Путинский режим изначально складывался как система «консенсуса элит». Этот консенсус подчас достигался очень авторитарными методами. Пребывание в истеблишменте само по себе не было гарантией сохранения собственности и даже личной свободы. Но все жертвы приносились на алтарь единства правящего класса. Просто это единство не могло быть плюралистическим, оно все время эволюционировало к строгой иерархии во главе с самодержцем.
Созданная Путиным политическая система дала трещину с началом мирового экономического кризиса. Нехватка ресурсов обострила противоречия между финансово-промышленными группами и номенклатурно-олигархическими кланами. А главное, правящий класс стал искать пути преодоления трудностей за счет сокращения социальных обязательств государства.
Однако проблема в том, что социальные расходы были инструментом сохранения пресловутой стабильности. Ими оплачивались «волшебные рейтинги» Владимира Путина и вытекавший из них режим его личной власти. В тучные годы политика задабривания населения, хоть и обходилась дорого, принималась истеблишментом как неизбежное зло. Но с началом кризиса верхушка правящего класса предъявила свои претензии на ту часть национального дохода, которая прежде тратилась на «народ». Впервые личные интересы Владимира Путина вошли в системное противоречие с запросами его социальной базы.
Одним из путей преодоления этого противоречия мог бы стать в свое время второй президентский срок Дмитрия Медведева, имя которого символизировало переход к большему плюрализму внутри элиты. Медведев был в меньшей степени связан «популистскими обязательствами» перед населением. Но правящая олигархия, принимая ключевое решение, не прислушивалась к робким намекам лояльной знати. В результате возвращение Путина вызвало раздражение у значительной части представителей элиты. По неписаным правилам российской политики, недовольство верхов не могло быть выражено напрямую. За критику в глаза можно поплатиться собственностью, свободой и даже жизнью.
Вместо словесной критики элитная фронда перешла к уличным намекам. Болотная площадь, проспект Сахарова и Якиманка стали своего рода зашифрованными посланиями Путину. Конечно, митинги недовольных граждан не были инспирированы темными силами международной или отечественной закулисы, как бы этого ни хотелось конспирологам. Но эти митинги возникли в информационном контексте, сформированном подконтрольными элите медиа (включая пул влиятельных блогеров). Алексей Кудрин, Михаил Прохоров, Игорь Юргенс и многие другие влиятельные люди не просто поддержали акции протеста, но и приняли в них активное участие.
«Партия умеренных реформ в рамках законности»
В Кремле и на Старой площади намек поняли. Режим ответил реформами. Реформами, которые направлены не на расширение демократических прав и свобод граждан, а на создание политических гарантий для элиты.
Ведь что такое губернаторские выборы с муниципальным цензом? Это фактический запрет на участие в них для всех, кто не пользуется поддержкой наиболее влиятельных в том или ином регионе финансово-промышленных групп. Получить благословение от 5-10% муниципальных депутатов целого региона в условиях полного контроля над ними со стороны местной административной и бизнес-элиты можно, только если вы представляете очень влиятельную в регионе силу, имеющую в резерве нужное число народных избранников в большинстве поселений региона. Таким образом, с помпой презентованная реформа Медведева - это взятка региональным элитам, но никак не шаг в развитии демократии (в прямом, а не «специфическом» смысле этого слова).
Маневр с разрешением регистрации партий еще проще. Он направлен на то, чтобы девальвировать возможности реальных активистских организаций, растворив их в массе зарегистрированных политтехнологами партий. Реформа создает преференции только для тех, кто может опереться на большие финансовые и административные ресурсы. Ее смысл - дать в руки разным кланам элиты политические гарантии соблюдения их интересов и инструменты их защиты. Отныне можно легально конкурировать на «политическом рынке». Если, конечно, вам это по карману.
Но сердцевину, сокровенное ядро непубличных обязательств, которые Путин дал фрондерам от истеблишмента, составляет новый социально-экономический курс. Наметившуюся трещину в монолитном единстве элиты можно было ликвидировать, только принеся в жертву социальные интересы народа. Политике «подкупа» населения приходит конец. И соответствующая программа уже обнародована. Россию ждут новая волна приватизации, варварская реформа медицины и образования, повышение пенсионного возраста, сокращение бюджетных расходов по социальным статьям. Чтобы избежать конфронтации внутри правящего класса, Путин вынужден наступать на интересы большинства.
Новый курс отразился в составе правительства. Публицист Илья Будрайтскис пишет о некоторых малоизвестных министрах: «Ольга Голодец, новый вице-премьер, отвечающая теперь за социальную политику, - выходец из крупного корпоративного бизнеса. Недавний топ-менеджер "Норильского никеля", она открыто говорит о том, что здравоохранение и образование должны рассматриваться исключительно как сфера услуг и, не рассчитывая на государство, переходить к самоокупаемости. Новый министр образования Дмитрий Ливанов, еще два дня назад малоизвестный ректор одного из московских вузов, уже прямо заявляет о решительном продолжении линии Фурсенко. Ливанов открыто говорит о необходимости сократить до половины бесплатных мест в высшей школе». К этому можно добавить, что ключевое Министерство финансов возглавил Андрей Силуанов, многие годы бывший заместителем Кудрина и выступающий хранителем его монетаристского курса.
