От Vader
К Vader
Дата 20.01.2006 00:47:28
Рубрики Прочее;

Тарасов. А. Откуда есть пошли левые радикалы на земле советской

http://kagarlitsky.narod.ru/p40lev.html

Оригинал статьи см. на странице "Панорама", № 40, декабрь 1997

ОТКУДА СУТЬ ПОШЛИ ЛЕВЫЕ РАДИКАЛЫ НА ЗЕМЛИ СОВЕТСКОЙ

Авторы и редакторы серии "Политический экстремизм в России" решили копать вширь. Третья их книга отчасти выходит за пределы заявленной темы, почему и называется: "Левые в России. От умеренных до экстремистов". В книге 4 раздела: "Леворадикалы"; "Радикальные коммунисты"; "КПРФ"; "Демократические левые". Спектральное расположение глав (от края к центру) одновременно оказалось хронологическим: такое совпадение, если вдуматься, вовсе не случайно.
Для публикации в газете мы выбрали самую древнюю и не самую известную страницу истории - леворадикальное движение в доперестроечные времена.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ.
Из раздела "История возникновения и развития леворадикального движения в СССР/России в 80-е - 90-е гг. XX в."

Отдаленными предшественниками леворадикальных организаций, возникших в СССР/России в годы перестройки, можно считать подпольные левые оппозиционные группы и кружки, существовавшие в СССР в послесталинский период во второй половине 50-х - 60-е гг. Являвшиеся в основном группами классического марксизма и марксизма-ленинизма, эти организации, однако, стояли, несомненно, у истоков той линии противостояния режиму КПСС, которая была продолжена неортодоксальными левыми подпольными организациями 70-х - первой половины 80-х гг. и - затем - леворадикальными организациями эпохи перестройки. Помимо традиции оппозиции слева по отношению к Советской власти и режиму КПСС, часть этих групп уже демонстрировала явный интерес к кругу идей, характерных для леворадикалов 80-х - 90-х гг.: к неомарксизму, анархизму, троцкизму, "пролетаризму" и идеям "новых левых". Подобные идейные "отклонения" от ортодоксальных схем советского марксизма можно проследить как минимум в "деле Пименова - Вайля", "деле Краснопевцева", "деле Павленкова - Капранова", "деле Молоствова".
Общее число левых подпольных оппозиционных групп в 50-е - 60-е гг. было значительным. У Л.Алексеевой перечислено 16 таких организаций, у В.Иофе - 22 .
К этому списку можно добавить еще "дело Осипова - Кузнецова", в котором, среди прочего, имела место попытка создания подпольной анархо-синдикалистской организации.
Подпольные левые организации 70-х - первой половины 80-х гг. являлись уже непосредственными предшественниками леворадикалов времен перестройки. Все они уже вдохновлялись (хотя бы отчасти) кругом тех же идей, что и перестроечные леваки. Несомненно, это было связано с воздействием на умы феномена "молодежной революции" 60-х гг. на Западе, которая вдохновлялась теми же идеями.
Так, разгромленная КГБ в ноябре 1971 г. в Свердловске Революционная партия интеллектуалистов Советского Союза (РПИСС) во главе с Василием Спиненко и Георгием Давиденко совмещала в своих программных документах положения неомарксизма, левой социал-демократии и "новых левых" (в духе идей Г.Маркузе и Ч.Райта Миллса). Свердловские леворадикалы и демократические левые времен перестройки считали РПИСС одной из своих предшественниц.
Созданная зимой 1972/1973 г. и частично разгромленная КГБ в начале 1975 г. (провалилась - не полностью - центральная московская группа) Неокоммунистическая партия Советского Союза (НКПСС) (лидеры - Александр Тарасов, Наталья Магнат (1954-1997), Игорь Духанов, Ольга Бараш, Василий Минорский) в своей идеологии совмещала элементы классического марксизма, троцкизма, неоанархизма (в духе Д.Кон-Бендита), экзистенциализма (Ж.-П.Сартра, А.Камю, А. де Сент-Экзюпери, Л.Шестова) и идеи круга "новых левых" авторов (Г.Маркузе, Э.Че Гевары, Р.Дебре). Кировская региональная группа НКПСС (Ирина Борисенкова-Орлова, Сергей Макин), работавшая в изоляции до своего провала в начале 1980 г., явилась вдохновителем и создателем контркультуры в г.Кирове, активно насаждая в местных художественных и театральных кругах идеи "новых левых", в первую очередь - идеи "молодежного протеста 60-х" и западной левацкой контркультуры.
Созданная в Ленинграде в 1976 г. и разгромленная КГБ в 1978 г. группа "Левая оппозиция" (выпускавшая журнал "Перспективы") во главе с Александром Скобовым и Аркадием Цурковым совмещала классический марксизм с идеями анархизма, троцкизма и "новых левых". В N 1 журнала "Перспективы" были помещены отрывки из книг М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина, Л.Д.Троцкого, Г.Маркузе и Д.Кон-Бендита.
Созданный в 1975 г. и разгромленный КГБ в 1979 г. в том же Ленинграде Союз революционных коммунаров (СРК) (Алексей Стасевич, Владимир Михайлов и Алевтина Кочнева) прямо считал себя наследником парижских студентов-бунтарей "Красного Мая" 1968 г. Члены СРК хранили и распространяли анархистскую литературу и книги теоретиков "новой левой" Г.Маркузе и Э.Фромма. Современные анархисты прямо называют себя продолжателями дела "Левой оппозиции" и СРК.
