|
От
|
slalom
|
|
К
|
МишаТ
|
|
Дата
|
13.02.2013 03:20:00
|
|
Рубрики
|
Авиатехника;
|
|
Re: Еще раз...
>Хочу обратить внимание на вопрос, который через призму дискуссии формулирую так: "Почему в СССР в конце 30-х годов не был принят курс на перевооружение ИА ВВС на цельнометаллические истребители?"
>Ответы типа люминия не хватает - берите чугуний не принимаются, по причинам изложенным выше...
Ответ, вобщем-то, освещен в литературе:
М.Мухин "Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны" М. Вече, 2011г.
Стр.136-138.
"по состоянию дел на октябрь 1940 г. Наркомат авиапромышленности располагал лишь девятью (из 25 действующих) авиазаводами, подготовленными к крупносерийному производству металлических самолетов — № 1, 18, 21, 22, 31, 39, 124, 153, 292. На этих предприятиях было сосредоточено свыше двух третей всего парка металлообрабатывающего оборудования I Главного управления.
Следует отметить, что в 1941 г. руководство наркомата собиралось резко расширить группу металлического авиастроения. Ожидалось значительное увеличение количества металлообрабатывающих станков на заводах № 23, 30–31, 43, 153 и 165. Из передаваемых в Наркомат авиапромышленности из других отраслей индустрии следует выделить заводы №380, 381, 446, 447, а также несколько предприятий в Харькове, Ростове, Минске и Прибалтике, которые также должны бы стать крупными центрами металлического авиастроения. И, наконец, ввод в эксплуатацию заводов-новостроек (№ 121 и 295) должен был окончательно завершить радикальное расширение группы заводов, производящих металлические самолеты."
Реализовать эту программу не позволило начало войны.
Проблемы производства алюминия, вернее, алюминиевых сплавов и легированных конструкционных сталей для авиапрома в книге развернуто, со статистическими данными и архивными ссылками, разобраны в нескольких главах, поэтому от избыточного цитирования воздержусь.
После их прочтения напрашивается кощунственный вопрос:
а как сложилась бы судьба ВВС РККА, если бы к началу войны авиапром полностью и бесповоротно перешел на выпуск цельнометаллических машин и "к ноябрю 1941 г. на территории, временно оккупированной вермахтом, остались Волховский и Днепровский алюминиевые заводы, обеспечивающие 60% довоенного производства алюминия. Судьбу этих комбинатов разделили Никопольский трубный и Днепропетровский металлургический заводы, поставлявшие до войны 65% тонкостенных труб на предприятия НКАП.
На долю уральского промышленного района накануне войны приходилось только 5% высококачественного металла, поставляемого авиапромышленности. В результате к декабрю 1941 г. производство цветных металлов сократилось в 430 раз по сравнению с июнем того же года.
...после того, как заводы №95 и 150 начали эвакуацию на Урал, а завод им. Ворошилова оказался отсечённым в блокадном Ленинграде, с середины октября 1941 г. в СССР выпуск дюралюминиевого проката практически прекратился. Эвакуация завода №150 автоматически прекратила и производство заклёпочной проволоки, что ставило авиапромышленность в практически безвыходное положение."