Алексей Кудрин уже в феврале заявил, что верит в то, что Путин готов честно выиграть выборы. Примерно тогда же Путин сказал, что бывшему министру финансов обязательно найдется место в новой конструкции власти. Это прозвучало как объявление об успешном завершении переговоров. Неважно, был ли Кудрин в самом деле ключевым участником неких закулисных переговоров и даже были ли такие переговоры. Важно, что к президентским выборам сделка состоялась.
Марш миллионов
Сформировавшаяся в России за минувшее десятилетие политическая культура основана на вере в то, что субъектом политического процесса могут выступать только элиты. Соответственно, без патронажа или на худой конец без «сигналов сверху» никакой серьезный политический процесс состояться не может. Именно такой подход и лежал в основе всеобщей уверенности «экспертов» и политиков в том, что протестная волна после президентских выборов пошла на спад и большие акции протеста больше не повторятся. Анонсированный Сергеем Удальцовым «Марш миллионов» превратился в предмет бесконечных упражнений в сарказме. Но 6 мая вся высокомерная болтовня о провале оппозиции и стабилизации ситуации прекратилась. На улицу вышли далеко не миллионы, а «всего-навсего» десятки тысяч, но желания острить больше ни у кого не возникало.
А ведь иллюзия спада протеста не только стала общим местом в пропаганде прокремлевских СМИ - ее разделяли и многие активисты движения. Успех мобилизации 6 мая и последующих дней стал сюрпризом для большинства ее участников. В чем здесь секрет?
Незаметно для большинства наблюдателей начался абсолютно новый этап в развитии общественной жизни. Если на протяжении предыдущих лет все политические процессы были так или иначе завязаны на элиту, то сегодня появилось автономное политическое пространство внизу общества. Массы вновь после многолетнего перерыва становятся самостоятельным субъектом политики. И это перелом, значение которого невозможно переоценить. Он означает, что повестка дня теперь будет формироваться не только правящим классом, но и независимо от него. И если не будет создан механизм выработки компромисса между требованиями протестующих (которые больше не являются «пехотой» тех или других кланов истеблишмента) и курсом правящей олигархии, страну ждет революция. Ни больше ни меньше.
Низы не могут, верхи не хотят
Со своей стороны, Путин и его администрация целым рядом политических жестов свидетельствуют о полной неготовности к уступкам. Так, новый старый президент не нашел лучшей кандидатуры для назначения своим полномочным представителем на Урале, чем Игорь Холманских, который прославился предельно агрессивной и жесткой позицией по отношению к участникам протестов. Это именно он во время телемоста с Путиным в декабре предложил приехать в Москву вместе «с мужиками» и разобраться с участниками антипутинских демонстраций. Ничем кроме своей эпатажной, но абсолютно лояльной Кремлю позиции г-н Холманских не прославился. Остается сделать вывод, что своей головокружительной карьерой он обязан именно ей. В том же русле лежит и назначение министром культуры г-на Мединского, известного историка-плагиатора и участника бесконечных пропагандистских ток-шоу на государственном ТВ. Мединский публично доказывал, что самобытной российской формой демократии было самодержавие, что, очевидно, и сделало его в глазах Путина столпом отечественной культуры. Не менее символической выглядит и фигура нового министра внутренних дел, бывшего начальника московской полиции Владимира Колокольцева. Его главной заслугой стали разгоны массовых протестных выступлений, особенно марша 6 мая. Собственно, назначение Колокольцева может быть понято только как выбор в пользу стратегии взаимодействия с недовольными при посредстве полицейских дубинок и слезоточивого газа.
Разговаривая с обществом на языке таких кадровых решений, путинский режим демонстрирует не столько свою мачистскую стилистику и брутальную решимость во что бы то ни стало настоять на своем, сколько отсутствие у него пространства для маневра. Путин просто не может пойти на уступки. Потому что это означало бы отказ не только от фальсификаций на выборах, но и от того курса, для проведения которого эти фальсификации осуществлялись. От стремительной коммерциализации образования и медицины, от приватизации последних государственных предприятий, от увеличения пенсионного возраста и вообще от политики перекладывания тягот кризиса с бизнеса на население. А отказ от этой политики лишит Путина поддержки тех самых социальных сил, выразителем коллективной воли которых он и является, – российской экономической, административной и политической элиты.
Путин оказался перед дилеммой. Либо он сохраняет лояльность верхов, возглавляя их общее наступление на социальные интересы остальной части общества, либо он пытается опереться на реальную поддержку масс, отказываясь от ставки на сложившийся истеблишмент. Разумеется, второй вариант всерьез никем не рассматривался.
