От Пуденко Сергей
К Пуденко Сергей
Дата 06.01.2008 08:42:49
Рубрики Управление & методология;

прекрасное наглядное пособие (на сутки разгядывания)

дискуссии на ВИФе были но не про то

Фильм супер инетересен с тЗ кмгистики и Китая сегодня. И "климакса 2008"

Купить все серии можно легко на одном ДВД или скачать. Недавние линки

См. напр 9-11 серию или про Хорезм (22). Там приколы в виде русских рабов и танцовщиц

Нужны китаеведы


http://img1.nnm.ru/imagez/gallery/0/6/2/7/e/0627e05b5ba4c7c7bb1880fe9ba5b58d_full.jpg


Оригинальное название: Genghis Khan
Русское название: Чингисхан
Жанр: Боевик
Год выхода: 2006
ЧИНГИСХАН



ЕСТЬ В ПРОДАЖЕ
ЦЕНА: 400 руб.
Купить DVD



Исторический фильм, боевик, 1350 мин.
Режиссер: Чжу Вэньцзе
В ролях: Ба Лин, Сажэнь Гаова, Чжао Хэнсюань
О фильме: 800 лет назад монгольская степь была заселена множеством племен, самыми крупными из которых были кераиты, меркиты, татары, найманы, монголы. Эти пять крупных племен были независимыми и не подчинялись друг другу. Династия Цзинь в отношении них осуществляла политику «разделяй и властвуй», проводила разбойные набеги, сокращая население этих племен. Эта вражда привела к длительным войнам как на территории монгольской степи, так и за ее пределами, в ходе которых многие монгольские племена и их ханы пролили свою кровь и лишились жизни.

http://www.dreamtech.ru/images/video/Kadrs/Chingishan-6-ND.jpg


http://torrent.ee/2007/06/19/print:page,1,genghis_khan__chingiskhan_14_serii_2006_dvdrip.html
http://megashara.com/item.php?tid=19375&page=1
http://www.kinofans-club.ru/arhdetails.php?id=2704

навалом дискуссии с ВИФ

прямо фанаберия с великим Чингисханом. И еще см.недавний опус Бушкова и для контраста- разумеется книгу Храпачевского

Новый фильм Хотиненко "1612".
Замечательная рецензия на новый военно-исторический фильм:

http://gazeta.ru/culture/2007/10/30/a_2276060.shtml

"Хроники Шурика
30 ОКТЯБРЯ, 16:55 // Иван Куликов

Сегодня в Москве состоится премьера нового фильма Владимира Хотиненко «1612» – исторического фэнтези про Смутное время с элементами Гайдая.

На пресс-показ «Хроник Смутного времени» нужно было пробираться через увеселительное заведение с баром, где в разгар рабочего дня компания русских девушек зажигала с какими-то экспатами. Однако при входе в зрительный зал величие исторического момента, случившегося четыре столетия назад, восстанавливал бородатый господин, который вполне бы мог сыграть в «Хрониках» за всех юродивых Земли Русской, размножь его Хотиненко на компьютере в целях экономии государева бюджета (за фильмом, как обсудили все, кого до сих пор впечатляет цифра двенадцать миллионов американских долларов, стоит государственный заказ, генподрядчиком же выступила михалковская студия «ТриТэ»). Бородач, разогретый телевизионными софитами, зычным голосом вещал об иконе Казанской Божьей Матери, тлетворном влиянии Запада и грядущем «празднике национальной идентичности», потрясая перед камерами не иконой, а увесистым фолиантом под названием «1612» (собственного, похоже, сочинения). С таким испытывать идентичность было решительно опасно.

В зал его, впрочем, тоже не пустили.

Между тем, в зале режиссер Хотиненко тоже потрясал историческими фактами, размножая по экрану копи-пастом то церковные купола, то русские пейзажи а-ля художник Нестеров, то голых девок, то поляков-интервентов, вздумавших прибрать наше добро к рукам, пользуясь отсутствием вертикали власти. Главный герой фильма холоп Андрей (Кислов) в детстве имел неосторожность подсмотреть за юной царевной Ксенией, резвившейся голой вместе с подругами во время принятия водных процедур. За что был бит батогами. Спустя сколько-то лет батрак Андрей тянул за лямку баржу, на которой польский экспат с претензиями на русский престол (Жебровский) вез девушку-царевну в Москву, где бояре, зарезавшие семейство Годуновых, никак не могли избрать нового царя. Переодевшись в костюм убитого испанского наемника (Ланга), Андрейка умыкает царевну у гетмана и запирается с ней в придуманном городе Наволок, чьих обывателей безуспешно пытается присоединить к народному ополчению князь Пожарский (Пореченков).

Первые минут двадцать, отпущенных на внушительную историческую экспозицию, объясняющую, почему так неудачно все складывалось на Руси в начале семнадцатого века, над хотиненковским творением действительно нависали уши госзаказа, грозя развиться во что-то совершенно непотребное в финальной сцене воцарения Романовых.

Но вот когда в кадр вошел ряженый в стрельца актер московского театра и залепил юродивому смачную затрещину совершенно в духе гайдаевского «Иван Васильевич меняет профессию», приунывшая было публика вздохнула с облегчением.

Тут следует не терзать себя иллюзиями и сразу определиться с исторической подоплекой, якобы легшей в основу фильма, называющего себя «Хрониками». Таковая, строго говоря, отсутствует. В картине фигурирует несколько персон, выписанных из учебника истории, и которых можно пересчитать по пальцам: дочь Бориса Годунова Ксения, эпизодический князь Пореченков-Пожарский, который с «9 роты» хоть и отрастил бороду, но на несговорчивого ополченца глядит все в том же стиле прапорщика «упал-отжался». Наконец, совсем эпизодический Лжедмитрий, судя по описаниям очевидцев – урод, а у Хотиненко – бледный импозантный мужчина с щегольскими усиками, неравнодушный к шоу-бизнесу (фильм начинается с единственной исторически достоверной сцены празднования масленицы в занятой самозванцем Москве). И... пожалуй, все. Первая же поверка сюжета фактами заставит также отшвырнуть русскую историю куда подальше. Та же Ксения, которую постригли в монахини в 1606 году, вряд ли походила на несчастную светскую даму в объятиях польского гетмана в 1612-м. А такой «исторический факт» как штурм поляками выдуманного Наволока, куда царевну умыкнул от амбициозного поляка ее холоп, попади он действительно в историческую хронику, превратил бы их в кабачковую икру.