Существовавшая с 1976 г. и разгромленная КГБ в 1981 г. в Куйбышеве группа под руководством Алексея Разлацкого (1935-1989), автора самиздатских работ "Второй Коммунистический манифест", "Чего не желает знать наша интеллигенция" и др., была основоположницей "пролетаризма" на территории СССР. В конце 80-х гг. под идейным руководством А.Разлацкого и освободившегося из заключения члена его группы Григория Исаева была создана классическая организация неосталинистского "пролетаризма" - Партия диктатуры пролетариата (ПДП). Однако группа Разлацкого отчасти явилась идейным предшественником и "пролетаристов"-антисталинистов. Во всяком случае, член Исполкома (1 из 3-х) антисталинистско-"пролетаристского" Общественно-политического объединения "Рабочий" (ОПОР) Анатолий Осауленко - в прошлом ученик А.Разлацкого и член ПДП.
В 1979 г. в Москве, Туле и Ярославле сложилась подпольная группа, называвшая себя "Молодежь за коммунизм" (лидеры - Константин Бегтин, Дмитрий Петров, Рустем Сафронов), ориентировавшаяся на "революционный марксизм" в духе Э.Че Гевары и идеи "новых левых" "образца 1968 г.". Деятельность группы была пресечена КГБ в 1981 г., но еще в 1979 г. Р.Сафронов установил контакты с клубом "Антарес" (см. ниже) (тогда, впрочем, уже сворачивавшим свою деятельность) и пытался завязать отношения с "молодыми социалистами" (см.ниже) и НКПСС (А.Тарасовым). Впрочем, и "молодые социалисты", и А.Тарасов от взаимодействия уклонились, заподозрив в Р.Сафронове "агента КГБ". Д.Петров установил контакты с пропагандистом идей "новых левых" среди хиппи А.Рубченко (см.ниже), а в 1994 г. Д.Петров уже возник на политическом горизонте как председатель профсоюза "Студенческая защита - Москва" - московского отделения леворадикального профсоюза "Студенческая защита".
В ряде случаев оказывается возможным проследить прямое перерастание доперестроечного левого подполья в леворадикальные организации 80-х - 90-х гг.
Иногда это происходило не путем прямого перехода одного явления в другое, а посредством сложных превращений. Широко известно дело кружка, издававшего журналы "Варианты" и "Левый поворот" (с 1981 - "Социализм и будущее"), основанного в декабре 1977 г., планировавшего создание Федерации демократических сил социалистической ориентации (ФДССИ) и разгромленного КГБ в 1981 г. (лидеры - Павел Кудюкин, Борис Кагарлицкий, Андрей Фадин). Идеология этой группы (известной в литературе под условным наименованием "молодые социалисты") состояла из сплава идей еврокоммунизма, левой социал-демократии и идей "новых левых". Уже в 1986 г. Б.Кагарлицкий был одним из создателей Клуба социальных инициатив (КСИ) - структуры, под прикрытием которой расцвела деятельность будущих леворадикалов (анархистов). Вместе с лидерами анархо-синдикалистов Андреем Исаевым и Александром Шубиным в августе 1987 г. Б.Кагарлицкий основывает Федерацию социалистических общественных клубов (ФСОК), структуры которой позволили анархо-синдикалистам создать в 1988 г. "Альянс социалистов-федералистов" (АСФ), преобразованный в 1989 г. в Конфедерацию анархо-синдикалистов (КАС) - крупнейшую леворадикальную организацию того времени. В июне 1990 г. Б.Кагарлицкий стал одним из создателей и фактических лидеров Социалистической партии, соединявшей в своих программных установках идеи еврокоммунизма, левой социал-демократии и "новых левых". В 1992 г. Б.Кагарлицкий с тем же идеологическим багажом стал одним из основателей и руководителей Партии Труда, в руководстве которой встретился, в частности, с анархо-синдикалистами А.Исаевым и А.Шершуковым. Показательно, что выпускавшийся с 1987 г. Б.Кагарлицким совместно с Александром Гришиным журнал "Свидетель" с 3-го номера стал носить название "Левый поворот" - как подпольный журнал "молодых социалистов". Участие Б.Кагарлицкого в структурах ФСОК создавало определенную ауру преемственности доперестроечного и перестроечного "левого сопротивления" советскому режиму.
В то же время другие "молодые социалисты" - Павел Кудюкин, Владимир Чернецкий и Юлий Хавкин - стояли у истоков социал-демократического движения в начальный период перестройки, когда все неформалы тяготели друг к другу, и особенно - те из них, кого можно было считать "некоммунистическими левыми" (социал-демократы, социалисты, "новые левые", анархисты). Наконец, причастный к делу "молодых социалистов" Владимир Замойский стал видным деятелем "зеленого" движения, также традиционно блокирующегося в СССР/России с леворадикалами.
