От Михайлов А.
К Константин
Дата 25.10.2012 01:45:46
Рубрики В стране и мире;

Письма о богословии и науке.

Диалог в воцерковленным коллегой о кафедре теологии в его alma mater.
Публикуется в сокращении, личные подробности деловая переписка убраны.

Университет, в том числе и физико-технический или инженерно-физический должен давать универсальное образование. Это как нельзя лучше соответствует принципу всестороннего развития. Но как же «овладеть всей суммой знаний», если «материя неисчерпаема»? «Дурную бесконечность» можно оконечить если учесть, что «многие знания следуют из немногих принципов» (наука и занимается поиском таких принципов) — различных типов знаний и техник мышления конечное число. Если оттолкнутся от переслегинской типизации знаний (
http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/Per_fromUniv.htm ) и признать, что точкой сборки естественнонаучного знания является физика, для общественных наук таковыми должны быть история (а не литература) и социология в средней и высшей школе соответственно. Потому как социально-исторический детерминизм ключ ко всему — к человеку, к культуре и т. д. Социология+ экономика+менеджмент(особенно в контексте управления инновационным проектом)+психология(в педагогическом ключе)+философия — это вполне достойным список курсов для гуманитарного факультета в естественнонаучном университете. Философия, заметим, играет в общественных науках такую же роль как и математика в естественных. Математика и философия это две взаимодополняющих теоретических метанауки — своеобразные универсальные языки науки, а если ним добавить два универсальных праксиса - инженерию и педагогику (трансляция знания) и охватить получившейся конструкцией одну из форм движения материи — физическую биологическую или социальную -получиться схема функционирования соответствующей науки — физики, биологии или социологии. Любая из них описывает мир целиком, но не полностью. Физические законы работают всегда и вежде, но на их основе нельзя объяснить эволюцию -.воспроизводить себя и накапливать информацию могут не всякие физический системы, а особым образом организованные. Точно также мышление, наделенное свободным целеполаганием, не функция физиологии мозга (человек и высшие млекопитающее в этом плане различны лишь количественно) , а социальных отношений (а мозг наш и речевой аппарат именно таков, чтобы мы могли в эти отношения вступать). Богословы могут по отдельности поймать физика или биолога на редукционизме, но если они под руководством философа поймут что редукционизма нет(а есть переход количества в качество) и объединяться с социологом, то богословам придется ретироваться.:) Вся совокупность наук покрывает универсум деятельности целиком , обеспечивая оному необходимые и достаточные основания. Здание науки целостно, если включить в него знание о незнании — философские проблематизации, вплоть до «вечных» кантовских вопросов. Теология это не наука, а отдельное здание:) -наука изучает объективную действительность, а теология трансценденцию. Все науки — естественные и гуманитарные - когда-то жили под крышей одного факультета — философского. В этом смысле даже медицина не совсем наука, а отдельный праксис , хотя и основанный на том же естественнонаучном базисе что и биология — врач не ищет Истину, а лечит пациента, для него главное «не навреди». Юристы, хотя их можно попытаться привязать к гуманитарному знанию, как медиков к естественнонаучному, еще менее ученые чем медики — они изучают не объективные законы, а нормативные установления. Один китайский император очень удивлялся, как это «западные варвары» изучают законы природы, ведь законы это эдикты утвержденные императором — у юристов такой же способ мышления — они указ очередного императора почитают за объективную истину. Теологи в этом ряду последние — у них вообще нет предмета для изучения Теологам нечего делать в университете и научном сообществе со времен «Спора факультетов» Канта (здесь я неявно использовал его аргументы), а нас тянут в средневековье. Патристика и схоластика занимают достойное место в курсе истории философии (преподавать надо, кстати, именно всю философию целиком в её историческом развитии, а не одну из теорий, пусть и последнюю по счету ), но даже в Средние века очень четко понимали различие между схоластической философией и богословием. Богословие это не аналог научного атеизма, который был даже не наукой (у него нет особого предмета исследования), а просто изложением научной картины мира, не требующей присутствия Бога. Если и аналог, то разве что в смысле идеологической кондовости (а она то как раз ничего хорошего не принесла) — этого все и опасаются — превращения ненужного факультатива в общеобязательную проверку на лояльность.