Итак, общество оказалось в ситуации нарастания конфликта между верхами и низами - в ситуации, которая в любой момент может перерасти в революционную. И в самом обществе начались процессы, о которых мы все знали из учебников истории, но которые для нас оставались чистой абстракцией.
О чем так долго говорили большевики
На наших глазах происходит стремительная радикализация движения. Это сказывается на его лозунгах. Если в декабре доминировали умеренные требования пересчета голосов, то теперь они звучат нелепо. Их место заняли требования демонтажа всего режима. Все заметнее становятся социальные требования. Но ярче всего это проявляется в динамике влияния политических групп и идеологий внутри движения. Если в декабре безусловными лидерами протеста были статусные либералы, то к маю центральной силой стали левые. Кудрина, Прохорова, Рыжкова, Немцова и отчасти даже Навального вытеснил Сергей Удальцов. И дело тут не только в его личной харизме. В общественном движении, освободившемся от зависимости от социальной элиты, неизбежно идет процесс эволюции влево, а значит, и реабилитации социалистических ценностей, стратегий и практик.
Еще более впечатляющей оказалась неожиданно высокая способность к самоорганизации нашего общества, казавшегося абсолютно атомизированным. То, что происходило после 6 мая на Чистых прудах и Кудринской площади, – это настоящее чудо. Простые люди без помощи спонсоров и профессиональных организаторов создали достаточно сложную инфраструктуру лагеря: собирались деньги, функционировала кухня, была обеспечена охрана, организован Wi-Fi, были куплены и установлены туалеты. В лагере велась культурная и организационная работа, проводились лекции и семинары, выступали музыканты и актеры, происходила запись волонтеров в разные социальные и гражданские инициативы. Всем этим управляли не какие-то менеджеры, а открытый форум участников лагеря – ассамблея.
И радикализация, и самоорганизация (как говорили в прошлом веке, «революционное творчество масс») – закономерные и неотъемлемые результаты развития революционного процесса. И они свидетельствуют, что протестное движение вышло из берегов социально-политической системы, выстроенной Ельциным и Путиным в последние 20 лет. Оно оспаривает уже не те или иные нюансы внутри этой системы, а ее саму в принципе.
В этих условиях неизбежны самые острые дискуссии о тактике и стратегии движения. Наверняка будут те, кто, искренне или не очень, будет стараться привязать движение протеста к той самой политической конструкции, легитимность которой оно оспаривает, то есть выхолостить революционное содержание этого движения. Этой задаче соответствует вполне ясная программа: ориентация на лидерскую модель вместо стремления к самоуправлению и самоорганизации, отказ от широкой социальной программы в пользу узко-политического «Путин, уходи» и т.д. Иногда такой подход маскирует узость и умеренность своих задач радикализмом формы их презентации. Например, когда людей за попытку организовать конструктивную дискуссию и организационную работу на санкционированной властями площадке обвиняют в отказе от «принципов» оппозиции и «сливе протеста» - речь идет именно о такой подмене.
Но такие попытки, вне зависимости от того, насколько искренне они будут предприниматься, способны только ослабить наше движение. Победа гражданского протеста немыслима без того, что он втянет в свою орбиту те слои народа, которые сегодня остаются пассивными или сохраняют внешнюю лояльность Владимиру Путину и его режиму. А чтобы сделать это, необходимо расширить протестную повестку дня, включив в нее требования, отражающие интересы миллионов простых людей: бесплатное, доступное и качественное образование и медицинское обслуживание, гарантии занятости и достойной оплаты труда, возможность защитить свои социальные и гражданские права через профсоюз, честный суд или местное самоуправление.
До сих пор гражданские активисты, которые выходили на массовые акции, в большинстве своем не являются членами каких бы то ни было организаций или сетей. Они приходят, потому что прочитали о митинге или демонстрации в интернете или услышали на независимом радио, например «Эхо Москвы». Но совсем не потому, что собрание их партийной или профсоюзной первичной организации, районного гражданского комитета или еще какой-нибудь ячейки приняло решение поддержать готовящийся марш. Именно поэтому накануне каждой следующей акции никто не может сколько-нибудь уверенно прогнозировать ее численность. У организаторов просто нет «рецепторов», способных передать настроение актива и вообще масс народа.
Спонтанность движения, его способность мобилизоваться без поддержки тех или иных группировок элиты говорит о его высоком потенциале. Однако эти же качества таят в себе и угрозу внутреннего банкротства. Пока у движения нет структуры, низовых ячеек, автономных местных организаций, первичек, оно может лишь принимать «на веру» те лозунги, стратегии и практики, которые ему предлагают лидеры. Сама мобилизация происходит стихийно и ограничивается только теми средами, которые охвачены социальными сетями и оппозиционными медиа. Поэтому активистам протестного движения надо в первую очередь думать о выстраивании внутренней структуры движения.
