От Пуденко Сергей
К Кактус
Дата 25.09.2015 08:14:44
Рубрики В стране и мире;

Re: греки как...

>>У меня предложение попытаться немного разобраться вглубь с несколькими темами по Греции на греческом же материале (прежде всего). как на исходнике
>>1) С демократией, от древней (полисной) до своременной
>

>Начнем с того что считаем началом — с греческой демократии.

>Демократическое устройство общества было введено в Афинах сверху царем Солоном по предложению представителя торговой олигархии Клисфена. Источник демократии — царь, а не народ. Когда царь понял куда завели реформы, он сразу помер и дело заканчивал Клисфен. О том что Солон выступал с танка и в пьяном виде дирижировал военным оркестром историки не упоминают.
...
>1. Демократия

>Необходимость введения демократии была вызвана кризисом первобытного родового общества и переходом к полисному рабовладельческому обществу. Никаких идеалов, только бабки.

>Старейшие роды Афин были крупными землевладельцами и обращали в рабство за долги своих безземельных соотечественников. Их правление угрожало социальным взрывом и сносом царя. Попытки властей предотвратить взрыв они блокировали. Торговая олигархия которая разбогатела на морской торговле иностранными рабами была заинтересована в продвижении своего товара и уменьшении политического веса земельной аристократии. Она требовала запретить обращение в рабство греков, потому что незачем пользоваться товаром местного производства когда мы предлагаем импортный товар получше. Не хотели, мерзавцы, поддерживать отечественного производителя. Другое требование — допустить к управлению государством народ т.е. себя. Речь шла не о народовластии, а о передаче власти от неэффективных рабовладельцев к эффективным рабовладельцам.
>Демократия Солона — механизм формирования новой аристократии взамен старой.
я тоже люблю Воннегута и красивые древние байки

Есть еще история как наука и в ней разделы. вернадский. например, утверждал, что необходимо каждый раз заново обращаться к истории(науки) в новых условиях, потому что в ней внезапно начинаешь видеть то, что раньше пропускал ( я в последней презентации это взял эпиграом). Причем это касается не лично меня, а всех, все не видели. Такой вот феномен истории (чего-то)
Но некоторым мерзавцам недобитым идеалистами советским ученым удалось наработать кой-чего, что в других случаях не наработали. Типичным примером являются поздние советские книжки вроде той про Культ императора в Японии, который мы обсуждали

Ничего подобного такой раюоте мне больше не попадалось.
Дальше начинается слитный вой всех вместе, что "япония прирожденно императорская форма правления банзай кишки вон" и пр др

Поэтому я предлагаю кроме баек(они нужны)почитать историков. Не Аристотелей, гомеров и философов,не филологов тем более (все античники сейчас филологи) а сначала - ЧТО ТАМ БЫЛО ТО на самом деле?
Это долго,возится с ИСТОЧНИКАМИ, приходится читать хрестоматии. "Анабасис" я не читал, например. А надо бы

Э. Д. ФРОЛОВ
РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО
ПОЛИСА
Издание второе 2003
публикуемая вторым изданием книга проф. Э.Д.Фролова —едва ли не единственное в отечественном антиковедении обобщающее исследование, по­священное ключевой проблеме античной истории — рождению полиса, т.е. формированию того типа социально-политической организации, который
стал определяющим для классической древности, для древнегреческого об­щества в такой же степени, как и для римского. Автор предлагает целостную реконструкцию процесса становления полиса

глава 1
ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ
И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)
слово «полис» стало обозначать и государство, поскольку в классической древности оно практически совпадало с городом и контролируемой им территорией, и даже —и это, с точки зрения существа античной цивилизации, самое главное — коллектив граждан, представляющий это государство и совпадающий с ним.
Представление о полисе как о суверенном коллективе граждан, как о гражданской общине, опирающейся на город и воплощающей в себе государство, эмпирически пролагало себе путь уже и в ранней греческой литературе. Так, уже на заре новой греческой цивилизации и, несомненно, в русле проложенного ею нового ценностного отношения к человеческой личности и гражданскому сообществу у лесбосского поэта Алкея находит отражение мысль о решающем значении в государстве не городских стен и башен, а ополчения сограждан


