От ДС Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 21.12.2004 06:59:16 Найти в дереве
Рубрики Прочее; до 1936 г.; Версия для печати

Это просто очень мило :-))

В качестве утреннего развлечения. По наводке с ВИФ2НЕ обнаружил несколько рассказов писателя Н.Н. Шпанова (кстати он оказывается был зав. редакцией журнала "Самолет" в 23-25 гг.)

http://vgershov.lib.ru/ARCHIVES/SH/SHPANOV_Nikolay_Nikolaevich/_Shpanov_N._N..shtml

Вот из фантастического рассказа "Льды и крылья" (1925 г.) отрывки с описанием воздушного боя (Андрей Морозов в рассказе бывший моряк и лётчик-наблюдатель, а ныне - дипломат).

Начальник радиостанции, Крюков, был оповещён, что из Лондона послан самолёт, который ему предлагалось принять. Поэтому на ровной снежной площадке были разложены костры, и самолёт Михаленко и Морозова легко спустился. Самолёт был построен на русских заводах и отличался большой скоростью и подвижностью.
Морозов узнал в чём дело, — Крюков немногословно и толково изложил последние события.
— Преступник прибыл на аэроплане? — спросил Морозов.
И получив утвердительный ответ и сообщение, что надо искать машину, на которой появился странный зло-умышленник, явный доброволец фашизма, шедший на верную смерть, — Морозов сказал:
— Во всяком случае, надо найти аэроплан этой таинственной банды. Их намерения понятны. Они хотели, что-бы при испытании Моррисоновым прибором местонахождение посыльной радио-станции было приблизительно там, куда в последний рейс направилась "Красная Звезда": на севере. Задумано неплохо. Значит надо найти аэроплан.
После опроса самоедов, Морозов твёрдо решил вооружить самолёт пулемётом и лететь отыскивать фашист-скую машину.
Было прекрасное утро, когда Михаленко и Морозов поднялись над правильными квадратами и прямоугольни-ками корпусов и бараков радиостанции.
Взяв направление на северо-восток, аэроплан легко пошёл вверх, и через несколько минут после подъёма Мо-розов в бинокль увидел серое, почти чёрное, незамёрзшее море, казавшееся однако, холоднее даже льдистого снега на суровых скалах берега и прибрежной равнине.
Солнце низко катилось на горизонте. Кругом было пусто. В широком поле Цейсовского бинокля дрожали пло-ские снега и серое море. Далеко на бесцветной глади океана заклубился дымок парохода, шедшего вероятно из Мур-манска. Морозов довольно долго пристально вглядывался в безграничную даль океана.
… Местность стала меняться.
Плоская белая равнина, которую Морозов привык видеть во время своего полёта, превращалась в неровную цепь пригорков и котловин, при чём котловины казались сверху правильными огромными аренами, включёнными в круглые амфитеатры.
"Какой-то лунный пейзаж. Чрезвычайно удобное место для посадки", думал Морозов, смотря вниз.
И вдруг неожиданно сам для себя он решил, что, покуда он рассматривает землю, его предполагаемый против-ник может удрать.
В самом деле Михаленко обернулся и крикнул что-то, не заглушив однако шума мотора. Морозов справа уви-дал большой самолёт, видимо только что снявшийся с земли и уходивший в другую от них сторону к югу, быстро за-бирая высоту.
Михаленко немедленно повернул к югу и стал тоже подыматься.
Морозов осмотрел пулемёт.
Ещё в гражданскую войну Михаленко летал на красных самолётах и сбил в воздушном бою не один аэроплан.
Знакомое чувство приближающейся воздушной борьбы охватило Морозова. Он был почему-то уверен, что аэ-роплан противника не снизится и будет защищаться.
"Лишь бы Михаленко не подгадил. Нужно взять высоту. Подойти сзади," — как яркие хлопья неслись мысли Морозова.
Самолёт противника был ясно виден. Это была новая быстроходная американская машина, четырёхместная. Но Морозов знал, что там, вероятно, только трое…

VI.
Бой.

Михаленко был прекрасный лётчик. Он учитывал положение и силы своей машины. П мере того, как он при-ближался к американскому самолёту, он уже понял, что его машина быстроходнее. Выигрывал противник преимуще-ство только тем, что взял большую высоту.
В ту же минуту Морозов заметил, что американец начал стрельбу: над бортом его гондолы появилось дуло ав-томатического ружья.
Михаленко сделал поворот. Высота была три тысячи метров. Пилот-американец, заметив это, сделал тоже по-ворот для того, чтобы зайти сзади русского аппарата. У него было ещё и то превосходство, что автоматическое ружьё в руках наблюдателя поворачивалось как угодно, не то что пулемёт Морозова.
Американец был опытен. Он вертелся, как юла, ухитряясь уходить от ливня пуль, которыми уже начал поли-вать Морозов теперь уже определённо враждебную пиратскую вооружённую машину. Но выстрелы по бортам чужого самолёта были безрезультатны. Морозов не имел возможности поймать его в прицел.
Михаленко, заметив это, стал приближаться к вражескому аппарату. И благодаря удачному манёвру, он добил-ся того, что американец потерял его из вида.
В тот же момент, заметив, что преследуемый аппарат находится впереди, что расстояние между самолётами со-кращается, Морозов уже твёрдо почувствовал приближение победы. И он упорно расстреливал настигаемый самолёт.
Вдруг противный аппарат накренился, закачался, хотя пропеллер продолжал вращаться. Вглядевшись, Морозов понял, в чём дело: пилот был смертельно ранен. Он безжизненно склонил голову.
Но рано ещё торжествовать победу: второй пилот или механик быстро взялся за управление и выправил свой аппарат. Они опять выиграли время, потому что Михаленко и Морозову казалось, что всё кончено.
Американец пошёл вниз, и Морозов опять перестал видеть так ясно, как он видел несколько минут тому назад, что делается во враждебной машине.
Но вот противник очутился внизу.
С новой силой, пользуясь ошибкой, Михаленко пикировал на него, а Морозов начал обстреливать. Не прошло и двух минут, как вражеский аэроплан с разбитым мотором нырнул и пошёл крутым штопором вниз.


Ну разве не кайф? :-) Пригорки, котловины, "Какой-то лунный пейзаж. Чрезвычайно удобное место для посадки" :-))

Правда почему этот рассказ назван фантастическим я так и не понял - по сравнению с поэмой Маяковского тех времен он совершенно реалистичен.