В каждом районе, у каждой станции метро, в каждом университете и на каждом предприятии должна возникнуть ячейка движения. Она одновременно станет и коллективным пропагандистом движения, и его организатором. Только построение такой сети гарантирует внутренний демократизм движения, его устойчивость и его способность включить в себя новые слои народа. Как принять решение о включении или не включении новых требований на очередную демонстрацию или о дате ее проведения? Ждать пока определятся лидеры? А если они не договорятся между собой? Все важнейшие решения – от программы движения до его тактики - могут приниматься только самими активистами. И именно для этого им нужна структура движения, состоящая из координирующихся друг с другом первичных организаций или ячеек. Только этот путь может привести к полной победе – к демонтажу нелегитимного режима и всех его антидемократических и антисоциальных институтов.
Первым шагом к внутренней структуризации может стать создание агитационной сети в районах Москвы и Подмосковья. В конце концов, опыт ассамблеи на #ОккупайАбай должен быть разнесен в каждый уголок столицы, а затем и всей страны.
"Не хомячки..."
Андрей Фефелов , Анатолий Баранов
На вопросы «ЗАВТРА» отвечает один из организаторов
Форума левых сил, главный редактор сайта Форум-мск.ру
"ЗАВТРА". Анатолий Юрьевич, в Москве прошло очередное оппозиционное шествие. Что прежде всего бросилось вам в глаза?
Анатолий Баранов. Самое замечательное — это проход левой колонны, которая по численности была самой большой. Этот проход был подготовлен, заранее регламентирован Форумом левых сил, который объединяет несколько левых организаций… Рост процентного отношения левых ко всем остальным участникам — это просто более или менее адекватное соотношение в обществе трудящихся и нетрудящихся. Постепенно люди яснее начинают понимать, зачем они куда-то идут. Мы сейчас говорим о среднем классе: в России это те люди, которые берут кредит на покупку пылесоса. Вот это и есть наш средний класс. То есть это те люди, которые живут от зарплаты до зарплаты, и в этом плане их проблемы во многом общие, в том числе и у националистов, и у большего числа либералов. Буржуазии, даже среди идейных либералов, меньшинство. Буржуазии не может быть много.
"ЗАВТРА". Был ли этот значительный левый сегмент демонстрации адекватно представлен на трибуне, удалось ли левым доминировать на митинге?
А.Б. Нет, конечно. Организация этого мероприятия, как водится, производилась Оргкомитетом, который регулировал состав выступающих.
"ЗАВТРА". В Оргкомитете заседают либералы?
А.Б. Формально там есть представители как левых, так и националистов. Но по факту так получается, что либеральная общественность сама себе назначает левых, сама себе назначает националистов… Тех, кого они хотят видеть у себя за столом. Таковы приметы сегодняшней реальности.
"ЗАВТРА". Меняется ли, на ваш взгляд, общий состав оппозиционных шествий?
А.Б. Да. Сегодня надо забыть про слово "хомячки". Никаких "хомячков" 12 июня мы уже не видели. Пришли люди с абсолютно сознательным выбором, с определенным отношением к существующему порядку вещей. Надо напомнить, что наша страна — единственное государство, которое празднует день своей национальной катастрофы. Официальный Кремль пытается навязать народу празднование 12 июня. Вот это уже извращение, это уже такой декаданс, от которого начинаешь терять голову. И, по большому счёту, место гражданина было на оппозиционном шествии — вне зависимости от того, как он относится к тем или иным фигурам власти и оппозиции. Потому что сложно представить себе вменяемого гражданина, который рад тому, что произошло 12 июня много лет назад.
"ЗАВТРА". Каков ваш прогноз на осень? Стоит ли ждать революционных потрясений?
А.Б. Революция не происходит по заказу, это достаточно естественный исторический процесс. К сожалению, любое революционное преобразование имеет и негативные стороны. Собственно говоря, это следствие запущенности болезни. Конечно, было бы хорошо, если бы двенадцать лет назад реформатор Путин вывернул бы наизнанку ельцинский режим… Увы, этого не произошло. Сегодня, по прошествии десятилетия, ожидать каких-то перемен в тренде официального Кремля наивно, да и никто ничего не ждет. Что касаемо будущего, то, конечно, мы прошли тот период, когда наше будущее могло быть безоблачным. Нет, оно будет, как и сегодняшний день, с переменной облачностью. То сильный дождь, то снова солнышко. Перед нами этот выбор не стоит. Мы уже этот период выбора проскочили. Общество отторгает существующую форму государства. И я думаю, что митингами дело не заканчивается, — разве политическая или классовая борьба ограничиваются митингами?
