От kot alex Ответить на сообщение
К ZaReznik Ответить по почте
Дата 02.08.2009 21:44:27 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Тушинский планерный...

Долгопрудненское научно-производственное предприятие, ОАО (ОАО ДНПП)

ранее: Завод №207, Завод №464, Долгопруднинский машиностроительный завод (ДМЗ), ДМПО, Долгопрудненское государственное научно-производственное объединение (ДНПО), АО "Долгопрудненское НПП"

141700 Россия г.Долгопрудный М.О., ул. Собина, 1, Тел.: (095) 408-41-68, Факс: (095) 408-44-22, E-mail: dnpp@orc.ru

История предприятия многоэтапная. В 1930-х гг. были сформированы планерные мастерские "Снабосоавиахима". Вскоре они переданы из г.Москвы (на территории Московской планерной школы) в поселок Тушино на свободные площади у ж/д. станции и с декабря 1931г. здесь начал работать завод №3 управления производственными предприятиями ЦС ОСОАВИАХИМ СССР.

Первым директором стал И.Г.Комаров. Гл.к. КБ завода в 1931-38гг. был известный, в последствии, авиаконструктор О.К.Антонов. В этот период строились планеры УС-3, УС-4, УС-5 и УС-6, РФ-1, РФ-2, РФ-3, РФ-4, -5, -6, -7 и др. Кроме того разрабатывались и строились учебные и опытные планеры других конструкторов: Б.Н.Шереметьева (Ш-4, Ш-5, "Октябренок", Ш-7, Ш-8, Ш-10, Ш-11), Г.Ф.Грошова ("Эрнст Тельман", "Беспризорник", Г№2, Г№6, Г№7, АГ-1), В.И.Емельянова (КИМ-1, КИМ-2, РВ-1), М.А.Кузакова (МАК-12), Д.Н.Колесникова (ДК-3), В.В.Абрамова (ВА-3), С.П.Королева (СК-9) и др.

В 1936г. на завод переведено Московское КБ В.К.Грибовского. В 1938г. КБ О.К.Антонова и КБ В.К.Грибовского слили в одно под руководством В.К.Грибовского. При объединении двух КБ О.К.Антонов перешел в систему ГУАП (НКАП), где в 1938-40гг. работал вед.инж. в ОКБ А.С.Яковлева, а с н.1940г. - на заводе №23 НКАП в г.Ленинграде по опытному самолету "Аист".

На заводе (получил наименование Завод №445 НКАП) строились серийно уч.-трен. планеры Г-9 конструкции В.К.Грибовского. Всего до 1938г. на заводе было выпущено только учебных планеров различных типов около 8 тыс. ед.

Далее из-за свертывания работ по планеростроению в марте 1939г. завод был передан в подчинение ЦКБ НКсудпрома и перепрофилирован для выпуска катеров на воздушной подушке конструкции В.И.Левкова. В 1940г. В.К.Грибовский возглавил ОКБ-28.

В соответствии с приказом НКАП №167/622 от 4.7.41г. и №641с от 7.7.41г. завод №445 был передан в систему НКАП из НКсудпрома с присвоением названия Государственный Союзный завод №445 НКАП. Опять как планеростроительный при вновь образованном планерном 11ГУ НКАП. Освоено производство десантного планера РФ-8 (А-7). Директор завода - П.П.Перовский. Гл.к. завода - О.К.Антонов. В .9.41г. О.К.Антонову выдано задание на разработку крыльев к танку Т-60 (планер-танковоз "КТ", далее назывался А-Т).

В к.1941г. по приказ. №1057 от 10.10.41г. завод должен был эвакуироваться на территорию планерный завод №493 НКАП (г.Свердловск). Однако этот завод был передан в 3ГУ для размещения завода №28 НКАП, но из-за неразберихи руководство и часть оборудования все же прибыли на завод №493. Основная часть личного состава, оборудование и документация завода №445 оказалась на заводе №471 НКАП в г.Шумерле Чувашской АССР. Здесь началось возобновление производства планера РФ-8. Завод планировалось влить в состав единого завода №471 в г.Шумерле (приказ. №1088 от 1.11.41г.). Но далее в .12.1941г. завод переэвакуировали в г.Алапаевск Свердловской обл. на пл. Деревообделочного комбината НКЧМ и слили с заводом №493 НКАП в единый завод №445 НКАП (по приказу 1179(а) от 31.12.41г.) Здесь с к.1941 г. шло производство десантных планеров А-7. Кроме того часть завода прибыла на площади завода №494 НКАП.

