От Кактус
К Monco
Дата 13.03.2013 10:46:26
Рубрики В стране и мире;

Re: Является ли...

>И, кстати, какой реальный, а не пропагандистский смысл слова "демократия"? После заявления, что работающая демократия прекрасно сочетается с рабством, я даже заинтересовался.

Работающая демократия как механизм согласования интересов (политики) — всегда классовая. Демократия рабовладельцев прекрасно сочетается с рабством. Когда вместо класса вводится термин «народ» - это не работающая демократия, спектакль. Содержание термина демократия определяется через содержание термина «народ». Если народ это члены национал-социалистической партии, то это национал-социалистическая демократия и т.д.

От Monco
К Кактус (13.03.2013 10:46:26)
Дата 13.03.2013 11:30:32

Re: Является ли...

>>И, кстати, какой реальный, а не пропагандистский смысл слова "демократия"? После заявления, что работающая демократия прекрасно сочетается с рабством, я даже заинтересовался.
>
>Работающая демократия как механизм согласования интересов (политики) — всегда классовая. Демократия рабовладельцев прекрасно сочетается с рабством. Когда вместо класса вводится термин «народ» - это не работающая демократия, спектакль. Содержание термина демократия определяется через содержание термина «народ». Если народ это члены национал-социалистической партии, то это национал-социалистическая демократия и т.д.

Политическая демократия всегда классовая, потому что представляет собой одну из форм государства, а государство и есть выражение господства одного класса над другим. Но ведь это не отменяет отличия этой формы государства от других возможных государственных форм. Об этом говорит Alex или о демократии в каком-то другом смысле, я незнаю.

Так
>Введение всеобщего избирательного права (т.е. отказ от принципов работющей демократии)

отнюдь не мешает демократии "работать" в качестве политического оформления экономического господства класса буржуазии.

От Кактус
К Monco (13.03.2013 11:30:32)
Дата 13.03.2013 19:19:36

Re: Является ли...

>Так
>>Введение всеобщего избирательного права (т.е. отказ от принципов работющей демократии)
>
>отнюдь не мешает демократии "работать" в качестве политического оформления экономического господства класса буржуазии.

Именно после отмены демократии классовой и введения всеобщего избирательного права демократия становится неработающей, пропагандистской, превращается из диктатуры правящего класса в институт только маскирующий реальную власть буржуазии.

От Monco
К Кактус (13.03.2013 19:19:36)
Дата 13.03.2013 22:03:20

Re: Является ли...

>>Так
>>>Введение всеобщего избирательного права (т.е. отказ от принципов работющей демократии)
>>
>>отнюдь не мешает демократии "работать" в качестве политического оформления экономического господства класса буржуазии.
>
>Именно после отмены демократии классовой и введения всеобщего избирательного права демократия становится неработающей, пропагандистской, превращается из диктатуры правящего класса в институт только маскирующий реальную власть буржуазии.

Это уже игра словами. Диктатура без демократических институтов - демократия, а диктатура с демократическими институтами уже нет.

От Кактус
К Monco (13.03.2013 22:03:20)
Дата 27.03.2013 16:05:44

Справка по демократии

Философский концепт «демократия» - категория, саморазворачивающееся понятие. В каждой исторической эпохе этот концепт трансформируется в конкретное понятие. Эти понятия имеют различное содержание, хотя в названии каждого присутствует слово демократия. Демократию можно считать работающей если ее институты выполняют функцию власти.

Попробую описать исторические типы демократии и их функции. Так будет проще сравнить и понять какая демократия работает, какая нет.

Первобытная демократия

Военная демократия первобытного общества получила такое название потому что в управлении общими делами участвовал каждый взрослый мужчина который был обязан служить в ополчении и за это получал кусок земли. Лица не способные использовать землю в хозяйственных целях и воевать права голоса не имели. В описаниях военной демократии у готов или американских индейцев приводится развитая система демократических институтов не уступающая по степени проработанности буржуазному парламентаризму. Цель первобытной демократии — эффективное управление обществом со стороны дееспособного населения. Такая демократия работала.

Античная демократия

Классическая афинская демократия возникла как инструмент разрешения системного кризиса вызванного возникновением классов. Концентрация земельной собственности у «старых родов» и обнищание крестьянства привели к массовому обращению соплеменников в рабство за долги. Это грозило социальным взрывом. Одновременно борьба между кланами рабовладельцев делали их легкой добычей в случае бунта. Требовалось успокоить плебс и модернизировать систему управления так чтобы согласование интересов между враждующими кланами происходило через юридически оформленную процедуру, а не через резню на улицах. Демократия в Афинах была введена «сверху» решением царя в интереса становящегося класса рабовладельцев к которому он принадлежал. Плебсу была брошена подачка - запрет обращать в рабство греков. Для рабовладельцев железной рукой был введен новый порядок государственного управления.

