Ребята моделировали своё "представление" во многом.
Что касаеться конкретно И-16 - мне точно неизвестно, но из Голодникова, например, можно понять что не было такой проблемы у И-16, впервые столкнулся на Харрикейне:
А.С. Как вам английский двигатель, говорят ненадежный был?
Н.Г. Двигатель был хороший, сам по себе мощный, и довольно надежный. Двигатель очень чисто работал, причем там были патрубки с пламегасителями, установлены как глушители, это очень удобно, глаза летчику не слепит. Наши машины в этом плане значительно хуже были.
При отрицательной перегрузке движок захлебывался. Компенсационного бачка не было. Это очень плохо, потому, что любой маневр должен выполняться с положительной перегрузкой. Мы усвоили эту особенность быстро, но поначалу, в горячке боя, забывали. Потом с опытом, уже никогда такого не допускали, т.к. резкое ослабление тяги неожиданно для тебя изменяет маневр, а в бою это очень опасно.