От Михайлов А.
К Михайлов А. (25.10.2012 01:45:46)
Дата 25.10.2012 01:46:45

Re: Письма о богословии и науке. Дубль два.

Утверждая, что теология часть универсума культуры, митрополит Иларион, вводит нас в заблуждение, причем дважды. Во-первых, культура это не универсум, а несколько больше — движение материи отражается в формах человеческой деятельности многократно, но только наука гарантирует подлинность своего отражения. Поэтому наука является главной компонентой новоевропейской культуры, ценность же всех прочих (искусства, права, религии и т. д.) пропорционально их проекции на науку. Так вот, наука и религия почти ортогональны друг другу. Это во-вторых. Да, «Категория бесконечного в патристике»это вполне допустимая тема для диссертации по философии, но живой интерес она вызовет только у узких специалистов. Всё таки основной предмет философии это методология мышления и деятельности и её важнейший подраздел гносеология, далее следует в порядке убывания значимости онтология, аксиология, этика, эстетика и т. д. Естественно, преподавание философии, как это было введено Гегелем, осуществляется в форме изучения истории философии — мысль надо постигать не по готовым результатам, а по движению самой мысли. Философия играет в гуманитарных науках такую же роль, что и математика в естественных. А вот роль гуманитарной физики играет социология, поскольку к ней редуцируются все прочие дисциплины. Если к двум теоретическим дисциплинам добавить пару прикладных — педагогическую психологию и экономику/менеджмент, то получится всеобщий и необходимый набор гуманитарных дисциплин. Всё остальное это уже частности, но этот квадриум физики и математики, естественники и технари должны знать. А поскольку свою специальность они должны знать еще лучше, то времени на всякое литературоведение, будь то библеистика или поэзия серебряного века у них просто не останется.
Кстати, насчет литературоведения. Анализ текстов Ветхого и Нового заветов легко покажет что они состоят из нескольких временных пластов с совершенно разным идейным содержимым. Грубо говоря ряд ветхозаветных сюжетов легко впишется в контекст древнесемитской мифологии, а этика нового завета — в контексте эллинистической философии (конкретно неоплатонизма). По существу, рациональная часть христианства, которую я попытался кратко сформулировать в своем тексте, уже содержалась в позднеантичной философии, и ей только требовалось принять религиозную форму, чтобы стать массовой идеологией, потому как иных форм тогда не было и не будет их еще до самой эпохи просвещения. Позже это рациональное зерно античной мысли послужит основой средневековой философии, т.е. христианская религия сыграла роль своеобразного «передаточного контейнера». Сама же религиозная оболочка этого контейнера, которой несомненно является литургия окажется символической формой античной мистерии, рассматриваемой любым христианином как идолопоклонство. Таким образом, последовательное преподавание богословия как гуманитарной дисциплины сделает студентов еще большими атеистами, чем изучение физики и математики.

От Пуденко Сергей
К Михайлов А. (25.10.2012 01:46:45)
Дата 02.12.2012 16:07:53

Re: "плохие дела"