"ЗАВТРА". Есть серьёзная опасность того, что разномастная сила, которая участвовала в шествии (состоящая из анархистов, национал-больше- виков, националистов и красных), так или иначе будет приватизирована либералами. Либералы имеют мощную медийную и денежную подпитку. Они агрессивны и консолидированы. В нужный момент они смогут захватить власть, а вся эта прекрасная массовка, со своими лозунгами, с требованиями смены колониального курса, с требованиями прав для русских и так далее, будет сметена и забыта…
А.Б. Конечно, такая опасность есть, безусловно. И такая опасность есть всегда в любом политическом, даже не революционном процессе. Бывают подмены, перехват инициативы, перехват власти… Это естественный элемент политической борьбы. Точно так же, как элемент войны — это риск быть убитым. Но, тем не менее, мы живем в истории. Причём, мы живем во всемирной истории. То, что повсеместно идёт поворот влево, идёт общественное отрицание капиталистических отношений, — это мировой тренд. Это происходит повсюду, от Америки до Азии. И мы здесь даже не во главе колонны. Я имею в виду Россию. Мы движемся лишь в некоем общем потоке. И этим сегодняшние события в России отличаются от того, что было пять или десять лет назад. В этой ситуации бояться того, что либералы как представители отживающей формации вдруг перехватят власть, — значит, упереться в некую объективную реальность. Скорее всего, эта объективная реальность будет другой. Я подозреваю, что могут возникнуть конфликты и разломы, о которых мы здесь сегодня даже не подозреваем. Любое новое — это всегда минное поле, полное опасностей и неизвестности. Но, тем не менее, у меня есть ощущение, что мы движемся по пути к прогрессу. http://www.zavtra.ru/content/view/ne-homyachki/
>"Не хомячки..."
>Андрей Фефелов , Анатолий Баранов
>На вопросы «ЗАВТРА» отвечает один из организаторов
>Форума левых сил, главный редактор сайта Форум-мск.ру
>"ЗАВТРА". Анатолий Юрьевич, в Москве прошло очередное оппозиционное шествие. Что прежде всего бросилось вам в глаза?
>Анатолий Баранов. Самое замечательное — это проход левой колонны
Святая правда. Это сам Проханов сегодня подтвердил
>"ЗАВТРА". Был ли этот значительный левый сегмент демонстрации адекватно представлен на трибуне, удалось ли левым доминировать на митинге?
>А.Б. Нет, конечно. Организация этого мероприятия, как водится, производилась Оргкомитетом, который регулировал состав выступающих.
>"ЗАВТРА". В Оргкомитете заседают либералы?
>А.Б. Формально там есть представители как левых, так и националистов. Но по факту так получается, что либеральная общественность сама себе назначает левых, сама себе назначает националистов… Тех, кого они хотят видеть у себя за столом. Таковы приметы сегодняшней реальности.
ну сколько можно трындеть про "не допуск к трибуне " на 100 тыс? уже в шестой или седьмой раз. И ноют и ноют. Что там вам , Тору_Бедову Поткину , нацикам делать, в отличие от Быкова. КПРФов традиционно освистывают, и народ расходиться начинает. Ну нет у вас Коллонтаев. Нет драйва.
Не можете, так и не надо
"у меня есть ощущение, что мы движемся по пути к прогрессу."
там, если, как пишут про "резать", первым делом пенсии у нас начнут отбирать, вы еще увидите НЕБО В АЛМАЗАХ, Шура
Сравнение показателей готовности к кризису
http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=3892672
Бюджет леденеет
Правительство готовит бюджет 2013 г. к экономическому кризису. Из каждых 100 руб. госрасходов почти 4 руб. резервируется на антикризисные меры, а еще порядка 15 руб. может быть заморожено
20.06.2012, Ведомости
«Опасность очевидна: падение спроса и цен на нашу продукцию, как мы уже видели в 2008 г.», — заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью The Wall Street Journal. Минфин готовит необходимые меры, чтобы быстро отреагировать в случае ухудшения ситуации, заявил министр финансов Антон Силуанов.
Для антикризисных мер в 2013 г. будет зарезервировано 500 млрд руб., сообщил Силуанов, эти средства пойдут на поддержку населения и системообразующих предприятий. Часть расходов будет отложена и совершена, только если появятся дополнительные доходы. В «лист ожидания», по словам Шувалова, попадет от 1,5 до более 3% ВВП расходов. Таким образом, правительство готовится заморозить порядка 1,4—2,5 трлн руб., включая антикризисный пакет. Это примерно 18% запланированных в трехлетнем бюджете расходов 2013 г. (13,7 трлн руб.).
Правительство давно сделало выводы из прошлого кризиса: главная проблема была в том, что тратилось слишком много времени на принятие необходимых нормативных документов и согласование антикризисных мер, напомнил Силуанов. С тех пор ежегодно в бюджете резервировались средства на антикризисные меры. В бюджете-2012 их было 200 млрд руб., пока деньги не пригодились. «Морозили, но по прошествии квартала платежи восстановили», — рассказал высокопоставленный чиновник Минфина. Еще в мае парламент принял поправки в бюджет-2012, исходя из повышения прогноза среднегодовой цены барреля нефти до $115 с прежних $100. Но из-за долгового кризиса в Европе ситуация стала ухудшаться, цены на нефть пошли вниз (см. врез). Вчера баррель российской Urals стоил $93,7 — на 26% меньше мартовского пика. Пока ситуация не выглядит столь драматичной, считает Шувалов, но надо быть готовым к вероятным шокам.
