От Кудинoв Игорь
К Константин
Дата 19.02.2011 23:48:56
Рубрики В стране и мире;

уже давно, в Сербии были весьма массовые демонстрации

наши идеолухи все катаются по горкам, и даже МэтрБорьбыСОранжевойУгрозой затих и переключился на образование, а вот на Украине народ весьма пристально мониторит Балканы и примеривает ситуацию на себя.

-----------------------------------------------------------

...
Призрак бродит по Европе, писали в свое время два бородатых классика коммунистической идеи. В сегодняшней Европе с призраком коммунизма вроде бы покончено, и его новое появление если и случится, то очень нескоро. Однако же призрак иного плана – ожидание настоящей волны массовых протестов – уже материализовался в «пороховой бочке Европы», на многострадальном Балканском полуострове, в Сербии и Албании. Было бы, наверное, весьма преждевременно предполагать, что этими странами все и завершится. Ибо мотивы выступлений весьма сходны и с тунисскими, и с грузинскими 2003 года, и с Майданом-2004 в Киеве – а следовательно, речь идет о сходных для очень многих обществ проблемах.

Насколько известно, сейчас сразу несколько компаний пытаются путем опросов в экспертной среде выяснить, какую реакцию тунисские и египетские события способны вызвать в Украине. Тем временем массовые волнения в европейских странах, которые, казалось бы, должны быть относительно довольны жизнью, проходят мимо внимания украинского политикума, аналитиков и владельцев массмедиа. Сербия и Албания признаны кандидатами на вступление в Европейский союз. Для их граждан отменен визовый режим при краткосрочных поездках в страны ЕС. Как Евросоюз, так и отдельные его государства вкладывают весьма немалые средства в проекты стабилизации, развития, солидарности и в Албании, и в Сербии. (Ради справедливости стоит заметить, что без этой помощи многих достижений правительствам балканских стран не удалось бы добиться.)

А они недовольны. Они выходят на массовые, действительно массовые демонстрации протеста. Судите сами: албанская оппозиция говорит, что в последнем мирном марше оппозиционных сил в четырех городах страны приняло участие около 100 тыс. человек. Это в Албании, где официальная численность населения составляет около 3,5 млн., а постоянно живут в стране не более 2 млн. Полиция оценивает число демонстрантов в несколько раз ниже – однако и приводимые ею цифры очень высоки.

Почему люди вышли на улицы, да еще под весьма странным предлогом? Зачем сейчас махать кулаками после драки и вспоминать, что почти два года назад на выборах были допущены нарушения? Да затем, говорят албанцы, что в стране – царство коррупции, повальная бедность, рост цен, безработица… А ведь в Албании действительно начала налаживаться жизнь, строятся дороги, гостиницы (но не заводы). Правда, нужно признаться, что инвестиции в развитие главным образом приходили из источников, весьма далеких от понятий честности и законности. «Албанская мафия» в странах Западной Европы давно уже укоренилась на рынках оборота наркотиков и оружия, торговли людьми. Но о происхождении первого миллиона обычно не спрашивают…

Лидер социалистов Эди Рама говорит, что правительство правых, возглавляемое Сали Беришей, должно уйти, так как оно строит что-то, совершенно отличное от европейской мечты. И толпы демонстрантов в этом явно поддерживают оппозицию, требуя досрочных выборов. Учитывая, что первая волна протестов в Албании завершилась совсем не мирно, с жертвами, явно есть повод задуматься.

А чего же хотят сербы? Там жизнь, казалось бы, также налаживается. Белградские рестораны дешевле киевских, а доходы людей – точно не меньше, чем в Украине. Перед гражданами Сербии открыта вся Европа, причем, в отличие от украинцев, к сербам на Западе уже давно привыкли и их особо не боятся. Правда, Брюссель угрожает Белграду возобновлением визового режима, если не прекратится поток нелегальной миграции. Страна успешно уходит от сложившегося было имиджа полицейского государства, хотя присутствие государства и в экономике, и в жизни все еще слишком существенно.

Нельзя сказать, чтобы сербы жили богато, даже на фоне соседей – венгров и хорватов. Но и особо жаловаться им тоже вроде бы не стоит. Однако мой хороший товарищ и коллега из Белграда ситуацию в стране характеризует очень коротко: «Г…но». Солидарные с такой оценкой 70 тыс. человек вышли на демонстрацию в центре Белграда. Да, в 2000-м, когда пал режим Слободана Милошевича, на улицах столицы были практически все горожане. Однако и 70 тыс. протестантов в условиях, когда вроде бы уже виден свет в конце туннеля, – явно чересчур много.