Позже, в собственно классическое время, в период расцвета полисного строя, мысль, что полис —это в первую очередь гражданский коллектив или совпадающее с ним гражданское ополчение, становится всеобщим убеждением. Мы находим ее у Софокла в трагедии «Эдип- царь» (429 г. до н.э.), в сцене пролога, в словах фиванского жреца

Еще отчетливее это представление выступает у Фукидида, когда он перелагает речь, с которой Никий
обращался к афинским воинам накануне вынужденного отступления от Сиракуз (413 г. до н. э.). Афинский полководец уверял, что если им удастся спастись, то, несмотря на все материальные потери, они суме­
ют восстановить могущество своего города: «Ведь город — это люди, а не стены и не корабли без людей "

Но самым, быть может, убедительным подтверждением распространенности такого взгляда было практическое, при случае, следование ему, как это видно на примере знаменитых Десяти тысяч — греческих наемников, участвовавших в попытке Кира Младшего свергнуть с престола персидского царя Артаксеркса II (401 г. до н.э.). В изображении Ксенофонта, очевидца и участника этих событий, оставившего великолепное их описание в специальном сочинении «Поход Кира» («Анабасис»), наемное греческое войско без труда, когда это понадобилось, конституировалось как полис sui generis. Оставшись послегибели Кира и предательского захвата персами греческих военачальников совершенно одни, в чужой стране, в окружении враждебных им войск и народов, наемники не растерялись и сумели сорганизоваться и пробиться именно потому, что они ощущали и вели себя как самодеятельный коллектив, вполне способный к самостоятельному существованию даже при отсутствии обычных материальных оснований — земли и города. Впрочем, этот кочующий полис в любой момент мог стать полисом оседлым, стоило только наемникам закрепиться в каком-либо облюбованном ими для поселения месте.Ксенофонт был во время обратного похода практически единоличным командующим,


вернемся к интересующему нас сюжету — к определению полиса как гражданской общины прежде всего. Несколько позже такое понимание полиса стало нормою и получило теоретическое обоснование.
Это случилось в позднеклассический период (IV в. до н. э.), когда мир греческих полисов стал клониться к упадку и наряду с обычной городской республикой все решительнее стали заявлять себя новые политические формы и единства—возродившиеся тирании, федеративные объединения и особенно территориальные державы с монархическим навершием, оттенявшие своим усложненным строением простые черты древних гражданских общин, создававшие таким образом необходимый фон и условия для выявления и определения существа традиционного полисного строя. Во всяком случае, не случайно, что именно тогда политической мыслью древних были предприняты наиболее результативные попытки в этом направлении. В особенности велик был вклад, сделанный Аристотелем, крупнейшим философом позднеклассической поры, чье творчество подвело итог более чем двухвековой работе греческой философской мысли. В Аристотеле полис нашел подлинного своего теоретика, который в «Политике» глубоко раскрыл историческую и социальную природу этой древней общественной организации




...

>Демократия существовала только в момент своего создания. Это переходный процесс, а не устойчивое состояние.

В. А. Ацюковский, Б. Л. Ермилов
Краткий политологический толковый словарь
Демократия
- (власть народа) - форма политической власти, основанная на признании народа в качестве ис-
точника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан
достаточно широким кругом прав и свобод.
В классовом обществе демократия как форма государства является выражением диктатуры
господствующего класса. Отличиями демократии от других форм государства являются: подчи-
нение меньшинства большинству, равноправие граждан, наличие широких политических и со-
циальных прав и свобод, выборность основных органов государственной власти, верховенство
закона и др. Буржуазная демократия характеризуется явным противоречием между деклари-
руемой "властью народа" и действительным господством эксплуататоров. Социалистическая 33
демократия это противоречие устраняет, однако она требует общественной дисциплины и соз-
нательной самодисциплины трудящихся.