и с теологией, и с эзотерикой
>Утверждая, что теология часть универсума культуры, митрополит Иларион, вводит нас в заблуждение, причем дважды. Во-первых, культура это не универсум, а несколько больше — движение материи отражается в формах человеческой деятельности многократно, но только наука гарантирует подлинность своего отражения. Поэтому наука является главной компонентой новоевропейской культуры, ценность же всех прочих (искусства, права, религии и т. д.) пропорционально их проекции на науку. Так вот, наука и религия почти ортогональны друг другу. Это во-вторых. Да, «Категория бесконечного в патристике»это вполне допустимая тема для диссертации по философии, но живой интерес она вызовет только у узких специалистов. Всё таки основной предмет философии это методология мышления и деятельности и её важнейший подраздел гносеология, далее следует в порядке убывания значимости онтология, аксиология, этика, эстетика и т. д. Естественно, преподавание философии, как это было введено Гегелем, осуществляется в форме изучения истории философии — мысль надо постигать не по готовым результатам, а по движению самой мысли. Философия играет в гуманитарных науках такую же роль, что и математика в естественных. А вот роль гуманитарной физики играет социология, поскольку к ней редуцируются все прочие дисциплины. Если к двум теоретическим дисциплинам добавить пару прикладных — педагогическую психологию и экономику/менеджмент, то получится всеобщий и необходимый набор гуманитарных дисциплин. Всё остальное это уже частности, но этот квадриум физики и математики, естественники и технари должны знать. А поскольку свою специальность они должны знать еще лучше, то времени на всякое литературоведение, будь то библеистика или поэзия серебряного века у них просто не останется.
> Кстати, насчет литературоведения. Анализ текстов Ветхого и Нового заветов легко покажет что они состоят из нескольких временных пластов с совершенно разным идейным содержимым. Грубо говоря ряд ветхозаветных сюжетов легко впишется в контекст древнесемитской мифологии, а этика нового завета — в контексте эллинистической философии (конкретно неоплатонизма). По существу, рациональная часть христианства, которую я попытался кратко сформулировать в своем тексте, уже содержалась в позднеантичной философии, и ей только требовалось принять религиозную форму, чтобы стать массовой идеологией, потому как иных форм тогда не было и не будет их еще до самой эпохи просвещения. Позже это рациональное зерно античной мысли послужит основой средневековой философии, т.е. христианская религия сыграла роль своеобразного «передаточного контейнера». Сама же религиозная оболочка этого контейнера, которой несомненно является литургия окажется символической формой античной мистерии, рассматриваемой любым христианином как идолопоклонство. Таким образом, последовательное преподавание богословия как гуманитарной дисциплины сделает студентов еще большими атеистами, чем изучение физики и математики.


Это Вы зря так. Она не по законам науки внедряется, а по правилам индоктринации. На остаток головы насаживается,нахлобуивается. См третий рейх , третий Рим и тому подобное

>Теологи в этом ряду последние — у них вообще нет предмета для изучения Теологам нечего делать в университете и научном сообществе со времен «Спора факультетов» Канта (здесь я неявно использовал его аргументы), а нас тянут в средневековье. Патристика и схоластика занимают достойное место в курсе истории философии

Это уже стало де-факто мейнстримом 2010х


курсив мой. павленко и Симонов -не из подворотни

http://iph.ras.ru/page49675837.htm

В самом деле, ветхозаветные представления о мире являются сегодня самыми влиятельными и распространенными. Мир, в котором мы живем – со всей его наукой, философией, техникой и искусством – является в буквальном смысле «овеществленной библией». Всё так, но как же мало ещё последователей этих представлений, кто может себе позволить подобно Г.М. Идлису прямо и открыто заявлять их не только в научных взглядах (разрабатывая в науке «антропную аргументацию»), но и придавать им поэтическую высоту. Так говоря о роли «шестого» чувства, Идлис пишет:

………………………………

Но до конца всегда, уверен,

Всё познаётся лишь шестым!!..


Как будто все имеют виды

Идти как встарь и вновь идут

С опорой на звезду Давида –

Шестиконечную звезду!!!..[12]
http://img.beatles.ru/f/1841b/1841656.jpg



Так и есть: только в соединении античных по своей природе научных ценностей (греки создают математику и логику) и иудейских убеждений о «богоизбранности» мог быть достигнут тот особый сплав ума и веры, который сегодня определяет облик не только «постнеклассической» науки, но и всей современной «постнеклассической культуры».

Именно люди с таким мировоззрением, к которым, без сомнения, я отношу и Григория Моисеевича Идлиса, оказываются в состоянии менять тот самый «угол зрения» на мир и место человека в нём, который определяет для большинства саму способность говорит о нём и видеть его.

23 мая 2009 г
http://img.beatles.ru/f/1828b/1828850.jpg


В средние века кометы воспринимали всерьез как вестников глобального несчастья

---disasters in connection with two comets sighted in 1456

Germany in 1513. Note the blood dripping from the sky
and the two-headed animal, a “monster” that was a sign
of God’s judgment against heresy. The middle person in the
foreground has the buboes of the Black Death. Trees have been
broken, and several towers have fallen, probably in earthquakes.
These things happened, it was believed, because of the comets.

