От Пуденко Сергей
К Администрация (Пуденко Сергей)
Дата 10.03.2006 11:18:28
Рубрики Прочее; В стране и мире;

День сурка-2. Ашкеров как Фил Коннорс - коммент из норы для пацаков

Настала наконец идеологическая весна.

и понятны становятся " тушинские перелеты" идеологов с ветки на ветку и
все поближе к этой "минправде"

мародеры и "имманентно-лживые" чатлане - пацакам!


На РУСС.РУ
ссылки нет пока под рукой, читать текст Ашкерова надо бы с выделением
абзацев
курсивом и проч.

"Министерство правды"

{[Русский Журнал

9 Март 2006
{Андрей Ашкеров}

Седьмого февраля 2006 года произошло событие, которое не должно было
стать примечательным с точки зрения истории и философии. Заместитель
руководителя администрации президента Владислав Сурков выступил перед
слушателями Центра партийной учебы и подготовки кадров ВПП "Единая
Россия". Однако случилось совсем другое: комментаторы зафиксировали
серьезные идеологические сдвиги.

Основанная на отречении от недавнего прошлого, прежняя идеология
Российской Федерация была идеологией процесса. В течение долгого времени
данный процесс именовался "реформами". На самом деле он представлял
собой движение из ниоткуда в никуда. Интенсивность этого движения
увеличивалась только одним способом: окончательным стиранием координат
начальной и конечной точки. В речи Суркова путинская Россия если и не
достигла самосознания, то, по крайней мере, восприняла необходимость его
достижения как проблему.

Система координат нашего бытия получила наконец свое определение.
Безбрежная процессивность, посредством отсылки к которой определялось
наше "здесь-бытие" со времен перестройки, уступила место диалектической
поступательности: ельцинская эпоха была окончательно задвинута в
прошлое, советская семидесятилетка получила частичную реабилитацию.

Главным же посылом сурковского выступления стала заявка на возвращение
функциональной единицы "секретаря по идеологии", который являлся бы
поставщиком эксклюзивного идеологического продукта. Линии партии со
всеми ее будущими колебаниями.

Вперед в СССР?

{Речь Суркова} свидетельствует о намерении осуществить переоценку
наследия Советского Союза, восприняв себя как его наследников: "Ни в
коей мере Советский Союз не заслуживает какого-то огульного осуждения:
это все наши ближайшие родственники, это все фактически мы сами".

Впервые со времен своего распада СССР удостоился статуса
всемирно-исторического феномена из уст представителя "новой власти":
"Советский Союз благодаря своим мощным идеологическим усилиям
стимулировал освобождение колоний, ускорил гармонизацию социальных
отношений в самих странах Запада и этим самым оказал благотворное
влияние на мировой ход истории".

Однако, заново открывая СССР, Сурков порывает не только с ельцинской
традицией избавления от "проклятого совка", но и с советской традицией
избавления от "пережитков прошлого" (из которой непосредственно
вырастает отношение к советской цивилизации, сложившееся в эпоху ЕБН).
Соответственно Россия воспринимается отныне не только как
"правопреемница" Советского Союза, но и как государство, которому
последний передал по наследству свое могущество: индустриальное и
идеологическое.

Сурков признает, что индустриальная инфраструктура РФ до сих пор
остается советской, а уровень жизни пока не достиг показателей 1991
года. Помимо этого он констатирует, что "Советский Союз тоже оперировал
понятиями свободы и справедливости". В этом "тоже" чувствуется момент
снисходительности: "нам самим не очень поздоровилось от этой работы".
Однако тут же звучит оговорка: ":на весь мир эта мощная поддержка, как
военная, материальная, так и просто моральная, оказала огромное влияние,
о котором мы сегодня забываем".

В итоге, оттененные все еще необходимыми оговорками, очевидные вещи,
высказанные Сурковым, принимают характер откровения. Неужели и впрямь
речь идет если о не полной, то хотя бы частичной реабилитации Страны
Советов? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит раскрыть смысл сурковских
оговорок. Да, действительно, говорит нам Сурков, СССР оставил нам
индустриальное и идеологическое наследство, но лишь потому, что
прекратил свое существование раньше, чем успел его пустить по ветру. То
же самое можно сказать и относительно "свободы" и "справедливости", на
которых в речи Суркова делается особый акцент: эти принципы лишь
провозглашались, но так и не стали работать.

Итог закономерен: в 1990-е, которые воспринимаются как время агонии
советской системы, они просто окончательно стали никому не нужны. Вкупе
с неспособностью советской власти порождать "эффективную элиту" и решать
"материальные вопросы" подобные факторы могут свидетельствовать только
об одном: СССР был обречен.

"Советский Союз, - рассуждает Сурков, - был, безусловно, крупнейшим
модернизационным проектом. Он уже нес в себе зачатки демократии,
поскольку он ее декларировал и формулировал в словах. И рано или поздно
эти слова должны были быть востребованы". Иначе говоря, то, что в
Советском Союзе существовало лишь в виде словесных деклараций, теперь
возникло на деле. Демократия погубила Страну Советов по логике
магического заклинания: многократно произносимые фразы вдруг взяли да и
материализовались.

Можно спорить с сурковскими суждениями об СССР, можно с ними
соглашаться. Важно другое: в выступлении Суркова содержится программа
символической приватизации советского наследства. Не прошло и пятнадцати
лет, как государственная бюрократия (благодаря одному из самых
прозорливых своих представителей) поняла наконец, что без этой
символической приватизации никогда не будет легитимной экономическая
приватизация 1990-х годов.

В ельцинскую эпоху схватили то, что плохо лежало: советскую индустрию
(парадоксальным образом так и оставшуюся "тяжелой" во всех смыслах этого
слова). В "нулевые годы" пришла пора присвоить то, что может оказаться
по-настоящему неподъемным: эфемерный груз "идеологической работы"
по-советски (без освоения которой Россия так никогда и не станет
цивилизованной наследницей советской цивилизации).

Пересмотр итогов?

Понимание того, что цивилизоваться "Эрефия" может только в том случае,
если она осуществит символическую приватизацию советского наследства,
составляет главное открытие Суркова. В отсутствии понимания подобной
необходимости состоит главный упрек Суркова руководству 1990-х (и в перв
ую очередь Ельцину, имя которого легко читается между строк сурковского
доклада): ":Остатки старой номенклатуры в рыночных условиях очень быстро
сдружились с шустрыми самодеятельными коммерческими коллективами.
Государственная власть везде отступала, это было бессистемное бегство от
ответственности. Даже провозглашалось, что государство есть зло. Сейчас
мы просто это забываем, но на полном серьезе декларировалось, что чем
меньше государства, тем лучше. А сведи его к нулю, так вообще станет все
хорошо. Естественно, этот вакуум заполнялся; естественно, что именно
такие самодеятельные и амбициозные коммерческие руководители подменили
собой в ряде случаев власть. Ни для кого не секрет, что целые
министерства, регионы, партии находились под контролем отдельных
финансовых групп <:>. То есть вместо того, чтобы двигаться к демократии,
мы получили то, что справедливо названо олигархией".

Бессистемное бегство от ответственности помимо всего прочего означает
неспособность видеть вызовы. Главный вызов, который ощущает Сурков,
состоит в умелом (или, как принято говорить в соответствующих кругах,
"грамотном") освоении и присвоении богатств советской эпохи. Сурков
прекрасно отдает себе отчет: лиши эти богатства того символического
ореола, который окружал их с самого начала, и они обратятся в ничто. Это
почти уже произошло во времена рокировщика Ельцина. Достояние Советской
республики было воспринято лишь как материальная ценность. Единственное
предназначение материальных ценностей, лишенных символического
наполнения, быть "легкой добычей". Чтобы они не лежали "мертвым грузом",
их можно только украсть. Иной формулы их использования просто не
существует.

Не принимая такого отношения к материальным ценностям бывшего
социалистического отечества, Сурков вовсе не принадлежит к числу
ностальгирующих по временам развитой совдепии. Напротив, скорее всего,
ему, как и большинству представителей его поколения, причастных к
"административному ресурсу", эти времена непонятны и чужды. Однако он
прекрасно отдает себе отчет: лишить любые (советские здесь не
исключение) ценности какого-либо смысла - значит сделать абсолютно
неэффективным их использование. (Нельзя же эффективно использовать то,
что сам считаешь "барахлом".)

Иными словами, Сурков такой же экономикоцентрист, как Чубайс, Гайдар и
другие его предшественники из ельцинской когорты. Однако сурковский
экономикоцентризм претерпел значительный (и потому легко заметный)
апгрейд. Перед нами новая версия экономического мышления: экономика
символических форм. Однако она никак не соотносится ни с пересмотром
итогов приватизации (против этого Сурков категорически возражает:
заплатите налоги - и спите спокойно), ни с метафизикой тасования
духовных сущностей, бестелесных субстанций и прочих идеальных объектов.

Напротив, речь идет о том, чтобы окончательно легитимировать уже
свершившееся перераспределение советских материальных ценностей. Чтобы
это произошло, осталось сделать самую малость: приватизировать смысл
"добра", накопленного соввластью.