Впрочем, проблема «1612» не в том, что Хотиненко плохо следует летописцам: китайцы им тоже плохо следуют, однако снимают вполне успешное историческое фэнтези. А в том, что авторы безнадежно забуксовали в опасном промежутке между громадьем истории и той мыльной оперой, по которой они хотели это громадье эффектно объехать без ущерба для здоровья и желательно на приличной скорости. Важных фактов из истории Смуты в фильме нет. Те неважные, что есть – сомнительны. Те, что важны для сюжета, фальсифицированы. А на той мыльной опере, что получилась в результате, с равным успехом можно кататься по холмам Грузии, в Шлезвиг-Голштинии, в Мавритании, или, скажем, в Гишпании. Логично, что Кислов меняет рубище на западные шмотки, машет саблей и выдает ближе к финалу такого кабальеро, что одним померещился Орландо Блум, другим – Джонни Депп, а московским боярам – даже новый царь, которого тут же, с горяча, чуть и не избрали, сочинив родословную от Рюрика с заходом в Чингис-Хана и далее – в Дон-Кихота.

Каковы тут могут быть претензии, положа руку на сердце?

Хотиненко, на самом деле, очень похож на одного из самых удачных героев своего фильма, воеводу в исполнении Марата Башарова: когда поляки долбанули по крепостной стене ядром, городской глава высунулся в крепостную амбразуру и с возмущенно-обиженной интонацией, совершенно бесподобной, громко вопросил – «чаво надо?». «Господи помилуй» надо? Это вам к Валерию Золотухину, сыгравшему в фильме столпника, раздающего советы в стиле современного политтехнолога – «прими веру латинскую, когда выпадет снег». «Аллах акбар» надо? Это к татарину Костке (Смольянинов), который так орет при каждом попадании русского ядра по польским интервентам. Царя надо? Нет царя в голове у русского человека, раз он холоп, а наряжается в гишпанца, чтобы от католической интервенции обороняться на пару с мусульманином притом. Факт, который сложно отрицать даже Хотиненке, верящего не в исторические факты, а в лошадь, которой прикрутили рог.

Предметы изображения умеют инфицировать изображающего, и свойства Смуты, похоже, переползли на картину Хотиненко. Смутен ее жанр, прежде всего. Для комедии картина слишком брутальна, в некоторых сценах можно открывать мясной отдел. В трагедию категорически не лезет Смольянинов. Для исторического фильма-хроники слишком много фантазии и мало фактов. Для приключенческого – жидковата мотивация: греющие душу воспоминания о голой принцессе? Это сомнительно.

Если можно определить «1612» с точки зрения жанра, то, памятуя Гайдая, наиболее подходящим был бы «Шурик в 1612 году».

Небывальщина и бестолковщина. Герои, чешущие чужую репу, когда ядра залетают в огород. Рогатая лошадь, татарин в камзоле и царь-холоп.

Не известно, что думают про это госзаказчики, но с госзаказом Хотиненко безусловно справился: по окончании сеанса бородатый автор все также стоял в углу со своим фолиантом, никто уже не обращал на него внимания, а зря. Фильма он не посмотрел. И правильно, голубчик. Хотя бы по этом у поводу захотелось испытать с ним чувство, так сказать, общенародной идентичности."



"Медвежий поцелуй"? (-)
От Warrior Frog
К ZULU (21.09.2007 14:22:27)
Дата 21.09.2007 14:47:44
Последний фильм с Бодровым-младшим
Здравствуйте, Алл

Эдакий Михалковский вариант "Обыкновенного чуда".
От vergen
К Warrior Frog (21.09.2007 14:47:44)
Дата 21.09.2007 15:32:01
да вроде неплохой кин (-)
От Белаш
К vergen (21.09.2007 15:32:01)
Дата 21.09.2007 19:38:34
Ага, рашн лубок :)
Приветствую Вас!
Все русские мужского пола - внешне либо жертвы сауроновских эспериментов, либо вообще медвели :)). Типичный русский пейзаж - обледеневшая тайга. Тут кто-то ругал голливудскую клюкву? :)
С уважением, Евгений Белаш>Нашел в сети отзыв о фильме http://gest.livejournal.com/484036.html
>ролик - часть финальной битвы
> http://www.youtube.com/watch?v=vkClRTVg45Q&mode=related&search=
"в: Вот так случайно монголы нас завоевали на пару сотен лет.
о: Ну, как завоевали... Они никогда не были оккупантами. Они стояли Сараем на юге, а русские князья приезжали к ним, платили им налоги, 10 процентов... Очень разумно все это было организовано.
Чингисхан же влюбился в Бортэ. У него, кроме нее, было четыре жены и больше тысячи наложниц, но все равно она для него была очень важна.
Этот самый могущественный в мире человек боялся гнева своей жены".
http://www.izvestia.ru/culture/article3108497/
От В. Кашин
К Konsnantin175
Дата 02.08.2007 21:31:55
Рубрики Армия;
Фильм ИМХО так себе
Добрый день!
>Да вот как раз по укр.ТВ худфильм был казахский. На приличном уровне, с английскими фамилиями в титрах.
>Начало только посмотрел - мне понравилось. Не примитивно. Кажется "Кочевник" называется. Что-то хорошее было ханом сказано об Атилле и Чингисхане. И что-то о враге в образе медведя говорилось.
>Полностью фильм не смотрел, поэтому не могу сказать, что это было идеологическое обеспечение возрождения оборонной промышленности.
Построен на борьбе казахов с джунгарами - только в одном месте иносказательно упоминается про Россию ("медведя") и Китай (кажется изобразили драконом). Это типа формирование общенациональной мифологии.
С уважением, Василий Кашин
От Рустам http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1393/1393761.htm


От Zamir Sovetov
К Presscenter (19.03.2007 13:47:58)
Дата 20.03.2007 04:13:46
Попрошу без шовинизЬмы! :-))
Почему всем (татарам, башкирам, монголам, китайцам) можно, а якутам нельзя?

>> возник вопрос: что за "якутские корни полководца"? Имеется в виду историческое происхождение монгол(ов) из Приамурья? Но это вроде бы не сильно ближе к Якутии чем сама Монголия...
> Ну с происхождением Чингиса от якутов - это, скорее чисто якутская инициатива.

Судя по местной прессе идея следующая "мать Чингиза из курыкан, предков якутов, бабушка - удаганка (шаманка), поэтому Чингизхан - наш герой!" :-))

> Но на на самом деле несколько раз встречалось такое дело, что ареал нынекшнего обитания якутов сложился как раз в результате конфликта с монголами:

Есть три версии этногенеза саха (якутов):
1. Нас послал Чингизхан, и улус, громыхая железом, пошёл на Север к Последнему Морю.
2. Нас достал Чингизхан, и наш улус, обмотав копыта и смазав колёса, ушёл на Север.
3. Мы послали Чингизхана, и пока он об этом не узнал, бросили всё и ушли на земли даёлких предков, в страну вечного холода, куда даже Чингизхан не дойдёт.

Версий конечно же больше, приводить их все - запарюсь. Если интересно - заходите на www.ykt.ru и ищите в поиске по Чингизхану.