The Luzerner Schilling (or Luzernerchronik) is an illuminated manuscript of 1513, containing the chronicle of the history of the Swiss Confederation written by Diebold Schilling the Younger
а это становится бон тоном
Русская ятронаука – прорыв в истории науки

Р.А. Симонов

В эпоху Ренессанса в Западной Европе происходит возрождение интереса к античной культуре, включая эзотерику. Причем интерес к эзотерике имел важное значение для последующего развития естествознания. Это обусловливалось появлением ятронаправлений (от латинского «ятро» – врач), разрабатывавшихся в XV-XVI вв. на медицинских факультетах университетов, в виде ятрохимии, ятроматематики, ятрофизики и др. В рамках ятронаправлений происходил процесс «объективизации естествоведения» (термин И.М. Рабиновича), приведший к становлению науки Нового и Новейшего времени.
В нашей стране вопрос о предварительном ятронаучном этапе развития современной науки был поднят И.М. Рабиновичем совместно с опубликовавшей его статью по этому вопросу редколлегией сборника «Историко-математических исследований» (отв. ред. А.П. Юшкевич). О достаточной «крамольности» содержания статьи для 1970-х гг. говорит тот факт, что в ней выражалось сомнение в истинности «материалистических» объяснений, которые «связывают освоение понятия переменной величины с потребностями европейской техники в начале XVII в.». По Рабиновичу, появление понятия переменной величины, определившей выделение в системе научных дисциплин так называемой «высшей математики», обусловливалось нуждами ятроматематики (врачебной астрологии): «Астрология стала применяться главным образом для нужд медицинской практики, а не как средство гадания о судьбе человека… Этот термин («ятроматематика» - Р.С.) представляется нам весьма подходящим для обозначения отмеченного направления в развитии математики» (Рабинович И.М. О ятроматематиках // Историко-математические исследования. М., 1974. Вып. 19. С. 223, 226).
Основой ятроматематического учения было положение об «управлении» здоровьем человека знаками Зодиака: знак Овна «управлял» здоровым состоянием головы, знак Тельца – шеи и так далее, 12-й зодиакальный знак Рыб «управлял» здоровьем ступней. Во втором варианте славяно-русской астрологической таблицы знаки Зодиака соответствовали частям тела человека в той же последовательности. Это позволяет заключить, что его (второго варианта таблицы) появление на Руси не позже кон. XV – нач. XVI вв. вызвано распространением в стране западноевропейской мысли в области ятронауки.
Формы использования в русской практике. Наличие изучаемой таблицы заставляло думать, что она как-то применялась в русской реальной жизни. Но как именно? Не вызывает сомнения лечебное назначение второго варианта таблицы благодаря открытию Б.Н. Морозовым (Археографическая комиссия РАН) подлинника рукописи знаменитого Травника 1534 г., считавшегося утраченным (Морозов Б.Н. Травник из постельной казны Ивана Грозного? Харьковская рукопись 1534 г. – новый памятник книжной мастерской митрополита Даниила (Первые шаги изучения) // Археографический ежегодник за 2003 год. М., 2004. С. 73-85. Рукопись хранится в Центральной научной библиотеке Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, № 159).