В 1980 г. в Москве группой школьников во главе с Алексеем Василивецким, Дмитрием Чегодаевым (в будущем - известным активистом демократического движения эпохи перестройки), Николаем Кузнецовым и Владимиром Гуляевым (в будущем - активистом Русского Национального Единства) был создан подпольный необольшевистский кружок. Держась в русле чистого ленинизма и оценивая (опираясь на тексты В.И.Ленина) существующий в СССР строй как "государственный капитализм", кружок ставил своей целью создание новой большевистской партии и совершение социалистической революции. В 1982 г. поступивший в Московский государственный педагогический институт им.В.И.Ленина (МГПИ) А.Василивецкий вовлек в кружок будущего лидера КАС А.Исаева, а в 1984 г. - будущего издателя журнала КАС "Община" Владимира Губарева. Организация разрасталась (в 1983-1984 гг. А.Исаев и В.Гуляев, проходя службу в рядах Советской Армии, каждый создал в своих частях по дочерней подпольной ячейке), и в 1985 г. было принято решение назвать группу Организационный комитет Всесоюзной революционной марксистской партии (ОК ВРМП). Был разработан Устав и другие программные документы, ОК ВРМП издавал собственный орган - журнал "Буревестник" (выходил в 1 экземпляре, после прочтения уничтожался, впрочем, в личном архиве В.Губарева сохранился один номер). Лидерами ОК ВРМП были А.Василивецкий, А.Исаев и Н.Кузнецов (руководил отделением ОК ВРМП в г.Долгопрудном Московской обл.).
Осенью 1986 г. ОК ВРМП легализовался как Студенческий дискуссионный клуб МГПИ, а в декабре 1986 г. Студенческий дискуссионный клуб породил "Инициативную группу за перестройку комсомола" (возникшую в рамках инициированной на биофаке МГУ легальной кампании за "демократизацию ВЛКСМ"). Лидером "Инициативной группы" наряду с А.Исаевым стал будущий лидер и теоретик КАС Александр Шубин.
В мае 1987 г. эти структуры преобразовались в Историко-политический клуб "Община" - неформальную легальную организацию периода перестройки, уже не скрывавшую своей левацкой ориентации. В августе 1988 г. "Община" была преобразована в АСФ, который в сентябре 1988 г. был переименован в Союз независимых социалистов (СНС), а в январе 1989 г. - в КАС. КАС стала крупнейшей и известнейшей организацией леворадикалов периода перестройки.
В 1978 г. в Москве в подполье старшеклассниками была создана организация "Отряд имени Че Гевары" (лидеры - Леонид Наумов, Евгений Маркелов, Евгений Васильев). "Отряд" ориентировался на идеи "революционного марксизма" в духе Ф.Кастро, Э.Че Гевары и Р.Дебре, а также на идеи французских и американских "новых левых". В том же 1978 г. "Отряд" внедрился в легальное неформальное педагогическое коммунарское движение, большинство членов отряда поступили затем в МГПИ, где организация численно выросла. "Отряд им. Че Гевары" представляет собой редкий случай нераскрытой подпольной левацкой группы - в основном потому, что "Отряд" не вел активной антиправительственной работы, а задачи устной агитации и численного роста удавалось решать в рамках легальной структуры - коммунарского движения. В 1986 г. "Отряд им. Че Гевары" был преобразован в неформальную педагогическо-интернационалистскую группу "Лесной народ" (лидеры - Л.Наумов, Е.Маркелов, Ольга Хрипякова), ориентированную идеологически на взгляды "новых левых" ("Лесной народ" - название британской группы "новых левых"). В 1987 г. "Лесной народ" вошел во ФСОК, а в 1989 г. большинство лидеров и активистов "Лесного народа" в индивидуальном порядке вступили в КАС.
В 1983 г. в Перми возникла подпольная "Группа продленного дня" (ГПД) во главе с Борисом Ихловым. Несколько странное название группы было взято из темы работы В.И.Ленина "Очередные задачи Советской власти": социализм - это когда каждый после отработанного 6-часового урока начинает заниматься государственной деятельностью. В 1985 г. группа создала филиал в Москве (на физическом факультете МГУ), а в 1986 г. преобразовалась в Союз Коммунистов. В 1988 г. группа попала в "разработку" КГБ, после чего вышла из подполья и стала предшественником антисталинистского "пролетаристского" Общественно-политического объединения "Рабочий" (ОПОР). Идеология ГПД - Союза Коммунистов представляла собой соединение классического марксизма с отдельными положениями троцкизма и анархо-синдикализма. Лидер и теоретик ГПД Б.Ихлов в настоящий момент является лидером и теоретиком ОПОР.
Прослеживается связь между левыми группами 70-х - 80х гг., чья деятельность не являлась подпольной, но вызвала к себе интерес и последующие санкции КГБ, и леворадикалами 80-х - 90-х гг. Так, в 1983-1984 гг. в Иркутском государственном университете им.А.А.Жданова группа студентов (называвших себя "новыми коммунистами") во главе с Игорем Подшиваловым, Игорем Переваловым и Михаилом Дроновым выпускала альманах "Свеча". Издание этого альманаха было признано "идеологически вредным" (в альманахе были опубликованы статьи И.Подшивалова, пропагандирующие анархизм), И.Подшивалов был отчислен из университета. Впрочем, еще в 1980-1982 гг. И.Подшивалов выпустил 9 номеров рукописного альманаха "Архивариус", на страницах которого рекламировал идеи анархизма, а в 1982 г. создал анархистский кружок из 4 человек, называвшийся "Федерацией иркутских анархистов-коммунистов". Кружок сам собой развалился вскоре после создания. Уже в 1988 г. И.Подшивалов и другие бывшие участники альманаха "Свеча" основали в Иркутске Социалистический клуб и возобновили издание "Свечи" (с N 2 - журнал Социалистического клуба). Социалистический клуб стал одним из предшественников КАС, а И.Подшивалов - одним из видных лидеров КАС в Сибири.