Требования все те же: прежде всего, досрочные выборы. Потому что нынешнее правительство не справляется. С чем? Да все с тем же: ростом коррупции, повышением цен, ростом безработицы, падением доходов. Два миллиона сербов из восьми – бедные. Это по официальной статистике. Весьма и весьма многие не от хорошей жизни правдами и неправдами нанимаются работать в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах, Франции. Мафия процветает, людям все хуже и хуже – говорят на улицах. Точно так же, как и в Албании. Правда, в Сербии все проходит пока относительно корректно, оппозиции никто не мешает высказываться, ее мнение представлено на телевидении. И вообще, она (оппозиция) – существует, у нее есть какие-то конкретные предложения и планы на дальнейшую жизнь, которыми она делится с населением. Очевидно, именно поэтому избиратели все больше и больше поддерживают оппонентов правительства.

Можно ли считать, что эта волна протестных выступлений спровоцирована событиями в Северной Африке? Да нет, конечно. Вряд ли можно сравнивать степень развития не только экономики, но и гражданского общества, сложившиеся культурные традиции и бытующие в обществах Сербии и Египта стереотипы (хотя и там, и там американцев несколько недолюбливают). Выступления в Тунисе и Египте лишь послужили своеобразным катализатором некоего процесса, который еще предстоит понять и оценить.

Ведь на очереди, как предупреждают и журналисты, и независимые аналитики, разрастание этой волны – например, на более чем проблемную Грецию и на Испанию, на привыкшую бастовать Италию и Бельгию, где ведущие политические силы не смогли договориться о правительстве. И это далеко не полный список всех возможных очагов очередных массовых выступлений.

Во всех случаях протесты будут вызваны отнюдь не какими-то национально-культурными особенностями той или иной страны, а вполне общими для всех проблемами: некомпетентностью правительств, нежеланием бороться с коррупцией, непониманием того, насколько опасно игнорировать общественное мнение, хронической безответственностью политиков, ухудшением уровня жизни и непонятными перспективами.

Таким образом, судя по всему, по Европе действительно бродит призрак, который, впрочем, совершенно не обязательно должен материализоваться в виде забастовок и манифестаций, парализующих все возможные стороны жизни. Наверное, до этого не дойдет – ибо, будем полагать, в различных странах, в правительственных и неправительственных кругах все еще есть кому делать выводы и вовремя вспоминать простую истину: «нужно делиться».

Вот тут-то и кроется предупреждение для украинского политикума. Ибо все вышесказанное было и остается абсолютно характерным для любого украинского правительства. Стало быть, не в Египте и не в Сербии стоит искать источник потенциальной опасности, а в первую очередь в себе, в стиле поведения и способе руководства страной. То, что происходило и происходит в Тунисе, Египте, Албании, Сербии, и, вероятно, еще будет происходить в других странах – это прежде всего подсказка тем, кто еще не до конца понимает, что может случиться, если забыть об элементарных правилах поведения в эпоху информационной открытости. Откровенные полицейские репрессии, настойчивые мантры о достигнутой стабильности и плохой оппозиции, мешающей жить, – примеры более чем недальновидной политики. Это все уже было и в Египте, и в Албании. Насколько помнится, мудрость состоит в том, чтобы учиться на ошибках других.

http://profil-ua.com/index.phtml?art_id=2531&action=view

От Кудинoв Игорь
К Кудинoв Игорь (19.02.2011 23:48:56)
Дата 11.03.2011 01:31:25

Теперь Хорватия.


http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1597561&NodesID=5

Центром новой массовой акции протеста, прокатившейся по Хорватии во вторник, в праздник 8 Марта, стала столица страны Загреб. Бывшие работницы закрывшейся после приватизации и последующего банкротства текстильной фабрики в городе Каменско прошли маршем к зданию предприятия, демонстративно возложив к его стенам розы. Манифестанты скандировали: "Мы хотим работать!" и "Долой правительство!". Несколько тысяч человек проследовали к штаб-квартире правящей партии "Хорватское демократическое сообщество", чтобы продолжить там свой протест. Аналогичные акции протеста прошли в тот же день в находящейся на побережье Адриатики Риеке.

Инициаторами акций протеста, захлестнувших с конца февраля спокойную до сих пор Хорватию, стали ветераны балканских войн 1990-1995 годов и их сторонники из числа молодежи. Именно они около двух недель назад первыми вышли на улицы Загреба и ряда других крупнейших хорватских городов — Сплита, Риеки, Пулы, Осиека. Манифестанты потребовали освобождения из тюрем 350 хорватов, обвиненных в военных преступлениях, в том числе Тихомира Пурду, арестованного недавно в Боснии и Герцеговине. В ходе последовавших во время первых акций протеста столкновений с полицией ранения получили около 30 человек, более шестидесяти были арестованы.

