Люди и авиация; Авиатехника; Сайт `airforce.ru`; 1936-1945 гг.;
Может уже набило оскомину, но все же возвращаясь к Кубани
Всем привет!
Проанализировав все доступные мне данные, а в основном приведенную на сайте М.Хольма ( http://www.ww2.dk) информацию о базировании частей и ведомости движения матчасти за апрель-июнь 1943г. - я получил следующие цифры потерь частей Люфтваффе для зоны боев на Кубани:
m.F. – потерянные от воздействия противника
o.F. – потерянные без воздействия противника
Rep. – поврежденные, сданы в ремонт со снятием с учета в части
Допущения были приняты следующие:
1) потери 13./JG52 я назначил сам, т.к. достоверных данных нет;
2) если подразделение участвовало в боях не полный месяц, потери брались за весь месяц;
3) в мае 1943г. не учтены потери 6./SchG2 – нет данных;
4) для дальнеразведывательных и бомбардировочных частей учтены те, что базировались в зоне досягаемости Кубани и принято, что действовали они только по Кубани.
Признанные немцами потери составили за 3 месяца 308 с-тов, к ним, вероятно, можно приплюсовать 30% от небоевых потерь и 30% ушедших в ремонт, а с полученной суммы скинуть 10% на потерянные не над Кубанью – итого получим 400 с-тов, потерянных Люфтваффе в ходе весенних боев на этом ТВД. На долю ЗА нужно отдать 25-30% от этой цифры, потери на аэродромах – 5-10%, тогда истребителям останется 240-280 реально уничтоженных в воздушных боях самолетов.
Советской истребительной авиацией заявлено 1303 победы в возд. боях (данные ЦАМО via М.Быков), на аэродромах уничтожено 260 с-тов.
Помесячно, с учетом приведенных выше выкладок, это будет выглядеть так:
Советской стороной официально признана потеря 296 истребителей за 33 дня трех воздушных сражений. По данным Корнюхина Г.Ф. («Советские истребители в ВОВ») потери составили 750 с-тов.
А что же назаявляли «белокурые»?
Победы взяты по данным Т.Вуда и отсортированы только для Кубани.
Интересно сравнить данные именно по периодам трех воздушных сражений.
Интересно, что заявки на победы практически совпали. Наивысший оверклейм у немцев был в период боев за Крымскую, а наибольшие наши потери, как ни странно, в третьем сражении, когда якобы уже было завоевано превосходство в воздухе, видимо, сказалась усталость и потеря к тому времени многих опытных летчиков-командиров групп. В первом сражении у нас очень низкая живучесть истребителей – 19 вылетов – характерная скорее для штурмовиков.