От
|
Пуденко Сергей
|
К
|
Лом
|
Дата
|
21.12.2010 10:33:13
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
"остальные 90% — это и есть карланы"
Восстание карланов
// Молодые футбольные фанаты диктуют свои правила игры
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1561534
Массовые выступления в Москве показали, что новое поколение футбольных фанатов представляет серьезную опасность. Они многочисленны, организованны, агрессивны, не подконтрольны ни официальным структурам болельщиков, ни милиции. У них нет ярко выраженных лидеров, но есть крайне правые убеждения, политические требования и возможность быстро организовать многотысячное выступление у стен Кремля.
Об агрессивно настроенных футбольных фанатах общество узнало в первой половине 90-х годов. Копирующие поведение английских соратников российские фанаты объединялись в "фирмы" и дрались, причем футбол для многих был скорее поводом, чем увлечением. Массовый погром был только один — в 2002 году на Манежной площади после трансляции матча Россия—Япония. Тогда было ранено 47 человек, один скончался в больнице. Через год Госдума ужесточила наказание за экстремизм.
Теперь на Манежную площадь и к ТЦ "Европейский" вышли те, кого фанаты "с сектора" презрительно называют "карланы" (от слова карлики). "Костяк фанатского сектора составляют люди за 30 лет и старше. Они ездят с командой в Европу, у них высшее образование, престижная работа, и они не националисты,— рассказал "Ъ" один из многолетних фанатов "Спартака".— Среди молодежи процентов десять числятся в официальных объединениях, той же "Фратрии", а остальные 90% — это и есть карланы. На секторе их не любят: традиций не знают, игру не понимают, зато шума много". Эти 90% подростков не контролирует никто. Ни старшие товарищи, ни милиция.
Казалось, что милиция с фанатскими объединениями работает успешно. Все лидеры "фирм" были на виду, многие ходили под угрозой уголовного дела и, как следствие, были сговорчивы. Происходящие вдали от стадионов драки между фанатами становились уже чем-то обыденным. Бывали случаи, когда противоборствующие группы, знающие оппонентов уже по несколько лет, после столкновений могли вместе отмечать встречу. Для правоохранительных органов и тем более для власти участники этих драк никакой угрозы не представляли.
Куда более серьезную угрозу продемонстрировало следующее поколение фанатов. Если на Манежке еще можно было увидеть людей в возрасте 20-25 лет, то на дальнейших акциях задерживали агрессивных школьников. У этой толпы не было лидеров, она состояла из сотен небольших компаний подростков. Зато благодаря социальным сетям эта толпа прекрасно скоординирована и управляема.
"Организовались через интернет. В некоторых государствах через Twitter перевороты делают"
Президент Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) АЛЕКСАНДР ШПРЫГИН отрицает, что милиция через фанатские объединения пыталась предотвратить массовые беспорядки в городе с участием болельщиков. Однако признает, что "люди, ответственные за молодежную политику в стране, предлагают "фирмам" различные блага". >>
Раньше эти преимущества знали и использовали в своих интересах лидеры прокремлевских молодежных группировок. Весной 2005 года, когда о создании движения "Наши" еще не было официально объявлено, газеты цитировали выступление Василия Якеменко (тогда — лидера молодежного движения "Идущие вместе") перед студентами курского колледжа экономики и права. Господин Якеменко объяснял собравшимся, зачем они должны вступать в "Наши", и среди прочего сетовал, что его с соратниками не было в Киеве во время "оранжевой" революции. "Если бы мне нужно было решать вопрос на Майдане, учитывая всеобщее безволие, я бы решил его очень просто — связался со своими коллегами из фанатского движения "Спартака",— говорил господин Якеменко.— Они набрали бы 5 тыс. своих сторонников прямо с этими синими пластмассовыми стульями, которыми они бьются на стадионе, и мы бы их погрузили в пять составов. Привезли бы их в Киев, такая своеобразная посылка, и вот этими стульями они бы гнали эти 100 тыс., кто вышел на Майдан, к Днепру".
Примерно в те же дни неизвестными хулиганами был разгромлен штаб ("бункер") тогда еще не запрещенной Национал-большевистской партии. Погромщики объяснили, что действуют по собственной инициативе. В одном из нападавших нацболам, имеющим связи в околофутбольной среде, удалось узнать Василия Степанова по прозвищу Киллер — лидера группировки фанатов "Спартака" Gladiators. Другой "гладиатор" Роман Вербицкий по прозвищу Колючий стал героем новостей летом того же года, когда был задержан милицией за нападение на сходку оппозиционных организаций в офисе КПРФ у станции метро "Автозаводская", а потом вместе с остальными нападавшими беспрепятственно был отпущен. Причастность руководства "Наших" к этим акциям доказать никому не удалось, но оба футбольных хулигана на протяжении нескольких лет участвовали в деятельности силового подразделения "Наших" — "Добровольной молодежной дружины". Господин Вербицкий до прошлого года даже возглавлял ее.