Демократический централизм
- сочетание полновластия, самодеятельности и инициативы трудящихся, выборности их руково-
дящих органов и их подотчетности массам с централизацией - руководством из одного центра,
подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов общим
в борьбе за достижение поставленной цели

От Кактус
К Пуденко Сергей (25.09.2015 08:14:44)
Дата 25.09.2015 11:53:01

Re: греки как...

>я тоже люблю Воннегута и красивые древние байки

Сергей Павлович, просьба не воспринимать меня и мною написанное всерьез.

Спасибо за учебник Баранова. Дельная книжка даже как развлечение. Чего только народ не выдумает чтобы скрыть реальное состояние дел.

После чтения множества разнообразной литературы у меня сложилось мнение что читать нужно первоисточники и рассматривать их только как источник фактуры. Сделать примитивный марксистский анализ я в состоянии. Других верных методик нет. Усложнение анализа заводит в конспирологию. Конспирология порочна тем что преувеличивает роль личности в истории.

>Есть еще история как наука и в ней разделы. вернадский. например, утверждал, что необходимо каждый раз заново обращаться к истории(науки) в новых условиях, потому что в ней внезапно начинаешь видеть то, что раньше пропускал ( я в последней презентации это взял эпиграом). Причем это касается не лично меня, а всех, все не видели. Такой вот феномен истории (чего-то)

Я так и рассматриваю потому что лень учить все эти исторические школы. Точнее я их учил, но уже ничего не помню. Есть я сегодня, есть греки в прошлом и история греков мне интересна только как подпорка для понимания сегодняшнего дня.

> Но некоторым мерзавцам недобитым идеалистами советским ученым удалось наработать кой-чего, что в других случаях не наработали. Типичным примером являются поздние советские книжки вроде той про Культ императора в Японии, который мы обсуждали
>Ничего подобного такой раюоте мне больше не попадалось.
>Дальше начинается слитный вой всех вместе, что "япония прирожденно императорская форма правления банзай кишки вон" и пр др

Культ императора в Японии возник в период революции Мейдзи и оформлен был целиком под модернизацию страны. Диалектика материального и идеального тут лежит на поверхности. Переходный период. Форма старая, понятная для населения. Содержание новое, соответствующее становлению восходящего класса. Не заезжий политолог объяснил крестьянам с первобытным сознанием необходимость модернизации через святость императора. Они сами себе так объяснили. По другому не могли. Другого идеального инструмента не было. А официальная пропаганда это только транслировала.
Культ императора — базовый элемент мировоззрения крестьянина переселившегося в город и работающего на заводе. Нет у него в голове новых форм, а формы меняются медленно, болезненно. Поэтому он понимает коллектив как общину, бригаду как семью, императора как бога и т.п. Механизмы возникновения культа личности Сталина сходные.

>Поэтому я предлагаю кроме баек(они нужны)почитать историков. Не Аристотелей, гомеров и философов,не филологов тем более (все античники сейчас филологи) а сначала - ЧТО ТАМ БЫЛО ТО на самом деле?
>Это долго,возится с ИСТОЧНИКАМИ, приходится читать хрестоматии. "Анабасис" я не читал, например. А надо бы

Историков читал и читаю только как источник фактуры. Марксистских историков кроме Покровского не видел.

Анабазис — пример того как нужно воспринимать античную литературу и серьезную литературу вообще. Ксенофонт в Малой Азии изменил тактику пехоты с линейной на ударную. Это революция в военном деле, которую потом применили только римляне. Дядя был весьма не прост. Политик, военачальник, литератор. Его диалоги — пример политического лавирования между дальней целью и ближними задачами. При чтении Анабазиса я задавал себе вопрос — что автор тут написал и что он хотел сказать на самом деле. Хемингуэя с его теорией айсберга во времена Ксенофонта еще не было.