Школа политстиля

Нужно отметить, что логика приватизации смысла распространяется не
только на экономические, но и на политические авуары распавшейся
империи. В последнем случае Сурков учит, как с ними обращаться "на
личном примере". Его выступление содержит два важных стилистических
заимствования, которые становятся важными атрибутами его политстиля.

Первое стилистическое заимствование - самокритика и критика собственного
поколения. В ней легко угадывается старый сталинский мотив
"головокружения от успехов". Сурков, в частности, сетует на то, что
страна живет "между наследством и авансом". Рефреном выступает сожаление
по поводу оставшихся нерешенными задач и ничем не подкрепленной гордыни:
"Нет ни одного крупного экономического или социального достижения,
которое совершило бы наше с вами поколение. Об этом надо помнить. Уже и
апломб появился, уже и миллиардер на миллиардере сидит и миллиардером
погоняет и говорит <:>. Миллионеров вообще девать некуда. Люди настолько
горды, как будто порох изобрели. Но они ничего не изобрели".

Помимо сталинского "головокружения" в арсенале Суркова оказывается еще
один заимствованный ход. Он связан с хрущевским мотивом "разоблачения
культа", сопровождающимся, как водится, последующим устранением
связанных с ним "перегибов" и "извращений". Впрочем, в применении этого
заимствования есть известная доля изобретательности. Подвергается
"разоблачению" не просто непосредственный предшественник Путина, даже не
просто двойник Хрущева в советской и постсоветской политике. Воскресший,
в отличие от Никиты, после политической смерти Ельцин стал "удвоенным
Хрущевым": действующим не только "за себя", но и "за того парня".

Чуть ли не дословно воспроизводя риторику знаменитого хрущевского
доклада, Сурков впервые откровенно признает нелегитимность культа
"первого президента", основанного на "искажении идей демократии".
"Вместо общественной дискуссии мы получили сплошные придворные интриги.
Мы получили манипуляцию вместо представительства. Мы помним выборы 1996
года: когда между турами вдруг в некоторых регионах сказочным образом
поменялись предпочтения. <:> Комментировать то, как это произошло, мы с
вами не будем: понимаем как. Более того, это публично оправдывалось. Вот
что пишет корреспондент Washington Post в 1997 году: один из известных
российских либералов "сказал мне, что любые нарушения в ходе
избирательной кампании были оправданы. Если прожили 75 лет при
коммунизме, как далеко вы пойдете, чтобы не допустить его возвращения? -
спросил он". Нельзя не повторить: "Любые нарушения в ходе избирательной
кампании были оправданы". Говорится публично представителям иностранной
прессы. <:> И вот эти люди нас сегодня учат демократии. <:> Если тогда
была демократия, тогда я не знаю, что такое демократия".

Анализируя сталинско-хрущевские реминисценции сурковского доклада,
понимаешь, что приватизация смысла советской политики не прошла даром.
Новая бюрократия нашла наконец, у кого учиться. Обретя, таким образом,
школу политстиля.

Впрочем, кажется, только в случае с Сурковым это обретение явилось
самостоятельным и осознанным выбором.

Нация агитаторов

Многие обратили внимание на то, что в сурковском выступлении многое
свидетельствует об идеологическом дрейфе. Однако самое важное не в том,
что установки изменились, а в том, что именно трансформировалось.

А трансформировалось отношение к идеологии. Теперь идеология вновь стала
предметом приложения усилий, область совершенно определенной работы.
Работа - это серьезно. Она требует ответственности. Ответственность, в
свою очередь, выступает эвфемизмом политического надзора. Отныне в
качестве задачи политики вновь становится создание идеологической
(словесной) реальности (возможность которой связана с бдительным
удержанием "реалий" в слове).

В отличие от горбачевской "гласности" (и тем более ельцинской "свободы
слова") ответственность обозначает просто саму возможность говорения.
Она означает необходимость ответа. Ответом более не может служить
простой набор слов (символизировавший в эпоху перестройки "глас
народа"), или "базар" (воплощающий во времена Ельцина криминал
зарвавшихся "понятий"). Речь идет о культивировании сознательного
отношения к слову, причем это сознательное отношение имеет характер
политической решимости. Адресат выступления Суркова не партийная
аудитория "Единой России"; его "партией" являются те, для кого
сознательное отношение к слову может быть предметом культивации.

Вместе с этой культивацией будут культивированы и они сами, "поскольку
по мере развития демократии сила силы сменяется на силу слова, прошу
развивать возможности для нашей пропаганды в каждом регионе. <:> Нужно
создавать целый класс агитаторов, которые способны примерно, хотя бы как
я сегодня, изложить наши позиции, обсудить, подискутировать. Развивайте
внутреннюю дискуссию, не стесняйтесь обсуждать между собой, если что-то
непонятно, спорьте. Конечно, не в ущерб партийной дисциплине. <:> Если
вы не будете спорить между собой, как вы сможете переубедить других, я
не очень себе это представляю. Забудьте о том, правые вы или левые.
Партия общенациональная, и здесь синтезированы, как и в обществе, разные
интересы. И у нас есть место и бизнесменам, и рабочим, и учителям, и
врачам, и военным - всем".

Обретение "Единой Россией" общенационального статуса непосредственно
совпадает с конструированием нации. Из кого она состоит? Кому суждено
выступить ее "базовым элементом" (и воплотить все ее "основные
инстинкты")? И что "собственно национального" в этой нации? Наконец, кто
выражает в себе нечто среднее между "правым" и "левым", "бизнесменом" и
"рабочим"? Следуя мысли Суркова, это "агитатор", пропагандист и живое
воплощение демократических идей. "Партийная дискуссия, - говорит
Сурков, - должна развиваться. Если ее не будет в партии, то ее не будет
и вовне". Без партии нет дискуссии, без дискуссии нет демократии, без
демократии нет нации. Российская нация в данном случае не что иное, как
нация "агитаторов". Призыв к партии стать фабрикой агитаторов есть
одновременно попытка постулировать идентичность нового гражданина (или
нового "среднего человека", по Ортеге-и-Гассету).

Субъективный выбор образцового "агитатора" ("нужно создавать целый класс
агитаторов, которые способны примерно, хотя бы как я сегодня, изложить
наши позиции, обсудить, подискутировать") заключается при этом в
представлении о том, что демократия комфортна. "Мне кажется, - заявляет
Сурков, - в демократическом обществе жить все-таки комфортнее. Может
быть, я субъективно рассуждаю. Но мне кажется, оно более приятно для
жизни".

Подчеркивается, что эти слова выражают лишь "частное мнение" (idios
logos). Однако не будем забывать о том, что именно "частное мнение"
составляет форму гражданского самосознания. Это единственное, в чем оно,
говоря языком Гегеля, "находит свое определение". Более того, это
единственное, за что гражданин может нести ответственность.

Невыносимая комфортность бытия

Итак, новая эпоха не просто требует нового мировоззрения, но и
начинается с возвращения (если угодно, даже "второго пришествия")
сознательности. Сознательность дарует возможность обретения
экзистенциальной и политической (или, если угодно,
экзистенциально-политической) суверенности. Конечно, можно сказать, что
в любом возвращении есть что-то пародийное и даже "фарсовое", однако
совершенно точно возвращение полностью отменяет то, к чему возвращаются.
Замыкаясь, круг становится спиралью.

Именно поэтому содержание сознания гражданина "новой России" в корне
отличается от содержания сознания гражданина Страны Советов. Несущей
конструкцией менталитета теперь уже бывшего "дорогого россиянина" должны
стать представления о комфорте: удобно или не очень. Иными словами,
чтобы обладать демократическим сознанием, гражданин должен уметь
отличать комфортное от дискомфортного, приятное от противного,
удовольствие от неудовольствия. Ясно, что для многих это умение
оборачивается незаменимым навыком отличать редьку от хрена. Однако важна
именно возможность проводить различия, в ней-то и заключен самый цимес.

Вопреки Дж.С.Миллю, демократия удовлетворительна не потому, что
удовлетворяет, а пока удовлетворяет. "Ну и кому, - вопрошает Сурков по
поводу причин распада Советского Союза, - нужна была такая империя,
которая не могла дать своим гражданам ни хлеба, ни зрелищ? Вполне
естественно, что она распалась". Отметим про себя, что это вполне
резонный вопрос, однако резонен он только с точки зрения отождествления
демократии с "потребительским обществом". В Советском Союзе перспективы
подобного отождествления избегали до последнего, вплоть до прихода к
власти Горбачева (на первых порах тоже декларировавшего принципы
советской аскезы).

Гражданское сознание советского человека не было потребительским. Это
значит, оно не сводилось к мировоззрению, основанному на онтологии
максимизации удобств. Напротив, социалистическая сознательность была
замешана на подозрительном отношении к потаканию потребностям. В том
числе и самым "естественным". Существом, подчинившим свою жизнь
удовлетворению "естественных" потребностей, должен был стать в глазах
советского человека западный homo oeconomicus. Возникший в эпоху Нового
времени, homo oeconomicus, с одной стороны, воплощал порочный
физиологизм, животность, а с другой - казался совершенно искусственным
именно с точки зрения своего "естества", более близкого к плодожорке,
нежели к человеку-с-большой-буквы. Последний должен был
руководствоваться ценностями духа и сводить свое существование к тому,
чтобы постоянно раздавливать в себе животное - как гадину.