От Zamir Sovetov
К Presscenter (20.03.2007 13:30:27)
Дата 21.03.2007 08:06:12
Учёные мужи из местной академии наук
> А чего доказывать-то??? Якутский язык относится к якутской группе тюркских языков. Которые родственны алтайской группе, в которую входит и монгольский язык.

два-три раза в год рубяться на тему - "кто мы такие и кто и за что нам должен" :-) Так что не всё однозначно.
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1321/1321053.htm


От Cyberian Valenok
К Presscenter (19.03.2007 13:47:58)
Дата 19.03.2007 14:37:42
Якуты берут отв-сть за миллионы людей, вырезанных Чингисханом. А что австрийцы?
Гитлер столь же великая личность в плане завоеваний и гос.строительства, что и Чингисхан.

От Cyberian Valenok
К И. Кошкин (08.12.2006 16:47:41)
Дата 08.12.2006 17:20:31
Фильмец на монгольском языке, но явно снят не на монгольские тугрики
Чувствую, сэр режесер получил бабки от госинстанций на развитие "дружбы народов"

Warrior Frog
К Cyberian Valenok (08.12.2006 17:20:31)
Дата 09.12.2006 14:17:33
Не на Тугрики - это точно
Здравствуйте, Алл
>Чувствую, сэр режесер получил бабки от госинстанций на развитие "дружбы народов"

Монголы на него "сильно обижены" - и сьемок именно в Монголии было мало. В противовес этому фильму, монголы собираются снимать свой собственный вильм под интересным названием "Чингизхан" и уже собрали на его съемки "по подписке общества" около 100 млн тугриков (правда не знаю, почем сейчас идет тугрик, во времена СЭВ он шол почти по рублю)
От Паршев
К И. Кошкин (08.12.2006 14:32:47)
Дата 08.12.2006 15:32:28
А откуда вообще взялся этот "сам Бодров-старший"?
"Дата рождения: 28.06.1948 (58 лет)
Страна рождения: Россия


Биография:
Начинал свою карьеру в качестве журналиста. В 1974 году закончил сценарный фаультет ВГИКа (мастерская К.Парамоновой, Н.Фокиной). Работал корреспондентом журнала "Крокодил", "Литературной газеты", писал сценарии для киножурнала "Фитиль". В кинематографе как сценарист дебютировал в 1978 году ("Баламут"), а как режиссер - в 1984-м ("Сладкий сок внутри травы", совместо с А.Альпиевым).
С 1992 года живет и работает в Лос-Анджелесе.
Лауреат множества кинематографических премий и фестивальных призов."

И что - и это всё?

От BIGMAN
К Паршев (08.12.2006 15:32:28)
Дата 08.12.2006 19:34:56
Re: А откуда...
Обычный чмошник, получивший известность в перестройку на съемках чернушки.
http://www.kinoexpert.ru/index.asp?comm=5&kw=9613

Ну а "Каталу" или "кавказский пленник", наверное, видели.
От Cyberian Valenok
К И. Кошкин (08.12.2006 14:32:47)
Дата 08.12.2006 15:07:12
А дальше Бодров-ст может снять про молодость Гитлера. "Немец", хорошее название
По степени "полезности" для нашей страны Чингисхан и Гитлер примерно равны.

Чингисхан - самый выдающийся человек тысячелетия - заслуживает объективного фильма хотя бды потому что он родился на территории России и значит является нашим национальным героем :)

От Tristan
К Cyberian Valenok (08.12.2006 15:07:12)
Дата 08.12.2006 19:18:36
Сильная личность всегда должна быть воспета
Ахиллес, Гектор, Александр, Ганнибал, Цезарь, Чингизхан - исторические герои, хорошие ролевые модели для мужчин, особенно сейчас, когда цивилизованные нации вырождаются. Мне, например, очень понравились недавние "Александр" и "Троя",

http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1268/1268638.htm
«Мы выбрали Зэка Стэнберга, который смонтировал "Матрицу" и получил "Оскар" за свою работу», - пояснил Бодров.

Стэнбергу понравилась картина, и он увлекся процессом монтажа. Однако это не единственный крупный специалист, работающий над фильмом: «Как оператор-постановщик над "Монголом" работали Сергей Трофимов, снявший "Ночной дозор" и "Дневной дозор", и Роджер Стофферс, также "оскаровский" лауреат. Звук нам делают французы, которые работали с Люком Бессонном».

Фильм повествует о детстве, юности и любви Чингисхана,

http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1390/1390014.htm

китайский 2006 года аж на 6 дисках. Смотрел кто-нибудь, если да. то стоит ли это делать?
От Ятковский Валерий
К Vragomor (25.07.2007 08:41:54)
Дата 25.07.2007 21:28:14
Наиболее полный фильм..
... рассказывающий о жизни Чингисхана и обо всех внутреннних терках.

Поведение нукеров по отношению к сюзерену до комизма напоминает отношения рядовых мафиози к главарям из фильмов, где фигурирует китайская мафия. Возможно это общее место для монгол и китайцев, но я несколько иначе представлял почитание старших степняками - без мелких поклонов.

Изображение Хорезма - просто анекдот какой-то, танец живота танцуют по-моему русские девушки, откуда они их взяли и главное зачем?
30-серийный сериал Чингисхан
Может уже обсуждалось, но я в архивах форума не нашел.
Сериал китайский, если интересно могу кинуть ссылку.
За 30 серий вопросов конечно накопилось много, но чтобы не занимать время задам только один, самый странный, за все 30 серий ни в одном сражении (а там их наверно около сотни), так и не увидел монгольской тактики, которую считал классической, ни маневрирования конницей, ни ложных отступлений, ни конных лучников (правильнее сказать, массовой стрельбы на конях с ходу). Более того, в одной из сцен внук Темуджина просит дедушку подтвердить, правильно ли он понимает его тактику и затем перечисляет его заветы, два завета из трех помню, это
1. Врубиться в середину вражеского войска
2. Попытаться убить главного
В принципе это мы и видим на экране раз за разом.
При встрече двух войск в поле сначала пешие (кстати) лучники выходят впереди войска и осыпают неприятеля градом стрел, затем монголские всадники сабли (и только) наголо - и врубаются в войско неприятеля и рубятся до победного конца. Это все. Если убрать лучников, то очень похоже как в советских фильмах в гражданскую белые рубились с красными. Справедливости ради нужно сказать, что был один момент с ложным отступлением для того чтобы выманить противника из крепости ну и один раз Джебе на коне стрельнул из лука на ходу.
Как это понимать?
Как это понимать?
--------
как абсолютное ламерство постановщика.
И хотя монголы спешивались для более дальней стрельбы, и вполне себе могли атаковать на ХО, но это: а - редко, б - не основной вариант ведения боя.
С другой стороны показать маневрирование подразделений. залповый обстрел с переносом огня, заманивание и окружение очень не просто. Куда проще показать то, что вы описали.
>С уважением
Денисов
>Наверно это причина, когда показывали гущу боя, то это было сплошное мельтешение. С другой стороны боевых сцен было очень много, по несколько на серию. Думаю, что снять один бой как следует было бы и дешевле толку было бы больше.
-------
дешевле точно не было бы..коней учить, людей учить, графику дорогущую делать.