>вернемся к интересующему нас сюжету — к определению полиса как гражданской общины прежде всего. Несколько позже такое понимание полиса стало нормою и получило теоретическое обоснование.
>Это случилось в позднеклассический период (IV в. до н. э.), когда мир греческих полисов стал клониться к упадку и наряду с обычной городской республикой все решительнее стали заявлять себя новые политические формы и единства—возродившиеся тирании, федеративные объединения и особенно территориальные державы с монархическим навершием, оттенявшие своим усложненным строением простые черты древних гражданских общин, создававшие таким образом необходимый фон и условия для выявления и определения существа традиционного полисного строя. Во всяком случае, не случайно, что именно тогда политической мыслью древних были предприняты наиболее результативные попытки в этом направлении. В особенности велик был вклад, сделанный Аристотелем, крупнейшим философом позднеклассической поры, чье творчество подвело итог более чем двухвековой работе греческой философской мысли. В Аристотеле полис нашел подлинного своего теоретика, который в «Политике» глубоко раскрыл историческую и социальную природу этой древней общественной организации

Полисное сознание — идеальный конструкт периода перехода от первобытного родового строя к рабовладельческому. Когда становление рабовладельческого строя закончилось — полисное сознание улетучилось, стало не нужно.

«Граждане, римляне...» мы тут напали на чужеземцев, захватили их жен и детей и продали в рабство. Бабки поделили. Вам уже не осталось. Но теперь, когда чужеземцы придут чтобы нам накостылять, я призываю Вас помнить что мы с вами живем в одном городе, наши виллы видно из ваших лачуг и мы должны все как один сплотиться против варваров. Варвары — это чужеземцы. Хотя у них там грамота, архитектура, мозаики и астрономия, все равно они чурки потому что против нас.

Основа полисного сознания — солидарность цивилизованных против варваров. Это вынужденная солидарность осажденного города. При том что враждебность окружения вызвана действиями жителей самого города, но не всех, а самых предприимчивых. Это как солидарность белых бедняков американского Юга с плантаторами против чернокожих. Классовые противоречия скрываются за внешней угрозой, как правило искусственно созданной.

>>Демократия существовала только в момент своего создания. Это переходный процесс, а не устойчивое состояние.
>В. А. Ацюковский, Б. Л. Ермилов
>Краткий политологический толковый словарь
>Демократия

>Демократический централизм

Демократия в том виде как нам ее толкуют словари (передирая все из Монтескье) как власть всего народа действительно существовала только в период своего создания.

Первый признак — подчинение меньшинства большинству. Все буржуазные революции начались как народные, а заканчивались передачей власти восходящему классу — буржуазии.

Социалистическая демократия устраняет противоречие между бедными и богатыми, но вскрывает другие противоречия, не менее серьезные.

Демократию вообще можно оценивать только с точки зрения интересов общества. Способствовала античная демократия развитию рабовладельческого общества — значит была на своем месте и т.д.

Советская демократия наиболее полно соответствовала становлению индустриального общества в СССР и переходу к постиндустриальному коммунистическому обществу. Она впервые действовала в интересах не только узкой группы (полиса, сословия, класса, нации), а в интересах всего человечества, которое может выйти за пределы индустриального общества только через коммунизм.

Демократия в СССР на восходящей ветви развития (при Сталине) строилась как власть рабочего класса. При этом существовал ценз — полноценным рабочим считался не тот кто стоял за станком, а тот кто на практике разделял идеологию восходящего класса. Членство в партии давало право на полноценное гражданство — участие в формировании органов власти и решении наиболее важных вопросов, по которым проводились общепартийные дискуссии. Для остальных (крестьян в основном) существовала другая форма демократии — Советы. Решения партии были обязательны только для коммунистов. После принятия решения партией Советы принимали свои решения которые были руководством к действию. Через Советы осуществлялась обратная связь между партией (полноценными гражданами) и народом (остальными гражданами). Советы по крайней мере обладали правом вето в отношении партийных решений. Такая форма демократии учитывала интересы общества и не учитывала права граждан от чего плющит розовых либеральных марксистов. Она полностью соответствовала многоукладной структуре общества в котором сосуществовали первобытный, индустриальный (капиталистический и социалистический), а с 1943 года и элементы постиндустриального (коммунистического) укладов.