Сенсационность открытия усиливалась обнаружением в царском Травнике 1534 г. позднейшей записи лечебного назначения, содержащей перечень благоприятных («добрых») для врачевания дат в некоем сентябрьском году второй половины XVI в. Она могла быть сделана на основе табличного или словесного дополнения (к рассматриваемому варианту таблицы), обеспечивающего «перевод» сидерических дней в календарные даты. Например, такой перевод предусмотрен «Брюсовым календарем», напечатанным в нач. XVIII в., то есть в Петровскую эпоху. Данные «Брюсова календаря» позволили обосновать, что ятроматематический расчет Травника 1534 г. предназначался для 1571 сентябрьского года и был, по-видимому, осуществлен врачом-астрологом Бомелиусом, ставшим в 1570 г. царским лейб-медиком (Морозов Б.Н., Симонов Р.А. Датировка и атрибуция медико-астрологических расчетов, приписанных к Травнику 1534 года // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004, № 4 (18). С. 5-21). Выявленный эпизод является живым свидетельством существования интереса к ятронауке в России по крайней мере в историческую пору от Ивана Грозного до Петра I.
Рассматриваемый вариант славяно-русской таблицы также получил отражение в «Цветнике священноинока Дорофея», возникшего после 1589 г. Здесь приводятся два перечня сидерических знаков, упорядоченных по «качествам» «добрых треблаженных» (из 17 пронумерованных знаков один пропущен) и «злых преокаянных» (10 знаков). Если учесть, что в ятроматематике «добрыми» назывались благоприятные для врачевания дни, а «злыми» – неблагоприятные, то в «Цветнике» могла идти речь об информации, сходной с приводимой в Травнике 1534 г., или имеющей какой-то иной, пока не поддающейся расшифровке смысл (Симонов Р.А. О зашифрованной записи а «Цветнике священноинока Дорофея» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003, № 4 (14). С. 67-68).
Характер использования первого варианта таблицы, включенного в Геннадиевскую Библию, остается неясным.
Значение источника. В работе И.М. Рабиновича говорилось о ятронауке (точнее ее части – ятроматематике) применительно к реалиям Западной Европы. Поскольку рассмотренные выше данные об элементах ятроматематической книжности на Руси тогда не были известны, то априори не исключалось, что ятронаучный этап, предшествующий науке Нового времени (современного типа), является не всеобщим, а региональным, западноевропейским образованием. Значит, и современная наука, «замешанная» на своей предшественнице – ятронауке, могла быть в определенной степени случайным событием, а не неизбежным итогом развития человеческой мысли.
Реальное использование элементов ятроматематики в России XVI – нач. XVIII вв. свидетельствует о том, что ятронаучный этап был всеобще-европейским, а не лишь западноевропейским явлением. А это значит, что современная наука есть необходимое содержание цивилизации Нового и Новейшего времени. Вместе с тем по-новому выступает история русской науки, развитие которой связывалось с Петровской порой. В действительности же, Петровское и Послепетровское состояние науки было плавным продолжением предшествующего ятронаучного этапа, о котором не было ничего известно. Можно с уверенностью сказать, что обнаружение и начало систематического изучения русских ятроматематических источников является принципиально новым, по существу революционным результатом науки XXI века. Соответствующие исследования обобщены в итоговой работе: Симонов Р.А. Ятронаучный этап естественнонаучной книжности (конец XV- начало XVIII вв.) // Вопросы истории естествознания и техники. 2007, № 1 (в печати).
Важное значение в изучении Предпетровского состояния русской науки имеют библиотеки, сохраняющие в своих собраниях неоценимые источники, которые, надо надеяться, откроют новые страницы отечественной ятронауки.
http://img.beatles.ru/f/1827b/1827002.jpg



