От Константин
К Кудинoв Игорь
Дата 02.03.2011 13:21:39
Рубрики В стране и мире;

Стадион "Зенита" - модельный случай на ЧМ 2018

В середине февраля законодательное собрание Санкт-Петербурга утвердило новую стоимость стадиона. По сравнению с последним вариантом она увеличилась аж на 9,5 млрд рублей и достигла 33 млрд рублей (более 1 млрд долларов)...
Стадион на Крестовском острове превратился, таким образом, во второй по дороговизне в Европе после знаменитого лондонского Уэмбли. Английская арена стоила полтора миллиарда долларов, но она выше классом и намного больше — вмещает 90 тыс. человек. В ней, в частности, более 10 тыс. мест только в одних ресторанах.
Согласно рекомендациям УЕФА, ориентировочная стоимость одного места на новых стадионах составляет 3 тыс. евро. Стадионы с ценой места 3–5 тыс. евро можно считать приемлемыми по цене. Стоимость места на арене в Санкт-Петербурге намного выше — более 12 тыс. евро. И гораздо выше, чем на культовых стадионах, построенных в последнее время в Европе. Парижский стадион-трансформер «Стад де Франс» (80 тыс. мест) обошелся в 450 млн евро. «Альянц-Арена» (70 тыс. мест) в Мюнхене стоила менее 350 млн евро. Новый лондонский «Эмирейтс» (60 тыс. мест), принадлежащий лондонскому «Арсеналу», считается дорогим, но и он намного дешевле нашей арены — 400 млн фунтов.
...
http://expert.ru/expert/2011/07/kosmicheskij-byudzhet-dlya-letayuschej-tarelki/

Космический бюджет для «летающей тарелки»

* Алексей Щукин.

Крупный питерский долгострой — стадион на Крестовском острове — внезапно оказался в центре внимания. Депутаты законодательного собрания утвердили очередное увеличение бюджета стройки — на этот раз ни много ни мало на 9,4 млрд рублей. Одновременно с этим губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко запросила 10 млрд рублей у федерального центра. Аргументация такова: изменения в проекте и рост сметы частично связаны с тем, что стадион перепроектировали под чемпионат мира по футболу-2018.

Стоимость строительства спортивной арены на сегодняшний день оценивается примерно в 30 млрд рублей. Это делает ее вторым по дороговизне стадионом в Европе после лондонского Уэмбли.
Не так осметили

История строительства стадиона на Крестовском острове заслуживает отдельной главы в ненаписанном учебнике «Как не надо строить». Взрывной рост бюджета проекта, многочисленные переносы сроков ввода объекта, смена подрядчиков, практически постоянное перепроектирование объекта в процессе стройки, демонтаж уже возведенного — кажется, все беды, которые могут случиться со стройкой, в этом проекте приключились.

А начиналось все красиво. В 2004 году власти Санкт-Петербурга приняли решение о строительстве нового стадиона. Тогда говорили, что стоимость стадиона не превысит 100 млн евро. В 2006 году прошел международный архитектурный конкурс, где победил проект японца Кишо Курокавы. Новая арена, окрещенная летающей тарелкой, должна была стать инновационной. Стадион проектировался как многофункциональный и всесезонный: во время непогоды он должен был закрываться огромной раздвижной крышей размером 200 на 90 метров. Кроме того, футбольное поле по проекту должно было стать выдвижным — в свободные от матчей дни выкатываться автоматически с арены, чтобы на травяной газон попадало необходимое количество света.

В 2007 году старый стадион имени Кирова на Крестовском острове демонтировали и начали строить новую арену. На этом этапе считалось, что стадион на 62 тыс. зрителей будет построен за 6,7 млрд рублей, что составляло порядка 250 млн долларов.

Уже на ранней стадии проекта мутации подверглась финансовая схема. При запуске планировалось, что стройку профинансирует «Газпром», поскольку стадион прежде всего нужен принадлежащему монополии футбольному клубу «Зенит». Но в какой-то момент газовая компания устранилась, и стройка стала бюджетной. Заметим, что для бюджета Санкт-Петербурга миллиарды на стадион — это весьма существенная статья расходов.

Но главные проблемы возникли уже на стройке. Подрядная компания «Авант», выигравшая конкурс, примерно за год освоила почти весь бюджет (5,4 из 6,7 млрд). При этом она смогла только сделать проект, частично свайное поле, причал для грузов и энергоцентр. Гос­контракт с подрядчиком в связи с удорожанием работ был разорван в ноябре 2008 года. В декабре того же года руководитель «Аванта» Григорий Фельдман погиб в автокатастрофе, оставив долгов перед субподрядчиками более чем на 620 млн рублей.