В 1984 г. в Москве была создана "Интербригада имени Эрнесто Че Гевары" (не путать с "Отрядом им.Че Гевары"!). "Бригада" была создана легально по типу существовавших официально интерклубов (вроде действовавшего при Московском городском Дворце пионеров Интерклуба "Эпоха", участники которого впоследствии (в 1986 г.) создали неформальную левую группу "Юные коммунары-интернационалисты" (ЮКИ) во главе с Андреем Бабушкиным, вошедшую в 1987 г. во ФСОК) группой советских студентов и школьников и несколькими латиноамериканскими студентами левых убеждений, учившимися в СССР. "Бригада" откровенно ориентировалась на идеи "новых левых" и "революционного марксизма" в духе Э.Че Гевары и других теоретиков партизанской борьбы и поддерживала контакты с партизанскими движениями в странах Латинской Америки - с Сандинистским фронтом национального освобождения (СФНО) в Никарагуа, Фронтом национального освобождения им. Фарабундо Марти (ФНОФМ) в Сальвадоре, Патриотическим фронтом им.Мануэля Родригеса в Чили, Левым революционным движением (МИР) в Перу, Национальным революционным единством Гватемалы. Показательно, что минимум один член "Бригады им.Э.Че Гевары" стал впоследствии партизаном "Сендеро Луминосо" и минимум еще один - партизаном Революционного движения им.Тупак Амару (МРТА) в Перу.
Власти относились к деятельности "Бригады" с подозрением, активистов "Бригады" вызывали в КГБ для "бесед", "Бригаду" трижды лишали помещения, МГК ВЛКСМ пытался несколько раз ликвидировать "Бригаду". Лидерами "Бригады" были Наталья Селиванова (1954-1990), Галина Зайцева, Альберто Бенхамин де Пас (Перу) и Николай Муравин (1966-1996). В 1987 г. "Бригада" вошла во ФСОК, а в 1989 г. большинство активистов "Бригады" вошло в КАС, причем Н.Муравин занял видное место в Московской организации КАС.
В конце 70-х - начале 80-х гг. в целом в молодежной среде, например Москвы, сложился своеобразный полуподпольный мир, напоминавший времена, предшествовавшие появлению народнических организаций в России в XIX в. В этом полуподпольном мире причудливо переплетались различные группы, движения и течения (от вполне легальных до подпольных) и, по сути, культивировались идеи революционного романтизма и левого радикализма. Центрами притяжения в этом мире были коммунарское движение, с одной стороны, и Система (сообщество хиппи) - с другой.
Коммунарское движение было удивительным феноменом общественной жизни СССР периода "оттепели". Это неформальное педагогическое движение, основанное на экспериментальных методиках, выработанных в 1957 г. доцентом Ленинградского института педагогики и психологии им.А.И.Герцена Игорем Ивановым и внедренных в практику первоначально в Ленинграде Фаиной Шапиро, в 60-е гг. распространилось почти на всю страну (крупнейшими центрами коммунарского движения были Москва, Ленинград, Челябинск, Свердловск, Тула, Воронеж, Харьков, Киев, Донецк, Одесса, Минск, Петрозаводск), воспитало несколько поколений педагогов-энтузиастов и охватывало во времена расцвета (середина 60-х гг.) десятки тысяч школьников и подростков. Пропагандистом комунарских идей был известный писатель и педагог Симон Соловейчик (1930-1996). В методическом плане коммунарское движение совмещало элементы движения скаутов, педагогики творчества, групповой психотерапии и развивающей игры. В идеологическом плане коммунарское движение совмещало идеи "раннего Маркса" с идеями романтического революционаризма и экзистенциалистского гуманизма. До 1969 г. власти смотрели на коммунарское движение сквозь пальцы (а зачастую благосклонно), в 1969 г. Советская власть осознала, наконец, что коммунарское движение превращается в опасного идеологического и практического конкурента ВЛКСМ - и последовал прямой запрет коммунарского движения. После 1969 г. коммунарское движение существовало полулегально - в виде самодеятельных педагогических образований, поддерживавших между собой активные горизонтальные связи. Коммунистическая ориентация спасла движение от прямых и жестких репрессий властей.
В младшем поколении коммунарского движения в марте 1977 г. сложилась неофициальная структура, негласно претендовавшая на идеологическое руководство движением - "Комбриг" (Ольга Мариничева, Валерий Хилтунен, Александр Морозов, Александр Фурман и др.), который через "Комсомольскую правду" (в статьях О.Мариничевой, В.Хилтунена, А.Морозова и отчасти С.Соловейчика) пропагандировал идеи романтического революционаризма. "Комбриг" рассматривал себя как коммунистический левооппозиционный центр, революционизирующий молодежную среду. В кругах "Комбрига" в 1978-1979 гг. Андреем Совельевым была разработана даже доктрина "коммунарской революции". Период максимального влияния "Комбрига" приходится на рубеж 70-х - 80-х гг.
