интересная связка - потери транспортников сказались на уровне подготовки пилотов
Из книги с длинным названием, издания 1960 года:
«…Нехватка летного состава стала узким местом ВВС фашистской Германии, которое определяло их подлинную боеспособность. Насколько велика была разница между численностью самолетов и количеством боеготовых экипажей, видно из приведенного выше факта: из 500 немецких боеспособных самолетов, находившихся в Западной Европе к 6 июня 1944 года, число самолетов боевой авиации, которые могли быть использованы, составляло 170—190.
Большая разница между числом боеспособных самолетов и количеством боеготовых экипажей в 3-м воздушном флоте характерна для всех ВВС фашистской Германии в 1944 году. Она явилась неизбежным результатом низкого уровня боевой подготовки летного состава немецко-фашистской авиации. Это признают и высокопоставленные гитлеровские генералы авиации. Так, сдавшийся в плен американцам генерал-фельдмаршал Шперле на допросе 30 мая 1945 года показал, что в находившемся под его командованием 3-м воздушном флоте даже командиры групп и эскадрилий к июню 1944 года имели боевой опыт не более 6 месяцев; у небольшого процента летного состава этот опыт исчислялся 3 месяцами, а у большинства летчиков он колебался в пределах 8—30 дней.
Генерал Голланд (ныне один из руководителей западногерманских ВВС) на допросе его его американцами 7 июня 1945 года сказал, что на пополнение действующие авиационные части получали летчиков, у которых практика полетов на боевых самолетах не превышала 15—20 часов. Это обстоятельство и явилось причиной того, что число боеготовых экипажей в немецкой авиации в 1944 году не превышало 40 проц. от количества имевшихся самолетов в действующих частях.
Советское командование еще в самом начале войны сумело очень точно определить уязвимое место авиации противника и избрало такой способ действий, который причинял ей невосполнимые потери, — воздушные бои. Расчеты советского командования оказались правильными. Уже в 1942 году недостаток в летчиках вынудил немецкое командование широко использовать школьных инструкторов для пилотирования транспортных самолетов с целью снабжения по воздуху необходимыми грузами вражеских группировок, окруженных советскими войсками. Но при выполнении этой задачи вражеская транспортная авиация несла тяжелые потери. Генерал-полковник Йодль на допросе 29 июня 1945 года говорил по этому поводу: «В то время, когда русские окружали большие группы наших войск, то за снабжение их отвечали ВВС. Таким образом, мы потеряли сливки наших пилотов потому, что транспортные самолеты управлялись нашими лучшими инструкторами, и мы потеряли много кадров, что повело к снижению качества обучения летному делу»…