Россия немедленно, а не с 2015 г. переходит к достаточно жесткому бюджетному правилу, формируя доходы, исходя из средней цены нефти за предыдущие пять лет — для бюджета-2013 это $90 за баррель, как и сказал Шувалов. Тогда доходы федерального бюджета могут быть примерно на 2 трлн руб. меньше, чем в 2012 г., или сократиться номинально на 16%, подсчитал главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Расходы возросли из-за предвыборных обещаний президента: их выполнение, по оценкам Центра развития Высшей школы экономики, обойдется в дополнительные 1,6—1,8% ВВП в год, по оценкам Минфина — в 2% ВВП.
Выполнимость социальных обещаний президента Силуанов под сомнение не ставит, но делать это придется за счет других, менее приоритетных расходов, сказал он в интервью Financial Times, к таковым может быть отнесена и госпрограмма вооружений, из-за критики которой лишился поста его предшественник Алексей Кудрин. Финансировать расходы за счет роста госдолга Минфин не намерен: планировавшийся ранее дефицит в 1,6% ВВП в 2013 г. меняться не будет, сказал Силуанов.
За всем этим стоит тень 2009 г. — правительство резервирует условно утвержденные расходы, антикризисный пакет, пытается не брать в долг и не распечатывать резервный фонд, формально планирует дефицит, а в реальности стремится к профициту, рассуждает Тихомиров. Под нож пойдут не политически острые статьи расходов, а прежде всего инвестиции, а значит, для экономики эффект будет отрицательный, учитывая вялую частную инвестактивность. Но при кризисном сценарии не исключено, что экономика, пройдя через снижение цен на нефть и ослабление курса, т. е. снижение издержек, в итоге сможет показать более высокий рост, чем даже при $115 за баррель, предполагает Тихомиров. Тогда номинальные доходы бюджета могут остаться на уровне 2012 г. и к значительному сокращению расходов прибегать не придется.
Пока Минфин не занимается составлением «листа ожидания», говорит сотрудник министерства: не готов сам бюджет, поэтому о выделении какой-то его части пока речи не идет. Не совсем ясно, как этот лист ожидания будет оформляться, надо будет зафиксировать какую-то поправку к бюджету. 3% ВВП — очень большая сумма, считает высокопоставленный чиновник Минфина, были договоренности о 500 млрд руб. Скорее всего «лишние расходы» будут вычисляться на совещаниях по бюджетным разногласиям, думает сотрудник Минфина: «Хотелки будут ставить на «лист ожидания». Эта практика не совсем правильная, считает он: будут формироваться надежды, лучше сразу говорить «нет».
Ниже $100
С начала года по 19 июня средняя цена барреля нефти Urals уже меньше, чем заложено в бюджете, — $113,9. Если во втором полугодии цена останется на уровне $90, то за весь 2012 год она будет лишь чуть выше $100. Исполнение бюджета идет хуже, чем в прошлом году: за январь — май собрано 43,1% запланированных доходов против 47,5%; Минфин ожидает дефицита в 0,1% ВВП.
Глава Минфина Антон Силуанов и первый вице-премьер Игорь Шувалов одновременно опубликовали интервью в ведущих деловых изданиях, где убеждают читателей в надежности российских государственных финансов. При этом глава Минфина впервые публично отказался от идеи повышения пенсионного возраста, на чем ведомство настаивало последние несколько лет. Однако по расчетам независимых экономистов Россия сегодня готова к кризису гораздо хуже, чем накануне кризиса 2008 года.
Российское правительство демонстрирует уверенность в своей подготовленности к обострению кризиса. В частности, министр финансов Антон Силуанов выступил в иностранной прессе с сенсационной новостью. В своем интервью Financial Times он сообщил, что Минфин отказался от идеи повышать пенсионный возраст в ходе реформы пенсионной системы. Это действительно поворотный момент в обсуждении реформы, ведь Минфин традиционно выступает за отсрочку выхода граждан на пенсию. Еще совсем недавно ведомство предлагало с 2015 года повысить пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин до 63 лет.
В то же время российское правительство продолжит финансировать антикризисные меры. По словам Силуанова, правительство согласилось с этой целью создать резервный механизм объемом 500 млрд. руб., или 15,4 млрд. долл. «Эти средства пойдут на поддержку социально незащищенных слоев населения, системно важных компаний», – уточнил министр. Напомним, в начале июня Минфин предложил заложить в бюджете 2013 года ряд антикризисных механизмов и создать внутри бюджета специальный резерв на случай форс-мажора.
