Технологии & производство; Образование & просвещение; Управление & методология;
Он-лайн конференция Ю.Громыко сегодня в 17час
Он-лайн конференция Ю.Громыко.
Желающим просьба поучаствовать - задаванием вопросов и в режиме он-лайн.
Тем фактически несколько.
Последние статьи Ю.Громыко на http://km.ru/ в разделах "Идеология" и "Стратегия"
см http://vif2ne.ru/vstrecha/forum/5/co/3070.htm
и тут
Мы попали в ситуацию деиндустриализации страны. Это феномен деиндустриализации страны переживает не только Россия. Не менее драматично он осуществляется и в Германии, и во Франции и в США. Причём этот процесс деиндустриализации не может быть связан с творческим разрушением и высвобождением мест для формирования производственных технологий нового промышленного уклада. Деиндустриализация происходит тотально. Уничтожаются и схлопываются целые мультисистемы высокотехнологической мыследеятельности,
Какая модель экономической политики может обеспечить связь между наукой, промышленностью и образованием? Какая идеология наиболее адекватна задачам, стоящим сегодня перед Россией? Нужны ли России дешевые трудовые мигранты из СНГ?
Для директора центра региональной политики и развития образования Российской академии образования Юрия Громыко ключевой проблемой развития современной России является достижение условий, при которых общественное богатство нашей страны стало бы формироваться за счет связи между наукой, промышленностью и образованием. С этим косвенно связан и вопрос о разработке адекватной поставленной цели идеологии. «Моя научная деятельность сейчас направлена именно на соотнесение этих двух моментов в развитии страны», - говорит он. Юрий Громыко полагает, что наша страна в настоящий момент находится у развилки: либо мы продолжим идти в сторону экстенсивного развития т.н. «ресурсной экономики», либо же России удастся выйти на принципиально иной путь развития. Последнее станет возможным только в том случае, если «нам удастся разработать новые модели «прорывных производств» на основе взаимосвязи фундаментальной науки, образования и схем инновационной промышленности». Есть и другой путь - медленное эволюционное развитие, рассчитанное на 70-80 лет неторопливого движения, что, по мнению исследователя, неизбежно будет означать стагнацию, которая предполагает дальнейшую распродажу ресурсов и природных богатств. Поэтому девизом современной Росси должен стать лозунг «Сейчас или никогда!».
С этим вопросом связаны и перспективы новой миграционной политики. Большое значение имеет вопрос, будут ли участвовать в формировании общественного богатства представители науки и инновационного бизнеса. По мнению Юрия Громыко, с этим связан и запрос на новую объединительную идеологию в России. Наиболее адекватно поставленную задачу отражает идеология, которую в самом общем виде можно обозначить как «идеология общественного компромисса и консенсуса». Поэтому вопрос идеологии, «это вопрос объединения различных групп населения вокруг целей развития страны и доступа к новым схемам присвоения общественного богатства».
Какая модель экономической политики может обеспечить связь между наукой, промышленностью и образованием? Какая идеология наиболее адекватна задачам, стоящим сегодня перед Россией? Нужны ли России дешевые трудовые мигранты из СНГ? На эти и другие вопросы ответит директор Института инновационных стратегий развития образования. Юрий Громыко в ходе онлайн-конференции, которая состоится в KM.RU 28 июня в 17.00.
Задай свой вопрос гостю KM.RU
факты Юрий Вячеславович Громыко 1958 г. рождения, психолог, доктор психологических наук, опубликовал более 100 научных работ, из них 11 монографий, 4 коллективных монографии, владеет английским, немецким, французским языками, может объясняться и читать на японском, китайском, итальянском, испанском языках, санскрите, древнегреческом, латыне.
1975 г. - окончил среднюю школу № 72 г. Омска с золотой медалью.
1981 г. - окончил с отличием («красный диплом») Ярославский государственный университет по специальности: психолог, преподаватель психологии.
1981-1984 г. обучение в аспирантуре НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук.
1984-1986г. служба в рядах Вооружённых сил в исследовательской лаборатории ЦСКА, проведение исследований по проблемам спорта высших достижений.