Одновременно сложилось несколько похожих кружков среди хиппи. Хиппи (Система) и без того были порождением "молодежной революции" 60-х гг. и сами это понимали и воспринимали себя как часть контркультуры, но и внутри Системы сложилось несколько групп, лидеры которых активно и целенаправленно пропагандировали леворадикальные идеи (в основном - "новых левых", реже - анархистские) и распространяли соответствующую литературу. В первую очередь, это был кружок, объединившийся вокруг Александра Подберезского ("Сталкера") (1959-1993), автора известных манифестов хиппи ("Манифест Сталкера", "Манифест Сталкера, Генерала и Воробья"), установившего, в частности, контакты с журналом "Поиски", с одной стороны, и с коммунарским движением - с другой. Во времена перестройки А.Подберезский выступил в печати как активный пропагандист идей, основанных на синтезе анархизма, радикального экологизма, взглядов "новых левых" и концепций контркультуры. Еще одна такая группа сформировалась вокруг Бориса Фрумкина ("Фроси") и еще одна - вокруг Александра Рубченко ("Рулевого"), ставшего впоследствии активистом диссидентской Группы за установление доверия между Востоком и Западом (группы "Доверие") и играющего в настоящее время заметную роль в леворадикальных кругах Нью-Йорка.
В той же среде активно функционировала группа, называвшая себя Клуб "Антарес", которая была создана в 1975 г. школьниками Ильей Смирновым и Григорием Лойферманом. "Антарес" считал себя, видимо, подпольной революционной организацией, но действия его носили демонстративно вызывающий характер (вплоть до официальных предложений МГК ВЛКСМ о проведении факельных шествий) и очень рано приобрели окраску контркультурных художественных акций (в "Антаресе" вскоре образовалось чисто художественное крыло - группа "Мухоморы" во главе с Константином Звездочетовым и Сергеем Мироненко). Члены "Антареса" восторженно относились к Э.Че Геваре, "Красным бригадам" и "Роте Армее Фракцион" (РАФ). В 1977 г. "Антарес" установил тесные контакты с "Комбригом" и вообще в коммунарским движением, а также с хиппи, в 1978 г. И.Смирнов завязал контакты с кругами религиозной оппозиции (Александр Огородников и др.) и - через довольно загадочную фигуру левого полуподполья конца 70-х Бориса Исайко (бывшего члена ЦК ЛКСМ Молдавии, пытавшегося объединить все подпольные и полуподпольные группы в единую антиправительственную организацию) - с о.Дмитрием Дудко. Впрочем, в 1978-1979 гг. деятельность "Антареса" сошла на нет. Это было связано с тем, что И.Смирнов летом 1978 г. в узком кругу (члены "Комбрига" А.Морозов, А.Фурман, руководитель подросткового клуба в Обнинске Сергей Шапошник, Б.Исайко и Валентин Юмашев - в настоящее время глава Администрации Президента Российской Федерации) зачитал свой труд, посвященный сравнительному анализу стилей В.И.Ленина и Л.И.Брежнева. Вскоре этот текст был конфискован КГБ у задержанного на улице Б.Исайко, И.Смирнов был вызван в КГБ, где ему угрожали помещением в спецпсихбольницу. И.Смирнов свернул деятельность "Антареса" (во всяком случае, внешне фиксируемую), но впоследствии стал известен как видная фигура в контркультурных кругах - соиздатель журналов "Ухо" и "УР Лайт". В том же 1978 г. в коммунарское движение внедрился, не раскрывая себя, "Отряд им.Че Гевары", установивший также отношения с "Антаресом".
Параллельно в конце 70-х гг. вышедшие из спецпсихбольниц лидеры НКПСС (А.Тарасов и И.Духанов) совместно с не провалившимися лидерами НКПСС (Н.Магнат, О.Бараш), не раскрывая себя, активно устанавливали контакты в той же среде и вербовали новых членов (решение о прекращении деятельности НКПСС было принято лишь в январе 1985 г.). Так, член НКПСС Сергей Трубкин внедрился в коммунарское движение, завязал тесные контакты с "Комбригом" и "Антаресом" и даже "раскрыл" "Отряд им.Че Гевары". Он же установил тесный контакт с А.Подберезским ("Сталкером"). В.Минорский внедрил в "Антарес" (в группу К.Звездочетова) своего агента - нераскрытого КГБ члена НКПСС. НКПСС установил контакты с Б.Фрумкиным и его кружком, а также с А.Стасевичем, членом ленинградского Союза революционных коммунаров (СРК). На контакты с НКПСС самостоятельно выходили Б.Исайко и Р.Сафронов (от лица "Молодежи за коммунизм").
Общая замкнутость подпольных и полуподпольных леворадикалов начал 80-х гг. на педагогическом коммунарском движении сделала неизбежным превращение педагогических институтов (МГПИ им.В.И.Ленина в Москве, ЛГПИ им.А.И.Герцена в Ленинграде и т.д.) в центры зарождения леворадикального движения в период перестройки. В педвузах учились активисты группы "Молодежь за коммунизм", костяк будущей Анархо-синдикалистской свободной ассоциации (АССА), лидеры будущего "Союза максималистов", И.Борисенкова-Орлова - лидер Кировской группы НКПСС, Галина Тюкавкина - лидер Днепропетровской группы НКПСС и др. В МГПИ училось большинство членов "Отряда им.Че Гевары", большинство членов ОК ВРМП, переросшего затем в "Общину" и КАС, лидер "Антареса" И.Смирнов, многие лидеры и активисты НКПСС (Н.Магнат, О.Бараш, А.Тарасов, С.Трубкин и др.).
Аналогичную московской картину формирования в конце 70-х - начале 80-х гг. достаточно широкого полуподпольного мира, который повлиял на возникновение леворадикального движения в эпоху перестройки, можно проследить и на примерах, как минимум, Ленинграда, Челябинска и Свердловска (не делается из соображений экономии места).