Кризис "советского образа жизни" в эпоху зрелой перестройки совпал с
реабилитацией потребностей и потребления. В ходу оказался лозунг о
невозможности переделать "человеческую природу", обернувшийся твердой
санкцией на одобрение наиболее животных качеств и проявлений. Были
запущены вначале провезенные контрабандой, а потом спешно
экспортированные с Запада "машины желания": "Мы тоже люди, мы тоже
хотим. И секс у нас должен быть. Чтоб все, как у людей". Заемные
"техники" оказались очень быстро усвоенными. В итоге в головы бывших
советских людей оказался накрепко вбит принцип: нет ничего более
"естественного", чем потреблять и получать от этого удовольствие.

Современная демократия в России - прямая наследница перестроечной. Как и
детище Горбачева, она является демократией потребительского
удовольствия. Поэтому в том, каким образом описал Сурков преимущества
демократического правления, нет ничего удивительного. Это даже нельзя
назвать проговоркой. Демократия - это выбор. Причем выбор безусловно
политический. Однако политика подобного выбора полностью ограничена
политикой потребления, а политические возможности, которые он
открывает, - потребительскими возможностями.

Проще говоря, выбор совершается в супермаркете, ресторане, салоне
красоты, ночном клубе. Выбирать можно между телевизионными каналами,
популярными брендами, диджеями, блокбастерами, музыкальными
исполнителями, глянцевыми изданиями, Устиновой и Дашковой, Дэном Брауном
и Паоло Коэльо, Пугачевой и Киркоровым, "Сбарро" и "Макдональдсом", "МК"
и "Комсомолкой", "Мегой" и "Ашаном". Чем меньше различий, тем более
захватывающим делается их поиск: теперь их не десять - их намного
больше.

Упразднение реальности

Но чем больше различий, тем более виртуальными они становятся.
Потребительское удовольствие - это удовольствие от виртуализации жизни.
Удовлетворение от демократии - удовлетворение от превращения выбора
виртуальности в сознательный политический выбор. Демократическое
правление, понятое как практика насаждения комфортного существования,
открывает человеку переливающееся радужными огнями царство виртуальных
различий. Однако за пределами, на которые распространяется принцип
удовольствия, эта демократия кончается. "По ту сторону" принципа
удовольствия она представляется карточным домиком: тронь - и его больше
нет.

Не сложно догадаться, что "потустороннее царство", раскинувшееся за
пределами виртуального мира, и есть пустынное (привет Жижеку!) царство
реальности. Последняя вообще-то крайне "неудобна", и неудивительно -
ведь создана она вовсе не "для блаженства". Все свои неприятные свойства
реальность проявляет, когда от нее это менее всего ждут. Забывая о том,
что она вообще существует. При этом, что бы мы ни хотели выбрать, "в
конечном счете" выбирать нам приходится именно реальный мир. Однако
российская демократия никак не соотносится с этим выбором. Именно
поэтому демократия в России вряд ли будет иметь какое-то отношение к
реальности. Реальность в ней в лучшем случае испаряется, в худшем -
подвергается истреблению.

В этой постановке вопроса давно уже нет ничего нового. Однако никогда
она не выражалась настолько откровенно, как сейчас у Суркова.
":Демократическое общество, по моему мнению, сверхидеологизировано, куда
более идеологизировано, чем тоталитарное, где страх заменяет идею.
Поскольку там, где сила силы убывает, там возрастает сила слова". И
далее, в конце выступления, Сурков возвращается к идее "информационной
борьбы": "Россия, на мой взгляд, станет суверенной демократией. <:> Есть
ли абсолютная уверенность в том, что все будет так? Абсолютной, конечно,
нет. И это благодушие, что у нас стабильность, у нас это, у нас то:
Иногда даже с партийцами говоришь: "Что вы не боретесь с оппонентами у
себя в области?" - "Ну мы же выше борьбы, мы будем делами что-то там
доказывать:". Коллеги, отсылаю к началу своей лекции: по мере развития
демократии информационная борьба обостряется. Борьба за умы. Хорошо бы
это понимать и не надеяться на то, что вегетарианство и непротивление
отправят нас в рай. Ничего подобного".

Обозначая перспективу обострения информационной борьбы по мере развития
демократии, Сурков вновь оказывается верен своему выбору советской школы
политстиля. В сурковском тезисе ощутимо присутствует не столько даже
сталинское "обострение классовой борьбы по мере продвижения к
социализму", сколько шестидесятническое перетолкование фразы "вождя
народов": острота борьбы со сталинизмом есть борьба за искушенность
"сердец и умов".

Сделав (точнее, просто воспроизведя) ставку на подобную искушенность,
Сурков испытал на себе соблазн превращения в "секретаря по идеологии" от
интеллигенции. Однако, будучи удовольствием для искушенных, роль
идеолога оказалась сопряженной со значительными издержками: реальность
стала исчезать из виду. Опять-таки в самый неподходящий момент.

Возвращаясь, она уже не казалось реальностью, а только лишь происками
идеологических оппонентов: "партии олигархического реванша" и "партии
политической реставрации". В манере маоцзедуновской пропаганды Сурков
называет первую "партией одного шага назад", вторую - "партией двух
шагов назад". Кого он относит к олигархам, и так ясно. Суждения о второй
партии интереснее. Речь идет о неких "национал-изоляционистах", которые,
придя к власти, восстановят "худшую копию советского, недосоветского,
бюрократического государства".

Реальность, однако, совсем в другом: "худшая копия" давно восстановлена.
Ей стала современная "Эрефия" как способ, с помощью которого произошло
превращение советской бюрократии в постсоветскую. В ходе этой
трансформации бюрократы всех уровней - от жэковского до федерального -
исполнили мечту, которую втайне лелеяли с хрущевских времен (и не смогли
осуществить даже при Ельцине).

Они стали партией власти.

Отправив в изгнание не ставших "своими" олигархов, партия власти не
порушила, а достроила олигархическую вертикаль 1990-х. В итоге экономика
"Эрефии" так и не стала национальной. Объединение бюрократии в "Единую
Россию" лишь усилило этнопрофессиональное размежевание: чиновничество
превратилось в титульную нацию страны, как и прежде стесняющейся
собственной идентичности.

За темным контуром этой реальности скрывается реальность-двойник, в
которой Россия предназначается русским. Высвечиваясь временами из-за
диска первой реальности, вторая реальность, подобно таинственной сестре
двойной звезды, ужасает и вызывает интерес.

Но это предмет уже совсем другого исследования:
{[версия для печати]



От Пуденко Сергей
К Пуденко Сергей (10.03.2006 11:18:28)
Дата 11.03.2006 13:03:17

Re: День сурка-2. Виват, банзай

источники

http://www.edinros.ru/news.html?id=111148

http://www.russ.ru/docs/112415240?user_session=69581359a43e518f9163eb544
95f6c7c

http://www.apn.ru/?chapter_name=impres&data_id=614&do=view_single

http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=913&do=view_single


http://www.vz.ru/columns/top/

Виталий Иванов

Виталий Иванов (1977) - правовед, политолог, публицист. Автор нескольких
книг по проблемам теории права и конституционного права. Кандидат
юридических наук, в настоящее время готовит докторскую диссертацию.
Несколько лет находился на государственной службе, участвовал в ряде
избирательных кампаний. В 2002-2005 годах работал в <Ведомостях>.
Владелец интернет-проекта <Антиреволюционер> (antirev.ru).
Бизюлька покорила интернет рачком

Виталий Иванов: Кремлевская доктрина
9 марта 2006, 21:58

Распечатать
В закладки
Постоянная ссылка
Месяц назад замруководителя администрации президента Владислав Сурков
прочитал обширную лекцию слушателям Центра партийной учебы и подготовки
кадров <Единой России>. Ее текст был обнародован в конце февраля, но до
сих пор не получил ни в прессе, ни даже у профессиональных политологов
адекватной комплексной оценки.

Между тем даже после беглого знакомства с лекцией становится ясно, что
ее значение выходит далеко за рамки выступления одного из
государственных руководителей. По сути, это свод идеологии власти, свод
идеологии режима, единая доктрина.


1

Сурков уже почти шесть лет в качестве замруководителя администрации
президента отвечает за внутреннюю политику в стране, в частности за
Госдуму, <Единую Россию> и прочие партии, избирательные кампании. Именно
он направляет и координирует всю борьбу с <революционной> угрозой.
Именно им в прошлом году был реализован целый комплекс мер, с одной
стороны, не позволивший <партии революции> преодолеть внутренние
разногласия и перейти к созданию формальной антипутинской коалиции, а с
другой - мобилизовавший лоялистские и антиреволюционные силы.


