В Петербурге готовится к отбытию очередной поезд, транспортирующий по
России с контейнеры обедненным ураном, прибывшие из Германии
Москва. 14 марта. INTERFAX.RU - В порту Санкт-Петербурга завершилась
разгрузка судна с обедненным ураном, прибывшим из Германии для
последующей переработки и захоронения на территории РФ. Далее
контейнеры с радиоактивным грузом будут погружены на железнодорожные
платформы и доставлены на спецпредприятия в Сибири или на Урале.
Скорее всего, опасный состав проследует в 40 км от Москвы. Экологи
предупреждают, что если, не дай бог, по пути следования случится
разгерметизация контейнеров, катастрофа неизбежна.
Ценное сырье
В 75 контейнерах, поступивших из немецкого города Гронау, где
расположен завод европейской ядерной корпорации Urenco, находится
отвальный гексафторид урана (ОГФУ) или так называемые "урановые
хвосты". В отличие от США и других стран, Россия рассматривает ОГФУ
как ценное энергетическое сырье, которое в перспективе предполагается
использовать в реакторах на быстрых нейронах. По данным "Гринпис",
"урановые хвосты" закупаются у западноевропейских компаний по
символической цене - $0,6 за килограмм. "В принципе, 60 центов стоит
туалетная бумага. А цена природного урана достигает $200 за
килограмм", - заявил "Интерфаксу" руководитель энергетической
программы российского отделения "Гринпис" Владимир Чупров.
После переработки 10% дообогащенного на отечественных предприятиях
урана перепродается обратно в Европу, а 90% сырья, не представляющего
экономической ценности с точки зрения дальнейшего обогащения, остается
в России. Эксперты "Гринпис" указывают, что всего в нашей стране уже
накопилось свыше 800 тыс. т урановых отходов, из которых 125 тыс. т -
западноевропейского происхождения. Примечательно, что ОГФУ хранятся на
территории обогатительных предприятий в типовых контейнерах прямо под
открытым небом. "Если произойдет сильный пожар или на контейнеры
упадет самолет, то последствия будут очень негативными", - возмущается
Чупров.
"Урановые хвосты", прибывшие в начале марта в Санкт-Петербург, как
ожидается, будут отправлены на одно из четырех предприятий,
занимающихся переработкой ядерных отходов: ФГУП "Уральский
электрохимический комбинат" (Новоуральск), ФГУП "Сибирский химический
комбинат" (Томск), ФГУП "Ангарский электролизный химический комбинат"
(Ангарск) или ФГУП "ПО "Электрохимический завод" (Зеленогорск).
"Пути транспортировки - секретны и, насколько мне известно, маршрут
следования поездов с контейнерами может каждый раз меняться", -
сообщил Чупров. Он напомнил, как два года назад активисты "Гринпис"
обнаружили бесхозный состав с радиоактивными материалами на юге
Санкт-Петербурга в районе "Капитолово"": "Вагоны стояли без охраны,
радиационный фон зашкаливал в 40 раз, а рядом была железнодорожная
станция, на которой стояли люди в ожидании поезда".
Источники в ОАО "РЖД" сообщили interfax.ru, что из Санкт-Петербурга
состав может проследовать до Большого кольца железной дороги (БКЖД), а
далее до Транссиба, который берет свое начало на Ярославском вокзале
Москвы. На БКЖД он пройдет через станцию "Поварово", которая
расположена всего в 40 км от мегаполиса.
"Возили и будем возить"
Экологи считают такое соседство крайне опасным. Чупров напоминает, что
обедненный гексафторид урана не только токсически опасное вещество, но
мощный альфа-излучатель. "Случайная разгерметизация контейнеров может
привести к отравлению большого количества людей, токсическому и
радиоактивному загрязнению внушительных площадей, в том числе больших
городов России", - вторит коллеге представитель экологической
организации "Беллуна" Рашид Алимов.
В интервью "Интерфаксу" эколог привел данные исследования британской
атомной компании BNFL, в котором указывается, что "выброс большого
количества гексафторида урана при определенных условиях может привести
к смертельным концентрациям в радиусе 32 км от места выброса". Иными
словами, если, не дай бог, состав с "урановыми хвостами" попадет в
аварию вблизи станции "Поварово" БКЖД, может произойти непоправимое.
С позицией Гринпис не согласны ведущие российские ученые-атомщики.
"Ежегодные объемы перевозок таких материалов колоссальны и реализуются
во всем мире. Ни разу никаких инцидентов не происходило", - заявил
"Интерфаксу" заместитель директора института безопасного развития
атомной энергетики РАН Игорь Линге.