Директор завода №445 П.П.Перовский (1942г).

На свободных площадях эвакуированного завода №445 в г.Тушино образован филиал, который далее с .5.1942г. преобразован в самостоятельный завод №464 НКАП (приказ НКАП №340 от 4.5.42г.) для увеличения производства 7-местных десантных планеров А-7 конструкции О.К.Антонова.

Приказом №618 от 12.8.42г. завод №464 был определен ведущим по производству планеров типа А-7 и А-2 и по их дальнейшей модификации, для этого ОКБ О.К.Антонова было переведено с завода №241 НКАП.

Вскоре профиль завода был вновь изменен и для обеспечения производства самолетов Як-6 в соответствии с приказом №707 от 16.9.42г. завод №464 был объединен с мощностями завода №388 НКАП и завода №457 НКАП с образованием единого завода №464 НКАП. Изготовление планеров в связи с этим прекращено. Производство Як-6 шло здесь в период 1942-43гг.

В соответствии с приказом №174 от 27.3.43г. заводу №464 были переданы часть личного состава, металлорежущего оборудование реэвакуированного из г.Алапаевска завода №445 НКАП.

В 1942-43 гг. на заводе №464 работала Группа "ПМ". Образована (приказ №789 от 19.10.42г.) для проектирования самолетных и планерных агрегатов и деталей из пластических масс. Тем же приказом в состав группы переведен коллектив ОКБ ПМ гл.к. Д.А.Михайлова со всем оборудованием и заделами с завода №294 НКАП (филиал завода №22 НКАП). В н.1943г. группа Д.А.Михайлова переведена на территорию завода №156 НКАП, отсюда - передана в состав ВИАМ (приказ №107 от 22.2.43г.).

Вскоре завод меняет место. Для улучшения условий ремонта самолета Ли-2 он был переведен из г.Тушино на ст. Долгопрудная со всем оборудованием и личным составом на площади завода №462 НКАП и объединен с ним под названием завод №464 11ГУ НКАП (приказ НКАП №416 от 14.7.43г.). Освободившиеся площади завода №464 в Тушино переданы для размещения завода №289 НКАП (из г.Молотова) и завода №380 НКАП (из г.Калининграда).

Между тем завод в Долгопрудном имеет отдельную богатую историю. С мая 1931 года по решению Совета Народных комиссаров (СНК СССР) силами ЦС Осоавиахима вблизи ж/д. ст. Долгопрудная в 18 км. от Москвы началось строительство первой опытной дирижаблестроительной базы в СССР. Одновременно 25 апреля 1931 года Совет Труда и Обороны при СНК СССР принимают "Постановление о создании "Базы опытного строительства и эксплуатации дирижаблей" - (БОСЭД) в Гражданском воздушном флоте. Такая база была основана в Москве 18 августа 1931 года в системе ГВФ. Первым ее начальником был назначен Павел Мартынович Пурмаль. Уже в декабре 1931 года БОСЭД была переименована в "Дирижаблестрой", задачей которого являлось проектирование дирижаблей, организация портов и воздушных линий, подготовка кадров по строительству и эксплуатации дирижаблей. Когда 25 февраля 1932 года ВОГВФ преобразовали в Главное управление ГВФ (ГУГВФ), "Дирижаблестрой" стал называться "Научно-исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей".

В 1932 году произошло слияние Воздухоплавательной базы Осоавиахима и "Дирижаблестроя" в Долгопрудной. В 1933г. база частично введена в эксплуатацию. В .3.1934г. территория была увеличена еще более чем вдвое. Строился аэродром. Один из цехов размещался на ул. Б.Никитской (на 1933г.).

Во исполнение приказа НКТП №287 от 21.8.36г. производственная часть предприятия со всеми сооружениями и личным составом была выделена и передана из ГВФ в систему 1ГУ ГУАП НКТП и получила наименование завод №207 по пр-ву дирижаблей. Эксплуатационная часть осталась в составе ГВФ как Управление Воздухоплавания. Акт разделения юридически не оформлялся.