<Путинский режим основан на элитном консенсусе ради установления и
поддержания порядка> Чтобы правильно понимать Суркова, нужно знать его
историю. В 1990-е годы он сделал карьеру профессионального
корпоративного пиарщика, долго работал в структурах группы Ходорковского
(МЕНАТЕП, Роспром), потом трудился в Альфа-Банке и на ОРТ. В 1999 году
Сурков перешел в администрацию президента в помощники к Волошину и очень
скоро был назначен его заместителем. Крупные перетряски в 2003 году,
после ухода Волошина, и в 2004-м, после перевыборов Путина, только
укрепили его аппаратные позиции. У него нет никакого питерского
бэкграунда, зато, как уже сказано, есть олигархический, причем будь
здоров какой. С такими анкетными данными не просто удерживаться в
путинском Кремле, а шаг за шагом усиливаться мог только эксклюзивно
эффективный человек. Незаменимых не бывает, но некоторых очень трудно
заменить.

Многие из тех, с кем Владислав Юрьевич когда-то начинал, годами вместе
работал, теперь его злейшие враги. Они убеждены, что Сурков был и есть
такой же, как они, <человек 1990-х> с проектно-технологическим
мышлением, который просто конъюнктурно подстроился, просто служит
очередному хозяину. Можно выразиться политкорректнее: он, де, принял
самое активное участие в установлении новых правил игры и сам по ним
играет. А типа что у него в душе - на то она и потемки.

Мне же представляется, что Сурков есть пример, причем очень
показательный и важный, <перековки> того самого <человека 1990-х> в
<человека 2000-х>. Да, естественно, он прекрасно владеет
проектно-технологическим мышлением. И вряд ли можно питать иллюзии по
поводу того, чем он занимался в том же Альфа-Банке. Но после победы
Путина он не просто остался в администрации (там до сих пор на разных
постах сидят люди давно уже особо ничего не решающие, просто
<заслуженные> или <друзья>), а принял самое активное участие в
выстраивании нового режима. Путинский режим основан на элитном
консенсусе ради установления и поддержания порядка. Такой консенсус, тем
более в российских условиях, предполагает сплочение элиты вокруг
государства, персонифицированного в фигуре первого лица. Вначале сугубо
формальное укрепление государства в конечном счете неизбежно
оборачивается фактическим. Само по себе сплочение вокруг государства
неизбежно влечет своего рода <огосударствление сознания>, даже
<патриотизацию>. И с учетом неизбежной ротации элиты ключевые позиции
достаются или сохраняются за теми, кто наиболее <огосударствился>.


Владислав Сурков
К тому же, очевидно, Сурков начал развивать у себя идеологическое
мышление еще до прихода в Кремль. Знаю некоторых пиарщиков и
политконсультантов, которые еще в середине - конце 1990-х годов пришли к
тому, что одними проектами и технологиями обходиться невозможно, что
нужно заниматься идеологией, причем идеологией государственнической. Не
мертвой коммунистической, не гнилой либеральной, не опасной
националистической, а именно государственнической. А идеи - это такое
специфическое явление, что если ты к ним обращаешься даже с расчетом
просто попользоваться в прикладных целях и не собираешься принимать их
близко к сердцу, они легко могут тебя захватить. И очень сильно
изменить. Кто сказал, что это все не про Суркова в том числе?

Конечно, попытки формулировать какие-то государственнические идеи не раз
предпринимались и в ельцинское время. Но при тогдашней соревновательной
олигархии они были обречены на неудачу. При новом режиме стали
открываться качественно иные возможности.

До 2004 года Сурков в качестве кремлевского чиновника лишь дважды
выступал публично. Первый раз в 2000 году, когда дал интервью
<Коммерсанту>, расцененное некоторыми комментаторами как <черная метка
Березовскому>. Второй - в 2003 году, после думских выборов. <Интерфаксу>
он объяснил, что <Яблоко> и СПС теперь в прошлом. Также в 2002-м пресса
обсуждала подробности его выступления перед активом единороссов, в
котором он критиковал их за отсутствие амбициозности. Правда, оно было
закрытым и стенограмма официально не публиковалась. Тогда, видимо,
считалось, что для идеологического обеспечения вполне достаточно
президентских посланий и прочих выступлений, официальных документов
<Единой России>, заявлений ее лидеров и т. п. Однако Путин как глава
государства, как <царь> в своих выступлениях, как правило, обращается ко
всем россиянам, поэтому идеи им подаются в максимально сжатой и
упрощенной форме и перемешиваются с презентациями практических
инициатив, оценками текущих событий и пр. А <партию власти> общественное
мнение неизменно воспринимает как вторичный, т. е. несамостоятельный
субъект, к тому же единороссы практически никогда не озвучивают ничего
по-настоящему оригинального, прорывного, и все к этому привыкли. Для
элиты, для интеллектуалов нужен был отдельный канал, причем имеющий
априорный статус первоисточника, через который можно было бы получать
подробные разъяснения позиции власти по ключевым вопросам, если угодно,
идеологические толкования.

В 2004 году Кремль инициировал крупную реформу системы власти в стране -
отмену прямых выборов региональных глав и выборов думцев от
одномандатных округов. Этот радикальный шаг объективно требовал не
столько обычного PR-обеспечения, сколько идеологического обоснования. А
вскоре обозначилась угроза попытки устроить в России <революцию> по
грузино-украинским лекалам, начались разговоры о формировании
<объединенной оппозиции>, которая выдвинет в том числе
<общедемократические> лозунги, получит финансирование от зарубежных
правительственных и неправительственных структур и бросит вызов Кремлю в
ходе выборов 2007-2008 годов. После Майдана все окончательно убедились,
что политическими технологиями можно не только выборы выигрывать и
репутации уничтожать, но и имитировать революцию. Но противостоять этому
безобразию надлежит, не только применяя административный ресурс и
технологии, но и формулируя внятную идеологию.

Совершенно логично, что Сурков оказался здесь на переднем крае. И с
осени 2004 года он начал регулярно обращаться к элите и интересующимся
политикой интеллектуалам (некоторые его выступления носили закрытый
характер, но их стенограммы потом попадали в СМИ). А в своей февральской
лекции он свел все идеи, выдвинутые Путиным и его окружением, в единую
доктрину.

Сразу скажу, что лично мне в ней близко не все, с некоторыми тезисами я
не согласен. И дальше постараюсь объяснить, с какими и почему. Однако
нельзя в принципе не приветствовать, во-первых, уже сам факт появления
этой доктрины, во-вторых, изначально заявленное желание осветить не
только российское настоящее и ближайшее будущее, но и новейшую историю.


2


Президент РФ Владимир Путин
Исходный теоретический тезис, прежде озвученный Путиным в последнем
послании: Россия есть часть европейской цивилизации. Наш народ вместе с
остальными европейцами всегда в первую очередь стремился к свободе,
справедливости и материальному успеху. То, что Россия исторически есть
часть исторической Европы, совершенно бесспорно. Разумеется, можно
поспорить относительно перечня общих ценностей, в частности,
исчерпывается ли он названными тремя. Как и о том, что современная
Европа и современная Россия при единых корнях и тех же общих ценностях
все же имеют серьезные различия. В частности, идею личной свободы
человека в России не воспринимают как абсолютную и, хочется надеяться,
никогда не будут так воспринимать. Она как минимум корректируется идеей
порядка, т. е. необходимого ограничения свободы. Впрочем, нельзя не
обратить внимание на то, что реалии и достижения <нероссийской Европы>,
в первую очередь, естественно, Западной, по Суркову, не эталон, которому
нужно соответствовать, а всего лишь именно реалии и достижения. А у нас
свои реалии и достижения. Тоже европейские. По-моему, очень правильная
мысль.

Другой исходный тезис: демократия есть достижение общеевропейского
прогресса - распространения знаний, развития массовых коммуникаций и пр.
<От принуждения общество постепенно переходит к технологиям убеждения,
от подавления - к сотрудничеству, от иерархии - к сетям горизонтальных
связей>. Если понимать под демократией комплекс формальных правовых и
политических институтов, призванных обеспечивать гражданам определенный
набор личных, политических, экономических и прочих прав и свобод,
участие всех желающих граждан в управлении государством, учет их
интересов и мнений при выработке, принятии и реализации государственных
решений, то это даже не общеевропейское, а общемировое достижение. И сам
Сурков далее говорит, что <баланс современной цивилизации смещается в
сторону умения убеждать и договариваться, с тем чтобы как можно большее
количество людей осознанно принимало то или иное решение и по
возможности добровольно> и <нельзя себе представить современное
общество:, которым можно просто командовать, ничего не объясняя>. Любое
государство, достигнув определенного уровня развития, начинает прибегать
к демократии, соответствующим образом отформатировав необходимые
институты.

Вспомним, кстати, еще раз последнее послание Путина. Он заявил, что
Россия <сама встала на этот (демократический. - В.И.) путь и: сама будет
решать, каким образом - с учетом своей исторической, геополитической и
иной специфики - можно обеспечить реализацию принципов свободы и
демократии. Как суверенная страна Россия способна и будет самостоятельно
определять для себя и сроки, и условия движения по этому пути>.