>Смотрели ли Вы этот фильм, если да, то какое Ваше мнение?
--------

От Пуденко Сергей
К Пуденко Сергей (06.01.2008 08:42:49)
Дата 10.01.2008 07:31:15

симметричное наглядное пособие (на сутки разгядывания)


Запад ответил "еврозайцам" с их "могущественным и добродетельным Чингисханом" (с) отличным залпом

Два сезона,говорят,снимут третий. Ждем-с китайского ответа. Типа "Орда"

Супер интересно
>
>>Смотрели ли Вы этот фильм, если да, то какое Ваше мнение?
>--------
чего, не смотрит никто кино што ли.ЗРЯ!


http://rome.cdom.ru/hero.php
обсуждение на форуме "римской славы", патриции матьмать
http://www.roman-glory.com/forum/index.php?showtopic=198&st=175
BorgeN
Дата 18.11.2007 - 12:39
Цитировать сообщение
Erudio civis

Всадник
******
Группа: Гражданин
Сообщений: 523


Marcellus
Цитата
А вот что касается Т. Пулиона и Л. Ворена, то их можно лепить какими угодно - все равно в истории о них две строчки.

У Цезаря в 5-ой книге целый абзац о этих героях B) :
"...В этом легионе было два очень храбрых человека, оба центуриона, с такими заслугами, что приближались к начальникам первого ранга: Тит Пулион и Люций Ворен. Между ними постоянно шел спор, кто из них лучше, и в течение многих лет как соперники они боролись за высшие места. Когда у укреплений шел очень горячий бой, первый из них, Пулион, говорит: "В чем дело, Ворен! Какого еще другого случая ждешь ты, чтобы доказать свою храбрость? Этот день рассудит все наши споры". С этими словами он выходит из укрепления и смело кидается туда, где толпа врагов была особенно густой. Но и Ворен не скрывается за валом: боясь плохого мнения о себе со стороны всех, он следует за ним. Когда между Пулионом и врагами был уже маленький промежуток, он бросает во врагов дротик и одного из толпы врагов убивает; когда тот пал бездыханным, галлы прикрывают его щитами и все бросают копья в своего врага, не давая ему возможности отступить. Щит Пулиона пробит, и копье вонзилось в перевязь меча. Этот случай повернул ножны в сторону, и когда Пулион попытался вытащить меч, то сделать это правой рукой он никак не мог, а враги стали окружать его, при полной его беспомощности. Тут на помощь своему противнику приходит Ворен и помогает ему, попавшему в затруднительное положение. Тогда вся толпа врагов тотчас от Пулиона обратилась на него: они считали, что Пулион убит копьем. Ворен вступает в рукопашный бой и, поразив одного, заставляет других немного отступить; но в то время как он наступает с слишком большою горячностью, он падает, попав ногою в рытвину. Ему, в свою очередь окруженному врагами, оказывает помощь Пулион. Таким образом, оба,
перебив много врагов, с величайшей славой невредимыми вернулись назад в лагерь. Так и в этом споре, и в этой битве судьба играла ими обоими: каждый из них, будучи другому соперником, принес ему помощь и спасенье, так что нельзя было решить, кто же из них по доблести должен считаться выше..."
Ulia
Цитата
Еще не понимаю почему все так балдеют от Антония

Лично мне образ Антония кажется наиболее удачным в этом сериале. Наглый, циничный, пользующийся на все 100 своим положением Антоний, тем не менее-блестящий военачальник и хитрый и умелый политик. Безжалостный и падкий до удовольствий-и тем не менее, не лишен благородства. По-моему, типичный портрет римского нобиля эпохи хаоса и коллапса. B)


Дата 18.11.2007 - 12:59



Провинциал
***
Группа: Гражданин


Цитата (Konstantin @ 18.11.2007 - 07:44)
вчера видел это сериал на пиратском диске
а вот лицензию еще не встречал

Советую и взять пиратку ;) Только не на одном диске, а полноценную (1 сезон 6-дисковое издание, 2 сезон 5-дисковое издание). Просто лицуху у нас сейчас делают безобразную, а денег при этом дерут за милую душу. В данных же изданиях пираты взяли европейское ДВД-издание (не кастрированное как то, что по НТВ показывали) и наложили на него перевод. Второй сезон еще в сентябре вышел ;) .



ВИФ
Лично я заинтересовался сериалом после этого отзыва
Приветствую Вас!
>Прокуратор в трико и легионеры в коротких штанишках
http://fenrus-01.livejournal.com/9358.html
Благо автор знает об античности куда больше меня :).

От Exeter
К И.Пыхалов (21.10.2007 22:03:17)
Дата 21.10.2007 23:20:15
В точности наоборот
Здравствуйте, уважаемый И.Пыхалов!

"Rоme" - это новое слово в изображении античности в кино, не имеющая равных попытка достоверно изобразить "натуральности" римской жизни, дух, атмосферу тогдашнего социума и менталитет тогдашних людей. Собственно, именно поэтому этот сериал и вызвал такой большой интерес и произвел такое впечатление.

Это не "деградация", а колоссальный прогресс в историческом кинематографе. За что создателям сериала досталась заслуженно большая слава и респект.

Я, вообще, затрудняюсь сказать, какое такое кино на тему античности Вы можете сравнить с "Rоme" - не говоря уже о рассуждениях о какой-то "деградации". Голливудские пеплумы 50-х - 60-х гг, что ли?? Или "Гладиатора"? Или "Последний легион"? :-)))
То же самое можно сказать и об историческом кинематографе вообще - мне трудно представить аналоги "Rоme" и в изображении других более-менее отдаленных исторических эпох.


>считается каким-то выдающимся достижением. Это же элементарное требование к историческому фильму.

Е:
Да, это выдающее достижение, которому до сих пор практически никакое историческое кино не соответствовало.

еобходимо сразу понять, что идеальных исторических фильмов в принципе не бывает. Не бывает по определению, и об этом надо помнить, когда садишься смотреть....
В «Риме» мною пока что замечены небольшие погрешности второй категории – я даже не буду о них здесь специально распространяться...
Однако все это, друзья мои, полная чушь и ерунда. «Рим» - это хорошо, и знаете почему? Потому что авторы приложили немалые усилия, чтобы показать психологические реалии жизни общества, принципиально отличного от нашего. Персонажи ведут себя не как современные актеры в римских декорациях, а как люди, действительно выросшие и сформированные в совершенно иной среде.