в переводе на общегражданский-
теологию они уже втащили в ВУЗы и универы, а теперь втащат в школы (версия лайт, слегка подмазанная иудео-христианская в православном изводе, лубочно-глянцевом или воинственно-чаплинском).

Астрономии там теперь нет, будет астрология и эзотерика. Всвязи с новыми открытиями из истории прорывной науки...

Я нисколько не склонен преувеличивать, юродствовать и шутить. Конъюнктру с теологией-космологией я уже достаточно просек, с астрономией-эзотерикой -тоже. Симонов не простой дядя, а большой глава. И таких сейчас стопятьсот, половина - ренегаты вроде бывшего главного по марсоведению Ойзермана. Все всё сильней хотят есть сытно, окучить и возглавить, при дворе "патриарха" и "кесаря", там уже тесно от толкающихся локтями.

Померли подряд Капица, Гинзбург, Кругляков, а эти шестиконечные и тупоконечные размножаются делением, как мусорные водоросли в сточной канаве.


Бедная Россия. Несчастная страна (тм)
http://img.beatles.ru/f/1841b/1841676.jpg


http://img.beatles.ru/f/1845b/1845967.jpg



http://img.beatles.ru/f/1841b/1841674.jpg



От Михайлов А.
К Пуденко Сергей (02.12.2012 16:07:53)
Дата 03.12.2012 16:54:28

Re: "плохие дела"

>Это Вы зря так. Она не по законам науки внедряется, а по правилам индоктринации.

Прошу учесть, что это общезначимые фрагменты частной переписки, где я сглаживал некоторые острые углы, дабы не обидеть товарища. Если вместо теологии преподавать библеискику как раздел филологии (правда зачем столь узко специализированная кафедра в естественнонаучном ВУЗе?), как то заявляют официальные лица РПЦ, то это действительно приведет к куда более радикальному атеизме, чем изучение физики. Легко быть материалистом в физике , отдавая при этом гуманитарную сферу на откуп «духовности», на что научно добросовестный гуманитарий никогда не пойдет. Но мы то понимаем, что попам ни философия ни филология, не нужны, равно как и физика — главное оформлять стадо не отходя от кормушки.

>курсив мой. павленко и Симонов -не из подворотни

Вот кстати, некоторые замечания в том числе и об об антропном принципе
http://vif2ne.ru/vstrecha/forum/5/co/21884.htm

От Пуденко Сергей
К Михайлов А. (03.12.2012 16:54:28)
Дата 04.12.2012 13:20:51

Re: "плохие дела"

>>Это Вы зря так. Она не по законам науки внедряется, а по правилам индоктринации.
>
> Прошу учесть, что это общезначимые фрагменты частной переписки, где я сглаживал некоторые острые углы, дабы не обидеть товарища. Если вместо теологии преподавать библеискику как раздел филологии (правда зачем столь узко специализированная кафедра в естественнонаучном ВУЗе?), как то заявляют официальные лица РПЦ, то это действительно приведет к куда более радикальному атеизме, чем изучение физики. Легко быть материалистом в физике , отдавая при этом гуманитарную сферу на откуп «духовности», на что научно добросовестный гуманитарий никогда не пойдет. Но мы то понимаем, что попам ни философия ни филология, не нужны, равно как и физика — главное оформлять стадо не отходя от кормушки.

там выше с Кураевым разбор, у меня претензий нет


Вы узко и неверно интерепретируете претензии религиозников. То, что мы тут обсуждали, точнее, издевались в волю, только тонкий срез
огромной, последовательной, вдумчивой и квалифицированной проектной работы РПЦ.

Там вовсе не все такие, как Кураев,над ним втихую издеваются и считают заточенной боеголовкой. Например,пригласили Сурдина для мастер-класса своим попикам, те ласково и внимательно слушали, хорошие вопросы задавали, а Сурдин даже не понял, зачем. "Мы ведь не в одной области работаем и вне своих - не конкурируем", говорит Сурдин. Надо же быть таким слепым , малообразованным вне проф.цеха сциентистом. Это говорит Сурдин - великолепный редактор, главный застрельщик науч-попа 21 века (вышло уже штук 5 великолепных книг по новой астрономии серии "Физматлит", "Звезды", "Небо и телескоп" особенно рекомендую ). Это главный после померших редактор "В защиту науки"

Скрипченко(Странник с Ворлдкризиса), безвременно ушедший, незадолго до смерти давал репортаж с фото из своей Альмы Матер - физфака СпбГУ, где засели самые сноровистые и продвинутые клирики

Это я говорю о теХ, от кого есть возможность получить из первых рук, соврешенно конкретно тематически и по четким топичным вопросам. Сурдин с моего курса (ГАИШ)на два года моложе, Странник тоже такого возраста и образования (физик университетский) был,это главные референты , их можно обмозговать и двинуться с ними дальше.
НЕ НАДО ГОВОРИТЬ ВООБЩЕ, не зная конъюнктуры на местах. "Из общих соображений" вы все пули пустите в молоко. Не надо думать, что многие глупее нас. Думаю, что практической сметкой они умнее