Александр ТАРАСОВ

От JesCid
К Vader (20.01.2006 00:47:28)
Дата 24.01.2006 18:52:33

Далеко пошёл... :)

>Иногда это происходило не путем прямого перехода одного явления в другое, а посредством сложных превращений. Широко известно дело кружка, издававшего журналы "Варианты" и "Левый поворот" (с 1981 - "Социализм и будущее"), основанного в декабре 1977 г., планировавшего создание Федерации демократических сил социалистической ориентации (ФДССИ) и разгромленного КГБ в 1981 г. (лидеры - Павел Кудюкин, Борис Кагарлицкий, Андрей Фадин)...

http://www.iprog.ru/staff/

Хорош лидер леворадикалов :)
Так и представляю себе 100 лет тому... пламенного большевика, подвизающегося в царском ведомстве трактователем "современных течений среди молодёжи" :D

От Vader
К JesCid (24.01.2006 18:52:33)
Дата 25.01.2006 23:10:13

Re: Далеко пошёл......

>
http://www.iprog.ru/staff/

>Хорош лидер леворадикалов :)
>Так и представляю себе 100 лет тому... пламенного большевика, подвизающегося в царском ведомстве трактователем "современных течений среди молодёжи" :D

Ух-ты, интересно: Кагарлицкий, Делягин, Пономарев, Баранов, Джемаль...

От Vader
К Vader (20.01.2006 00:47:28)
Дата 20.01.2006 00:48:56

Отношение

Выссказываю, конечно, сугубо свое имхо.

Мне кажется от всех этих положительно (подчеркиваю) бесплодных анархо-троцко-хиппи-евро-коммунистов, ретроспективно надувающих щеки собственной значимости, просто откровенно пованивает отработанной антисоветчиной, манией величия и, часто, шизофренией ("ОК ВРМП издавал собственный орган - журнал "Буревестник" выходил в 1 экземпляре, после прочтения уничтожался..."). Ну вот, господа, кровавый Совок рухнул, лучше стало? Что вы теперь можете предложить? Да, вообще, где вы? Ау?!

А ведь боролись-то не против практики не соответствующей идеологии, а против самой идеологии. Потом подались кто в анархисты, кто в демократы, кто в РНЕ. Экзотико-революционные романтики, ядрена вошь...

От Пуденко Сергей
К Vader (20.01.2006 00:48:56)
Дата 20.01.2006 12:50:09

как же как же.

лихая и надменная поза. Чего вас так разбирает-то. "Все и всё -гуано".
Предъявляте НЕгуано. Свое , чи тогдашнее.

Вы тогда не жили, многие уже забыли, КАК относились "по итогам" к
"идеям социализма" особенно мозговики. Да и работяги уже тоже. Про
_реальных_протвиников (см. "праволавного публикициста" какого-нить
Дудко) не говорю уже. Порете поэтому "все они (т.е.левые) боролись
против идеологии". КАкой еще идеологии?

Вот срез "мнений" типичный тогдашний
------begin----
Корреспондент французского журнала <Альтернативы>
осенью 1980 года собрал мнения представителей различных социальных слоев
советского общества о советском диссенте,задавая им, в частности,
вопрос:

- Что значит быть социалистом сегодня в Советском Союзе?

Ответы были таковы: рабочий (грузчик), 32 года:

- Настоящий социалист - понятие из кино. В жизни не встречал.

Бывший рабочий, люмпен, 33 года:

- С этим понятием не сталкивался.

Студентка технического института, 19 лет:

- Не знаю.

Журналист, 35 лет:

- Социалист - понятие весьма растяжимое и совершенно абстрактное, из
области идеального, как и многие другие понятия типа <социализм>
(особенно - с человеческим лицом: почему-то более, чем 60-летняя история
страны, в которой победила идеология марксизма и коммунисты пришли к
власти, ничему не научила поклонников этих внежизненных схем).

Православный публицист, 31 год:

- За 60 лет советской власти слово <социализм> настолько
дискредитировано, что вызывает, как правило, только отрицательные
эмоции. [42]

------cut-----

Vader сообщил в новостях следующее:1201@vstrecha...
> Выссказываю, конечно, сугубо свое имхо.
>
> Мне кажется от всех этих положительно (подчеркиваю) бесплодных
анархо-троцко-хиппи-евро-коммунистов, ретроспективно надувающих щеки
собственной значимости, просто откровенно пованивает отработанной
антисоветчиной, манией величия и, часто, >
> А ведь боролись-то не против практики не соответствующей идеологии, а
против самой идеологии. Потом подались кто в анархисты, кто в демократы,
кто в РНЕ. Экзотико-революционные романтики, ядрена вошь...