дновременно с Силуановым выступил в иностранной прессе и первый вице-премьер Игорь Шувалов. В интервью Wall Street Journal он заявил, что, если цены на нефть упадут ниже 90 долл. за баррель, тогда российские власти будут вынуждены пойти на более серьезную консолидацию бюджета. При уровне же в 90 долл. за баррель Россия чувствует себя «более или менее нормально», добавил Шувалов. По итогам мая средняя цена на нефть марки Urals, которую экспортирует Россия, составила 108,86 долл. за баррель.
Российские чиновники стараются показать, что наша экономика готова встретить новое обострение кризиса. В понедельник в мексиканской газете El Universal вышла статья президента Владимира Путина, приуроченная к проходящему в Мексике саммиту G20. Отметив, что до сих пор не решены системные проблемы, вызвавшие кризис 2008 года, и что негативные сигналы рынков в последние месяцы, видимо, нарастают, Владимир Путин задался в статье вопросом о перспективах России. «Россия, являясь шестой экономикой в мире по паритету покупательской способности, за последние годы укрепила свою финансово-бюджетную систему. Мы на третьем месте по золотовалютным запасам. Темпы роста отечественной экономики – 4,3% – самые высокие среди крупнейших экономик Европы. Сегодня в отличие от 2008 года национальная банковская система более устойчива к колебаниям на мировом финансовом рынке», – сделал вывод президент.
Однако экономисты придерживаются иного мнения. Центр развития Высшей школы экономики опубликовал индикаторы «готовности» России к кризису. Они сравнили ситуацию в экономике, которая наблюдалась в апреле 2008 года (до кризиса) и в апреле 2012-го. Сравнительный анализ показал, что не все так надежно в российской экономике. Может быть, банковская система действительно чувствует себя увереннее, чем раньше, однако федеральный бюджет выглядит очень уязвимым – особенно на фоне так и не решенных структурных проблем российской экономики.
Пожалуй, единственными показателем, свидетельствующим, что Россия сейчас лучше подготовлена к кризису, чем четыре года назад, стал уровень внешнего корпоративного долга. Если в апреле 2008 года он составлял 31,4% ВВП, то в апреле 2012-го – 27,5% ВВП. По другим показателям Россия ослабла.
Так, ненефтегазовое сальдо российского бюджета (разница между нефтегазовыми и несырьевыми доходами) в апреле 2008 года составляло минус 2% ВВП, а в апреле этого года оно стало минус 12,4% ВВП. Это доказательство возросшей зависимости бюджета от нефтяной иглы. Расходы федерального бюджета достигли в апреле 2012-го 23,5% ВВП против 15,7% ВВП четыре года назад. Объем Резервного фонда сократился за четыре года с 8,5% ВВП до 3,3% ВВП. В апреле 2008 года Россия получила чистый приток капитала в годовом исчислении на уровне 45,7 млрд. долл. В апреле 2012-го из страны утекло в годовом исчислении 93 млрд. долл.
Антикризисная программа в 2008–2009 годах сводилась в первую очередь к вливанию денег в банковскую систему – с целью избежать банкротства российских компаний и их перехода в руки иностранных заемщиков. Также правительство активно наращивало расходы бюджета – в том числе для выплат пенсионерам и бюджетникам, реализовывало программы поддержки занятости, поддерживало некоторые крупные предприятия. Финансирование антикризисной программы оценивалось примерно в 3 трлн. руб. Сейчас правительство, судя по всему, готово к новой накачке экономики деньгами. При этом ключевые структурные проблемы, по-видимому, останутся нерешенными. Опрошенные «НГ» эксперты предсказывают дальнейшее разрастание социальных обязательств и финансирования не всегда эффективных предприятий, уставный капитал которых сформирован при госучастии.
Создание резервных фондов, по сути, является перекладыванием средств из кармана в карман и носит технический характер, указывает ведущий эксперт департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов. По мнению эксперта, главными антикризисными и профилактическими мерами сейчас должны стать непосредственное создание рабочих мест и стимулирование бизнеса к увеличению количества занятых. Помогут в этом повышение прозрачности принимаемых государством решений и налаживание качественной обратной связи с бизнесом.
«Основная проблема антикризисных и любых других долгосрочных макроэкономических мер, принимаемых на уровне правительства, заключается в том, что они разрабатываются и планируются в одном пространстве, а деловое сообщество живет как бы в другом пространстве», – замечает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.
Председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис обращает внимание на хронические недуги российской экономики – прежде всего на растущую вопреки лозунгам властей зависимость бюджета от нефтяных цен.
Между тем некоторые эксперты все же не теряют оптимизма. «Россия может встретить новый кризис в состоянии, сравнимом с 2008 годом: есть Резервный фонд, но структура экономики осталась прежней. Разница лишь в том, что, имея за плечами опыт предыдущего кризиса, правительство сможет более оперативно и конструктивно реагировать на новый», – считает руководитель отдела бизнес-оценки компании «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев.
