"Тексты Карла Маркса, — этого безоружного пророка, вдохновлявшего на большие перемены, — остаются неоспоримыми. Я совершенно сознательно не говорю, что есть какой-то другой вариант будущей перспективы. Основные проблемы 21-го века потребуют решения, но ни чистый рынок, ни чистая либеральная демократия не смогут их решить. В этом смысле я считаю, что различные комбинации и сочетания общественного и частного, государственного вмешательства и контроля и свободы должны быть предложены. Как вы это назовёте, я не знаю. Вполне возможно, это больше не будет капитализм, по крайней мере, в том виде, который мы наблюдаем в нашей стране и в США."
>Эрик ХОБСБАУМ: «Капиталисты перестали бояться»
это не Бурдье и не Харви, не Батищев http://www.situation.ru/app/j_art_590.htm
(про утилитаризм)- тем не менее. Интересненько
Неолиберализм шагает по миру триумфальным маршем и представляется нам единственно возможной нормой существования человека и материальных благ. Тем не менее он является всего лишь вершиной айсберга всеобъемлющей антропологической концепции, выработанной на Западе в течение многих веков. Эта концепция предполагает, что социальный мир управляется предпочтениями, которые каждый человек согласует только с самим собой, со своим личным интересом, побуждающим его поддерживать отношения с другими людьми. Представление о человеке как о «счетной машине» выходит далеко за рамки узкой сферы экономики и ложится в основу законченной и последовательной концепции человека заинтересованного, стремящейся подчинить себе все, вплоть до форм нашего мышления, языка и физического воспитания тела.
с.15
Используемый в этой книге термин человек экономический,
конечно, может вызвать недоразумение. Ниже, анализируя пер-
вые шаги этого термина, мы увидим, что человек экономичес-
кий не является субъектом одной только политической эконо-
мии и возник не только у экономистов, он не является
продуктом и собственностью экономической науки. Скорее
следует сказать, что экономика как наука оперлась на это ант-
ропологическое основание ради своего собственного разви-
тия и использовала это понятие как бесспорный постулат для
развития своей настолько специфичной аксиоматики, что
постепенно низвела своего экономического человека до уров-
ня «рационального агента», сознательно превращенного в не-
что несуществующее. Человек экономический, субъект заинте-
ресованных социальных отношений, является понятием
междисциплинарным, универсальным по своим свойствам. Его
следует рассматривать и изучать как социальный и историчес-
кий факт, как результат нашего культурного развития
Человек экономический и рыночное общество идут рука об
руку, они неотделимы друг от друга уже потому, что возникли
из одного и того же постулата, согласно которому человечес-
кие отношения, то есть то, что связывает индивидуумов меж-
ду собой, сводятся к личному интересу, который каждый инди-
видуум соотносит прежде всего с самим собой.