Работа Андрея Блажнова 2002 года – это большая фотография, 2 на 1,5 метра, на ней изображена сцена на пляже. На пляже беременная девушка сидит на покрывале, и этим покрывалом выступает советское знамя, красный флаг. И она смотрит куда-то вдаль и кушает яблоко. Работа называется «Плоды». Это прежде всего не постановочная фотография.
Это как раз ситуация, когда художник-фотограф беспристрастно фиксирует то, что его окружает. Из предыстории создания этой работы. Андрей Блажнов мой хороший друг, он мне рассказывал, что это была ситуация, когда он оказался на пляже, это была большая, шумная компания людей с большим количеством тюремных татуировок на теле. Довольно стрессовая ситуация, но как истинный художника он воспользовался моментом, когда эта свита отошла от этой девушки, и он одним кадром смог сфотографировать то, что сейчас представлено в экспозиции.
На мой взгляд, это очень точная метафора. Он схватил время этой фотографией. То, чему присягали, клялись верности, сейчас является подстилкой. Это ни в коем случае не попытка очернить советское прошлое. Это просто констатация.
работа Дианы Мачулиной, она называется «Это не мороженое». Работа выглядит как объект. Представьте прозрачный куб со сторонами 1,75 м. Как только зритель входит в экспозиционный зал, на фасадной стороне он видит мороженое. Такая обыкновенная зазывалочка.
Реклама такая.
А когда подходишь ближе и заглядываешь в само содержимое куба, ты обнаруживаешь на палочке развернутый плавленый сынок. Диана сделала эту работу по произведению Москвиной, смысл которой заключался в том, что бабушка, постоянно покупая мороженое своему внучку, делала подмену – вместо мороженого давала ему плавленый сырок. Внучок давился, ел и не понимал, почему людям нравится мороженое. Здесь тоже очень яркая метафора того, что вроде бы мы стали жить в новой России, а является ли это тем самым мороженым или нет?