автор уделяет на то, что "Риму" можно и нужно многое простить за верность духу эпохи. Ну так дух - субстрат необсуждаемый.
От BIGMAN
К И.Пыхалов (21.10.2007 22:07:10)
Дата 21.10.2007 22:10:49
Re: Лично меня...
>Поскольку убивший его герой — отморозок, который и свободных убивал.

Так в том-то и, как говорится, "правда жизни", что это, т.с., "положительный герой" сериала.
Именно интересна попытка показать мораль, мировоззрение, мотивацию античного человека дохристианской эпохи.


От BIGMAN
К И.Пыхалов (21.10.2007 22:24:01)
Дата 21.10.2007 22:32:14
Re: «Условно»-положительный

>Понимаю Вашу мысль. Но в том и дело, что «мораль, мировоззрение, мотивацию античного человека дохристианской эпохи» в этом эпизоде лично я не вижу.

Возможно. Я имел ввиду вообще сюжет фильма. По крайней мере, там нет такого лубка, ка в "Спартаке" или "Гладиаторе". Это и интересно.

> Точно так же мог поступить и наш современник. И убил он его вовсе не потому, что это раб, которого можно прикончить относительно безнаказанно.

Ну, также по крайней мере, он не понес наказания именно за это. Скорее, порицание от владельца раба за "порчу имущества" и за осквернение "жилплощади".

http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/1525882.htm
>Так ясно же видно, что герой находился в состоянии аффекта и о наказаниях совершенно не думал. Поэтому мысль о том, что по тогдашним понятиям раб — не человек, а вещь, до зрителя совершенно не доходит.
Так там хозяин ему прямо и говорит типа "не будь ты моим корешем, пришлось бы плохо за порчу чужого имущества".



http://www.vz.ru/columns/2007/8/12/100558.html
Екатерина Сальникова: Первый Рим – другой сериал
12 августа 2007, 14:50



НТВ закончил показ сериала «Рим». Кому-то не нравился перевод. Кто-то выражал недовольство трансформациями, которые претерпела «картинка». Историки считали просчеты в создании позднеантичного колорита.

Однако надо признать, что если в произведении есть устойчивый смысловой стержень, то он сохраняется в любом случае, как ни порть.

«Как-то невзначай «Рим» провоцирует подозрение, что права человека хорошо соблюдаются на современном мирном Западе просто потому, что это сейчас не мешает политике» Стержень сериала «Рим» – концепция происхождения западной цивилизации и отношение к ней создателей сериала.

Ни аналогичной концепции, ни аналогичного отношения в случае с Россией нет и быть, наверное, не может. Оттого и сериала, подобного «Риму», у нас тоже нет.

Чем же он другой, этот телеопус о первом Риме?

Во-первых, он основан на доверии к полноценности истории, которую не надо «обынтереснивать» ежесекундным упаковыванием в жанр то ли мелодрамы, то ли саги, то ли политического детектива.

История Рима и так изобиловала событиями, конфликтами, кошмарами и страстями, тяготевшими к разным жанрам. Оттого эти жанры и появились на свет. Их уплотнение в единице экранного времени может быть неощутимо или по крайней мере неназойливо. Где-то действие провисает, где-то комкается, где-то слишком много разговоров, где-то избыток крови. Так ведь древний Рим, он же не для удобства телезрителя XXI века существует, а для своих личных надобностей. И самой массовой аудитории он ничего не обязан. Он и не метит в сериалы прайм-тайма. Он спокойно уважает особость древней истории. В отличие от наших исторических сериалов, которые пока что всегда делаются с замахом на прайм-тайм и успех у всех поголовно обладателей телеящика.

Во-вторых, в «Риме», сделанном BBC и HBO, а не только неизбежным итальянским RAI, есть, тем не менее, твердая и необсуждаемая уверенность в том, что это кино про свои родные исторические основы. От них нелепо открещиваться. Еще нелепее их как-то выспренне прославлять, потому как весь современный Запад связан с ними абсолютно объективной и нерушимой связью.

Так что вполне закономерно и органично, что римский легионер в сериале неоднократно делает жест, напоминающий приветствие в Третьем рейхе, культивировавшем прямую причастность к величию Римской империи... Что поведение римских матрон, участвующих в интригах и маниакально обсуждающих политику, выглядит как гарантия будущей женской эмансипации. Что коротко стриженная голова Клеопатры, снявшей парик в своих приватных покоях, пробуждает ассоциации со стриженой головой уставшей и постаревшей Марии Стюарт. Что заседания сената похожи на заседания современного парламента, только без микрофонов и усложненной процедуры дебатов.

Сериал очень исторический. А в манерах поведения героев нет ничего, что их радикально отличало бы от современных западных людей, причастных политическим кругам. Таких, как показывают в кино, конечно.

Сколько не рви цепь времен, она не разрывается, словно говорит сериал «Рим».

Историю, как и родителей, не выбирают.

Впрочем, это все-таки не самая прямая история англоязычного Запада, а его праистория. И наличие опять же объективной опосредованности дает большее право на гармонию восприятия.

Интересно, что получится, возьмись Америка сейчас делать сериал про историю открытия Нового Света и заселения его европейцами...

У нас нет праистории, которую мы были бы счастливы числить родной, отмечая неслабеющую актуальность ее культурных традиций.

Сериал «Рим» дышит сознанием реального права государства и государственного человека вытворять все, что необходимо для глобальной стратегии


А полного приятия собственной прямой истории у нас тоже нет и не может быть. Российская история – тема для наших бесконечных рефлексий, для нашей бесконечной критики и самокритики. В «Риме» полностью отсутствует рефлексия о неполном соответствии большой далекой истории важнейшим идеалам современности. А наши сериалы, как и все наше ТВ, как и вся Россия, переполнены терзаниями о том, какую именно российскую историю следует признать достойной, какую своей, а от какой лучше откреститься, исходя из современных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Вы за какую Россию? За Россию замечательных поэтов вроде Есенина или за Россию негодяев-политиков вроде Троцкого? За Россию выдающихся ученых, страдавших в шарашках, или за Россию советских министров и тирана Сталина? За Россию Варлама Шаламова или за Россию тех, кто изничтожал людей в лагерях? За Россию Емельяна Пугачева или за Россию Екатерины II? За Россию Аввакума, за Россию Никона или за Россию царя Алексея Михайловича? У нас как бы постоянно мысленно выбирают между разными Россиями – Россией Ивана Грозного, Россией Петра I и мало ли еще какой Россией...