В новом конкурсе на подрядчика вы­играла московская компания «Инжтрансстрой». К этому времени смета стройки заметно увеличилась. В мае 2008 года президент «Зенита» и одновременно глава ОАО «Газпром нефть» Александр Дюков признал, что «предварительная смета составлялась на коленке». Приблизительные расчеты архитектора Курокавы (сам автор концепции умер в 2007 году) были признаны очень неточными, к тому же масштаб земляных работ оказался якобы в восемь раз больше ожидавшегося. Реальные затраты на строительство г-н Дюков оценил в 14–15 млрд рублей.

Через несколько месяцев, в сентябре, давно ведущуюся стройку наконец-то окончательно осметили и официально просчитали. Главная государственная экспертиза согласовала проект и утвердила новую смету нового футбольного стадиона в размере 23 млрд 700 млн рублей (примерно 980 млн долларов), что почти в четыре раза больше суммы, прописанной в госконтракте. На дополнительное финансирование вновь попытались вывести «Газпром», но тот отказался выкупить часть акций стадиона.

Срок окончания строительства сдвинули на два года — на осень 2010-го. Но и это не было концом мытарств. Дальше последовали многочисленные корректировки проекта. Его решили удешевить. В частности, конструкции из германского металла заменить железобетоном. Экспертиза отклонила подготовленный проект, подрядчик объяснил это тем, что за время перепроектирования изменились требования пожарной безопасности. Потом изменились требования ФИФА к стадионам. Потом Россия подала заявку на проведение чемпионата мира по футболу, и для того, чтобы в Санкт-Петербурге можно было провести полуфинал турнира, потребовалось увеличить вместимость стадиона до 68 тыс. человек. На перепроектирование во многом ушли и 2009, и 2010 годы.

Только перепроектирование будет стоить Санкт-Петербургу более 450 млн рублей. В январе этого года активно шел демонтаж уже готовых конструкций. По информации газеты «Санкт-петербургские ведомости», из-за изменений в проекте пришлось снять более 300 тонн стационарной кровли, ригельные балки и шесть из восьми 45-метровых опор. Есть вопрос и по внешнему виду стадиона: из-за многочисленных правок непонятно, насколько сохранятся фасады и сама идея проекта японского архитектора.

Историю со стадионом на Крестовском острове можно было бы считать неудачным совпадением целого ряда факторов, если бы не одно «но». Примерно такая же ситуация сложилась и с другим питерским мегапроектом — зданием Мариинского театра. Там тоже начинали красиво — с международного архитектурного конкурса. А закончилось дело скандалом с архитектором, катастрофическим увеличением бюджета и сроков строительства.

«В Санкт-Петербурге никогда не было единоличного хозяина типа Лужкова в Москве. Как ни странно, это делает ситуацию еще более уязвимой и открытой для коррупции. Крупных проектов в городе мало, разные группы влияния ожесточенно за них борются. Баланс сил весьма хрупкий. Как только одна из групп несколько теряет влияние, ее проекты атакуются конкурентами. В этой ситуации довести проект до конца крайне трудно», — открыл корреспонденту «Эксперта» тайны строительной кухни Санкт-Петербурга один из местных экспертов.

В чем же причина такой ситуации с крупными стройками? Банальный «распил» или некомпетентность? «Думаю, в этих проектах есть и то и другое, — говорит депутат законодательного собрания города Олег Нилов. — Главная же причина — отсутствие должного контроля за стройками и персональной ответственности за расходованием средств».


По высшему разряду

В середине февраля законодательное собрание Санкт-Петербурга утвердило новую стоимость стадиона. По сравнению с последним вариантом она увеличилась аж на 9,5 млрд рублей и достигла 33 млрд рублей (более 1 млрд долларов). Для того чтобы как-то успокоить общественность, появилась информация, что подрядчик согласен ужаться на несколько миллиардов рублей. Впрочем, многие в Санкт-Петербурге уверены, что стоимость если и будет пересматриваться, то в большую сторону. Ведь строить предстоит еще два года, новый срок ввода арены — конец 2012 года.

Стадион на Крестовском острове превратился, таким образом, во второй по дороговизне в Европе после знаменитого лондонского Уэмбли. Английская арена стоила полтора миллиарда долларов, но она выше классом и намного больше — вмещает 90 тыс. человек. В ней, в частности, более 10 тыс. мест только в одних ресторанах.