В НИО и КБ-4 завода №207 (КБ-207 руководил А.И.Путилов) в 1938-39 гг. разработано и испытано 3 типа аэростатов "АСН" (в 1939г. испытан один из них - АСН-П02). Силами заводского коллектива построен ряд дирижаблей (штучное производство): ДП-9, В-12, ДП-16 (для ПВО Ленинграда), ДС-8, Д-100 и др. Работы проводились под руководством гл.к. А.И.Путилова (он же гл.инж. завода, он переведен в .1.37г. с завода №81, с 1939г. переведен в ОКБ-22 гл.к. В.М.Петлякова). Всего с 1933 по 1940 год на заводе №207 построили 13 дирижаблей.

С 1939г. (приказ НКАП №304 от 11.9.39г.) профиль завода начал меняться: Производство дирижаблей приостановилось и начались работы по изготовлению истребителей типа И-207. В связи с этим началась реконструкция завода и новая застройка. С авг. 1939г. по апр. 1941г. при серийном заводе действовало ОКБ гл.к. А.А.Боровкова и И.Ф.Флорова. КБ было переведено с завода №21 НКАП. Проводились работы по ряду вариантов И-207. Выпущен проект (1940г.) экспериментального истребителя "Д" с комбинированной двигательной установкой. Далее гл.к. А.А.Боровков и И.Ф.Флоров были откомандированы (приказ №792 от 3/4.8.41г.) с завода №207 на завод №293 НКАП, где работали по истребителю БИ в ОКБ В.Ф.Болховитинова.

Согласно решению СНХ №68 от 8.2.40г. дирижаблестроение на заводе №207 было окончательно свернуто, мат.часть законсервирована. Приказом НКАП №353 от 18.7.40г. на базе НИО, аэростатного КБ и части дирижабельно-конструкторского отдела (ДКО) завода была образована НИЛ воздухоплавания (НИЛВ) при ЦАГИ. На завод возложена программа производства самолета ББ-1 (Су-2) и основная часть ДКО передана СКБ завода №207 для участия в работах по освоению серии этого самолета. Вновь проведена полная реконструкция цехов.

Перед ВОВ на заводе осуществлялась постройка самолета "СПБ" (модификация И-16, конструктор В.С.Вахмистров), освоено производство Су-2 (шло в 1940-41гг.), изготавливались самолетные запчасти.

Директор завода В.П.Горин (1940-41гг.), далее по 1945гг. директорами последовательно были Н.В. Климовицкий., М.П. Озимков, П.П. Перовский (1943г), И.М. Шелухин (1943г), А.В. Агуреев (1944г), Н.А. Шпаков (1945г).

В к.1941г. завод №207 1ГУ НКАП был эвакуирован (приказ №1053 от 9.10.41г.) в г.Молотов на площади строящегося завода №19 3ГУ НКАП и выбыл из числа действующих в результате объединения с эвакуированным сюда же заводом №135 НКАП. Часть личного состава завода попала на завод №156 НКАП (дир. П.В.Гулянский). На площадях в Долгопрудном с .10.41г. (приказ №1073(а) от 20.10.41г. и приказ №93 от 2.2.42г.) образованы самолетные Ремонтные мастерские при Ремотделе НКАП. Производство мин МЗ-2 и металлических деталей к винтам. Сюда возвращены кадры, ранее откомандированные на завод №156 НКАП. Далее ремонтный завод получил литерный номер и наименование Государственный Союзный завод №462 НКАП при 6ГУ (приказ №287 от 16.4.42г.). В 1943г. передан из 6ГУ в 7ГУ НКАП. В .3.43г. на завод возложена постройка центропланов, крыльев, оперения для оп. самолетов "302" конструкции А.Г.Костикова для завода №55 НКАП.

В 1943г. на площади завода №462 НКАП на ст. Долгопрудная переведен из Тушино завод №464 НКАП, оба завода объединены под названием завод №464 НКАП (приказ НКАП №416с от 14.7.43г.). Слились судьбы двух заводов-предшественников в одну.