В СССР существовали демократические институты разных уровней — для восходящего класса и для уходящего. В буржуазных республиках такого не было и нет.

Показательны в этом смысле повторные выборы 1935 года. Местное партийное начальство так давило на беспартийных кандидатов что выборы формально состоялись, но прошли при рекордно низкой явке. В ЦК прошел разбор конфликта между Советами и партийными организациями. После чего были наказаны руководители партийных организаций и проведены повторные выборы. Наказали не руководителей Советов, которые отстаивали интересы населения, а партийных чиновников, которые боролись за единоличную власть на территориях. Партия не хотела превращать Советы в декоративный орган и считала что обязанность организации взаимодействия с Советами лежит на местных партийных руководителях.

Потом была ликвидирована сначала партийная демократия, а затем и советская. Остались только вывески которые народ в 1991-1193 годах защищать не стал.

Другая важная черта советской демократии — отсутствие разделения властей. Принцип разделения властей был введен для сохранения власти государя и ограничения суверенитета народа. Исполнительная власть неприкосновенна. Сейчас этот принцип охраняет не короля, а корпорации чиновников. Привело это повсеместно к коррупции и вытеснению из законодательства самой законодательной власти — законы разрабатывают те кто должен их исполнять, чиновники. Советы не только формировали исполнительную власть, они могли ее подменять если хотели. Если внимательно читать «Государство и революцию» то речь идет о вытеснении из общества именно органов исполнительной власти.

От Пуденко Сергей
К Кактус (25.09.2015 11:53:01)
Дата 01.10.2015 11:10:39

Re: греки как...в 2000+ "случилось страшное"

>>я тоже люблю Воннегута и красивые древние байки
>
>Сергей Павлович, просьба не воспринимать меня и мною написанное всерьез.

не стоИт преуменишать хорошей работы. Она пойлет в дело

>Спасибо за учебник Баранова. Дельная книжка даже как развлечение. Чего только народ не выдумает чтобы скрыть реальное состояние дел.

>После чтения множества разнообразной литературы у меня сложилось мнение что читать нужно первоисточники и рассматривать их только как источник фактуры. Сделать примитивный марксистский анализ я в состоянии. Других верных методик нет. Усложнение анализа заводит в конспирологию. Конспирология порочна тем что преувеличивает роль личности в истории.

>>Есть еще история как наука и в ней разделы. вернадский. например, утверждал, что необходимо каждый раз заново обращаться к истории(науки) в новых условиях, потому что в ней внезапно начинаешь видеть то, что раньше пропускал ( я в последней презентации это взял эпиграом). Причем это касается не лично меня, а всех, все не видели. Такой вот феномен истории (чего-то)
>
>Я так и рассматриваю потому что лень учить все эти исторические школы. Точнее я их учил, но уже ничего не помню. Есть я сегодня, есть греки в прошлом и история греков мне интересна только как подпорка для понимания сегодняшнего дня.

долго в одном окне все сразу выложить. В конце первого поста есть упоминание книжек Ю.чайковсокго, который 20 с лишним лет назад начал преподавать курс истории досократиков для аспирантов своего ВИЕТ (институт им.Вавилова, основанный Вернадским. в рук-ве которого был СГКМ)

Я два лета его читал, теперь дозрел. В программе на полгода обсуждение

Резюме (пока только по позициям. без анализа понятий). Наконец-то только что произошел давно чаемый сдвиг к смещению Аристотеля и Платона с компанией с пьедестала в пользу натурфилософов. Это НЕ значит что Аристотель маст-двй, это значит "знай свое мсето и не залупайся, были еще люди". Я пока не знаю, как аналогичный процесс выгладит для политики.

