От SK Ответить на сообщение
К minuteman Ответить по почте
Дата 11.11.2011 13:02:19 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Книжное: Мухин...

> http://pics.livejournal.com/sirjones/pic/004kw7aq/s640x480
> http://sirjones.livejournal.com/1609228.html

>В издательстве "Вече" выходит вторая книга Михаила Мухина, посвященная советской авиапромышленности.
Приветствую!
Приобрел данный труд. Некоторые заметки.
Тема действительно интересная, поскольку у экономистов руки только до авиационного производства доходят не часто - нет глобальности. Огромное количество приведенных и опубликованных документов, ссылок. Но чувство какого-то двойственного отношения к работе почему-то не покидает.
Вначале, как обычно, пролистал иллюстрации. Порадовался вначале за вот такую аннотацию для МиГ-3:

[30K]


И тут же наткнулся на знаменитое фото И-16 с подписью Ла-5

[32K]


А сборочный цех Юнкерса с Штуками на конвейере под маской Ил-2 уже начал понемногу настораживать.

[29K]


Понятно, что иллюстрации и подписи к ним могут не иметь к автору никакого отношения, но далее по тексту натыкаюсь на ссылку о производстве И-16 в Испании - пресловутое издание Х.Х.Стапфер In action 1996 г. будто более поздних и хороших работ по истории самолета Иванова и Маслова нет вовсе.
Поскольку сам не обладаю полнотой знаний по различным заводам, более пристально стал смотреть все связанное с машинами марки Як. И тут полезли ляпы фактического характера, что судя по авторитету пишущего, выглядит довольно странно. Например:
с.169 приводится перечень производства авиатехники за 1941 год в разрезе заводов. Читаем: "Завод № 301... в 1940 г. был включен в программу по производству Як-1, став дублером завода № 292. В сентябре убыл в эвакуацию..."
с.216 "Попытки развернуть производство этого истребителя [Як-1] на заводах № 47 и 301 носили эпизодический характер".
Все ровно наоборот, т.е. выстраданная 301-м заводом эпопея пионерского внедрения Як-1 осталась для автора за кадром. Не говоря уже о том, что предприятие эвакуировали в октябре (отгрузка эшелонов началась с 11.10.41 г.).
с.201 приводится перечень производства авиатехники за 44 год в разрезе заводов. Читаем: "Завод № 301... в 1944 г., завод восстановленный на своей старой производственной площади в Химках, возобновил выпуск и стал вспомогательным предприятием по выпуску Як-3".
В 44-м году 301-й завод по годовому отчету выпускал только крылья для Як-7Б и Як-9У и вел сборку машин, поступавших по ж/д с заводов 153 и 166. Никакого самостоятельного производства не было.
Присмотревшись дальше для себя уяснил, что информация по авиапроизводству ниже уровня наркомата в большей степени взята не по архивным данным, а из других источников. Например, брошюра А.В.Захарченко Формирование авиапромышленного комплекса в Поволжье...(насчитывающая всего-то 40 страниц) цитируется 17 раз.
Есть претензии чисто редакторского свойства. Например, расшифровку ГА РФ (гос.архив.РФ), как положено при первом упоминании сокращения приведена, а вот ЦАОДМ, ЦМАМ и ЦАОПИМ остались (для меня) набором букв.
Тем не менее работа заслуживает внимания (быть первопроходцем непросто), хотя вот такие отдельные пятна, намного ухудшают ее восприятие.
СК