1985г. — защитил кандидатскую диссертацию по психологии.
1986-1992г. — старший научный сотрудник, зав. лаборатории НИИ управления и экономики образования АПН СССР.
1992 г. защитил докторскую диссертацию по проблемам использования игровых методов для моделирования процессов развития систем деятельности.
1992- 1998г.- директор Центра региональной политики развития образования Российской академии образования. Развивая методы метакогнитивной психологии и деятельностного подхода, разработал программу построения новых типов интегративного содержания образования в форме метапредметов, провёл систему исследований на специально-организованных экспериментальных площадках. Результаты этих исследований отражены в 6 монографиях (1 коллективная). В настоящий момент издана новая монография «Сценарная паноплия. Русский путь», посвящённая проблемам политической антропологии и сценарного подхода в различных областях практики.
С1998 года по настоящее время — директор Института инновационных стратегий развития образования.
С 2003 директор института опережающих исследований имени Евгения Шифферса.
Действительный член РАЕН. Сотрудничает с Академией геополитических исследований и с институтом социально политических исследований РАН по проблемам глобальной безопасности.
Женат, имеет дочь.
----
мой вопрос
Вы говорите, что перспективный путь развития "станет возможным только в том случае, если «нам удастся разработать новые модели «прорывных производств» на основе взаимосвязи фундаментальной науки, образования и схем инновационной промышленности»". Не могли бы Вы привести пример подобных разработок и кратко охарактеризовать, в чем заключается (или складывается) единство указанных трех составляющих (науки,образования и промышленности) при такой модели производств? Какие отрасли, на Ваш взгляд, подходят для применения таких моделей?
Могут ли внести свой вклад в такие разработки в условиях современной России различные группы молодежи?
Юрий Вячеславович!
Вот вы считаете, что коммунистическая идеология обречена
на неудачу. Почему? Лично мое мнение, что только эта
идеология и может спасти страну.
Хороший вопрос, но я бы Бориса обратил вот к чему. На самом деле в
России очень много чего происходит, вот недавно вышло пять томов
А.С.Шушарина, которые, на мой взгляд, посвящены именно этой теме. Они по
600 страниц и не знаю, сумеет ли Борис их прочитать, но я их прочитал
как бестселлер на одном дыхании. С моей точки зрения, вопрос не в
коммунистической идеологии, этот пункт сегодня требует очень серьезных
распредмечиваний (распредмечивание - это понимание на человеческом
языке, о чем идет речь). В частности, Шушарин говорит о двух очень
близких мне вещах.
Во-первых, он утверждает, что основное, что пытался создать социализм, и
кое-где это получилось, - это попытка противостоять мировой
эгокультурности. Эгокультурность это означает, что с позиции любой
культуры в какой-то момент другая культура может показаться мне
абсолютно враждебной и порочной, и я на произвольных основаниях могу
организовать бойню этой культуры. Типичный пример эгокультурности, на
мой взгляд, это уничтожение сербов в Косово и натовская операция там. И
дальше Шушарин говорит, что в условиях биполярности эту эгокультурность,
т.е. эту злобность, которая может возбудиться по отношению к любой
культуре в любой момент, например, у малой нации по отношению к соседней
нации, ее удерживала эта биполярность, эта борьба и противостояние двух
систем. С уничтожением двух систем этот вирус, как зеркало в сказке о
Снежной Королеве, он, оказалось, пронизывает любые и всякие системы.
Это первый момент, он очень серьезный. Когда Ху Цзинь Тао говорит, что
Азиатский регион будет регионом благоденствия, он как раз и утверждает,
что здесь будут другие законы, здесь не будет законов культурного
империализма. Сейчас есть масса работ, на мой взгляд, продвинутых и
очень интересных. Например, есть работа, которая в Америке является
бестселлером и во всех политических клубах она проработана и является
книгой номер один - это книга Негри и Хардта, которая называется
, где они дают свое понимание, что такое империя. Так вот это
первый момент, и здесь есть действительно очень серьезный вопрос, каким
образом России здесь определяться. Встать ли России на путь того, как
мыслят Соединенные Штаты, т.е. всеми силами пытаться играть в
миродержавность, превращаться в worldpower, или здесь вопрос заключается
в том, чтобы занять позицию мирового лидерства. А мировое лидерство в
условиях России это, на мой взгляд, очень простой пункт - только Россия
может фактически показать, что любая страна имеет возможность вырваться
из мирового гетто.