От Vader
К Пуденко Сергей (20.01.2006 12:50:09)
Дата 21.01.2006 17:06:37

надменная поза - 2

В сказанном присутствует противоречие:
а) имели место быть истинно-социалистические борцы с режимом;
б) публика - "мозговики" (?) и работяги - относились к "идеям социализма" негативно или безразлично.
Если масса так относилась к "идеям социализма", чего тогда вообще хотели эти маргинальные революционеры? Какова была их база? Ответ ясен: за неимением внутренней социальной базы, объективно, база их, пусть и имплицитно, была "за бугром" (и идеология их, сплошь и рядом импортная солянка, оттуда же, имхо, растет). Кто-надо (запад, бонзы) юзал их в своем наборе не хуже прочих - хиппи, анархо, евро - какая разница какой песок кидать в движущийся механизм.

Элитарно-приключенческие фантазии этих групп были чужды марксизму (коммунизму), который (так случилось исторически) был признан государственной идеологией, который мешал нарождающейся буржуазии и с которым (в разномастных рядах прочих "последних романтиков") указанные группки и боролись под чутким руководством буржуазии и ее эмбрионов (как это... ведущая роль).

Элитарная идеология проявлялась в те года в маргинальности и чудачестве (сейчас принято мифологизировать былой нешутошный конспирасьон и файт ван ту ван в стиле "я версус КейДжиБи" - Тарасова невозможно читать без скупой слезы). И сейчас, когда весь этот песок стал ненужен и его брезгливо смахнули на пол с лацканов, сущность этой элитарщины проявляется особенно остро. Где вы гении конспирации? Где вы несгибаемые борцы с режимом? Вся принципиальность, решимость и несгибаемость ушла в сидение на форумах, ротацию статей из масс-медиа и непременно-трескучую фразу (часто на все ту же тему "как мы боролись с СССР" - привет, Тарасов), при этом еще делается вид, что именно это и есть "реальная работа".

Возможно я уже бросал этот кусочек в качестве иллюстрации, но уж больно хорошь. Автор, к сожалению, неизвестен.

---
Сцена из жизни.
Пикет, зима, холодно. Стоит Сальников продает газету "Самая правильная марксистская мировая революция без сталинистских извращений, бюрократии и госкапа". Подходит рабочий.

Р а б о ч и й: Да, социализм надо вернуть.
С а л ь н и к о в: А это был не социализм!
Р а б о ч и й: Ну, вернуть то что было...
С а л ь н и к о в: Да вы!... Как можно... Вы же рабочий... Сталинские мифы... Совокупный капиталист...

Рабочий, который уже было хотел купить газету, прячет назад деньги и уходит.

С а л ь н и к о в (сам с собой): Да, пока нам в массах агитировать рано. Это все от отсутствия наличных сил. Когда их мало, они направляются на сохранение дейтвительно коммунистического характера организации, как организации на позициях научного коммунизма. Пока они все уходят на газету, брошюры и т.д. И то с трудом справляемся. Вырастем численно, расширим и формы...

Занавес.
---

***

Говоря о собственном прошлом житейском опыте, желательно говорить "я", а не подразумевать "мы". Субъективное восприятие каждого отдельного человека охватывает каплю в 250-ти милионном населении, но возникает соблазн растянуть эту субъективную каплю на целое: "все тогда жили в страхе" (следует говорить: "я [по каким-то причинам] жил в страхе"), "все воровали" (следует говорить: "я воровал"), "к соц. идеям относились негативно" ("я и мое окружение к соц. идеям относились негативно").

Периферийные капли (пусть, чуть более позднего времени) могут быть совсем не похожи на Вашу московскую. А господина журналиста из французского журнальчика 80-х годов, позвольте, я принимать всерьез не буду.

***

Про "гуано".
Поут, требовать Негуано взамен Гуано несправедливо (неэквивалентный обмен). В обмен на Гуано можно получить только Гуано. Этого сколько угодно и всегда пожалуйста (производство почти конвейерное).

Для того, чтобы вышло Негуано, одних догадок, домыслов и стереотипов, имхо, мало. Это уже не развлечение и баловство, а труд, что само по себе уже редкость. Нужно работать со статистикой (недешевой, между прочим), перелопатить гору источников, построить модели и поверить их реальностью. Долго и трудно. И когда о результат всякий прохожий критик сломает зубы, вот тогда, имхо, и можно будет сказать: "Это - не гуано".

Мечта...

P.S. Из читанного статьями и урывками серьезными дядьками (тогда и сейчас) показались Ильенков, Вазюлин, Афанасьев, (возможно) Семенов, (возможно) Бузгалин - (сужу, разумеется, поверхностно и, часто, фрагментарно).

От Пуденко Сергей
К Vader (21.01.2006 17:06:37)
Дата 22.01.2006 09:41:12

Re: надменная поза...


Vader сообщил в новостях следующее:1221@vstrecha...
> ---
>
> ***
>
> Говоря о собственном прошлом житейском опыте, желательно говорить "я",
а не подразумевать "мы". Субъективное восприятие каждого отдельного
человека охватывает каплю в 250-ти милионном населении, но возникает
соблазн растянуть эту субъективную каплю на целое: "все тогда жили в
страхе" (следует говорить: "я [по каким-то причинам] жил в страхе"),
"все воровали" (следует говорить: "я воровал"), "к соц. идеям относились
негативно" ("я и мое окружение к соц. идеям относились негативно").
>
чего это ябуду скромничать. Нас было довольно много, какой-то тарасов и
ко - ваша находка, не знал и никакого отеошения ко мне и моим знакомым
не имеет. А для вас это единственный источник в черной дыре

> Периферийные капли (пусть, чуть более позднего времени) могут быть
совсем не похожи на Вашу московскую. А господина журналиста из
французского журнальчика 80-х годов, позвольте, я принимать всерьез не
буду.
>
> ***
>
хлопать по плечу вы будете сверстников и учить - своих детей. Для Вас
сзади пустая черная метафичисекая дыра, а для нас -наша жизнь, с многими
траблами и ошибками, но есть что вспомнить

будет через 30 лет что предъявить - приходите и прелъявляйте


> Про "гуано".