И, наконец, третий исходный тезис, с которым невозможно не согласиться:
<Демократическое общество: сверхидеологизировано, куда более
идеологизировано, чем тоталитарное: Поскольку там, где сила силы
убывает, там возрастает сила слова>.


3


Вместе с тем Сурков считает, что советское общество "вряд ли можно
назвать свободным или справедливым"
От теории Сурков перешел к новейшей истории. Он разъяснил, почему
<Советский Союз не заслуживает какого-то огульного осуждения>.
Во-первых, СССР успешно вел идеологическую работу в планетарном
масштабе, и, несмотря на все издержки, невозможно отрицать ни долгую
популярность советского проекта у западных интеллектуалов <самого
демократического толка>, ни его стимулирующее влияние на гармонизацию
социальных отношений в странах Запада и ликвидацию колониальной системы.
Во-вторых, советская индустриализация создала огромную материальную
базу, которая досталась нам в наследство. Тут, кстати, можно было еще
сказать о масштабных социальных и культурных инновациях, произведенных
при советской власти (эмансипация женщин, обеспечение всеобщей
грамотности, потом всеобщей доступности высшего образования и пр.). В
другой части лекции Сурков напомнил и о победе СССР в Великой
Отечественной войне, которая сделала его одной из мировых держав, что
было формализовано в статусе постоянного члена Совбеза ООН. Этот статус
Россия также унаследовала. Т. е. в общем нельзя плевать в колодец, из
которого пьешь.

Вместе с тем Сурков считает, что советское общество <вряд ли можно
назвать свободным или справедливым>. Видимо, поскольку подобная точка
зрения, мягко говоря, не близка очень многим (по разным причинам), он не
стал на ней подробно останавливаться. Зато им выставлена точная оценка
состояния элиты в позднем СССР: <в один из самых драматических моментов
развития Советского Союза> на самом верху оказалась <малообразованная и
мало отдающая себе отчет в своих действиях группа товарищей>.
Номенклатурный механизм воспроизводства элиты оказался неэффективен и в
конечном счете привел к ее деградации. Еще одна принципиальная
констатация: советская система не могла обеспечивать гражданам достойный
уровень жизни. Пусть не по всем позициям, но по многим и лишь в
последние десятилетия (это уже моя ремарка. - В.И.). А общество этого
требовало. <Ну и кому нужна была такая империя, которая не могла дать
своим гражданам ни хлеба, ни зрелищ?> Жаль, что Владислав Юрьевич не
остановился на системных пороках советской национальной и федеративной
политики, при первом же серьезном ослаблении центральной власти
приведших к расцвету этнонационализма и сепаратизма в советских и
автономных республиках. Тогда его описание кризиса СССР было бы более
полным.

Президент в последнем послании назвал крушение СССР <крупнейшей
геополитической катастрофой века>. Сурков высказался по этой теме
подробнее. Он считает, что в определенный момент наш народ увидел, что в
<поисках свободы и справедливости> зашел <не туда>. И тогда он якобы
вспомнил о своем общеевропейском пути, а также о демократических
ценностях, которые декларировались в советских конституциях (можно
добавить, и в программах КПСС, и в официальной риторике советских
вождей). Иными словами, люди захотели получить то, о чем им постоянно
твердили, но не давали. И упразднили СССР. Сами выбрали свою судьбу. Без
всякого внешнего участия. Невозможно обойти здесь вопрос последствий. И
Сурков говорит: <Потеря территорий, потеря населения, потеря огромной
части нашей экономики - это жертва, это цена. И невозможно сказать,
какая она, большая или маленькая, но это то, что наш народ более или
менее осознанно заплатил за выход на верный путь>.

Здесь согласиться я не могу. Во-первых, СССР разрушался своей элитой и
народом, при этом они зачастую совершенно не ведали, что творят. И не
столько руководствовались конституционными декларациями, сколько
накручивали себя мифами о западном благополучии. Грубо говоря,
большинство хотело джинсы и жвачку, а <демократию> понимало как их
синоним. Элиты Запада одобряли происходившее и помогали рушить советскую
систему изо всех сил. Это не <теория заговора>, это правда. Во-вторых,
путь, выбранный тогда, был не столько <верный>, сколько единственно
возможный в сложившейся ситуации. В-третьих, цена, за него уплаченная, -
огромна, жертва - колоссальна. Об этом невозможно забыть.

Мне представляется, что я понимаю, почему Сурков сказал именно то, что
сказал. Он старается примирить эпохи. И это правильно. Но все сгладить
не получается и не получится. Следует просто признать, что СССР был
обречен. СССР разрушили. Начался новый период нашей истории.


4


Из-под развалин СССР Россия выбралась сильно ослабленной и ей пришлось
еще долго болеть
По Суркову, получается, что крушение СССР было следствием банкротства
советского проекта, неспособности тогдашней элиты найти адекватные
ответы на вызовы времени и общего народного недовольства. Новый
российский проект в идеале предусматривал строительство более свободной,
более справедливой и более богатой страны, установление настоящей
демократии через возвращение на европейский путь. Но его реализация
уперлась в проблемы, порожденные разрушением советской системы,
преодолеть которые оказалось непросто. Из-под развалин СССР Россия
выбралась сильно ослабленной, и ей пришлось еще долго болеть. Пришлось
пережить еще один неизбежный кризис.

О периоде 1990-х годов Сурков высказался великолепно. Я просто
процитирую несколько его тезисов, которые не нуждаются ни в каких
комментариях, кроме одного: так было.

<Государственная власть везде отступала, это было бессистемное бегство
от ответственности. Даже провозглашалось, что государство есть зло.
Сейчас мы просто это забываем, но на полном серьезе декларировалось, что
чем меньше государства, тем лучше. А сведи его к нулю, так вообще станет
все хорошо>.

<Глубина экономического падения вам известна: у нас фактически
наполовину рухнул валовой продукт>.

<Внешние заимствования, оправдать масштаб которых очень трудно даже
сейчас. И даже издалека уже анализируя, почему так много занимали, и
зачем занимали, и зачем были нужны краткосрочные и столь дорогие
заимствования, непонятно. Но зато приходилось ежегодно утверждать наш
федеральный бюджет в МВФ. Фактически страна была на грани потери
государственного суверенитета>.

<Приватизация, в целом явление благотворное, в ряде случаев делалась по
странным схемам, и, конечно, очень трудно и практически невозможно
никому объяснить, чем были залоговые аукционы. Ясно, как кто-то
справедливо заметил, это было назначение группы товарищей миллиардерами,
то есть вас вызывали и говорили: <Ты назначаешься миллиардером>.

<Свобода слова тоже имела особый смысл: ведущие телеканалы стали оружием
в руках известных олигархических групп и большей частью использовались
для вышибания новых объектов госсобственности и участия в разделе
таковых>.

<В федеративных отношениях царил хаос: Некоторые субъекты определяли
себя как суверенные государства, ассоциированные с Российской
Федерацией: Апофеоз центробежных настроений - мятеж в Чеченской
Республике, поднятый шайкой уголовников:>

Завершает эту жуткую картину настоящий афоризм, который, уверен, теперь
не раз будут цитировать: <:если это есть свободное и справедливое
общество, то что же такое тогда Содом и что в таком случае Гоморра?>

Но, подчеркивает Сурков, 1990-е годы ни в коей мере не следует считать
потерянными для России. Тогда была сделана <масса позитивного>, в
тогдашних <извращенных условиях> осваивались новые социальные практики,
люди привыкали к выборам, люди учились работать в рыночной экономике. И
одно из самых важных достижений, по его оценке, то, что <в такой
достаточно зоологический период нашего развития к ведущим позициям
пробились по-настоящему активные, стойкие, целеустремленные и сильные
люди, материал для формирования нового ведущего слоя нации>.

Да, Россия могла не пережить период 1990-х годов, как ранее могла
рухнуть вслед за Союзом. Два таких кризиса подряд - это огромное
историческое испытание. Но пережила. Теперь можно говорить: то время не
должно вернутся, и оно не вернется, но оно действительно не было
потерянным. Как у Ницше: <То, что нас не убивает, делает нас сильнее>.


5


Если конституционно прописан принцип разделения властей, то значит
главам регионов нечего делать в палате парламента
Целый раздел сурковской лекции посвящен мероприятиям путинского режима,
направленным на стабилизацию ситуации в стране и наведение элементарного
порядка. Останавливаться на этом я не буду, отмечу только два общих
принципа, которыми, по словам Суркова, руководствуется власть. Первый
можно назвать <принципом опоры на большинство>. <Как известно, главный
принцип демократического общества - оно устроено и основывается на
мнении большинства>, про режим 1990-х годов никак нельзя было сказать,
что он выражает мнение большинства населения, а политика Путина
пользуется поддержкой большинства. Второй - <принцип легализма>. Он
сформулирован так: <Выполняйте то, что здесь написано; вот конституция,
там написано <это>, выполняйте <это>. Например, если конституционно
прописан принцип разделения властей, то, значит, главам регионов нечего
делать в палате парламента. Если частный медиахолдинг набрал долгов, то
его владелец должен их вернуть или отдать кредитору свой бизнес, а не
вопить об <угрозе свободе слова> и т. д. Сурков убеждает, что в итоге
все получается очень демократично и уж, во всяком случае, демократичнее,
чем было в 1990-е годы.