Здесь я должен еще одну такую длинную вещь сказать: другой замечательный
политолог Иммануэль Валлерстайн утверждает, что никакого столкновения
цивилизаций не существует, а это есть результат развала социалистической
миросистемы. Почему? По очень простому обстоятельству, что арабы всегда
прекрасно понимали и знали, что Советский Союз их может выучить, дать им
высшее образование, построить им современное производство и даже помочь
организовать науку. А сегодня в мире у вашей страны может быть
суверенитет, если у вас есть фундаментальная наука, способная
разрабатывать технологии, инновационное производство и высшее
опережающее образование. После развала Советского Союза стало ясно, что
с огромной, с подавляющей частью стран больше ничего такого хорошего
происходить не будет. Т.е. их будут эксплуатировать по полной, а это
означает, что сегодня телесность, т.е. органы, сам человеческий материал
становится предметом эксплуатации. Продажа человека на органы, детская
проституция становятся обычным, хорошо проплаченным, специально
организованным явлением. И в этих условиях, говорит Валлерстайн,
единственное прибежище это фундаментализм. Так вот единственная страна,
кто сегодня может создать условия для того, чтобы вырваться любой стране
из гетто, это Россия. Речь, конечно, не идет о том, чтобы делать это
бессмысленно и, тем более, бесплатно. Здесь, на мой взгляд, очень важен
Иран, потому что происходящее с Ираном это образец того, что будет
происходить со всеми странами, когда они будут подходить в
технологическом плане к зоне суверенности. Потому что зона суверенности
связана с тем, что ваш технологический задел является дуальным,
двойным - он может быть связан как с мирным созиданием, так и с
созданием новых типов оружия. И поэтому Америка всегда - и это написано
в их военной и социальной доктрине - будет жестко уничтожать и разрушать
всякую страну, которая будет подходить к этому рубежу, где она может
стать суверенной и самостоятельной. И вот здесь действительно очень
серьезный пункт самоопределения России. Потому что конкретно с Ираном, с
моей точки зрения, переговоры могли бы пойти намного интереснее и
принципиальнее, если бы мы им предложили совместное создание ядерных
реакторов следующего поколения. Они известны, над этим работают ученые
Курчатовского института, это так называемые ядерные реакторы с засыпкой
из шаровых тепловыделяющих элементов, так называемые pebble bed reactor,
которые вообще уже никак не связаны с созданием ядерного оружия, с
другой стороны это следующий уровень ядерных технологий. И здесь опять
все снимается и демонстрируется.
Но есть еще второй пункт в том, что называется коммунистическая
идеология, - это вопрос, с которым до сих пор не разбираются: а что
такое собственно была советская экономика? Здесь тоже есть очень
интересный момент, про который говорит Шушарин, что основная
характеристика советской экономики это так называемый технологический
феод - это коллективно-групповая собственность на технологии. Поэтому
следующий шаг развития этой формы это технодинамика, это возможность
осуществлять трансферт технологий из страны в страну. И вот здесь, я
опять считаю, у России огромный шанс, потому что, например, Малайзию
давно интересует, может ли Россия ей помочь сформировать собственную
фундаментальную науку. Как в свое время Лейбниц по просьбе Петра I
создал проект Российской Академии наук, и после этого у нас за 300 лет
появилась фундаментальная наука. С этой точки зрения очень может быть
интересен проект, связанный с созданием на базе университетский науки в
Малайзии фундаментальной науки, которая может создавать технологии
следующего уровня. Поэтому вопрос о коммунистической идеологии требует
расшифровки и анализа. То есть, с моей точки зрения, в том виде, как
коммунистическая идеология формулировалась, скажем, в 70-80-е годы
брежневистами, это просто бессмысленная неработающая вещь.
...
-----