>Про ВОВ не скажу (не моя тема), но буквально накануне, в СФВ НЕ летающий комиссар был скорре исключением, а не правилом. Что в составе ВВС ЛВО/СЗФ, что в составе ВВС КБФ. Немногие нелетающие комиссары, как правило являлись техниками. То есть так, чтобы человек занимался только политической и воспитательной работой - таких было очень немного.
>Комиссары эскадрилий и полков в большинстве своем были летчиками или штурманами.
>SDA
Аналогично на Халхин-Голе. Более того, любой комиссар-летчик, присланный из Союза и не имевший налета на использовавшихся в ВВС 57 ОК / 1 АГ типах, подлежал немедленному переучиванию и вводу в строй (ускоренное прохождение КБП) ДО направления в часть. Исключения можно пересчитать по пальцам (одной руки хватит), в т.ч., воентехник в должности комиссара эскадрильи. Еще в бомбардировочных полках существовала практика - комиссары не-пилоты и не-штурманы летают стрелками-радистами.