Конечно, можно много спорить о структуре путинского рейтинга, о
конституционности тех или иных реформ, об их реальном политическом
содержании. Очень интересные споры получаются. Но все они в данном
случае вторичны. С точки зрения теории демократии оба этих принципа
практически безупречны. Пусть кто-нибудь попробует доказать, что при
демократии должно править меньшинство или тем более что из конституции
или какого-нибудь закона следует право Гусинского не платить долги.


6


Враг демократии - коррупция
Переходя к настоящему и будущему, Сурков сказал, что политика Путина
<очень ясна>, желающему ее понять достаточно обратиться к посланиям
президента и его выступлениям. Тем не менее он счел необходимым дать
подробные разъяснения, что есть <суверенная демократия>, <энергетическая
сверхдержава> и пр. Его тезисы у него изложены достаточно стройно и
последовательно, их можно свести к следующей цепочке.

1. Россия должна быть страной процветающей, а значит, демократической и
суверенной.

2. Демократия необходима, поскольку, во-первых, <только общество,
основанное на соревновании и сотрудничестве свободных людей, может быть
эффективным и конкурентоспособным>; во-вторых, <если мы не будем
открытым демократическим обществом, если мы не будем широко
интегрироваться в мировую экономику, в мировую систему знаний, то мы не
получим доступа к современным технологиям Запада, без которых:
модернизация России невозможна>; в-третьих, в демократическом обществе
жить комфортнее, чем в недемократическом. Демократизация немыслима без
развития институтов гражданского общества: партий, местного
самоуправления, общественных организаций. И действующая власть старается
делать в этом направлении все, что в данный момент возможно и
необходимо.

3. Враг демократии - коррупция. Она сейчас пронизывает все системы
нашего социального организма. С ней боролись, борются и будут бороться.
Но нельзя верить тем, кто утверждает, что Россия коррумпирована в
значительно большей степени, чем большинство других стран мира. <Нам
пытаются вдолбить это в голову, чтобы дискредитировать власть и внушить
нам, что мы люди мало способные к цивилизованной жизни>.

4. Враг демократии - бедность. Если мы не снизим всерьез уровень
бедности в нашей стране, то наше общество не сможет быть устойчивым.
Борьба с бедностью предполагает обуздание коррупции, сокращение лазеек,
позволяющих уклоняться от уплаты налогов, а главное - <более
справедливое распределение национального продукта> (последний тезис
Сурков, увы, не расшифровал. - В.И.).

5. Суверенитет необходим, поскольку современный мир - глобальный мир, а
выгоды от глобализации распределяются неравномерно, и <когда нам
говорят, что суверенитет - вещь устаревшая, как и национальное
государство, мы должны все-таки задуматься, а не разводят ли нас>.
Поэтому, во-первых, защищать и укреплять свой суверенитет любому
государству <просто выгодно>, в противном случае его <разденут до
последних ботинок>. Во-вторых, только тот, кто отстаивает свое право на
самостоятельное развитие, может быть конкурентоспособен. <Суверенитет -
это политический синоним конкурентоспособности>. В-третьих, <русские,
россияне, уже 500 лет являются государствообразующим народом, мы нация,
привыкшая к государственности>. Можно добавить - к суверенной
государственности. В отличие от прибалтов или украинцев, которые, едва
рухнул СССР, принялись искать себе новую метрополию, нового хозяина. <Я
не представляю себе русских, россиян, которые думают так же: <Сейчас мы
в ком-то растворимся, к кому-то убежим, и там уж нас обласкают, обогреют
и будут нами руководить>.

6. Защищать и укреплять свой суверенитет Россия может, только будучи в
числе держав, которые принимают ключевые решения по вопросам организации
мирового порядка. Самоизоляцию на радость некоторым <патриотам> или
внешнеполитическое самооскопление на радость либералам страна не может
себе позволить. Во-первых, наше геополитическое положение таково, что
если даже мы захотим в своем доме тихо сидеть, <к нам все равно придут и
спать нам не дадут>. Во-вторых, уход России из глобальной политики,
отказ от попыток влиять на ключевые решения приведет к тому, что эти
решения будут приниматься ей в ущерб.

7. При этом следует помнить, что тот же статус постоянного члена Совбеза
ООН достался России в наследство от СССР, а председательство в G8
представляет собой аванс, который выдали, <чтобы нас из виду не
упустить>.

Мы живем между наследством и авансом. И нынешние поколения не могут
похвастаться ни одним крупным экономическим или социальным достижением.
<Пока мы не заработали реально, сами, своим трудом статус ведущей
мировой державы>.

8. Главные угрозы российскому суверенитету - международный терроризм,
угроза военного столкновения (гипотетическая, к счастью),
неконкурентоспособность экономики, мягкое поглощение по современным
<оранжевым технологиям> при снижении национального иммунитета к внешним
воздействиям.


"Основа суверенитета" - армия и военно-морской флот и, безусловно,
ядерные силы
9. <Основа суверенитета> - армия и военно-морской флот и, безусловно,
ядерные силы.

10. <Экономический рост у нас большой, довольно впечатляющий, но: надо
вспомнить, от какого уровня мы растем, и не особо зазнаваться>.
Структурная перестройка экономики чудовищно затянулась, и рано или
поздно эта проблема плавно ли, жестко ли, но даст о себе знать. И
огромные государственные расходы, и неэффективная бюджетная сфера, и
слабое развитие передовых отраслей экономики - это проблемы. <Адепты
либерального мракобесия> предлагают просто все либерализовать до крайней
степени, и само все вроде как образуется:> Ничего этого не будет. Еще
часто призывают делать ставку на высокие технологии и т. п., как-то
забывая пояснить, грубо говоря, откуда они возьмутся. Экономическая
политика будет основываться на использовании тех ресурсов и развитии тех
конкурентных преимуществ, которые уже есть. <Потому что если у вас
сильные ноги, вам лучше прыгать в длину, а не в шахматы играть. А если у
вас большая голова, то, может, лучше и в шахматы играть>.

11. ТЭК дает львиную долю национального продукта. Отсюда концепция
<Россия - энергетическая сверхдержава>. Речь ни в коей мере не идет о
том, что надо быть и оставаться <сырьевым придатком>. Задача в том,
чтобы, максимально используя наши возможности, развить их и качественно
улучшить наш ТЭК, причем не только путем закупки оборудования на Западе.
Для начала мы должны научиться добывать нефть и газ более современными
способами. Ведь, к примеру, наши нефтяники не умеют работать на шельфе.
<Нам нужны знания! Нам нужны новые технологии!>

12. В некоторых отраслях ради сохранения суверенитета необходимо
преимущественное влияние национального капитала. Национальный - не
обязательно государственный. ТЭК, стратегические коммуникации,
финансовая система, оборонная промышленность должны быть преимущественно
российскими. Остальные отрасли нужно открывать по максимуму для
зарубежных инвестиций, для глубокой модернизации. <Мы должны стремиться
к участию в глобальной экономике в составе новых мультинациональных
корпораций. Именно многонациональных, а не транс-, сверх-, над- и
вненациональных. Экономическое будущее не в исчезновении великих наций,
а в их сотрудничестве>.

Я не могу не согласиться с большинством сказанного. И не отдать должное
последовательности Суркова - он не обошел практически ни один важный
вопрос, кроме, пожалуй, будущего социальной сферы (пенсионная система,
образование, здравоохранение) и всеми забытой административной реформы.
Конечно, хотелось бы еще более жестких формулировок, более правых и
откровенно этатистских. Хотелось бы услышать слова о порядке, без
которого невозможна <демократия> (раз уж от этого слова никуда не
деться). И мне представляется целесообразным акцентировать больше
внимания на ядерной составляющей российской державности. <Энергетическая
сверхдержава> звучит хорошо, но <ядерно-энергетическая сверхдержава> -
лучше. Тем более что Россия по факту именно <ядерно-энергетическая
сверхдержава>. Это тот случай, когда кашу маслом не испортишь.

Надеюсь, что все еще впереди.


7


Наши западные друзья вполне могут попытаться организовать здесь
"оранжевую революцию", потому что "если у них это получилось в четырех
странах, почему бы это не сделать и в пятой?"
Часть лекции посвящена <оранжевой угрозе> и борьбе с нею посредством
формирования <национально ориентированного ведущего слоя общества>, т.
е. переформатирования элиты. Очевидно, что эти темы наиболее важны и для
Суркова-чиновника, и для Суркова-идеолога.

Он прямо объявил: наши западные друзья вполне могут попытаться
организовать здесь оранжевую революцию, потому что <если у них это
получилось в четырех странах, почему бы это не сделать и в пятой?>. И
эти попытки явно не ограничатся избирательным циклом 2007-2008 годов.