"Фанаты — лучшая опора государства, глас народа. Это общественный институт"
Участник массовых беспорядков на Манежной площади, попросивший не называть его имени в газете, рассказал "Ъ" о том, что футбольные фанаты вышли на протестную акцию вопреки рекомендациям лидеров "фирм", которые, в свою очередь, получили соответствующие указания от милиции. >>
Интересно, что рядовые "гладиаторы", участвовавшие в нападении на нацболов, говорят, что не знали, что идут бить лимоновцев. Им было объявлено, что на "Автозаводской" собираются антифашисты — а это слово для футбольного хулигана не нуждается в дополнительных расшифровках. На сайте "Я — фанат!" в обращении к молодежи говорится: "Твои политические убеждения нас мало заботят, хотя если ты интернационалист, то вряд ли встретишь понимание в наших рядах".
Нельзя сказать, что попыток объединить эту толпу не было. ВОБ (Всероссийское объединение болельщиков) — самая успешная из них. Она инициирована Российским футбольным союзом (РФС). ВОБ называли "личной армией Мутко", потому что министр спорта Виталий Мутко, возглавляя прежде РФС, покровительствовал ВОБу, доверяя, например, распространять билеты на матчи сборной России. Но после перехода господина Мутко в Министерство спорта в ВОБе началась борьба за власть. Закончилось все неудачной попыткой смещения руководителя ВОБа Александра Шпрыгина и массовым выходом из ВОБа фанатских группировок и рядовых членов. После беспорядков на Манежной площади господин Мутко только и смог сказать, что "подзапустил" работу с футбольными фанатами.
Появившейся организованной толпой заинтересовались многие политические силы. Призвать "карланов" на свою сторону пытались националисты из Движения против нелегальной иммиграции и "Славянской силы". В ответ последовал отказ с формулировкой, что эти движения себя изжили, да и вообще, не исключено, что созданы по инициативе Кремля. Схожий отказ, скорее всего, получат и авторы "Стратегии-31", пригласившие "карланов" митинговать по 31-м числам на Триумфальной площади. Блогеры пытались выявить на фотографиях с Манежки членов "Наших" и "России молодой". Но лишь "Наши" были вынуждены признать, что один из провокаторов в толпе националистов однажды был на Селигере.
Осознав свою силу, толпа "карланов", скорее всего, захочет выступать на общественно-политическом поле самостоятельно. У нее даже есть подобие политических взглядов: неприятие действующего руководства страны и протест против национальной политики властей РФ. Большинство участников столкновений вряд ли сумеют сформулировать, в чем она заключается, но лозунга "Россия для русских" им вполне достаточно.
Разумеется, теперь новое поколение фанатов попадет под пристальное внимание милиции. Но "прессовать" как раньше лидеров фанатских объединений не получится, потому что их нет. Есть тысячи небольших компаний школьников и недавних выпускников. Недаром единственным названным ГУВД столицы зачинщиком погромов оказался 14-летний подросток, чье имя никому ничего не говорит, кроме родителей и одноклассников. Использовать английскую систему с пожизненным запретом ходить на стадионы тоже не получится. Далеко не факт, что большинство из тысяч задержанных на прошлой неделе в Москве хоть раз были на футболе. Готового рецепта у милиции, скорее всего, нет. Есть только дедлайн — чемпионат мира 2018 года.
Безымянные представители толпы с Манежки говорят, что способны вывести в центр Москвы и 20 тыс., и 50 тыс. человек, и это не похоже на браваду. Но сейчас самое плохое все же в другом: подросткам, как русским националистам, так и кавказским, похоже, понравилось собираться в стайки и разыскивать в метро или на улицах окраин тех, кто не похож на них.
Андрей Козенко, Олег Кашин
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=1561533
Президент Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) АЛЕКСАНДР ШПРЫГИН отрицает, что милиция через фанатские объединения пыталась предотвратить массовые беспорядки в городе с участием болельщиков. Однако признает, что "люди, ответственные за молодежную политику в стране, предлагают "фирмам" различные блага".
— О подготовке акции на Манежной было известно за три дня. Давали ли силовые структуры рекомендации, чтобы не допустить фанатов на площадь?