Общественно-политические конфликты рубят каждую эпоху в России по горизонтали. А скачкообразное, прерывистое развитие дробит Россию по временной вертикали. И эта двойная конфронтационность подсознательно воспринимается сейчас как отсутствие культурной, национальной и гражданской идентичности, не говоря уже о духовной гармонии.

Довольно смешно было бы спрашивать какого-нибудь Бруно Хеллера, исполнительного директора и автора идеи «Рима», а за какой Рим он сам – за Рим Цезаря или Рим Помпея, за Рим Цицерона или за Рим Апулея, за Рим Антония или за Рим Октавиана? И вообще, за республиканский или за имперский? За столичный или за провинциальный? Рим – это Рим, это Рим. И если бы все и вся сразу не были в нем намешаны и не сходились бы то и дело в смертельных схватках, то Рим не был бы собой. Если бы он был единообразен и монолитен, он не был бы собой.

Россия как таковая, Россия в своей неуточненной и неуточняемой целостности существует только в виде ярмарочно-лубочных образов, будь то вечные аляповатые сувениры или фильм «Сибирский цирюльник», этот дедушка проголливудского отечественного кина.

Нас терзает фантом другой России. Хорошей. Правильной. Человеколюбивой. Демократичной. Полностью и всесторонне процветающей. Без крепостничества. Без революции. И даже без социального расслоения. Такой, какой она якобы могла стать, если бы не... И вот ведь жалость какая, не стала она такой хорошей.

Не в моде соображение о том, что Россия могла быть только такой, какой была. И что эту историческую сложную данность надо принимать именно как объективную данность. И не сожалеть о той мифической России, которую мы перманентно оплакиваем в своем сознании, потому что в реальности она невоплотима – и не из-за глупых случайностей, а из-за нормальных закономерностей.

Сериал же «Рим», не комплексуя, констатирует ряд объективностей, игнорируя классическое благообразие и политкорректность. «Рим» демонстрирует, что западная цивилизация ведет свое происхождение из языческого сознания. Почти все, что необходимо для развития общества, в дохристианском Риме уже есть: индивидуализм, состязательность, диалектически понимаемая нравственность, ненасытная экспансивность культуры и государственности. В сознании римлян чрезвычайно слабо акцентирована религиозность как таковая. Гражданские ценности, мирские интересы и светский настрой доминируют, направляя ход истории. Фигуры первого эшелона политиков воплощают волю к власти. Фигуры Люция Варена и Тита Пуло воплощают волю к выполнению личных миссий государственной важности. Такие миссии – выше личного приватного счастья, выше жизни самых близких людей.

Люций Варен, преданный Антонию, и Тит Пуло, служащий Октавиану, если вдуматься, являют двух жутких людей, злодеев, негодяев, убийц. Ан нет. Они – настоящие римляне. Сериал «Рим» дышит сознанием реального права государства и государственного человека вытворять все, что необходимо для глобальной стратегии. Не извиняясь за свое несоответствие идеалам нравственности и даже за нарушение прав человека.

Как-то невзначай «Рим» провоцирует подозрение, что права человека хорошо соблюдаются на современном мирном Западе просто потому, что это сейчас не мешает политике. А если вдруг начинает мешать... В общем, сериал «Рим» убедительно объясняет психологию современной американской политики – и, опять же, не склонен ее обсуждать. Со времен древнего Рима так уж повелось, что политика, жизнь и человек именно таковы.

Утченко
Такова, как известно, судьба не только этой, но и многих других революций, направленных, говоря словами Энгельса, в защиту «собственности одного вида» против «собственности другого вида» [40]. Поэтому они обладают — опять-таки mutatis mutandis — рядом сходных черт. Вероятно, и те события, которые мы в противовес господствующей в зарубежной историографии точке зрения не можем отнести к фактам и событиям самой революции, имеют, условно говоря, своих «аналогов» в истории позднейших революционных движений. В этом смысле римская революция II — I вв. до н. э. знала свой термидор (переворот Суллы), свое 18 брюмера (диктатура Цезаря) и, наконец, длительную и прочную реставрацию (принципат Августа).

вовсе не Цезарю должна быть приписана честь создания политической системы, характеризующей строй ранней империи. Очевидно, эта историческая заслуга принадлежит его преемнику, т. е. Августу. Кстати, подобное утверждение, и об этом тоже говорилось [44], полностью соответствует римской исторической традиции. Поэтому любая оценка Цезаря как государственного деятеля будет неполной, недостаточной и, вероятно, даже не объективной, если отказаться от попытки сравнительной характеристики, сопоставления «режимов» Цезаря и Августа.

В Риме были, конечно, такие необходимые жертвы «со стороны» республики, и это были люди, которые слишком долго, упорно, а главное, с явным опозданием вели борьбу, отстаивая обреченное дело. Поэтому их ждала гибель. Они и гибли: одни — более ярко и драматично, другие — незаметно, не оставив никаких следов в истории. К числу наиболее ярких, трагических и вместе с тем необходимых жертв обреченного дела принадлежал Цицерон. Но были в Риме необходимые жертвы и с другой стороны. Это те, кто вольно или невольно, сознательно или безотчетно, но слишком рано выступал «со стороны» грядущей империи, «предвосхищал» события и искал опоры в чем-то еще неоформившемся, неустоявшемся. К числу таких необходимых и неизбежных жертв принадлежал Цезарь.

Вот почему «проблема» Цезаря, быть может, вовсе не проблема «тирании», или «бонапартизма», или «идеальной монархии», но в большей степени проблема подготовки почвы для новой политической системы. Это — одна из необходимейших жертв в общеисторическом плане. Что же касается трагедии Цезаря как личности, то она заключалась в том, что эта яркая
импульсивная, «волюнтаристская» личность была абсолютно противопоказана надвигающейся бюрократической, бездушной и все нивелирующей системе. Здесь требовался уже не блеск, но умеренность, не талант, но здравый смысл, не озарение, но расчет. Октавиан Август, который был лишь бледной тенью на фоне Цезаря, который был всегда холоден и осторожен, который был воплощением здравомыслия и торжеством рассудочности, который не совершил ни одной ошибки, ни одного тактического промаха, который даже со своей женой Ливией в каких-то случаях говорил по заранее заготовленному конспекту [50] и который, в соответствии со своими собственными предсмертными словами, играл всю жизнь намеченную роль и был непревзойденным лицедеем, — вот кто не просто подходил, но был нужен, даже необходим системе империи, кто стал первым римским императором в совершенно новом значении этого слова — и по имени, и по существу.

____________

Шушарин
6.8. Рабовладение как асимметрия демографических производственных отношений. Сущность рабовладения.