Это стало детонатором к дальнейшим манифестациям, все больше приобретавшим социальную окраску. На прошлой неделе в Загребе прошли массовые антиправительственные выступления, перекинувшиеся на другие города — Риеку, Дяков и курортный Сплит. В уличных акциях приняли участие несколько тысяч человек, среди которых преобладала молодежь, в том числе футбольные фанаты, не являющиеся откровенными сторонниками ни одной из политических партий.

По примеру тунисских и египетских манифестантов хорватские митингующие договаривались о выступлениях через Facebook и другие социальные сети. Кроме того, на этот раз на улицах хорватских городов зазвучали уже политические лозунги: "Хватит нам воров!" и "Нам нужны выборы!". Если на первых митингах ветераны называли действующее правительство "коммунистами, предателями и врагами Хорватии", то на мартовских демонстранты уже несли огромный транспарант: "330 тысяч безработных, 70 тысяч без зарплаты. Капитализм? — Нет, спасибо".

Митингующие требовали немедленного проведения досрочных выборов и отставки правительства Ядранки Косор, возглавившей кабинет министров в 2009 году. Вспомнили они и ее предшественника на этом посту — экс-премьера Иво Санадера, который по требованию хорватской прокуратуры был недавно арестован в Австрии по обвинениям в коррупции, злоупотреблении полномочиями и отмывании €3 млн. В среду суд Зальцбурга продлил еще на два месяца его содержание под стражей.

Демонстрации начала марта проходили бурно. Их участники разорвали флаги правящего Хорватского демократического сообщества, а заодно и оппозиционной Соцпартии. Пострадал и флаг Евросоюза, который молодые хорваты порвали и сожгли перед телекамерами. Таким образом они выражали протест как против преследований ЕС хорватских военных, принимавших участие в последних балканских войнах, так и против приостановки переговоров Брюсселя с Загребом о вступлении в ЕС.

Следующий виток противостояния властей и демонстрантов был отмечен в Загребе 5 марта. В этот день вечером там прошла антиправительственная манифестация, собравшая около 10 тыс. человек. Акция также была организована через Facebook. Дело закончилось столкновениями с полицией. "Коррумпированное правительство будет вынуждено осознать реальность. Мы доведем начатое нами дело до конца",— предупредил лидер манифестантов 25-летний Иван Пернар.

Демонстрации с требованием отставки правительства продолжились 6 и 7 марта во многих крупных городах Хорватии. Наиболее многочисленная акция протеста состоялась в городе Вараждине на севере страны, недалеко от границы с Венгрией. "Мы не хотим государства, где рабочие не получают зарплату, где они оказываются на улице после 20 лет стажа и где у молодежи нет никаких перспектив",— заявил один из организаторов манифестации Денис Младенович. Аналогичные демонстрации с антиправительственными лозунгами прошли также в портовом городе Задаре на юге страны, городах Славонски-Броде на востоке и Вировитице на северо-востоке.

Обида на ЕС
Таким образом, Хорватия столкнулась с крупнейшей волной протестов за всю свою 20-летнюю историю независимого государства. Столь масштабные волнения заставили экспертов говорить о возможном повторении в этой балканской стране сценария арабских революций.

Впрочем, ситуация в Хорватии отличается от происходящего в Северной Африке. Трудности, с которыми столкнулось адриатическое государство, обусловлены как мировым кризисом, который не обошел стороной и эту бывшую республику СФРЮ, так и неизжитыми до сих пор последствиями балканских войн 1990-1995 годов (ущерб, причиненный Хорватии от военных действий, составил $50 млрд). При этом уровень безработицы в Хорватии сегодня достигает 17,7%, инфляция — 6,5%, что намного больше, чем в среднем в странах—членах ЕС.

Осложняет ситуацию в стране не только высокий даже для Балкан уровень коррупции, но и недавний отказ Брюсселя продолжать переговоры с Загребом о присоединении к ЕС. Препятствием остается нерешенный территориальный спор между Хорватией и Словенией. Две бывшие югославские республики не могут решить вопрос о принадлежности небольшой части суши и участка морской границы на Адриатике.

Брюссель официально предупредил Загреб, что пропуск в ЕС не будет выдан до тех пор, пока стороны не договорятся. Словения, требующая у Хорватии кусок побережья в районе города Пирана, заявила как член ЕС, что будет блокировать прием Хорватии до тех пор, пока страна не пойдет на уступки. В итоге если ранее Хорватия планировала вступить в ЕС в 2010 году, потом в 2011-м, то теперь ожидания сдвинулись на 2012 год.

Все это явно не добавляет жителям Хорватии оптимизма. Поэтому, как считают эксперты, угроза дефолта, серьезные проблемы в банковском секторе, высокая инфляция, социальная и политическая нестабильность на фоне обострившихся отношений с ЕС делают "арабский сценарий" для Хорватии вполне реальным. Пусть и не в таком остром варианте, как на Ближнем Востоке.