Открытое письмо В. В. Путину от академиков-секретарей 8 -ми отделений РАН
...
Данное письмо – не прошение, а прогнозное экспертное мнение о тех рисках, которые принесет российскому обществу принятие законопроекта № 305828-6 в текущей редакции. Наш долг – предупредить о возможных последствиях общество, достоянием которого является Российская академия наук и вся отечественная наука, и власть, ответственную за принятие таких решений.
...
!=--------------------------------------------------------------------------------
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
В связи с рассмотрением законопроекта № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» считаем необходимым представить Вам оценку рисков для государственной целостности и благополучия народов Российской Федерации, связанных с принятием данного законопроекта в редакции, существующей на 18.09.2013 г. и предусматривающей вывод институтов РАН из состава Российской академии наук и их переподчинение федеральному органу исполнительной власти.
Оторванные от Российской академии наук институты подвергаются серьезной угрозе резкого снижения научной продуктивности. Прогнозируется волна отъезда молодых перспективных сотрудников разных специальностей за границу. Ожидаются массовые увольнения опытных сотрудников старшего возраста, ликвидация научных направлений и институтов.
В результате Россия останется без собственной фундаментальной науки.
Это приведет к значительному увеличению разного рода техногенных, экологических, экономических и социальных рисков, угрозам национальной безопасности страны, ее обороноспособности, падению уровня образования и культуры в России. Вполне реальны угрозы здоровью населения, разрушения сельского хозяйства страны, утраты продовольственной независимости России. Будет разрушена единая система этнологического мониторинга конфликтных ситуаций в России, научно-обоснованной политики в области национальных отношений. Под угрозу ставится уровень экспертной работы в области гуманитарных отношений, современной политики, в том числе выполняемой по запросам федеральных органов власти.
Этот закон наносит непоправимый удар по всем направлениям фундаментальной науки. Делается невозможным выполнение задач по переходу к инновационной экономике, поставленных Президентом РФ.
Данное письмо – не прошение, а прогнозное экспертное мнение о тех рисках, которые принесет российскому обществу принятие законопроекта № 305828-6 в текущей редакции. Наш долг – предупредить о возможных последствиях общество, достоянием которого является Российская академия наук и вся отечественная наука, и власть, ответственную за принятие таких решений.
24 сентября 2013 г.
Подписи:
И.о. академика-секретаря Отделения математических наук РАН
академик А.Б. Жижченко
Академик-секретарь Отделения физических наук РАН
академик И.А. Щербаков
Академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики
и процессов управления РАН
академик А.Н. Лагарьков
Академик-секретарь Отделения химии и наук о материалах РАН
академик А.Ю. Цивадзе
Академик-секретарь Отделения биологических наук РАН
академик А.Ю. Розанов
Академик-секретарь Отделения физиологии и фундаментальной медицины РАН
академик Ю.В. Наточин
Академик-секретарь Отделения наук о Земле РАН
академик А.О. Глико
Академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН
академик В.А. Тишков
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=4d2eedec-0642-45ea-b5cc-3f3016f4f193&print=1
Главным моментом является передача научных институтов
в ведение федерального органа исполнительной власти, что, практически,
разрушает всю структуру Академии наук. Изложение статьи 18, главы 6, п. 9
оставляет двусмысленной толкование ведомственной принадлежности организаций
отделений РАН».
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=a2945897-fff1-4931-9fa5-85f7eca8a2c1#content
- В чем же тогда основная опасность нового закона?
- Научно-исследовательские институты «изымаются» из РАН, перестают быть ее составляющей. Разрушается
традиционная и вполне работающая модель отраслевых отделений РАН. Учредителем институтов становится
загадочный «Федеральный орган исполнительной власти». Он не только будет ведать недвижимостью. Он
станет разрабатывать государственные задания для институтов.
- То есть государственный орган исполнительной власти будет определять, что должны
исследовать ученые?
- Да. В законе деликатно уточняется, что делать он это будет «с учетом предложений РАН», но суть от этого
не меняется. Именно это — самый главный пункт изменений. Чиновники, работающие в новом «Федеральном
органе», будут определять тематику научных исследований, в их ведении окажется кадровый вопрос, они
станут принимать решения о финансировании научных тем, они будут контролировать прием в аспирантуру.
Перед этим же "Федеральным органом" нам предстоит отчитываться один, а то и два раза в год. Не
исключено, кстати, что в итоге всех этих нововведений «хозяином» институтов окажется некое дочернее
агентство Минобрнауки, пусть даже какое-то время оно будет позиционироваться как независимая структура.
- Какие еще последствия вызовет передача научных институтов РАН в ведение Федерального
органа исполнительной власти?
- Общие контуры нашего будущего существования может легко представить себе каждый, кто участвовал в
недавних кампаниях, инициированных Министерством образования и науки: в аккредитации образовательных
программ, в мониторинге диссертационных советов, в составлении заявок и отчетов по федеральным
целевым программам. Кроме того, хотя новый закон с учеными не обсуждался, некоторые планы «отцов»
реформы РАН становятся известны в научных кругах.
Итак, что нас ждет:
Во-первых, существенное (в 2 - 3 раза) сокращение числа институтов. При этом критерием для принятия
решения о ликвидации организации станет не качество ее работы, а соответствие разработанному
министерством набору формальных критериев. Зачастую эти критерии весьма несуразны: все ли гуманитарии
готовы отчитаться о количестве патентов, о селекционных достижениях и полезных моделях? Именно эта
схема реализуется сейчас в отношении аспирантур и диссертационных советов.
Во-вторых, нас ждет сокращение числа научных сотрудников. Опять же критерии, по которым сотрудников
станут увольнять, будут формальными и при этом произвольными: как можно, например, использовать
пресловутый индекс Хирша или цитируемость в Web of Science при оценке работы специалиста в области
русской диалектной лексикографии?
В-третьих, возрастет бюрократизация планов и отчетности. Все последние затеи
министерства неизменно сопровождаются невероятным, просто фантастическим документооборотом. Отчет
по федеральным целевым программам, весящий несколько килограммов (интересно, читает кто-нибудь эти
отчеты?), многотомный пакет документов, сопровождающий процесс аккредитации аспирантуры — этим нас
уже не удивить. Теперь так будет выглядеть годовой (или полугодовой) отчет по рядовой научной теме, коих
у каждого института насчитывается пара десятков, а то и больше. И потом, где будущий «орган
исполнительной власти» намерен взять армию экспертов по всем областям науки, которые смогут прочитать и
профессионально оценить представленные отчеты? Разве что нанять на работу к тому времени уже
уволенных сотрудников РАН.
В-четвертых, нас ждет слияние институтов с вузами и уничтожение академических научных школ
Список потерь, к которым неминуемо приведет ликвидация системы институтов Российской академии наук (а
именно это является ядром нового закона), можно продолжать: гибель академических журналов и
электронных ресурсов, туманная судьба научных коллекций, картотек, архивов и музеев, уничтожение
системы подготовки научных кадров. Всё это, увы, станет реальностью уже через несколько месяцев.
Беседовала Ольга Митренина, для "Фонтанки.ру"
24.09.2013 :: Московская мэрия не согласовала ученым митинг протеста против реформы РАН