В реальных рабовладельческих системах, даже относительно близких к классическим инородным, античным, многоукладность, вплетенность лишь потенциальных терри­ториальных, товарных (экономических), функциональных (техноло­гических)... производственных отношений, создают такую картину многообразий, которая лишний раз убеж­дает в необходимости понять сначала только «чистое», господ­ствующее и главное звено градации отношений. Это и есть эндо­генная форма и скромный по объективно-логическому содержа­нию, но гигантский по историческому масштабу кризис и револю­ционный прорыв восхождения в обобществлении производства.

Приведу известное высказывание Маркса, - пишет А. С. Шушарин, - в котором выделю три слова: «Если вместе с землей завоевывают самого... человека как органическую принадлежность земли, то его завоевывают как одно из условий производства, и таким путем возникают рабство и крепостная зависимость, которые вскоре извращают и видоизменяют (т.е. деформируют. - А.Ш.) первоначальные формы всех общин, сами становясь базисом последних». Рабство и крепостничество, как мы увидим, - очень разные вещи, но очень ясно сказано про объект и рабство как базис.

Далее: «Купля и продажа рабов по своей форме тоже является куплей и продажей товаров. Но без существования рабства деньги не могут совершать эту функцию. Если рабство существует, то и деньги могут быть затрачены на закуп­ку рабов. Напротив, наличия денег в руках покупателя еще от­нюдь не достаточно для того, чтобы сделать рабство возмож­ным». А когда рабство возможно, существует - резко продолжим мысль Маркса, - то и деньги особо ни к чему. Даже наоборот, бу­дут рабы - будут и деньги. Так что вся суть в самом существо­вании рабства, пока в полнейшем отвлечении от его же проявле­ний в товарных, земельных и пр. отношениях.

«Быть рабом или быть гражданином - это общественные определения, отношение человека А к человеку В. Человек А как таковой - не раб. Он - раб в обществе и посредством общества». Это производственное отношение - такая же историческая асимметрия рабовладельче­ской собственности, как эгостадность первобытности, как част­ная собственность на средства производства при капитализме и пр. Да, что рабство знало абсолютно бесче­ловечные формы, без всякого снисхождения к больным, стари­кам, женской слабости. Но все это - одиозные формы, ни на миллиметр не затрагивающие суть всей системы, покоящейся именно на рабском труде, на некотором среднем, в конечном счете общественно необходимом, отношении к самим рабам. Это производственное отношение рабовладения было «в той же мере необходимо, в какой и общепризнанно», причем особо подчерк­нем - всеми участвующими сторонами.

Противники рабства, появились, конечно, вместе с самим раб­ством. Таковой протест присущ любой исторической форме производ­ства изначально, но до реальных приближений к кризису в лучшем случае лишь теплится на идеологической, «диссидент­ской» или маргинальной периферии. Первоначально же и долгое время отношения рабства принимаются и рабами как «само со­бой разумеющиеся естественные законы» (это слова Маркса о рабочем классе, сначала естественно принимающем капитали­стические порядки как должное).

«Выбор» рабства, смерти или победы в завоевании рабов - вот главный момент логики суровой действительности для человека гражданского общества всего рабовладельческого комплекса.

Война не создает ни зернышка, т.е. в производи­тельном содержании производит хаос, разрушительна, но вот в про­изводственных отношениях всего рабовладельческого комплекса она и является одним из основных способов обеспечения занято­сти, приобретения главного богатства - работников. Порабощение в интенсив­ном рабовладении, конечно, сложней, без войны, но суть рабо­владельческих отношений та же уже в смысле ее априорной материальной данности, общественной признанности. Ну а во­инственность тогдашних гражданских обществ и окру­жающих племен общеизвестна, - они знали одну работу, воевать и пре­одолевать всякое сопротивление.

Всепронизывающая асимметрия рабовладельческой собствен­ности на работников в форме рабов и была основным производственным отношением по поводу работников (трудовые ресурсы), деформирующим все другие производственные отноше­ния, надстраивающая над собой обслуживающую идеологию, го­сударство, определенную политику, причем опять же во всем ра­бовладельческом комплексе. Рабовладение - это, образно говоря, и есть «капитал» всей этой системы, господства демографических производственных отношений, в своей же собственной, высшей рабовладельческой форме. Ну а сама производственная форма эта ничуть не колыхалась никакими переменами в антураже полити­ческих оболочек в диапазоне монархий, тираний, диктатур, ари­стократий, олигархий, демократий и пр. деспотий, даже имперс­ких структур.

Так что если, образно говоря, дать разгуляться совершенно невинным культурно-родовым производственным от­ношениям, то это и есть животная эгостадность; невинным демо­графическим отношениям - то это и есть рабство; невинным тер­риториальным отношениям - феодализм; и т.д.

В этой же связи скажем о производственном принуждении, а так же о, так называемых, - коварной «лич­ной зависимости», «господстве и подчинении», насилии и пр. Нет еще здесь, вопреки «некоторым» версиям, и эксплуата­ции в ее строгом значении капиталистической формы производ­ственного принуждения, а если и есть нечто подобное, то весьма незначительно и деформи­ровано. В условиях рабства уже нет сверхпринуждения живот­ной эгостадности, общинно-родового принуждения или «кровно­родственного» кошмара (скажем, хоронить вместе с шефом ра­бов, слуг и пр.). А есть, обозначим даже специальным термином, диктат, но именно как материальная асимметрия регулирова­ния труда, распоряжения им, в том числе и присвоения резуль­татов чужого труда в самой, пожалуй, бесцеремонной форме узурпации самого человека, работника. Но это действительно еще далеко не экономическое, и еще не феодальное, но тем не менее столь же производственное принуждение, независимое от воли и сознания участников производства, обуславливающее их поведение, трудовое, хозяйственное и пр.

Осуществленная рабовладением социализация (демографизация) производства и людей, после кровнородствен­ной, родовой общинности, т.е. по сути общественное самопри­учение людей к уже общественному производству в его первой, самой неизбежно грубой (тем более резкой, «вульгарной», антич­ной) форме, была длительным процессом, который при тех про­изводительных силах и не мог быть сокращен. В частности, даже имевший регулярное место протест рабов не нес в себе пози­тивного, был утопичен, вплоть до «рабских царей». Ибо, даже победоносное восстание рабов как тогдашняя альтернатива рабству вела лишь к беспредельной охлократия во всей ее красе. Однако, разумеется, че­рез какое-то время порядок восстанавливался, но это было все то же самое... рабовладение, диктат, как еще единственная возможная форма производственного принуждения тех времен.

