От Bokarev Alexandr Ответить на сообщение
К All
Дата 26.07.2017 18:38:23 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Крымская на Белом море - краткие сравнения

>>В 1854 десант в Кандалакше сопротивления не встретил. Но в 1855 году в Кандалакше - сюрприз - оказались в наличии парамилитарные формирования, и высадиться уже не вышло.
>Тут вот какое дело. Обо всех этих героических оборонах, как двадцать-тридцать поморов ружейным огнем без потерь сбросили в море вражеский десант мы знаем по нашим источникам. При этом факт остается фактом: города и поселки сжигались, а потом делался доклад о том, что враг де подступал, да мы его с большим для него уроном отбили.
Ну такого - про сбрасывание в море, про большой урон - нигде нет. Наши источники просто более подробны, что и не удивительно. Я утащил в корень, потому что тезис - русским источникам по Крымской на Севере веры нет - встречаю уже не раз. Причём, в общем-то, без особых доказательств. Нет им веры, и всё тут.
Можно просто сравнить. По англичанам см. http://www.pdavis.nl/ , по нашим сборная солянка. Классическая советская Г.Г.Фруменков, Соловецкий монастырь и оборона Беломорья, 1975 года издания, сравнительно близка к вашему описанию (хотя и не до такой степени), но есть же масса краеведческой литературы, с опорой на первоисточники, там всё вполне добротно.

Вот, например, Кандалакша в 1855 по англичанам. Они хотели с берега снова, как и в 1854, натащить всякого полезного, но обломались - мужики были не на сенокосе, как в 1854, а на месте, в дурном настроении, и организованные в ополчение:
Near Kandalak her [имеется в виду 8-пушечный пароход Ariel постройки 1854 года, пушки, видимо, 32-фунтовые] boats were attacked; but a landing-party drove off the enemy, and, under the fire of the sloop, the town was burnt. In this affair three seamen were wounded.
Вот наше описание:
В ночь на 6 июля английский пароход с 8 орудиями крупного калибра бросил якорь в устье реки Нивы. Утром 150 матросов и солдат под прикрытием артиллерийского огня с парохода, на шлюпках двинулись на правобережную сторону села, но их встретили выстрелами 52 крестьянина, которыми командовал унтер-офицер Недоросков. Нападавшие отступили.
Тогда они послали 2 баркаса с 70 чел. на левобережную сторону. Жившие там 13 крестьян, пока были боеприпасы, стреляли по врагу, а затем отошли в лес. Англичане ворвались в кладбищенскую церковь и зажгли её, после чего спешно вернулись на баркасы.
Видя безрезультатность своих действий, английские моряки снялись с якоря и поставили пароход ближе к центральной части селения. Корабельная артиллерия направила огонь на жилые постройки правобережной стороны. Часть людей ушла на тушение пожаров.
Интервенты сочли момент удобным для высадки десанта. Однако когда гребные суда со 150 матросами приблизилась к берегу, по ним вновь была открыта ружейная стрельба. Один из баркасов наскочил на большой подводный валун (Чёртов камень) и стал хорошей мишенью для стрелков. Потеряв несколько человек, противник отступил. Англичане отвели пароход на расстояние 400 метров от берега и подвергли Кандалакшу яростному обстрелу из пушек. В 14 часов, когда большую часть села охватило пламя, пароход снялся с якоря

Очевидных противоречий не вижу. Численность супостатов в баркасах, несомненно, преувеличена, но не более того.

Вот Лямца, тогда же в 1855:
По англичанам:
Two of the Phoenix's [пароход 1832 года постройки, 8 32-фунтовок, одна 10-дюймовка и одна 8-дюймовка] boats were fired at near the village of Liamtsi, and the place was, in consequence, bombarded; but, probably, little damage was done to it.
Наше описание:
Неприятельский пароход три часа обстреливал село корабельными пушками, выпустил по деревне около 500 ядер и бомб, дважды пытался высадить десант, но напрасно. 34 крестьянина под руководством поступившего на вторичную службу рядового Изырбаева огнем из ружей и небольшой пушки по гребным судам отразили нападение захватчиков, не допустили их к берегу.
Пирамида из ядер, в память о том дне, в Лямце до сих пор стоит.

