села Преображенка Ореховского района на Запорожчине, а ныне жителю курортной Евпатории, полковнику в отставке.

ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ВЫЭОВ

— Это было в мае 1943-го под Таганрогом, — рассказывал Петр Гаврилович. — В то время немцы терпели одно поражение за дру­гим практически на всех фронтах. Не спасала и авиация, на которую они возлагали большие надежды. Однажды к нам в полк прибыл главком военно-воздушных сил ВМС Жаворонков и сообщил, что немецкие асы вызывают на поеди­нок советских. Фашистов не на шутку разозлил тот факт, что нака­нуне заместитель командира пол­ка Наумов сбил одного их воздуш­ного "пирата" над ейским аэро­дромом. Гитлеровцы жаждали ре­ванша, выставляя со своей сторо­ны генерала фон Клюге, у которого на борту уже красовалось не ме­нее десятка крестов (так отмечали сбитые самолеты).
Командир штурмового авиа­полка ВВС Черноморского флота предложил для поединка с гитлеровским асом мою кандидатуру. По его мнению, летчик-красно­флотец, заместитель командира эскадрильи Петр Авраменко дол­жен справиться с поставленной задачей. В свои 22 года я уже имел большой опыт: был представлен к званию Героя (был ранен в сраже­нии за Выборг во время финской кампании 1939 — 1940 годов), умел летать практически на всех типах самолетов, потопил больше десятка вражеских кораблей. В октябре 1942 года фактичес­ки в штормо­вую погоду, при низкой об­лачности на выходе из Бос­фора потопил большой не­мецкий транс­порт, который вез к Севасто­полю подкреп­ление — свыше трех тысяч офицеров и солдат вермахта, среди которых были гене­ралы и адмиралы. По этому случаю в Германии даже был объявлен траур...
Мне здорово пригодилась вы­учка в Кронштадтской морской школе на машиниста-турбиниста, а также служба на эскадренном ми­ноносце "Скорый", который в августе1941 года в неравном бою с фа­шистскими бомбардировщиками был потоплен. Став военным лет­чиком, я знал самые уязвимые ме­ста кораблей — туда и сбрасывал бомбы. Но в этот раз мне предсто­яло биться с настоящим небесным охотником, уничтожившим многих наших ребят...

ДОИГРАВШИЙСЯ "МЕССЕР"

...И вот они в небе над Таганро­гом — гитлеровский генерал и со­ветский летчик-краснофлотец. Фон Клюге — на своем "мессершмидте 109Ф", который мог разви­вать скорость до 750 километров в час и был оснащен новейшим стрелковым оружием, а Петр Авраменко — на истребителе Як-3, у которого скорость полета в два ра­за ниже. Чтобы сделать самолет более маневренным, пришлось за­няться снижением веса. Все лиш­нее оборудование было снято. Ос­тавлена лишь одна так называемая кинжальная пушка. Петр даже вти­хую от начальства убрал броне­спинку весом 150 килограммов. В случае атаки сзади он был открыт для поражения, зато маневрен­ность значительно повысилась. Топлива в бак залили только на полчаса полета. Ясно было, что бой предстоит неравный, но Авраменко был силен уверенностью в нашей победе. А это дорогого стоило.
Как и подобает джентльменам, противники два раза встретились в воздухе и разлетелись, готовясь к атаке. А потом помчали друг на друга. Летели чуть ли не лоб в лоб и снова разминулись, причем фон Клюге даже успел пока­зать на паль­цах — мол, сейчас тебя собью и получу на борт очередной крест. Очень был самона­деянный ге­нерал. А по­том Петр резко сбавляет скорость, совершает ма­невр... "Мессер" проскакивает впе­ред, подставляя свой хвост. Чуп отпустив его, чтобы самому не по­страдать от осколков, Авраменко нажимает на гашетку. "Мессер" за­дымился, фон Клюге выпрыгнул с парашютом, приземлился на аэро­дроме и был пленен. А Петр на остатках горючего едва дотянул до посадочной полосы. За мужество и находчивость, проявленные в джентльменском бою, он получил 200 граммов портвейна, 1 тысячу рублей и три дня отдыха.
Спустя много лет, в 2000 году во время подготовки нашумевшего, но так и не состоявшегося в Севастополе супермарафона инвалидов-колясочников, фон Клюге каким-то образом нашел Петра Авраменко, приглашал к себе в гости Германию. Однако Петр Гаврилович не поехал.

ШТУРМОВИК-ДАЛЬТОНИК

Он до конца войны громил фашистов. Только у озера Китай у Измаила его экипаж уничтожил 10 автомашин, 70 повозок, более ста лошадей и множество врагов, Авраменко потопил при выходе из Мариуполя немецкую баржу, на которой находилось почти полтысячи десантников; в марте 1944-го при видимости около 200 метров на утлом самолете У-2 нашел бригаду наших торпедных катеров, направ­ившихся в Скадовск и заблудившихся во время шторма. Катера наши спасены, а летчик едва не погиб — его самолет получил свыше полусотни пробоин, натыкаясь на корабли противника. Кстати, в 23-м штурмовом авиаполку было всего три летчика-всепогодника — заместитель командира майор Степа­нов, погибший в июле 1943-го во время ночного полета над Таганро­гом, командир эскадрильи капитан Панин, сбитый над Керчью прямым попаданием, и Петр Авраменко — выживший всем смертям назло.
На его счету — 134 вылета на штурмовку, из них 121 — в качестве ведущего групп в составе 6 — 12 самолетов. Он гордится тем, что не потерял ни одного ведомого (а ведь не без основания считалось, что век ведущего — семь вылетов, ведомого — десять), потопил 17 кораблей противника, сбил 7 само­летов. Он совершил 83 вылета на так называемые второстепенные задания — как правило, ночью (обычно это были полеты к парти­занам на оккупированную территорию, доставка медикаментов, вы­воз раненых и больных на большую землю, выброска разведчиков). Как шутит сам бывший штурмовик, помогало ему то, о чем не догады­вались даже врачи — он был даль­тоником, и мог хорошо видеть к темноте.
Несколько раз он забрасывал в тыл врага радистку разведотдела Черноморского флота Марию Куприянову, которая 7 марта 1944 го­да стала его женой. Они вырастили четверых детей, имеют десятерых внуков. В прошлом году отметили 60-летие совместной жизни.

ПОЧТИ КОСМОНАВТ

После войны, несмотря на ра­нения, Авраменко не расставался с авиацией. Испытывал первые сверхскоростные самолеты Ла-11, досверхзвуковые Миг-15 и Миг-17, сверхзвуковые Миг-19. Он мог ле­тать на 60 типах самолетов, в Бельбеке был заместителем командира центра по обучению летчиков пилотировать сверхзвуковую тех­нику и даже ... был включен в груп­пу космонавтов. Но когда список попал на утверждение в руки Ники­ты ХF