>>>На proatom выложены новый материал, рекомендую всем. Это воспоминания д.т.н. А.Н.Румянцева, который занимался в ИАЭ нейтронными расчётами РБМК на этапе проектирования (начало 70-х гг), т.е. один из не многих , кто реально влезал в суть вопроса. Такие люди довольно редко "дают показания", обычно с народом общаются начальники и spokesman'ы
Кратко - во всем виноваты операторы, систематически загоняющие реактор в режим с запасом стержней активной зоне ниже минимальной по регламенту.
Нажатие кнопки АЗ-5 (аварийный сброс стержней) был произведен после первого взрыва реактора, когда сбрасывать было уже нечего и некуда.
«Во время следствия и суда свидетели, находившиеся в момент аварии на
пульте управления, фактически разделились на две группы. Те, кто
юридически отвечал за безопасность реактора, говорили, что реактор
взорвался после нажатия кнопки АЗ-5. Те, кто юридически не отвечал за
безопасность реактора, говорили, что реактор взорвался то ли до, то ли
сразу после нажатия кнопки АЗ-5. Естественно, что в своих воспоминаниях
и показаниях и те, и другие стремились всячески оправдаться. Поэтому к
такого рода материалам следует относиться с некоторой осторожностью,
что автор и делает, рассматривая их только как вспомогательные
материалы. Тем не менее, сквозь этот словесный поток оправданий
довольно хорошо проявляется справедливость наших выводов. Процитируем
ниже некоторые из показаний.»
3. Основные выводы
1. Первопричиной Чернобыльской аварии стали непрофессиональные действия персонала 5-й смены 4-го блока ЧАЭС, который, скорее всего, увлёкшись рискованным процессом поддержания мощности реактора, попавшего в режим самоотравления по вине самого персонала, на уровне 200 МВт, сначала «просмотрел» недопустимо опасный и запрещённый регламентом вывод управляющих стержней из активной зоны реактора, а затем «задержался» с нажатием кнопки аварийного глушения реактора АЗ-5. В результате в реакторе началась неуправляемая цепная реакция, которая закончилась его тепловым взрывом.
2. Ввод графитовых вытеснителей управляющих стержней в активную зону реактора не мог быть причиной Чернобыльской аварии, так как в момент первого нажатия кнопки АЗ-5 в 01 ч 23 мин 39 с уже не существовало ни управляющих стержней, ни активной зоны.
3. Причиной первого нажатия кнопки АЗ-5 послужил «первый взрыв» реактора 4-го блока, который произошёл примерно в период от 01 ч 23 мин 20 с до 01 ч 23 мин 30 с и разрушил активную зону реактора.
4. Второе нажатие кнопки АЗ-5 произошло в 01 ч 23 мин 41 с и практически совпало во времени со вторым, уже настоящим взрывом воздушно-водородной смеси, который полностью разрушил здание реакторного отделения 4-го блока.
5. Официальная хронология Чернобыльской аварии, основанная на распечатках ДРЕГ, неадекватно описывает процесс аварии после 01 ч 23 мин 41 с Первыми на эти противоречия обратили внимание специалисты ВНИИАЭС. Возникает необходимость её официального пересмотра с учётом недавно открывшихся новых обстоятельств.
«Оператор реактора Л. Топтунов закричал об аварийном увеличении
мощности реактора. Акимов громко крикнул: «Глуши реактор!» и метнулся к
пульту управления реактором. Вот эту вторую команду глушить уже слышали
все. Было это, видимо, после первого взрыва...». [16].
Единого мнения по поводу хронологии событий не существует
Единого мнения по поводу хронологии событий не существует. Расследованием причин катастрофы занимались несколько независимых государственнх комиссий, но поскольку они все косвенно связаны с руководством станции, при изучении одной и той же документации, разные комиссии получили диаметрально противоположные мнения. Также одна из комиссий выразила недоверие к копиям документаций, так как в показаниях сейсмографов, телетайпов, документах и показаниях операторов, находившихся тогда у пультов, примерно с 1:23:00-1:23:05 наступает рассинхронизация.
>Единого мнения по поводу хронологии событий не существует. Расследованием причин катастрофы занимались несколько независимых государственнх комиссий, но поскольку они все косвенно связаны с руководством станции, при изучении одной и той же документации, разные комиссии получили диаметрально противоположные мнения. Также одна из комиссий выразила недоверие к копиям документаций, так как в показаниях сейсмографов, телетайпов, документах и показаниях операторов, находившихся тогда у пультов, примерно с 1:23:00-1:23:05 наступает рассинхронизация.
Может быть, что версия Румянцева неверна. Меня его статья заинтересовала не тем, что она даёт правильную причину аварии. В "задокументирован" пример, как в системе происходила блокировка критически важной информации, связанной с безопасностью реактора.
Что касается расследований аварий с таким сильным общественно-политическим резонансом, то ИМХО расследование решает скорее политические задачи, а не технические.