Нашел в местной газете, если кому интересно
СК
Газета "Сельская трибуна" (Сергиевск Самарской обл.) от 8.10.2004 г. № 78 (9257) л.5
С 1941 по 1944 годы в Сергиевский район был эвакуирован старейший в стране Липецкий авиационный учебный центр, готовивший для военно-воздушных сил СССР летный состав.
История липецких авиаторов уходит в годы первой мировой и гражданской войн. С 1916 по 1918 год в Липецке работали аэропланные мастерские, занимающиеся сборкой самолетов «Моран» и «Фар¬ман». С 1918 года этот город стал основной базой эскадры военных самолетов, которая была оснащена тяжелыми четырехмоторными бомбардировщиками «Илья Муромец». Аэродромом служила большая площадь городского ипподрома. Командовал эскадрой бывший полков¬ник русской армии Т.Бошко. Здесь начинал службу прославленный полярный летчик, один из первых Героев Советского Союза М. Водопьянов.
С началом войны профиль этого учебного заведения был изменен. В соответствии с директивой Генерального штаба от 27 июня 1941 года здесь начались формирование, обучение и отправка в действующую армию новых авиационных полков, оснащенных бомбардировщиками Пе-2. А уже в сентябре 1941 года Липецкий авиационный учебный центр был эвакуирован в Сергиевский район. Выбор был не случайный. Во-первых: район соединен с центром России железной дорогой. По ней и были перевезены оборудование, запасные части к самолетам, личный состав преподавателей, инженерно-технической службы и их семьи, также доставлялись горюче-смазочные материалы и все необходимое для обеспечения- жизнедеятельности учебного центра.
Во-вторых, было место под жилье эвакуированных. Их разместили в жилых корпусах курорта «Сергиевские минеральные воды», расположенного в поселке Серноводск. Личный состав в количестве 750 человек поселили в «степных» корпусах летнего типа, 75 офицеров с семьями были расквартированы по частным домам жителей Серноводска, Сергиевска и близлежащих поселков. С этого времени трудовой день сотрудников курорта, многим из которых было по 14-16 лет, стал составлять 10-12 часов в сутки. В помещениях не хватало тепла. И хотя дрова по норме были заготов¬лены полностью — их не хватало, так как зима 1941 года выдалась морозной и суровой. Поэтому для обогрева палат летчики в свободное от учений время пилили дрова в дубовой роще. В первой половине 1942 года все эвакуированные были размещены в частном секторе. И после ремонта курорт стал работать по своему назначению.
Еще одна немаловажная причина: выбранное для эвакуации место определялось компактностью расположения населенных пунктов — Сергиевск, железнодорожная станция Сургут вместе с поселком Кубановка, плодопитомник, совхоз «Бекон» (бывший «Победа», ныне Светлодольск). Здесь имелись МТС и складские помещения, которые можно было использовать для размещения ремонтных мастерских и проживания обслуживающего персонала.
Из воспоминаний жителя села Сергиевска, работающего вольнонаемным рабочим в Липецком учебном авиацентре, Л.В.Ахтемирова.
«Оборудование, личный состав, службы обеспечения, семьи преподавателей стали прибывать в пульмановских вагонах на железнодорожную станцию Сургут в конце октября и начале ноября 1941 года.
Рота охраны разместилась в здании военкомата. Здесь имелись три казармы, где поселили рядовой состав и обслуживающий персонал столовой, которую организовали здесь же. Семьи кадровых офицеров были расквартированы в частных домах.
На окраине Сергиевска силами военных и мобилизованных жителей окрест-лих сел в кратчайшее время был построен аэродром для самолетов-истребителей. Второй, центральный аэродром, оборудовали в пойме реки Сок на землях плодопитомника. На нем базировались бомбардировщики Пе-2, транспортные самолеты ТБ-4 и другие. Третий аэродром был построен в 1943 году недалеко от с.Калиновка.
В Сургуте сконцентрировались практически все подразделения техническо¬го обслуживания самолетов, а в совхозе «Бекон» — все склады. Для работы на этих складах приглашались вольнонаемные из числа жителей сел района. Тогда я, еще совсем мальчишкой, пришел сюда работать под начало старшины Федорова Федора Федоровича, на должность помощника заведующего складом. Трудились целыми днями, а иногда и по ночам. Приходилось выполнять любые задания, даже не связанные с занимаемой должностью. Дисциплина была на должном уровне.
На всю жизнь запомни¬лись мне полеты по работе на транспортном самолете ТБ-4 в г. Балашов. Были и трагические случаи, когда во время учебных полетов гибли летчики. Но, несмотря на это, авиацентр продолжал интенсивно работать, готовя летные кадры для военно-воздушных сил. Над Сергиевском ревели моторы самолетов, на учебных полигонах гремели взрывы бомб».
В марте 1944 года учебный авиационный центр стал возвращаться на место своего прежнего базирования в г. Липецк. Но сергиевцы будут вспоминать о. нем, особенно те, которые работали там в, то время.
Материал к публикации подготовил В. БАЗАРОВ.