«Частный сектор – как компании, так и физические лица – сейчас готов к кризису лучше, чем в 2008–2009 годах. Тогда кризису предшествовало несколько лет безудержного накопления кредитов домохозяйствами и корпоративным сектором, тогда был период перегрева экономики, необдуманных инвестиций, пузыря на рынке недвижимости. Сейчас этот маховик еще не успел раскрутиться так же сильно, да и поведение всех экономических агентов стало более осторожным. Так что в этом отношении российскую экономику можно назвать лучше готовой к кризису», – рассуждает аналитик компании «Allianz Росно Управление активами» Ариэл Черный.
Другое дело, что с 2008 года государству пришлось принять на себя значительные обязательства для поддержки экономики и населения. «Основные риски сейчас исходят со стороны бюджета. За счет чего будет компенсироваться дефицит в случае падения цен на нефть? Если случится кризис, то он будет обусловлен внешними по отношению к России причинами, и к этому внешнему шоку государственный сектор очень уязвим. Мерами внутренней политики преодолеть негативные последствия этого внешнего шока будет сложно», – резюмирует эксперт.
Сравнение показателей готовности к кризису в 2008 и 2012 годах
Показатель Апрель 2008 года Апрель 2012 года
Доля нефтегазовых поступлений в доходах федерального бюджета, в %
45,6
52
Расходы федерального бюджета, в % ВВП 15,7 23,5
Объем Резервного фонда, в % ВВП 8,5 3,3
Доля выплат из бюджета в доходах населения, в %* 22,2 27,5
Ненефтегазовое сальдо федерального бюджета, в % ВВП –2 –12,4
Прирост кредитов населению за последние 12 месяцев, в % 56,6 41,1
Прирост выпуска базовых видов экономической деятельности в среднем за три месяца, в %**
0,23
–0,19
Внешний корпоративный долг, в % ВВП*** 31,4 27,5
Объем предстоящего погашения внешнего корпоративного долга в ближайшие 12 месяцев, млрд. долл.***
137,6
93
Чистый приток капитала за последние 12 месяцев, млрд. долл. 45,7 –93
Международные резервы, млрд. долл. 532,5 524,4
Цена на нефть, долл. за барр. 104,4 118,0
Курс доллара (среднее за месяц) 23,51 29,50
* По данным за январь–март; ** Среднемесячный прирост за февраль–апрель; *** По состоянию на март. Источник: Росстат, Минфин, Центробанк, Центр развития ВШЭ
резюме
Минфин готовит бюджет 2013 к кризису
20 июня 2012, 07:35
Правительство готовит бюджет 2013 г. к экономическому кризису, пишут "Ведомости" в статье "Бюджет леденеет" (№ 112, от 20 июня). Министр финансов Антон Силуанова сообщил в интервью Financial Times, что из каждых 100 руб. госрасходов почти 4 руб. резервируется на антикризисные меры, а еще порядка 15 руб. может быть заморожено.
В «лист ожидания», по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, попадет от 1,5 до более 3% ВВП расходов. Таким образом, правительство готовится заморозить порядка 1,4-2,5 трлн руб., включая антикризисный пакет. Это примерно 18% запланированных в трехлетнем бюджете расходов 2013 г. (13,7 трлн руб.).
Минфин готовит необходимые меры, чтобы быстро отреагировать в случае ухудшения ситуации, заявил министр финансов Антон Силуанов. "Опасность очевидна: падение спроса и цен на нашу продукцию, как мы уже видели в 2008 г.", - заявил в интервью The Wall Street Journal.
Главная проблема прошлого кризиса была в том, что тратилось слишком много времени на принятие необходимых нормативных документов и согласование антикризисных мер, напомнил Силуанов. С тех пор ежегодно в бюджете резервировались средства на антикризисные меры. В бюджете-2012 их было 200 млрд руб., пока деньги не пригодились.
Россия немедленно, а не с 2015 г. переходит к достаточно жесткому бюджетному правилу, формируя доходы, исходя из средней цены нефти за предыдущие пять лет.
Силуанов заявил, что социальные обещания Путина придется выполнять за счет других, менее приоритетных расходов, к которым он отнес госпрограмму вооружений, из-за критики которой лишился поста Алексей Кудрин. Финансировать расходы за счет роста госдолга Минфин не намерен: планировавшийся ранее дефицит в 1,6% ВВП в 2013 г. меняться не будет, сказал Силуанов.
В том же интервью Силуанов сообщил, что Минфин отказался от идеи повышать пенсионный возраст в ходе реформы пенсионной системы. "Независимая газета" пишет, что это поворотный момент в обсуждении реформы, так как Минфин традиционно выступает за отсрочку выхода граждан на пенсию и еще недавно предлагал с 2015 года повысить пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин до 63 лет.