Несколько упрощая картину, Сурков делит современную российскую элиту на
<офшорную аристократию> и <полусоветскую, полукомпетентную, привыкшую к
поражениям бюрократию>. На самом деле можно еще больше упростить, ведь
никакой четкой грани между бизнесменами и бюрократами нет. Среди первых
полно бывших чиновников или тех, кто при первой возможности приобретает
госдолжности для себя или своих людей, а вторые нередко владеют
компаниями, активно занимаются бизнесом. И счета в офшорных банках есть
у тех и у тех.

Но вернемся к схеме Суркова. Проблема <офшорной аристократии> состоит в
том, что она не связывает свое будущее и будущее своих детей с Россией,
чужда ей, боится ее. Но они не какие-то монстры, не враги, <все эти
графы Бермудские и князья острова Мэн наши граждане, у которых есть
масса причин так себя вести>. В первую очередь они боятся за свою
собственность, которую никто - даже сами, по большом счету, - не считает
легитимной. По мнению Суркова, ключ к их преображению в <национальную
буржуазию> - в легитимации частной собственности и в целом в
<нормализации отношений между богатыми и не очень богатыми людьми>.
Прямо это не сказано, но ясно следует из его слов: государство, точнее,
стоящая у власти группа выступает и готова дальше выступать посредником
в процессе <нормализации> и легитимации (здесь главный фактор время, т.
е. привыкание, чем больше пройдет времени, тем больше все привыкнут. -
В.И.), защитником бизнеса от левых реваншистов и прочих поклонников
массовой национализации, от тех, кто предлагает всякие идиотские меры
вроде <единовременного налога на приватизацию> и пр. В свою очередь от
бизнеса ждут лояльности, как власти, так и народу, который власть
поддерживает, в том числе в форме социальной ответственности,
благотворительности, законопослушания.

О трансформации нынешней бюрократии в <эффективное, конкурентоспособное
сообщество государственных служащих> сказано крайне мало. По сути,
только то, что она должна быть проведена, иначе будет плохо. Кстати,
Путин в прошлогоднем послании поименовал бюрократию <надменной кастой>,
но тоже не назвал ни одной конкретной меры по ее <перевоспитанию>,
только прописал ей <учиться разговаривать с обществом не на командном
жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной
заинтересованности, диалога и реальной демократии>. В дальнейшем Путину
или Суркову придется подробнее высказаться по <бюрократическому
вопросу>.

В контексте не просто <переформатирования> элиты, а уже самого ее
воспроизводства Сурков затронул важнейшую проблематику образования и
культуры. Лично мне особенно понравилась оценка нашей системы высшего
образования, которое действительно уже давно не лучшее в мире. И
действительно, <у нас же в некоторые вузы зайдешь - там такое услышишь
на лекциях о России, там какие-то просто, с позволения сказать,
неправительственные организации, а не преподаватели работают, которые,
кажется, вот только что деньги пошли из какого-нибудь посольства взяли>.
По-моему, никто из российских руководителей еще так остро не ставил
вопрос о недостаточно патриотическом и нередко откровенно антироссийском
содержании учебных программ по гуманитарным предметам и прямой связи
этого с активностью зарубежных структур. Между тем масштабы подобной
мерзости превосходят все допустимые пределы, ложь и клевета на Россию,
наш народ и нашу историю льются потопом. И не только в университетах, но
и в школах, и со страниц учебников, издающихся при государственной
поддержке. Про <историческое> кино и телесериалы можно ничего не
говорить. Бесспорно, в 1990-е все было еще намного хуже. Но
<патриотизация> шла и идет стихийно, опираясь в основном на энтузиазм
частных лиц и патриотических сообществ, единая и, главное, адекватная
государственная политика в этом направлении не проводится. Может быть,
слова Суркова означают, что теперь хоть как-то возьмутся?

Главный борец с <партией революции>, т. е. с противниками
преемственности режима, не мог отдельно не высказаться о своих
подопечных.

Сурков не употребляет само понятие <партия революции> (как и <партия
стабильности>), он вообще считает, что у режима два врага - <партия
олигархического реванша>, которая хочет, чтобы Россия сделала шаг назад,
обратно к соревновательной олигархии 1990-х годов, и <партия двух шагов
назад>, т. е. национал-изоляционисты, поклонники лозунга <Россия для
русских!>.


Они хотят как минимум свести счеты с Путиным и его режимом, как
максимум - действительно реставрировать порядки прошлого десятилетия,
пусть с каким-то апгрейдом
Мне представляется, что это все-таки одна <партия>, верхушка которой
состоит из бывших олигархов, отставных чиновников и потерявших статус и
доходы политических дельцов. Они хотят как минимум свести счеты с
Путиным и его режимом, как максимум - действительно реставрировать
порядки прошлого десятилетия, пусть с каким-то апгрейдом. Эти деятели,
как правило, выжжены цинизмом и совершенно <неидеологичны>, им что
либерализм, что коммунизм, что нацизм: Лишь партийные боссы связаны
как-то своим публичным позиционированием (как левые, либералы,
патриоты), к которому привыкли партактивы и избиратели. На среднем
уровне <партии> находится интеллектуальная обслуга верхушки, партийные и
корпоративные <орги>, политконсультанты, лидеры оппозиционных
общественных организаций. Среди них есть как идейные, так и чистые
наемники. А на низшем - активисты партий и организаций, беспартийные
активисты, которые в массе, как правило, действительно <идеологические
люди>. Объединяет их всех одно - ненависть к действующему режиму.
Никакой общей позитивной программы для среднего и низшего уровня <партии
революции> нет и быть не может, в лучшем случае набор <за все хорошее и
против всего плохого>. Одни мечтают о <русской Голландии>, другие о
<православном Иране>, третьи об <СССР-2>. Естественно, обычный рядовой
левак никогда не станет бороться за освобождение Ходорковского из
тюрьмы, а рядовой <национал-изоляционист> - за возможность Березовскому
вернуться в Россию и продолжать. Но их могут пользовать и пользуют,
покупая с потрохами их <вождей>. Как говорят, <без меня меня женили>.
Большинство протестных акций, которые проходят в стране, проплачиваются.
Я не имею в виду, что всегда платят участникам, искренних недовольных в
стране хватает, но у организаторов непременно есть <бюджет>. Однако
стянуть все силы в кулак верхушка <революционеров> не может, поскольку и
ссор внутри нее хватает, и те же партбоссы боятся шокировать своих людей
призывами брататься с давними оппонентами (родинцам с либералами из СПС,
например), и Кремль сложа руки не сидит:

Косвенно и сам Сурков признает, что все они единая <партия>. Он вспомнил
о трогательном симбиозе <правительственных либералов> и
<красно-патриотической Думы> в 1990-е годы, о том, как они ударно
сотрудничали. Разве это забывается? Описывая конкретных оппонентов
режима, Владислав Юрьевич останавливался только на <олигарх-реваншистах>
Березовском и Касьянове. О Рогозине и его соратниках, которые после
<арбузного ролика> могут в некотором смысле считаться
<национал-изоляционистами>, сказано следующее: <То они призывают
запретить все еврейские организации, то вдруг приглашают на работу
евреев, чтобы вместе бороться с ксенофобией, а заодно борются с
олигархами на деньги олигархов>.

Одна <партия> это, одна банда.


8

Из заключительных тезисов Суркова следует выделить два.

Во-первых, им окончательно зафиксирован синкретический характер
кремлевской идеологии. Он прямо высказал единороссам: <Забудьте о том,
правые вы или левые. Партия общенациональная, и здесь синтезированы, как
и в обществе, разные интересы>. При этом нельзя не обратить внимания,
что во всей лекции слово <либерал> и производные от него НИ РАЗУ НЕ
УПОТРЕБЛЕНЫ В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ. А в нейтральном только один раз,
когда упоминались японские либерал-демократы. Либерализм продолжают
насколько возможно изживать и вычищать. И это замечательно.

Во-вторых, единороссам четко сказано, что они должны и на выборах 2007
года победить, и обеспечить доминирование своей партии в течение как
минимум 10-15 предстоящих лет. Эти слова Суркова можно перевести так:
власть принадлежит нам, и мы не собираемся никому ее отдавать. Нынешний
режим - это надолго.

Если Кремль идеологически и дальше будет развиваться в том же
направлении, что сейчас, и элиту туда же двигать, то уже лет через пять
могут быть очень интересные результаты. Кое-кто опомниться не успеет:

< На главную страницу Письмо автору Подписка на колонку




------------------------------------------------------------------------
--------




От Пуденко Сергей
К Пуденко Сергей (10.03.2006 11:18:28)
Дата 10.03.2006 13:39:14

Re: День сурка-2. - анализ местами проведен по науке!

но не всегда


Пуденко Сергей сообщил в новостях
следующее:1761@vstrecha...