Цель клерикалов - а тоталь - совместно с ибанским государством полностью подмять светскую и гражданскую сферу, навязав себя и свои институции как главные,единственные и окормляющие. На физфаке на манер бывшей кафедры науч.коммунизма, в школе и армии - полностью взять на себя все идеологические и доктринальные ("воспитательные") функции, в ювенальной юстиции ,социальном патронате - поделив с гос-вом социальную в т.ч. практическую сферу, оттеснить и изничтожить гражданское общество и самодеятельные виды. Они работают в пандан, как и было на Руси до 1917 года по тем же принципам,даже еще теснее.

Тут на ТВ Совсек только что была передача

Наше время: «Детская» (Гость — Антон Жаров) (16+)

рекомендую. Про собес и новый закон(еще один) про "помощь проблемным семьям"



>>курсив мой. павленко и Симонов -не из подворотни
>
>Вот кстати, некоторые замечания в том числе и об об антропном принципе
>
http://vif2ne.ru/vstrecha/forum/5/co/21884.htm


с этим к Илларионову

думаю понравится

Это въедливый аккуратист, не лезущий с ходу туда,где он не профи - например, в астрономию. То есть, это тот, с кем можно быть закоперщиками, как со Странником


Тут статья по АП 1994г из малотиражного издания,потом вошедшая в его посмертную книгу 2002г с предисловием Семенова

Семенов абсолютно прав,когда говорит, что 95 процентов "философов науки" в подметки не годятся Илларионову.

Вот про антропный принцип тут

http://rusnauka.narod.ru/lib/philos/globevol/
http://rusnauka.narod.ru/lib/philos/globevol/balashov.htm

С ним, с креационизмом на русской почве все гораздо печальней и тоскливей, чем представляется на первый взгляд. Уж поверьте

Я по ходу написания статей про обновление знаний в астрономии на \то под конец вышел,когда со многим прочим уже разобрался

Космология сечйас один из главных, как и физика элем частиц, форпостов знаниевой и эпситемической борьбы.

95 процентов там написанного по-русски - нарастающая, воинствующая туфта "тех, кто в подметки не годится Илларионову" и тянут к боженьке и "творению". И очень сильно вредящая мозгам,особенно после того как физику убрали из обяз.школ программы вслед за астрономией

Это - "космология", "антропный принцип" (концепт вовсе не наших и уже давнишний)- единый фронт клерикалов тоже. Почти уже гегмонистский


И общими подходами,отражением и мантрами вы их не прошибете. Надо разбирать предметно, как Ли Смолин и Илларионов, таких раз два и обчелся. У меня в астрономии -пока один (уже тоже недавно умерший) Ф.А.Цицин,который нас на практику возил. ОДИН

Косарева одна
Илларионов один

Это после пропахивания темы вглубь до грунта ("оно мне по работе надо") я вам говорю

Просто не представляете, сколько в цеху "философии астрономии и космологии" "ойзерманов" и "химиков"(от слова химичить), больше, чем в марксистском. Но попробуйте с этими боженькиными "шестиконечниками" (Павленко (ц))Казютинским ,Идлисом, Лисовым - имя им легион, предметно спорить

На Западе ситуация лучше,оттуда сюда доносится освежающий свежий научпоп вроде Ли Смолина Там фронт борьбы с креационизмом (другое название "сильного АП")на глазах выигрывается научниками.

У нас ПРОИГРЫВАЕТСЯ

Поймите . Проигрывается

пример

http://nonlin.ru/node/2540
http://nonlin.ru/files/book_top/2011%20-%20Kosti,%20skaly%20i%20zvezdy.%20Nauka%20o%20tom,%20kogda%20chto%20proizoshlo.gif


заключение
http://mirknig.com/knigi/nauchno_popularnoe/1181530070-kosti-skaly-i-zvezdy-nauka-o-tom-kogda-chto-proizoshlo.html


Ищите полные тексты в хор.качестве этих книг (по астрономии, космологии, теор физике) издания после 2009г ( издательств Физматлит, Фрязино Век2) и т.п._