В период 1943-45гг. на заводе объединенном заводе №464 строились самолеты По-2. Профиль завода в первое послевоенное десятилетие менялся часто. Не надолго после ВОВ завод был передан (с 1.10.45г.) из 11ГУ в 17ГУ НКАП (приказ №404 от 20.10.45г.) для развития работ по радиоаппаратуре и электротехнических изделий. Налаживалось производство радиоприемников типа "Маршалл" и др. Далее завод передан из 17ГУ в 11ГУ (с 1.1.46г.). Потом передан из 11ГУ в 7ГУ (как опытный завод с .7.46г.), далее из 7ГУ в 11ГУ (в серийные, с 1.7.48г.), из 11ГУ в 1ГУ (с 1.3.51г.), из 1ГУ в 6ГУ (с 1.10.51г.). С .7.53г. завод включен в состав 9ГУ МОП. С .8.53г. - в состав 6ГУ МАП. Передан из 6ГУ МАП в МОП с 1.4.55г. (приказ 268 от 19.4.55г.).

В эти годы проводились следующие работы. С 7.46г. гл.к. опытного завода №464 (и одновременно завода №115) был А.С.Яковлев. Тогда завод был определен в качестве производственной базы ОКБ А.С.Яковлева (приказ №419 от 2.7.46г.). Работал по освоению производства планера Як-14. Производство самолетов Як-10 (1946г.). После преобразования в серийный завод осуществлял производство учебного самолета Як-12 (в 1948-51гг.) с моторами М-11ФР и М-14Р.

В 1952г. началось производство ЗУР. В 1952-54гг. в серии находились изд."205", далее изд. "207А" (в 1954-57гг.), В-750 (1957-58гг.), В-750В (1959-60гг.), В-750ВН (с 1959г.), В-755 (с 1961г.). В серии было изд.13Д (1960г.) и 3М9.

Распоряжением МОСНХ № 60 от 10 марта 1958 года на заводе было создано Опытное Конструкторское бюро (ОКБ-464). ОКБ было создано для разработки новых образцов зенитных управляемых ракет и модернизации серийных, а также для ускорения доводки и лучшей технологической отработки изделий. Начальником ОКБ-464 был назначен Л.Г.Головин. Первой самостоятельной работой вновь созданного ОКБ была разработка предаванпроекта противоракеты для комплекса «Сатурн». Однако развития тема не получила и была закрыта. В 1961 году вместо Л.Г.Головина главным конструктором ОКБ был назначен М.А.Любомудров. После ухода Л.Г.Головина ОКБ соориентировано на проектирование и производство исследовательских ракет в интересах разных ведомств. В течение 1960-1966 гг. были разработаны, изготовлены и проведены летные испытания небольших серий исследовательских ракет: Я2ТА, 2Я2ТА, 1Я2ТА, С1А, 20ДО.

Начиная с 1969 года завод стал выпускать изделия подвесного стрелково-пушечного вооружения самолетов. В производстве находились установки (и их элементы) ГП-9, УПК-23, СППУ-22.

В середине 1960-х на ДМЗ производились самолеты Ан-2М.

В феврале 1975 года заводу было поручено изготовление двухместной автоматической пусковой установки АПУ-60-П для ракет Р-60 класса «воздух-воздух».

Кроме того выпускались пороховые двигатели для ЗУР: ПРД-18М и ПРД-290 для В-755, ПРД-45 для В-625 (сист. С-125) и др.

После М.А. Любомудрова с 1969 г. главным конструктором предприятия назначен В.П.Эктов.

В настоящее время Генеральный директор Г.П. Ежов, главный конструктор В П. Эктов. В состав объединения (ДНПП) входят ДМЗ, Воскресенский агрегатный завод (ст. Фаустово Московской обл.) и Кимовский завод металлоизделий (г.Кимовск Тульской обл.).

ОАО ДНПП разработчик и серийный изготовитель зенитных управляемых ракет средней дальности 9М38М1, 9М317 для ЗРК "Бук-M1", "Бук-М1-2" (ПВО сухопутных войск) и ЗРК типа "Штиль" в составе кораблей ВМФ аппаратов стартовой автоматики и управления пуском указанных ракет для сухопутных и морских комплексов, выполняет специальные работы по послегарантийному обслуживанию изделий 3М9М, 3М9М3 (ЗРК "Квадрат"), 9М38М1 (ЗРК "Бук-М 1", "Штиль"), включая содействие в ремонте, поставку запасных частей, ремонтной документации, оборудования по ремонту. На ДНПП производилась ракеты Р-33. С 1994 года завод приступил к производству изделий по тематике Г ПП "Регион". Сначала этот были устройства, обеспечивающие подвеску под вертолет противолодочных торпед. В настоящее время освоено серийное производство высокоточных корректируемых авиабомб КАБ-1500 и торпед типа АПР.