В условиях самовозрастающего рабовладения нормальные, ес­тественные демографические производственные отношения при кризисе эндогенной формы достигают своей же парадоксальной противоположности, в сами себя и все извращающий предел. Формально симметрия трудообмена сохраняется, но в условиях асимметрии собственности вырождается в формулу «кто победил, тот и обеспечил занятость». В наиболее ярком, классичном, ан­тичном рабовладении граждане - это прежде всего военнообя­занные, часто обладающие «наделом». В случае их разорения они тоже не становятся рабами, посредством государства они обеспе­чиваются «хлебом и зрелищами». Но уж за то и римлянин, взятый в плен, уже перестает быть частью рим­ского общества, перестает быть гражданином. Но это же лиш­ний раз подтверждает уже не родовую, и еще не территориаль­ную (относительно автономных «стран» здесь еще не существует), но и не этническую, а именно демографическую эндогенную природу рабовладения. Здесь лишь важно отличать имперские и колониальные структуры от собственно эндогенного рабовладения.

Раб лишен социальности, он готовый работник, специалист, создан­ный органическим и демографическим трудом других обществ, присваиваемый в готовом виде пленением в войнах в виде живого орудия, а отчасти и посредством работорговли, которая, однако, сама по себе никаких рабов не образовывает, а только оформляет трудообмен и занятость, т.е. расстановку и перемены труда. Поэтому ценность имеют не старые и малые (и потому же семьи у раба обычно нет), а именно уже готовые работники, что опять подтвер­ждает именно демографический характер всех процессов по пово­ду уже не просто людей, а специалистов, агентов (и объектов) гос­подствующего профессионального разделения труда.

Потому же в пантеоне языческих богов рабовладения есть, ко­нечно, уже и многие «общечеловеческие» боги и богини (Семья, Любовь, Искусства, Счастье, Удача, Случай, Солнце, Ветер, Гроза и пр.), ибо общая жизнь уже обобществлена. Но множество их по­кровительствует именно определенным профессиям - земледелию, ремеслу, коневодству, садоводству, хлебопечению, рыболовству, виноделию и т.д., вплоть до Стрекула, божества навозной кучи, ве­дающего, так сказать, агрономией по части удобрения полей. О во­енном деле и говорить не приходится. Так что упомянутые языче­ские боги имеют, можно сказать, «профсоюзный» характер.

Поразительно интересно, что, например, в кол­лективном (или групповом) рабстве инкского общества оказывается неизбежной профессиональная специали­зация самих общин. Соответственно и неизбеж­ные перемены труда осуществляются здесь не в индивидуальной, а в коллективной (групповой) форме, вплоть до силовых переселе­ний. Впрочем, все эти, а равно восточные, кастовые и пр. формы сложнее античной. Не говоря об имперских.

Идеологически несомненно, что присущая тем временам двойственность раба, - и человек, личность, но и вещь, - обу­славливала иррациональную, а тем самым и религиозную, форму рабовладель­ческой языческой мифологии. При этом, заметно частный компонент соб­ственности на рабов вместе с самим профессиональным много­образием образовывали и «плюрализм», выражавшийся в политеизме как многобожие.

В чистом виде рабовладение выгля­дит парадоксально. В «метрополии» самого «гражданского общества» вообще нет никакого труда, кроме воинского и демографического труда по подготовке воинов, все население рассматривается с точки зрения ведения войны: особо полезны пастухи, они почти готовая кавалерия. Так сказать, «военкоматская демография». Все они и есть граждане и рабовла­дельцы, а рабы заняты всеми остальными видами профессио­нально разделенного труда. Конечно, это слишком абстрактная идеализация системы.

Тем не менее достаточно близка была к такой самой абст­рактной «модели» Спарта. А по замечанию Л. Ларуша, и гитлеровские нацисты считали себя наследниками Спар­ты. Все это несомненно, однако и понять надобно.


В целом основное условие рабовладельческого комплекса - по­тери в войнах не превышают прироста в воспроизводстве ра­ботников (так что говорить здесь о «необходимом продукте», даже индивидуальной жизни, - нелепость). Это, собственно, и есть ко­ренной момент общего демографического равновесия как господ­ствующего в условиях рабовладения.. Если, например, в динамике экономического равновесия, в частности, «обновление еды» как урожая происходит ежегодно (сезонно), то в динамике демографического равновесия массовоподобное обновление работников «делающих еду» проис­ходит не так уж часто, а эта «ритмика» обуславливает и военную. Конечно, в реальных формах все много сложней - были свободные крестьяне, ремесленники и т.д. Тем не менее, в Атти­ке в 327 г. до н.э. число рабов превышало число всех граждан.
Что же касается деформации товарных форм (экономических отношений), то в эволюции рабовладения они получали все боль­шее развитие, что и дает совершенно ложные, провоцирующие ос­нования для отождествителей рабства и капитализма. Однако суть в сле­дующем. Так, например, в начальном рабовладении (Цр. Греция в IV в. до н.э.) ростовщический процент мог достигать 9000% годо­вых. Совершенно очевидно, что столь дикая цена денежной ссу­ды вообще необъяснима собственной логикой экономических отно­шений. Последние деформированы господством демографических производственных отношений, когда главная ценность в «божест­венном социальном» вовсе не деньги, не веши, а сами работники (рабы), делающие и вещи. «Аномально» высокий процент - свиде­тельство, либо эпизода локального дефицита «биметаллического» денежного материала, либо, более вероятно, результат ожидаемого успеха в добыче пленных, так сказать, не очень дешевой, но по су­ти безденежной операцией.

Когда же при разложении рабовладения товарно-денежные отношения стали «вылезать» и стали развиваться элементы частной собственности уже именно на сред­ства производства, а деньги стали частью бюджета относи­тельно больших масс населения, то и ростовщический процент вполне умерился, стал в большей степени опре­деляться спросом и предложением ссуд, логикой экономических отношений. Ибо, суть была не в частной собственности, а в рабовладельческой (даже и частной) собственности. А потому как раз в глубине происходив­шего процесс развивался совсем в другом направлении: не к рынку, а от рабства. Разница колоссальнейшая.

В итоге множественность граж­данских обществ примерно равновысокого порядка оказалась не устойчивой, а потому рано или поздно многополисная структура греческого рабовладения уступает место заходящей в предел им­перской монополии Рима, как одной метрополии комплекса этого ареала. Причем имперская колонизация провинций, «фискальность», казалось бы, увеличивающая мощь и перспективы Рима, однако в действительности рынка рабов заметно не расширяла, а сопровождалась при этом всё большим ростом паразитизма рабовладельцев, перенаселением презирающих труд свободных, пауперизацией, т.е. «ростом» всех форм пе­ресыщения формы производства. Кстати, основной частью обще­ства «промышленность и торговля» презираемы - вот те и «экономика». Вся эта рабовладельческая композиция вплотную подводит рабство к своей противо­положности, к феодализации, но еще в рабовладельческих фор­мах, когда вместо пополнения рынка рабов остается лишь усиле­ние прямого грабежа колоний или «провинций».

В результате «гибель этого общества была предопределена внутренними противоречиями всей указанной системы в целом, включающей в себя и нахо­дившиеся в непосредственном контакте с метрополией варвар­ские общества».


===