По его словам, перевозка и переработка обедненного урана "очень
регламентированная процедура", являющаяся частью международной
кооперации. "Она проводилась и будет проводиться", - подчеркнул
ученый.
Между тем, глава Росатома Сергей Кириенко ранее заявлял, что Россия
намерена отказаться от ввоза гексафторида урана из Европы, выполнив
свои обязательства по ранее заключенным контрактам - с Urenco до 2009
г. и с Eurodif до 2014 года. В субботу, 15 марта, экологи собираются
напомнить об этом обещании, организовав в Санкт-Петербурге акцию
протеста против ввоза в страну "урановых хвостов".
В редакцию обратились работники Калининской АЭС (г. Удомля Тверской обл.). В своем письме они сообщают о том, что на атомной станции стали появляться топорно сделанные «запасные части».
ТАК, недавно на АЭС привезли партию выключателей, как будто бы сделанных в Харькове у солидного партнера, но выключатели начали рассыпаться буквально в руках. Еще детали начали путаться в командах, поскольку была явно перепутана схема управления: при включении деталь отключалась, а при отключении радостно включалась… К слову, харьковский производитель сразу же открестился от «дьявольских игрушек». Стали разбираться. И выяснили, что выключатели для АЭС, как и детали для российских самолетов (см. материал «Серые» крылья родины», «АН», 16.11.2006), собирают то ли в гараже, то ли на балконе коммунальной квартиры. Все тот же «дядя Петя и его компаньоны».
– А еще гайки крепления направляющих привода не входят в шлицы, потому что стоят криво, – сообщают в своем письме атомщики, – а главные контакты имеют раковины… Как же работать на атомном объекте с такими вот «подарками»?
А для чего нужны эти самые выключатели? Они обеспечивают высокую надежность в эксплуатации и защиту кабельных линий. Применение выключателей позволяет сэкономить 300 км кабеля на каждом энергоблоке.
Откуда ж прибыли эти «дровишки» для АЭС в Удомле?
– Еще в декабре 2005 г. наша станция заключила договор №1085 на поставку выключателей с ООО «Инженерсервис», – рассказали «Аргументам неделi» на Калининской АЭС. – Юридический адрес этого ООО – г. Подольск Московской области. Со стороны Калининской АЭС договор подписал замдиректора В. Левашов, а за ООО «Инженерсервис» – директор А. Водеников. Но перед тем как появилась подпись Левашова под договором, его завизировали все контролирующие структуры АЭС. Потом прибыла продукция: выключатели А-37494 БУЗ 630 А в количестве 30 шт. и выключатели А-3794 СУЗ 630 А в количестве 30 штук. Стоимость поставки – 1 457 842 руб.
Первые сомнения в качестве выключателей появились при их приемке. Эти дефекты выявила комиссия технического освидетельствования.
Но где же создавали сей контрафакт? Поставка выключателей сопровождалась приложенным сертификатом, из которого следовало, что производитель – Харьковский электромеханический завод (ХЭЗ). Письменный запрос ушел в Национальную энергогенерирующую компанию Украины: производились ли автоматические выключатели в Харькове и отгружались ли через «Инженерсервис» в Россию? Украинская сторона обиженно ответила, что у ХЭЗ никаких договорных отношений с ООО «Инженерсервис» нет и выключатели завод не отгружал. Сертификат оказался поддельным.
На Калининской АЭС было решено создать специальную комиссию. Она основательно поработала и сделала заключение: «Представленные на экспертизу выключатели не отвечают техническим условиям и нормативно-техническим документам. Выключатели являются восстановленной продукцией и не соответствуют техническим требованиям. Из-за многочисленных дефектов выключатели не могут быть использованы на АЭС».
Теперь сотрудники станции волнуются: а вдруг вслед за этой партией контрафакта придет еще один обоз с халтурой? Ведь не на овощебазе люди работают, а на ядерном объекте.
– Такое возможно только при развитой системе «откатов», поскольку на всех АЭС России сегодня созданы отделы экономической безопасности, которые должны контролировать все договоры, – уверены сотрудники атомной станции в Удомле.
«Аргументы неделi» ознакомили с этой темной историей пресс-службу Федерального агентства по атомной энергии.
– Росатом проведет собственное служебное расследование по этому сигналу, – заверил нашу редакцию пресс-секретарь Росатома Сергей Новиков.
Значит, продолжение последует. И мы, возможно, узнаем фамилию таинственного «дяди Пети», который снабжает своими чудо-деталями то российские самолеты, то атомные станции.