От
|
Михайлов А.
|
К
|
Михайлов А.
|
Дата
|
31.05.2015 23:21:39
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
«Книга в нагрузку.»: Д.Гребер «Долг: первые 5000 лет истории.»
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4961573
Вместе с «Прекариатом..» Стэндинга приобрел исследование американского и английского антрополога Дэвида Гребера «Долг: первые 5000 лет истории.». Как следует из названия книга посвящена истории денег и кредита. Гребер прекрасно умеет сочетать глубину анализа с доступностью изложения. Центральную идею книги можно выразить следующим положением: катализатором трансформации основанных на реципрокности «человеческих экономик» в экономики рыночные выступает организованное насилие. «Человеческими экономиками» автор называет системы распределения статусов, типичные для родоплеменных обществ. В таких обществах предметом отношений между людьми являются непосредственно сами люди, отчуждение в форме обмена товарами еще не возникает, а обмен вещами не имеет смысла хозяйственного баланса, но, однако, служит средством накопления социального капитала. Парадокс реципрокности состоит в том, что вещи оказываются формой идеального, опосредствующего особого типа материальное производство - воспроизводство самого рода. Насилие разрушает естественную социальную среду, превращая людей в подобие вещей. Рациональный расчет вместе с натуральным кредитом впервые появляется в военно-хозяйственных комплексах Древнего Ближнего Востока. Рынок формируется под нужды армии. В свою очередь эскалация военно напряжения и рост фискальной нагрузки ведет к анонимизации насилия и обменов, - последнее и есть появление денежного обращения. Историческое прямо противоположно логическому! Обмен товарами это элементарная клеточка уже ставшего капитализма- в этом смысле эмпирическое исследование Гребера не опровергает теоретический анализ Маркса. Но от от первобытного родоплеменного общества до современного капиталистического лежит долгий путь, описанию которого и посвящена книга Д.Гребера. Так, рынок товаров это необходимый, но отнюдь не господствующий момент капиталистических отношений — исламские общества представляют собой яркий пример господства рынка над капиталом Именно поэтому промышленная революция, без которой невозможно капиталистическое накопление, началась на Западе, а не на Востоке. И тем не менее капитализм не является и не может явятся «концом истории» - как не двусмысленно показывает Д.Гребер, в основании всякого общества лежит коммунизм как бескорыстное общение и безусловная взаимопомощь!