Допуск к участию в демократических процедурах ограничивался имущественным цензом пройти который не имя в собственности рабов было невозможно. Афинская демократия была демократией рабовладельцев. Она возникла как инструмент сплочения класса рабовладельцев против неимущих сограждан и рабов. Государственная власть осуществлялась как военная диктатура (правление опирающееся на насилие) рабовладельцев по отношению как к части общества не допущенной к власти, так и к рабам в общество не включенным. Античная демократия выполняла свою функцию, работала.

Из той эпохи к нам пришли понятия «политика» - публичное согласование интересов через юридически оформленную процедуру, «демократия» - власть народа, «демос» - народ допущенный к власти, «охлос» - толпа не допущенная к власти, «тиран» - правитель игнорирующий демократические процедуры, «олигархия» - власть группы крупных собственников.

Вестминстерская модель

Существенные черты афинской демократии повторились в классической модели буржуазной демократии Нового времени — английской Вестминстерской модели. В основе допуска к власти опять лежал имущественный ценз — владение землей. К тому времени всей пахотной землей в Великобритании владели 16 семей и под землей в избирательном законе понимался участок земли под собственным домом. Лица не имевшие в собственности жилья или работающие по найму были не гражданами, а подданными. Британцам как и грекам, не приходило в голову что избирательное право может понадобиться женщинам.

В Вестминстерской модели по сравнению с античной демократией значительно усилилась юридическая составляющая гарантирующая невозможность захвата власти вторым элементом верхушки политической системы — королем, возглавлявшим исполнительную власть. В отличие от греков британцы имели опыт борьбы с бюрократией абсолютистского государства.

Впервые в британском парламенте появились официальные партии — правящая и оппозиционная. Первоначально это были либералы (промышленный капитал) и консерваторы (земельный капитал). Опираясь на доктрину «естественного права» либералы боролись за частную собственность, свободу торговли, свободу перемещения и смягчение уголовного законодательства для предпринимателей. Так тогда понимались «права человека». Консерваторы основывались на только что сочиненной традиции и отстаивали полномочия государства необходимые для сохранения крупной земельной собственности.

В этот период в общественном мнении пропагандой либералов было сформировано несколько устойчивых ложных связей: 1) соединение демократии и либерализма, 2) связь демократии и прав человека, 3) противопоставление диктатуры и демократии. Выступая против консерваторов либералы выставляли себя сторонниками демократии, которую они видели в торжестве прав человека, и противниками монархии, в которой видели диктатуру. Собственную диктатуру либералы называли демократическим либеральным правлением.

Анализ Вестминстерской модели сделанный Монтескье дал концепты демократии Нового времени: «разделение властей», «баланс интересов», «система сдержек и противовесов», «ответственное правительство». Наиболее важным из новых понятий была «нация» пришедшая на смену античному «демосу». Нация — народ в понимании буржуазии, население имеющее общую культуру, хозяйство и территорию. Участие в общем хозяйстве предполагало не совместный труд, а частную собственность. На момент изобретения концепта никаких наций не существовало. Они создавались буржуазными государствами исходя в первую очередь из емкости рынка достаточного для обращения капитала.

В Вестминстерской модели воплотились все современные демократические институты: выборность органов власти снизу доверху, периодическая сменяемость состава органов власти, тайное голосование, равенство голосов, разделение властей, персональная ответственность органов исполнительной власти за принимаемые решения, неприкосновенность органов законодательной власти, коллегиальность принятия решений законодательной властью и утверждение решения органа исполнительной власти вышестоящим. Набор этих институтов и есть демократия. Демократия — всего лишь процедура формирования и работы власти. Главный вопрос демократии — кому разрешено пользоваться этими институтами. Демократические институты — инструмент диктатуры правящего класса против бесправного большинства.

Также как и античная, британская демократия была только инструментом сплочения буржуазии против трудящихся. Другой задачи эта демократия не имела, но с ней она прекрасно справлялась.

Из описанных классических моделей видно что демократия как народовластие существовала только в бесклассовых обществах. В классовом обществе демократия представляет из себя комплекс институтов применяемых для формирования и контроля органов власти. При этом к участию в демократических процедурах допускаются только представители правящего класса. Демократия в таком случае представляет из себя механизм согласования интересов различных групп внутри правящего класса. Ее цель — обеспечить монолитное единство господствующего класса для осуществления диктатуры в отношении остальных классов.