Кола, наконец:
On August 23rd, Master George Williams, of the Miranda, buoyed the passage up to Kola; and Lyons then took his ship off the town, and anchored her at 6.30 A.M. in five fathoms... Lieutenant Cecil William Buckley, under a flag of truce, went to demand a surrender; and very early on the 24th, no answer having been returned, the Miranda opened fire, the Russians briskly replying.
"The guns," says Lyons in his dispatch, "were shortly dismounted, and the battery reduced to ruins; but, although our shells burst well into the loopholed houses and stockades, an obstinate fire of musketry was kept up from various parts of the town. This allowed me no alternative; and I was obliged to destroy it. It was soon in flames from our shell and red-hot shot, and burned furiously, being fanned by a fresh breeze...
During part of the action, a landing-party under Lieutenant John Francis Campbell Mackenzie, and actg. Mate Charles William Manthorp, rendered admirable service on shore. By 7.30 A.M. on the 24th, the work of destruction was complete.

А вот наше описание (Голубцов Н.А. К истории города Колы Архангельской губернии //Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. 1911. № 1,5)
9 августа показалось в виду Колы неприятельское судно и в 10 часов утра было уже в 8 верстах от города. Это был военный трехмачтовый винтовый корвет «Миранда» с двумя бомбическими 2 пудового калибра пушками и 14 орудиями 36 фунтового калибра [англичане пишут, что бомбические 68-фунтовки на "Миранде", переданной флоту только в 1854, поставили только в 1856, а прочая артиллерия была 32-фунтовой, Голубцов, описывая вооружение, видимо на неточный справочник опирался]. Приблизившись к Коле на расстояние 1 1/2 верст, корвет поднял английский флаг, спустил брам-реи и выдвинул орудия. Шлюпки корвета стали производить промер... В 8 часу вечера 10 числа неприятельский корвет поднял белый флаг и приблизился к берегу на расстояние 200 сажен. С парохода была послана к берегу шлюпка с письменным приказом сдать город и гарнизон. На этот приказ Бруннер ответил отказом ...
Бомбардировка Колы началась с рассветом 11 августа. Наше единственное орудие, после одного произведенного из него выстрела, было сбито со станка и дульная часть его оторвана, при чем легко контужены в голову двое рядовых. Ружейные же выстрелы русского отряда не достигали цели по дальности расстояния. Поэтому русские, находившиеся около бруствера, принуждены были отступить под прикрытие берегов р. Туломы, где уже находилась большая часть вооруженного отряда. При этом отступлении были легко ранены унтер-офицер и один рядовой. От неприятельских каленых ядер и гранат и небольших конических пуль с горючим составом, в нижней части Колы скоро начался пожар, а теснота строений затрудняла его тушение. Между тем неприятель стал готовить высадку десанта на берег, и два баркаса, вооруженные пушками и имеющие до 60 человек солдат, направились от корвета в Коле. Десант высадился на Монастырском острове и зажег мучной магазин и стоявший около него караульный дом. Однако дальше он почему-то не двинулся и, по поданному с корвета сигналу, вернулся обратно на судно. В 10 1/2 часов вечера огонь неприятелей прекратился. 12 августа с рассветом бомбардировка возобновилась и продолжалась до 7 часа утра. Неприятель пытался зажечь верхнюю часть г. Колы, но это, к счастью, не удалось. Около 7 часов утра неприятель ушел в море

Ну, англичане спутали склад муки с admirable service, бывает. Ну чуть приукрасили про батарею - но какова она, и что там творится, в подробностях не знали. А так - опять же без противоречий.
Лайонс-младший вообще наиболее отмороженный был во всей этой кампании, в Коле едва пароход не потерял, в отлив севший на мель по-соседству с горящим городом. Через эту свою лихость он год спустя и голову сложит - уже на Чёрном море.