Перипатетики уже в самом начале исказили всю понятийную сетку философии природы, человека и познания, приписав досократикам несвойственные им понятия. У Эмпедокла нет четырех элементов ( а есть ризома) и у Фалеса нет тупого "все из воды (а есть жидкость,раствор)". И так далее

Это - очень давно муссировавшаяся диссидентами на обочине тема. Сам главный буян Поппер в 1957 резко нападал на тогдашний англосак4сонский мейнстрим (Кирк). уних как и у нас и везде. У нас на очень специальном языке об этом долго писал главный спец - А.Лебедев. Но все это были допороговые вещи, мейнстим античников в своей башне слоновой кости стоял как скала. Теперь ему хана

И вот появилась в ВИЕТ О.Федорова . написала большой филологический текст про ризомату Эмпедокла (он в копилке)и еще пяток текстов 9 у меня есть)

Чайковский в том же ин-те прямо опираясь на ее подхо проделала огромную работу. Тут комменты его на первой же странице 400х страничного курса
http://chaikovsky.earthling.ru/lektsii-o-doplatonovom-znanii
--------------
филолог Ольга Федорова отмечает, что историкам науки следует преодолеть исторические штампы типа «Фалес – первый философ, Эмпедокл первым назвал четыре материальных элемента, Сократ изобрел философский диалог и т.д.». Они, штампы, маркируют тот «исторический выбор»,который некогда совершила европейская философия [ОФЧ](*)
.
Этот выбор, согласно Федоровой, закрывает путь к пониманию истоков греческой мысли. Добавлю: если третий штамп (о Сократе) легко разбить, указав философский диалог у Эпихарма (ДЛ, III, 10-11), писавшего до рождения Сократа, а второй, об Эмпедокле, подробно и тщательно опровергнут самой Федоровой (очем у нас будет речь), то первый штамп, о Фалесе, никем, насколько знаю, не оспорен конкретно, через анализ текстов

Соглашусь с О. Б. Федоровой, что пора перестать видеть раннее знание глазами Аристотеля, но причины этого согласия у нас с ней несколько различны. Ей Аристотель неприемлем в качестве источника знаний о ранней науке ввиду его «каузальной манеры», т.е. желания видеть у своих предшественников причинное объяснение явлений, что в целом чуждо раннему знанию. Сама Ольга Борисовна стремится раскрыть (на пример Эмпедокла) иной, более ранний способ думать, однако ею не ставится задача выяснить, что открыл Эмпедокл в окружающей его при роде (той же самой природе, в которой живем мы).
Предлагаемый Курс, наоборот, ставит целью выяснить, что когда было увидено и понято ранними авторами в природе и обществе. Аристотель мало здесь дает:он строил свою систему мира (она вне рамок Курса как более поздняя) и лишь в связи с ней упоминал прежних авторов, которых мы, кстати, знаем подчас лучше, нежели знал он. Если Фалес и Эмпедокл занимали его как предшественники, то нас – как самостоятельные ученые, прежде всего как натуралисты.
------

С этим мне б-м прояснилось. После того, как пришлось шелестя мозгами читать Федорову, а она пишет, разбирая нюансы дрвнегреческих слов -500 и -300 годов....НО ОНА НЕ ЦЕХОВАЯ МАДАМ, а диссидентка в цеху. ЕЕ видимо античники хотели бы смыть, как смыли в унитаз Чайковского


У меня есть предчувствие и надежда, что с политикой будет тоже так же интересненько

>> Но некоторым мерзавцам недобитым идеалистами советским ученым удалось наработать кой-чего, что в других случаях не наработали. Типичным примером являются поздние советские книжки вроде той про Культ императора в Японии, который мы обсуждали
>>Ничего подобного такой раюоте мне больше не попадалось.
>>Дальше начинается слитный вой всех вместе