Демократия (способ которым осуществляется власть) и диктатура (характер власти) находятся в диалектическом единстве. Они не исключают друг друга. Самая эффективная власть (диктатура) опирается на механизм согласования интересов (демократию) правящего класса. Демократия — механизм выявления и реализации воли именно этого класса, а не народа.

Американская демократия

От классических моделей существенно отличалась демократическая система существовавшая в США до Гражданской войны, когда была завершена американская революция и власть в стране окончательно перешла к национальной буржуазии. В этот период США были самым демократическим государством в мире. Это объясняется не особым складом характера поселенцев, а типом периферийного капитализма, существовавшего в Америке. Английский капитализм центра создал в Америке два дополняющих друг друга периферийных социально-экономических уклада, два общества внутри одного: рабовладельческий уклад на Юге производил хлопок для британской промышленности, а мелкотоварный первобытный уклад на Севере снабжал производство хлопка продовольствием. Такая структура общества позволяет обеспечить господство на периферии уклада прямо связанного с центром (рабовладельческого). Крупные хозяйства производящие продовольствие снижали бы прибыльность производства хлопка и тем самым — прибыли британской промышленности. А на фермера легко перекладывались издержки ведущего производства.

Американская демократия строилась как противостояние плантаторов и фермеров. Авторству одних принадлежит Конституция США которая копировала английскую Вестминстерскую модель, авторству других — Билль о правах, который содержит основные элементы первобытной военной демократии. Двойственную американскую демократию того периода можно назвать народовластием только в силу наличия первобытного элемента. Такая демократия не могла быть инструментом диктатуры потому что периферийной буржуазии приходилось делить власть с мелкой буржуазией. Единства правящего класса не было. Поэтому американская демократия в ее первоначальном виде была ликвидирована после победы американской буржуазии в Гражданской войне и начала формирования американской нации.

Американская демократия не обеспечивала единства буржуазии и не позволяла ей установить диктатуру. Именно с этим связан расцвет буржуазных свобод в США первой половины 19 века.

Другая особенность американской демократии — отсутствие характерного для Европы перекоса в разделении властей в пользу парламента. В Америке не было опыта борьбы с собственным королем и опасность захвата власти президентом не осознавалась.

Спектакль всенародной демократии

Классическая модель буржуазной демократии в Европе исчерпала себя пришла в упадок во второй половине 19 века. Во время ее существования не было ни одной мировой войны. Странами капиталистического центра велись только колониальные войны. Единство промышленной буржуазии внутри каждой из развитых стран обеспечивало и классовое интернациональное единство мировой буржуазии. Промышленники не хотели воевать между собой. Они предпочитали захватывать и грабить колонии.

С началом эпохи империализма политическое единство буржуазии ушло в прошлое. Ожесточенная борьба финансовой и торгово-промышленной буржуазии привела к невозможности поддерживать диктатуру буржуазии за счет демократических институтов. Во всей Европе были установлены бонапартистские диктатуры финансовой олигархии. Борьба буржуазии против буржуазии за буржуазную демократию описана Марксом в «Классовой борьбе во Франции».

Падение бонапартистских режимов привело не к установлению демократии, пусть даже буржуазной, а к вялотекущей гражданской войне. Договориться между собой враждебные группы буржуазии не могли. А следовательно не могли единым фронтом противостоять рабочим. Во Франции было 17 революций и 17 конституций, большая часть — в 19 веке. Такое положение не могло устраивать буржуазию которая рисковала в очередной революции потерять все. Назрела необходимость распространения демократических прав и свобод на большинство населения. Нужно было решить непростую задачу — допустить к участию в демократических процедурах трудящихся, но не отдать им власть. Единственный выход в такой ситуации — выхолостить демократию до спектакля, участие в котором не дает реальной возможности влиять на положение в обществе.

Начало 20 века было отмечено «массовой победой трудящихся в борьбе за свои права». Буржуазия внезапно подобрела и отменила цензы — ограничения участия в выборах по экономическому и социальному положению. Демократия из буржуазной стала всенародной. В голосовании стали участвовать женщины. Формально демократические институты сохранились. Но их реальное функционирование изменилось таким образом чтобы они не затрагивали власть финансовой олигархии.