все это дальше - бред , и комментировать его не буду. Мои
друзья,товарищи и знакомые по ТМЭФП и ильенковскому семинару ( с
972) - давно состоявшиеся , заслуженные люди с множеством дел, в том
числе поднятых горбом и кровавыми мозолями,часто с трагедиями в семьях .
Не с одной трагедией, а с многими

www.tmefp.org

> Для того, чтобы вышло Негуано, одних догадок, домыслов и стереотипов,
имхо, мало. Это уже не развлечение и баловство, а труд, что само по себе
уже редкость. Нужно работать со статистикой (недешевой, между прочим),
перелопатить гору источников, построить модели и поверить их
реальностью. Долго и трудно. И когда о результат всякий прохожий критик
сломает зубы, вот тогда, имхо, и можно будет сказать: "Это - не гуано".
>
кому вы все это вещаете?в какое прострнство,кем населенное? вашими
призраками из метафизической тьмы?

Ильенков нас вырастил, Кузнецов сидел как и миногие не будучи никаким
борцом с режимом, его хороший знакомый Афанасьев - знавал его - он
совсем не то что Вы думаете, и к огульному поливанию других (всех
подряд , каких-то борцов то с идеологией то с режимом - ничего толком
не зная) все это не имеет никакого отношения.
> P.S. Из читанного статьями и урывками серьезными дядьками (тогда и
сейчас) показались Ильенков, Вазюлин, Афанасьев, (возможно) Семенов,
(возможно) Бузгалин - (сужу, разумеется, поверхностно и, часто,
фрагментарно).

впереди еще долгий путь



От Vader
К Пуденко Сергей (22.01.2006 09:41:12)
Дата 23.01.2006 01:06:32

надменная поза - 3

>чего это ябуду скромничать.

Поправлюсь: не "желательно говорить", а "следует понимать".

>Нас было довольно много, какой-то тарасов и ко - ваша находка, не знал и никакого отеошения ко мне и моим знакомым не имеет. А для вас это единственный источник в черной дыре

Вас было много, но это все равно капля.
Тарасова взял с главной страницы сайта посвященного Кагарлицкому.
Не единственный, источников множество.

>хлопать по плечу вы будете сверстников и учить - своих детей.

Я ни на чье плечо не посягаю.

>Для Вас сзади пустая черная метафичисекая дыра, а для нас -наша жизнь, с многими траблами и ошибками, но есть что вспомнить

В подавляющем большинстве случаев невозможно делать суждения и обобщения только на основе личного опыта. Если человека ограничить тем, что он видел непосредственно, то мало какая деятельность останется возможной (тем более, что и увидеть многое просто нельзя). Множественность источников позволяет оценивать их достоверность и делать обобщения (может быть и неверные).

Явление аффекта, связанное с личным жизненным опытом, может сделать восприятие остальных источников невозможным или однообразным. Следы пережитых аффективных состояний способны актуализироваться под влиянием раздражителей, ассоциативно связанных с той обстановкой, которая вызвала аффект.

Иной скажет, что нельзя судить о событиях на Украине, если ты там не был. А иной там был, получил на вокзале древком по голове, и это событие из его жизни, затмевает в его сознании навсегда все прочие. Или:
Колбасный интеллигент скажет, что он жил в аду. Кто-либо напишет по этому поводу статью и сделает вывод, что "мы жили на разных планетах". Нет, не на разных, просто мир так преломляется по разному через субъективные капли.

>будет через 30 лет что предъявить - приходите и прелъявляйте

А почему не через 50?

>все это дальше - бред , и комментировать его не буду. Мои друзья,товарищи и знакомые по ТМЭФП и ильенковскому семинару ( с 972) - давно состоявшиеся , заслуженные люди с множеством дел, в том числе поднятых горбом и кровавыми мозолями,часто с трагедиями в семьях . Не с одной трагедией, а с многими

>кому вы все это вещаете?в какое прострнство,кем населенное? вашими
призраками из метафизической тьмы?

Вы просили мое Негуано, я Вам объяснил, что его у меня пока нет (и почему). При чем тут бред, Ваши товарищи и их заслуги?

>Ильенков нас вырастил, Кузнецов сидел как и миногие не будучи никаким борцом с режимом, его хороший знакомый Афанасьев - знавал его - он совсем не то что Вы думаете, и к огульному поливанию других (всех подряд , каких-то борцов то с идеологией то с режимом - ничего толком не зная) все это не имеет никакого отношения.

Меня интересует то, что написано/сделано Афанасьевыми, а не персона Афанасьева (они не поэты и не иконы).
Что же касается до преемственности, то она может быть разной. Бывает и так, как в фильме "Тот самый Мюнхгаузен" (смотрели?). А бывает и по другому. Критерий: практика.

>впереди еще долгий путь

несомненно.