Согласно рекомендациям УЕФА, ориентировочная стоимость одного места на новых стадионах составляет 3 тыс. евро. Стадионы с ценой места 3–5 тыс. евро можно считать приемлемыми по цене. Стоимость места на арене в Санкт-Петербурге намного выше — более 12 тыс. евро. И гораздо выше, чем на культовых стадионах, построенных в последнее время в Европе. Парижский стадион-трансформер «Стад де Франс» (80 тыс. мест) обошелся в 450 млн евро. «Альянц-Арена» (70 тыс. мест) в Мюнхене стоила менее 350 млн евро. Новый лондонский «Эмирейтс» (60 тыс. мест), принадлежащий лондонскому «Арсеналу», считается дорогим, но и он намного дешевле нашей арены — 400 млн фунтов.

Депутаты же законодательного собрания, исследовав смету строительства, не нашли в ней завышения цены. Ведь питерский стадион, объяснили они, не имеет в мире аналогов, так как у него и раздвижная крыша, и перемещаемое поле. Депутаты плохо искали. Автор этих строк совсем недавно посетил строящийся стадион во французском Лилле, по функционалу весьма похожий на питерский. У этой арены-трансформера будет раздвижная крыша весом в 7400 тонн — тяжелее Эйфелевой башни. Часть поля тоже перемещается, под ним могут располагаться баскетбольная площадка или теннисный корт. Стадион возводится в том числе и для чемпионата Европы по футболу 2016 года и будет вмещать во время матчей 56 тыс. зрителей, что на 15% меньше, чем в Санкт-Петербурге. При этом, по данным ведущего стройку архитектурного бюро Valode & Pistre, стоимость строительства составит 263 млн евро, то есть он дешевле питерского более чем втрое.

Интересно, что во Франции нашли способ снизить и нагрузку на бюджет. Стадион строится по схеме частно-государственного партнерства. Местные власти вкладывают порядка 40 млн евро, кредит составляет 163 млн, а подрядчик — крупная строительная компания Eiffage — инвестирует оставшиеся 60 млн. Секрет схемы в том, что Eiffage получит круглогодичный стадион в управление на 30 лет и сможет компенсировать свои затраты за счет сдачи его в аренду футбольной команде, проведения концертов, спортивных турниров и пр. Через 30 лет, по условиям договора, стадион перейдет в собственность города уже без всяких обременений.


Белые слоны

Историю на Крестовском острове можно было считать частным несчастным случаем, если бы не ряд обстоятельств. К чемпионату мира по футболу 2018 года в России планируется построить 16 стадионов в 13 городах. За исключением двух строек (московских стадионов для «Спартака» и Динамо») инвестором должно выступить государство. В целом на строительство стадионов планируется выделить порядка 4 млрд долларов. Власти городов уже сегодня потирают руки в предвкушении золотого дождя. Можно предположить, что при освоении таких больших государственных средств ситуация легко может пойти по питерскому сценарию.


Со стадионами есть и еще одна проблема. Существует понятие «белые слоны». Так в Международном олимпийском комитете называют объекты, на которые нет спроса после проведения крупных соревнований. Так вот, большинство новых российских стадионов, очевидно, будут «белыми слонами». Минимальная вместимость новых стадионов — более 43 тыс. зрителей. На матчах чемпионата мира арены, скорее всего, будут заполнены, но после него их востребованность упадет. Сегодня только два футбольных клуба в стране — московский «Спартак» и питерский «Зенит» — имеют среднюю посещаемость чуть выше 20 тыс. На остальные команды ходит в среднем по 12 тыс. болельщиков. Совсем уж абсурдом выглядит проект строительства «сорокатысячника» в Саранске. В столице Мордовии живет менее 300 тыс. человек. Местная футбольная команда «Мордовия» играет не в высшем, а в первом футбольном дивизионе. В прошлом сезоне даже местный стадион на 14 тыс. зрителей заполнялся в среднем менее чем наполовину.

Увеличением сметы при строительстве уникальных объектов в мире никого не удивишь, это происходит достаточно часто. Но когда стоимость на экваторе проекта вырастает в пять раз по сравнению с первоначальной, возникают вопросы. В российской действительности последних лет стало нормой, что объекты обходятся значительно дороже, чем в Европе, несмотря на более дешевую рабочую силу. Отсутствие скандалов по поводу олимпийских проектов объясняется, скорее, закрытостью информации, чем порядком, — громкие дела по стройкам еще предстоят. В случае со стадионами для чемпионата мира, которые еще не начали строить, есть возможность вписаться в умеренные бюджеты. Для этого необходимо наладить систему контроля за расходованием средств — как минимум на каждую стройку придется посадить по прокурору, по представителю от Счетной палаты и от общественных организаций.