Казалось бы эти изменения должны были насторожить общество и предупредить о приближающейся европейской бойне. Но радикальные переломы дают о себе знать настолько малозначительными фактами что их никто не различает. Фактически в начале 20 века была сформирована буржуазная демократия нового типа:

1) Избирательное право было даровано всем жителям страны кроме уголовных преступников и сумасшедших. В политику пришло огромное количество людей ранее с ней не знакомых. Этой массой откровенно манипулировали через газеты. Пик в скупке газет корпорациями приходится на начало 20 века. Журналистика никогда не давала прибыли и всегда решала политические задачи.
2) Большинство новичков в политике составляли женщины. Именно для них буржуазией в начале 20 века были созданы многочисленные движения борьбы за права женщин против мужчин. Разделение по половому признаку для неразвитой домохозяйки может заменить классовое.
3) Были заключены соглашения между буржуазией и профсоюзами действующие до сих пор. В Англии где противоречия были наиболее угрожающими власти профсоюзы были реорганизованы в политическую партию которая сменила либералов в парламенте.
4) Начала формироваться рабочая аристократия — высококвалифицированные рабочие капиталистического центра которые могли себе позволить уровень жизни дворян 18 века. Они проводили политику буржуазии внутри рабочего класса.
5) Но не рабочая аристократия составляла опору буржуазной демократии нового типа, а массовый слой рантье - мелкой буржуазии которая получала доходы от вывоза капитала (эксплуатации банками колоний), были клиентами господствующей финансовой олигархии. Стрижка купонов по облигациям банков — основа лояльности мелкой буржуазии по отношению к власти.

Перечисленные изменения позволяли буржуазии не способной создать демократию для себя превратить ее в лубочный спектакль демократии для всех. Бесклассовая демократия начала 20 века означала только власть олигархии под прикрытием демократических процедур.

Демократия нового типа позволила капиталистическим государствам в два этапа провести мировую войну за передел мира при полном непротивлении граждан которых вели на бойню. Буржуазная демократия 19 века позволяла убивать только людей с другим цветом кожи вооруженных копьями. Она же в 20 веке позволяла одним европейцам убивать других европейцев вооруженных самыми совершенными машинами.

Такая демократия уже не работала потому что ее институты не выполняли функции согласования интересов избирателей. Она выполняла другую функцию — прикрытия власти финансовой олигархии.

Демократия среднего класса

Мировая война была затеяна с одной целью — разрушить мировую колониальную систему и создать единый глобальный рынок капиталов. Это была война глобального финансового капитала против национального промышленного. Но после Первой мировой войны возникло социалистическое государство участие которого в деколонизации могло вырвать из капиталистического рынка большую часть планеты. Поэтому в ходе Второй мировой войны главной задачей стало уничтожение СССР либо ослабление его настолько чтобы он не мог участвовать в деколонизации. Колониальная система была разрушена, а с СССР не получилось.

В условиях противостояния с СССР сохранение сложившейся перед Первой мировой войной диктатуры олигархов за ширмой всенародной демократии потребовало новых усилий. Фактически была сделана перелицовка старых демократических декораций: оболванивание избирателя с помощью газет сменилось телевидением, рантье которые стригла купоны русских займов стали стричь их с других облигаций, бесклассовая борьба женщин против мужчин приобрела глобальный характер, профсоюзы и рабочие партии стали официальными распределителями подачек которые капитал бросал трудящимся и т.д. Но такая практика не могла продолжаться долго. В 1968 году произошли массовые выступления молодежи против лживого спектакля буржуазной демократии. Модель перестала работать и ее требовалось дополнить новыми устойчивыми элементами.

После мая 1968 года были введены принципиальные новшества: 1) в Европе и США было создано экологическое движение боровшееся только против промышленных корпораций собственных стран, 2) удачный опыт Великобритании по созданию рабочей аристократии был распространен на весь капиталистический центр — началось формирование среднего класса — массового зажиточного слоя наемных работников.

Либеральная демократия

После распада СССР необходимость в содержании среднего класса отпала, да и непрерывный кризис финансового капитализма не позволял это делать. Начался переход от спектакля демократии как власти всего народа к спектаклю демократии как власти меньшинств для чего массово создавались движения в поддержку этнических, сексуальных, религиозных и других экзотических групп. Эта модель получила название либеральной демократии. Кроме основной задачи прикрытия власти олигархии эта модель решает побочную задачу внушения обывателю отвращения к демократически процедурам вообще. Искусственная связь демократии с сумасшедшими деятелями культуры и сексуальными меньшинствами делает ее неприемлемой для большинства населения.

В сложившихся условиях нужно бороться за допуск к демократическим процедурам большинства населения, активное вовлечение людей в эти процедуры, наполнение этих процедур реальным содержанием только потому что тогда станет невозможной буржуазная демократия «для своих» и мы не получим полноценную устойчивую диктатуру буржуазии. А эрзац в виде принципата во всех смыслах непрочен.