молодец Ашкеров. Грамотный , вчоный

> Настала наконец идеологическая весна.
>
но тут малость недоанализировал

По-моему,власть своими устами перед самой собой(стесняться уже нчеего)
признала собственную нелегитимность. И фальсификацию выборов 1996 по
крайней мере. Просто "тогда" Запад это санкционироал, как санкционировал
расстрел Советов.

А теперь от вряд ли, и это предмет кручины г.суркова


>
> Чуть ли не дословно воспроизводя риторику знаменитого хрущевского
> доклада, Сурков впервые откровенно признает нелегитимность культа
> "первого президента", основанного на "искажении идей демократии".
> "Вместо общественной дискуссии мы получили сплошные придворные
интриги.
> Мы получили манипуляцию вместо представительства. Мы помним выборы
1996
> года: когда между турами вдруг в некоторых регионах сказочным образом
> поменялись предпочтения. <:> Комментировать то, как это произошло, мы
с
> вами не будем: понимаем как. Более того, это публично оправдывалось.
Вот
> что пишет корреспондент Washington Post в 1997 году: один из известных
> российских либералов "сказал мне, что любые нарушения в ходе
> избирательной кампании были оправданы. Если прожили 75 лет при
> коммунизме, как далеко вы пойдете, чтобы не допустить его
возвращения? -
> спросил он". Нельзя не повторить: "Любые нарушения в ходе
избирательной
> кампании были оправданы". Говорится публично представителям
иностранной
> прессы. <:> И вот эти люди нас сегодня учат демократии. <:> Если тогда
> была демократия, тогда я не знаю, что такое демократия".
>

методологически

насчет того " и зачем вам эти му... заумные делезы и бурдье"...."
довольно с нас, настоящих русских патриотов, веберррра"...

анализ применяет концепталистику Бурдье,Делеза, даже т.Жыжыка. УЙЕЁЁ!!

Бурдье -это "экономика символических услуг". Ашкеров неплохл знает по
крайней мере эту часть наследия Бурдье (он и некролог ему писАл). А
от - Делез

> Кризис "советского образа жизни" в эпоху зрелой перестройки совпал с
> реабилитацией потребностей и потребления. В ходу оказался лозунг о
> невозможности переделать "человеческую природу", обернувшийся твердой
> санкцией на одобрение наиболее животных качеств и проявлений. Были
> запущены вначале провезенные контрабандой, а потом спешно
> экспортированные с Запада "машины желания": "Мы тоже люди, мы тоже
> хотим. И секс у нас должен быть. Чтоб все, как у людей". Заемные
> "техники" оказались очень быстро усвоенными. В итоге в головы бывших
> советских людей оказался накрепко вбит принцип: нет ничего более
> "естественного", чем потреблять и получать от этого удовольствие.
>

перефраз Фрейда

> за пределами, на которые распространяется принцип
> удовольствия, эта демократия кончается. "По ту сторону" принципа
> удовольствия она представляется карточным домиком: тронь - и его
больше
> нет.
>

финал ИМО неплох, но хочется еще
> Не сложно догадаться, что "потустороннее царство", раскинувшееся за
> пределами виртуального мира, и есть пустынное (привет Жижеку!) царство
> реальности. Последняя вообще-то крайне "неудобна", и неудивительно -
> ведь создана она вовсе не "для блаженства". Все свои неприятные
свойства
> реальность проявляет, когда от нее это менее всего ждут. Забывая о
том,
> что она вообще существует. При этом, что бы мы ни хотели выбрать, "в
> конечном счете" выбирать нам приходится именно реальный мир. Однако
> российская демократия никак не соотносится с этим выбором. Именно
> поэтому демократия в России вряд ли будет иметь какое-то отношение к
> реальности. Реальность в ней в лучшем случае испаряется, в худшем -
> подвергается истреблению.
>

> В этой постановке вопроса давно уже нет ничего нового. Однако никогда
> она не выражалась настолько откровенно, как сейчас у Суркова.
> ":Демократическое общество, по моему мнению, сверхидеологизировано,
куда
> более идеологизировано, чем тоталитарное, где страх заменяет идею.
> Поскольку там, где сила силы убывает, там возрастает сила слова". И
> далее, в конце выступления, Сурков возвращается к идее "информационной
> борьбы"

: "Россия, на мой взгляд, станет суверенной демократией. <:> Есть
> ли абсолютная уверенность в том, что все будет так? Абсолютной,
конечно,
> нет. И это благодушие, что у нас стабильность, у нас это, у нас то:
> Иногда даже с партийцами говоришь: "Что вы не боретесь с оппонентами у
> себя в области?" - "Ну мы же выше борьбы, мы будем делами что-то там
> доказывать:". Коллеги, отсылаю к началу своей лекции: по мере развития
> демократии информационная борьба обостряется. Борьба за умы. Хорошо бы
> это понимать и не надеяться на то, что вегетарианство и непротивление
> отправят нас в рай. Ничего подобного".
>
> Обозначая перспективу обострения информационной борьбы по мере
развития
> демократии, Сурков вновь оказывается верен своему выбору советской
школы
> политстиля. В сурковском тезисе ощутимо присутствует не столько даже
> сталинское "обострение классовой борьбы по мере продвижения к
> социализму", сколько шестидесятническое перетолкование фразы "вождя
> народов": острота борьбы со сталинизмом есть борьба за искушенность
> "сердец и умов".
>
> Сделав (точнее, просто воспроизведя) ставку на подобную искушенность,
> Сурков испытал на себе соблазн превращения в "секретаря по идеологии"
от
> интеллигенции. Однако, будучи удовольствием для искушенных, роль
> идеолога оказалась сопряженной со значительными издержками: реальность
> стала исчезать из виду. Опять-таки в самый неподходящий момент.
>

а где красные?их списали в утиль

> Возвращаясь, она уже не казалось реальностью, а только лишь происками
> идеологических оппонентов: "партии олигархического реванша" и "партии
> политической реставрации". В манере маоцзедуновской пропаганды Сурков
> называет первую "партией одного шага назад", вторую - "партией двух
> шагов назад". Кого он относит к олигархам, и так ясно. Суждения о
второй
> партии интереснее. Речь идет о неких "национал-изоляционистах",
которые,
> придя к власти, восстановят "худшую копию советского, недосоветского,
> бюрократического государства".
>

> Реальность, однако, совсем в другом: "худшая копия" давно
восстановлена.
> Ей стала современная "Эрефия" как способ, с помощью которого произошло
> превращение советской бюрократии в постсоветскую. В ходе этой
> трансформации бюрократы всех уровней - от жэковского до федерального -
> исполнили мечту, которую втайне лелеяли с хрущевских времен (и не
смогли
> осуществить даже при Ельцине).
>
> Они стали партией власти.
>

> Отправив в изгнание не ставших "своими" олигархов, партия власти не
> порушила, а достроила олигархическую вертикаль 1990-х. В итоге
экономика
> "Эрефии" так и не стала национальной. Объединение бюрократии в "Единую
> Россию" лишь усилило этнопрофессиональное размежевание: чиновничество
> превратилось в титульную нацию страны, как и прежде стесняющейся
> собственной идентичности.




От Durga
К Пуденко Сергей (10.03.2006 13:39:14)
Дата 30.03.2006 20:13:10

Re: День сурка-3. - будет? (-)


От Пуденко Сергей
К Durga (30.03.2006 20:13:10)
Дата 31.03.2006 13:01:25

скорее,будет "нам-всё=врали!"- 3,4,5,...

нужно каленым пером пройтись по статолатрии и пан-культуризму. Как
сейчас идем по пан-сциентизму. Первая батарея,за=ря=жай!

"Нам все врали!"
наше всё это Государство!
наше всё это Культура!!



От Durga
К Durga (30.03.2006 20:13:10)
Дата 30.03.2006 20:32:16

Re: День сурка-3.... (-)


От Potato
К Пуденко Сергей (10.03.2006 13:39:14)
Дата 13.03.2006 00:30:43

Так Сурков доказал легитимность Путина через традиционное/гражданское общество.

Так Сурков доказал легитимность Путина через традиционное/гражданское общество.

А ученый не заметил (или сделал вид, что не заметил).

Сурков говорит: "Не надо считать крушение Советского Союза итогом интриг ЦРУ или заговором партийной верхушки. Это такое бегство от реальности. Был объективный процесс, который, как известно, пошел. Надо сказать, что российский народ сам выбрал такую судьбу – он отказался от той социальной модели, поскольку увидел, что в своих поисках свободы и справедливости он не туда зашел." То есть, Россия в своей ипостаси, как традиционное общество, отвергла советскую/коммунистическую модель.

"В общем, стоял вопрос – быть или не быть. Россия, как всегда свойственно российскому народу, ответила: "Быть!". И ответила, в том числе, путем выборов – Президентом был избран Владимир Владимирович Путин". То есть, Россия в своей ипостаси, как теперь уже гражданское общество, избрала Путина.

Речь Суркова уже обсуждалась в интернете. Многие обращали внимание на его фразу: "по мере развития демократии информационная борьба обостряется".
Лучше не скажешь.

Не могу не отметить, что искажение фактов Сурковым напоминает лучшие образцы из копилки СГКМ...