От Кудинoв Игорь
К Константин (02.03.2011 13:21:39)
Дата 02.03.2011 14:45:13

Re: модельный случай ....."Стадионы строятся, футбольные школы закрываются "


>Со стадионами есть и еще одна проблема. Существует понятие «белые слоны». Так в Международном олимпийском комитете называют объекты, на которые нет спроса после проведения крупных соревнований. Так вот, большинство новых российских стадионов, очевидно, будут «белыми слонами». Минимальная вместимость новых стадионов — более 43 тыс. зрителей. На матчах чемпионата мира арены, скорее всего, будут заполнены, но после него их востребованность упадет. Сегодня только два футбольных клуба в стране — московский «Спартак» и питерский «Зенит» — имеют среднюю посещаемость чуть выше 20 тыс. На остальные команды ходит в среднем по 12 тыс. болельщиков. Совсем уж абсурдом выглядит проект строительства «сорокатысячника» в Саранске. В столице Мордовии живет менее 300 тыс. человек. Местная футбольная команда «Мордовия» играет не в высшем, а в первом футбольном дивизионе. В прошлом сезоне даже местный стадион на 14 тыс. зрителей заполнялся в среднем менее чем наполовину.


Стадионы строятся, футбольные школы закрываются

Финансовые проблемы могут поставить крест на одной из старейших спортивных детских школ Москвы, сообщают "Вести-Москва". Свои первые шаги сотни юных футболистов делали именно на стадионе "Красный октябрь", когда-то там начинал легендарный вратарь Лев Яшин. Теперь на содержание арены не хватает средств, здание школы решено продать, а многим воспитанникам пришлось покинуть клуб.

Пустые обледеневшие ворота и сугробы по пояс - и все футбольное поле, которое и почистить денег нет. Это стадион "Красный октябрь", где спортивную карьеру начинал Лев Яшин.

"С тех времен ничего не изменилось, к сожалению, нет у нас возможности постелить современное синтетическое покрытие, если бы его постелили, то здесь тренировались бы тысячи детей", - говорит Александр Судариков, старший тренер СДЮШОР "Красный октябрь".

Стадион принадлежит машиностроительному предприятию имени Чернышева - это самая заводская проходная, что в люди вывела легендарного вратаря. Он в первую смену работал, во вторую - играл в футбол.

"Стадион, заводские корпуса, фотогорафия заводской команды. Яшин уже закончил играть, вот он. Он всегда возвращался, здесь начинал свои первые матчи и закончил, но мало кто об этом знает", - продолжает Александр Судариков, старший тренер спортивной детско-юношеской школы Олимпийского резерва "Красный октябрь".

На заводе, конечно, первым делом были самолеты, здесь выпускали авиационные двигатели. Но люди, вдохновленные примером Яшина, открыли детскую спортивную школу. В ней долгие годы учились играть в футбол совершенно бесплатно. Еще до сентября прошлого года здесь тренировались 300 мальчишек - пока необходимость выживать не заставила ввести платные занятия: 1200 рублей в месяц - теперь в спортивную школу ходят 150 человек. Футбольная жизнь кипела, а теперь выкипает. Финансовое бремя, упавшее на плечи родителей, еще полбеды. Настоящая беда пришла из профкома завода. Дела на предприятии идут не очень: новые хозяева решили здание спортивной школы продать. "Нам некуда деться, только на улицу. Мои дети обожают футбол, мы будем очень расстроены", - говорят родители. У Татьяны в спортшколе занимаются два сына. Сюда вообще берут всех, без отбора - с пяти и до 17-ти лет. Школа когда-то занимала целое здание, а теперь стеснена арендаторами. Но на продаже очевидно заработать можно больше, чем на аренде. "Если придут коммерческие структуры, о футболе никакой речи. Они начнут зарабатывать, а детский футбол умрет. Нам помимо финансирования надо сохранить материально-техническую базу, тренерский состав – это одна из основ", - считает Александр Судариков, старший тренер спортивной детско-юношеской школы Олимпийского резерва "Красный октябрь".

