Люди и авиация; Авиатехника; Сайт `airforce.ru`; 1936-1945 гг.;
Re: Интервью Василия...
www.airwar.ru: «Летчик начал разбег, но плохо прогретый мотор его самолета не тянул, поэтому в конце полосы пришлось развернуться и взлетать в противоположном направлении. Здесь-то, без скорости, с еще неубранными шасси, его атаковали "мессера" и стали расстреливать как на полигоне. Самолет получил 16 пробоин, но не был сбит, и Сергей Долгушин начал свой первый бой…»/4/.
БАРДОВ: «А я слышал, что Вы дошли при взлете до конца аэродрома, почувствовали, что не тянет мотор..»
ДОЛГУШИН: «Так он холодный! Пришлось развернуться и взлетать в обратную сторону, паралельно. Ну и пока я рулил и взлетал – мне 16 пробоин влепили».
БАРДОВ: «А они из ПМ-тов по Вам били»?!
ДОЛГУШИН: «Да, из ПМ-тов».
БАРДОВ: «А почему они пушки по Вам не применяли
– они же разнесли бы…(Вас в пух и прах – В.Б.)»?
ДОЛГУШИН: «А на тех «(Bf-)109»-х пушек то не было. Были пулеметы: обычные и… Я не помню даже, были ли на них крупнокалиберные».
БАРДОВ: НЕБОЛЬШОЙ КОМЕНТАРИЙ. По немецким источникам (Пр.Гроэхлер) Ме -109 Е выпуска 1941 года времен похода на Восток, ввиду отсутсвия на Советских самолетах протектироованных баков и бронирования имели в большинстве пулемет МГ-151/15 калибром 15 мм стрелявший через полую втулку винта (который был примерно аналогом нашего БСа), в отличие от групп на Западе, где применяли пушки МГ-151/20. Главное преимущество – больший боекомплект, что в некоторых случаях себя оправдало, но в случае Долгушина спасло ему жизнь ибо если бы пара 109-х ударила по нему из своих 4-х пушек и 4-х ПМ, он бы своими 16-ю пулеметными пробоинами явно не отделался и мне бы уже ничего не рассказал. Во всяком случае, если бы немцы знали, какого летчика они упустили, явно не пожалели бы на него своих 15-мм-вок, которые 8-мм бронеспинку Долгушина легко пробивали. Либо на момент обстрела Долгушина они свой боекомплект 15-мм-вок уже израсходовали.
БАРДОВ: «А били они по Вам со всех стволов»?
ДОЛГУШИН: «Они пикировали, а я – взлетаю и «бегу». А когда оторвался… А ведь еще нужно было 42 оборота сделать (рукояткой – В.Б.) чтобы «ноги» убрать вверх».
БАРДОВ: «Так у вас что не было даже (автомата уборки шасси – В.Б.)?!
ДОЛГУШИН: «Не было: снимаешь со стопора и крутишь. И около земли идешь и левой ручкой держишь: 16-17 секунд времени занимало».
БАРДОВ: «Я слышал – 42 тугих оборота»?!
ДОЛГУШИН: «Ну не так то уж и туго, но тем не менее… А около земли идти на (высоте – В.Б.) 1,5-2 м и в одной руке держать машину (ручку) – это тоже…
Во всяком случае удовольствие ниже среднего.
Когда я:
- отрвался (от земли – В.Б.),
- «ноги» убрал,
- «газы» убрал
- и взлетел –
они («109» – В.Б.) меня «бросили»
(не стали преследовать – В.Б.) - мною не занимались, а шестерка их (3 пары - В.Б.) была над аэродромом».
www.airwar.ru: «В этот первый день задания сменяли одно другое: прикрыть мосты в Гродно, сходить на разведку к границе, перелететь на другой аэродром, вернуться...»
БАРДОВ: «А какое Вам дали официальное задание»?
ДОЛГУШИН: «Никакого: прсто «Взлетай!» и все».
БАРДОВ: «А напарник (С.Макаров) не взлетел вообще»?
ДОЛГУШИН: «Сразу не взлетел, но потом все-таки мотор завел и улетел вместе с полком на аэродром 127-го ИАПа».