От vetal Ответить на сообщение
К All
Дата 25.07.2011 15:10:51 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Объявления; 1936-1945 гг.; 1945-1991; Версия для печати

Прошу помочь установить Ф.И.О. членов экипажей Х-360 СССР,Х-362 СССР, Х-386 СССР

Пытаюсь восстановить мою службу бортмехаником самолета Ли-2 с 1942(43) по февраль 1947 г. Вероятные номера бортов Х-360 СССР, Х-362 СССР, Х-386 СССР. Самолет был частым гостем Вуково во время войны, где выполнялся мелкий ремонт и обслуживание. При БАКАЛЛАГ (Челяблаг), лагерь строителей Бакальского (Челябинского) металлургического завода (Челябметаллургстрой). Который находился в подчинении ГУЛПС (Главное управление лагерей промышленного строительства). Затем с 1946 г. Управления особого строительства НКВД и ГУЛАГа в период с 1942 г. по февраль 1947 г. Самолет принадлежал НКВД. Бортномер Ли-2 СССР Х-36(?) точно не помню .Однажды это было в 42(43) году в цех по ремону моторов зашли незнакомые мне люди (Экипаж 4 человека). Их подвел ко мне начальник производства и представил меня им как лучшего работника. Так я с легкой руки начальника цеха попал на самолет .
Мой сын провел переписку с ветаранским движением г.Челябинск с Еткульским Военкоматом и поисковыми отрядами Челябинска и России по интернет. А так же на авиафоруме в интернете, где форумчане порадовали ответами вот один из них Пока только в его автобиографии нашли ссылку на самолет с буквой "Х" он думал, что это значит Хозотдел так написал в биографии.Это можно сказать верно.В 1932 году был издан приказ "Опознавательные знаки основных владельцев гражданских воздушных судов Союза ССР" от 14 агуста 1932 года, утвержденный А. Гольцманом. Литер Х присваивался по приказу "Наркоматам и хозорганизациям", соответсвенно Х-означало расшифровку Хозяйственный. Помимо авиации НКВД, литер Х, носили очень часто самолеты "Главрыбы" - (Наркомат рыбной промышленности). Но в данном Вашем случае имеется ввиду авиация НКВД.

Во время ВОВ были следующие Ли-2 с интересующим Вами литером: СССР-Х360, СССР-Х362 (с марта 1943 г), СССР-Х386 (с мая 1944 года). Также был С-47 СССР-Х361 (с марта 1943 г) в авиации Дальстроя НКВД. Хотя и не исключено, что были и другие.
В феврале 1947 г.отправлен с экипажем в Кыштым, где передал самолет с неисправной муфтой одного из двух звездообразных американских двигателей. Летали перед «дембелем», как в популярной песне в те времена на честном слове и на одном крыле.
Экипаж до меня состоял из 4-х человек.Командир и второй пилот были помоложе но старше меня на в синих Бортмеханик самый старший по возрасту, который "переквалифицировлся" в бортэкспедитора с моим приходом.Форма у него была в защитная из военных и награды были. Я и штурман-радист в замасленных комбинизонах
Самолет Л и-2, который во время ВОВ выполнял в основном внутренние рейсы Внуково-Новосибирск-Челябинск, Внуково- Челябинск, Челябинск-Самтреди(Тбилисси)-Внуково и др., иногда выполнял задания в доль линии фронта, например во Внуково загрузил апаратуру и специалиста для проводения аэрофотосъемки после боя крупнейшего танкового сражения под Прохоровкой при этом такое задание выполняли и другие неизвестные мне экипажи.
Однажды была выполнена внеплановая экстренная аварийная посадка в городе Краснодаре из-за замасливания самолета с хвоста до кабины маслом из резервного бака из за перекоса крышки бака. К сожалению при обращении в марте 2011 года в архив и Совет ветеранов Авиалиний Кубани сообщили, что документов этого времени в архиве нет и женщин которые оттирали самолет от масла тоже нет в живых. К сожалению Ф.И.О. членов Экипажа не помню.Фамилию Краснов командира корабля называю неуверенно.
Добавлю что летную переподготовку ,а может и подготовку пилоты проходили в одной из школ Свердловска. В Аэропорту Кольцово разыгралась одна трагедия, которая могла закончится не успев начаться. Не имея документов из архива, не могу утверждать,что она была связана с Генерал-майором инженерно-технической службы Рапопортом Яковым Давыдовичем. Если в истории имело место его нахождение в госпитале Свердловска 43(44) год, откуда его забирал наш самолет Ли-2, Но возможно это был другой генирал под горячую руку, в которой постоянно был пистолет, попал в начале я, так как именно меня оставили у самолета по прибытии, а затем все остальные члены экипажа и девушка командира.
По прибытии в Челябинск командир получил 20 суток ареста в аэропорту Челябинска. Одновременно с нами сел самолет директора Кировского завода Зальцмана, Исаака Моисеевича директора Кировского завода в Челябинске. Поначалу я подумал что такое большое количество черных легковушек встречает нашего генирала. Потом все прояснилось.
Благодаря этому произшествию я сумел съездить домой 40 км.к матери которая болела.
Во время ВОВ мы часто садились на этом земляном аэродроме.Это была небольшая земляная посадочная полоса на посадку заходили с моря, место называлось кажется Самтреди, или Батуми, или Потти во всяком случае рядом с Тбилисси(Грузия). Но примерно 1946 по 1947 годы был такой случай. Командир был в хорошем настроении и решил покатать на самолете детишек школьников того села. Я находился вместе с ними на посадочных откидных сидениях и через эллюминаторы самолета летая над бухтой мы наблюдали как водолазы и надводные службы вели подъем затонувшего корабля.Делая круги над ним мы рассмотрели прилипшие к кораблю водоросли и даже привязанные велосипеды за ограждения. Все члены экипажа были старше меня более чем на 5-20 лет. Были младше только лишь школьники. Я надеюсь что если есть оставшиеся в живых, те из школьников, что летали с нами на самолете, Примерно 1933 года +5 лет . То они обязательно запомнили этот случай как яркую страницу в их жизни. Прошу откликнуться, если кто то помнит о этом факте.