Руководство спортшколы обращалось в Департамент образования, Москомспорт, городские структуры помочь спасению школы могу, но только добрым словом.

"Не было ни одного случая, когда бы правительство Москвы не помогло бы в этих случаях. Другой вопрос, что надо все просчитывать, надо смотреть, сколько стоит, что стоит. Я вот не знаю условий торгов. Если в условиях нет такой фразы, что те, кто купят спортивные сооружения, обязаны сохранить детскую спортшколу. Я очень надеюсь на это", - отметил Алексей Пыжов, начальник управления по организации массовой физкультурной работы Департамента физической культуры и спорта города Москвы.

И пока проблемы детской школы перетасовывают от одного ведомства к другому - маленькие футболисты мечтают о больших победах...

В 2018-м России принимать Чемпионат мира. Стадионы строятся, детские футбольные школы закрываются.
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/childish/163381.html

От Кудинoв Игорь
К Кудинoв Игорь (02.03.2011 14:45:13)
Дата 02.03.2011 19:27:11

и машинку за $130 000 из бюджета ректору института физкультуры

http://www.gorodnews.ru/mk/img/thumb.php?id=1180.jpg



В начале этого года на сайте госзакупок ( http://www.zakupki.gov.ru) появилась информация о проведении открытого аукциона на право заключить государственный контракт на поставку автомобиля для нужд Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. И все бы ничего, если бы эта машина не стоила четыре миллиона рублей.
"Качественный микроавтобус VIP-класса, проверенный российскими условиями эксплуатации. Оригинальный экстерьер делает данный микроавтобус заметным на дороге. Удачный выбор для дальних поездок с комфортом и большой компанией. Автомобиль подойдет для путешествий всей семьей, хватит места не только для багажа, но и разместить шесть пассажиров с удобством и комфортом, цена 121 000 долларов США", - извещает реклама на интернет-сайте крупного американского автоконцерна. Такой автомобиль, что называется, для избранных, куда простым тренерам и учителям до такого.
Информацию о форме и наименовании торгов по поставке автомобиля для Смоленской физакадемии, адресах и телефонах ответственных лиц можно без труда найти на сайте госзакупок. Там же указаны место поставки товара - Смоленск, пр-т Гагарина, дом 23, и начальная цена контракта -
4 000 000 российских рублей. Если верить извещению о проведении открытого аукциона, то уже через две недели, то есть 18 марта, автомобиль стоимостью четыре миллиона рублей поступит в распоряжение СГАФКа. Но машина не абы какая, ответственные за торги лица из физической академии составили четкие требования к приобретаемому транспортному средству.
В машине, пожалуй, есть все, кроме сверкающего серебром шеста и джакузи. Среди прочего 314-сильный двигатель, постоянный полный привод, кондиционеры и подушки безопасности, головное устройство СD для водителя, бортовой компьютер, электрический привод и поясничная подпорка сиденья водителя и пассажира, капитанские сиденья второго ряда с подогревом и вращающиеся на 360 градусов, электрический задний диван, потолок - "звездное небо", круиз-контроль, колесные диски R20, салон - кожа (бежевая комбинированная с коричневыми вставками или серая), подсветка порогов и подсветка потолка, монитор 26 дюймов с DVD и беспроводными наушниками, бар, термокамера и два графина - видимо, для минералки.
Все бы ничего: подумаешь, руководство крупного, даже по российским меркам, вуза решило приобрести крутой автомобиль. Но не все так просто. Дело в том, что физакадемия является государственным учреждением образования, и существует она за счет средств госбюджета, а соответственно, автомобиль стоимостью в четыре миллиона рублей должен быть оплачен из федеральных средств - наших с вами налогов. Это подтверждает пункт 15 информационной карты аукциона, который гласит: источником финансирования заказа выступают средства федерального бюджета.
Без особого труда нам удалось найти автомобиль, практически полностью удовлетворяющий требованиям, предъявленным заказчиком, в лице СГАФК, в техническом задании. Им оказался автомобиль американского концерна "Дженерал Моторс" - Chevrolet Express G1500 Limited AWD. Такой автомобиль VIP-класса 2011 года выпуска, согласно официальному сайту General Motors, будет стоить 121 тысячу долларов, то есть примерно 3,5 миллиона рублей. Так что есть еще возможность сэкономить бюджетные средства! А на оставшиеся от этой столь необходимой покупки 500 тысяч рублей отправить в спортивный лагерь сотню-другую смоленских детишек.



http://www.gorodnews.ru/mk/item.php?id=1011