— Не прозвучало ни одного сигнала, что, мол, ребята, что вы там планируете, давайте предотвратите. Никаких рекомендаций не было ни в адрес ВОБа, ни в адрес фан-клубов. Мы общественная организация, есть два человека, которые могут нас попросить об этом,— министр спорта Виталий Мутко и президент РФС Сергей Фурсенко. От них не было указаний. От силовых структур намеков тоже никаких. Официальных встреч фан-клубов с ВОБом не было.
— Как организовывались люди на Манежной и кто они?
— Организовывались через интернет. В некоторых государствах через Twitter перевороты делают. Использовались информационная среда, форумы, гостевые. А на Манежную площадь вышел прежде всего русский народ. Туда "карлики", например, вышли. Это 14-18-летняя молодежь, которая делает в фанатском движении первые шаги. Они все узнают только из фанатских ресурсов и интернета. На Манежную вышли и люди постарше, но элиты фанатов там не было, из-за чего толпа была неуправляема.
— Как ВОБ контролирует болельщиков?
— ВОБ и официальные фан-клубы осуществляют контроль только в рамках своих компетенций, то есть на трибунах. Контролировать людей на Манежной площади — это уже напрямую задача органов молодежной политики. ВОБ, когда стал мощной структурой, где-то наступил на пятки структурам из молодежной политики. Кончилось тем, что люди взволновались и пытались взломать ВОБ внеочередными съездами. Теперь ВОБ будет заниматься только профильными делами и не вылезать из спорта.
— Националистические идеи действительно превалируют в фанатской среде?
— Правые идеи не в худшем понимании этого слова. Не фашизм, поклонение Гитлеру и выкрикивание "Зиг хайль", а национализм, любовь к родине, патриотизм. Фанатские движения не пойдут слепо за псевдонационалистическими организациями и не будут участвовать в скинхедовских акциях. Те люди, которые сейчас за молодежную политику в стране отвечают, они "фирмам" предлагают различные блага, интересные условия, в частности охрану мероприятий, участие в массовках политических сил.
— За деньги?
— За блага. Какие-то фанаты в движении "Наши", а кто-то — в "Молодой гвардии". Из этого извлекаются блага, что не идет в разрез с устоями "фирм" и в конце концов идет на поддержку команды на трибуне.
— Будут ли последствия для фанатского движения после акций на Манежной площади и у ТЦ "Европейский"?
— Фанатские лидеры, лидеры "фирм" и движений уже находятся под пристальнейшим вниманием правоохранительных органов. Они не раз имели профилактические беседы на Петровке и понимают, что их участие может в целом негативно отразиться на движухе, хотя массовые репрессии фанатов не начнутся, потому что их идентифицировать нельзя. Вообще, у милиции, в том числе у центра "Э", есть базы членов группировок, которые собираются с начала 2000-х. Участников этих списков периодически вызывают на профилактические беседы.
— Будет ли усилено внимание к фанатскому движению в рамках подготовки к чемпионату мира в 2018 году?
— До 2018 года еще сменится не одно поколение болельщиков и не одно поколение игроков. К 2018 году все будет идеально.
— Как получилось, что тысячи футбольных фанатов вдруг стали новой радикальной общественной силой?
— При нынешнем политическом режиме выходы на улицу контролируются. Фанаты старались в этом не участвовать, потому что можно от этого пострадать: у всех на памяти Манежка 2002 года. Сейчас накипело. Фанаты почувствовали свою политическую силу. Теперь главное — чтобы эту силу не прибрали к рукам и не направили в непонятное русло. В Сербии или Италии болельщики играют значительную роль в общественно-политических раскладах. Думаю, в ближайшее время в России сформируется такое же крыло болельщиков. Фанаты начинают понимать, что их мнение может быть услышано. Сейчас только в Москве около 300 тыс. активных болельщиков, в России — от 1,5 млн до 2 млн.
Интервью взял Даниил Туровский
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=1561719
Участник массовых беспорядков на Манежной площади, попросивший не называть его имени в газете, рассказал "Ъ" о том, что футбольные фанаты вышли на протестную акцию вопреки рекомендациям лидеров "фирм", которые, в свою очередь, получили соответствующие указания от милиции.
— Насколько стихийно возникла акция на Манежной площади?
— Никакой организации, все стихийно. Сначала все шло спокойно, потом уже, после первого нападения на кавказцев около "Макдоналдса", началось. Когда все у скорой помощи происходило (избитых фанатами кавказцев отвели в скорую, но оттуда нападавшие попытались их вытащить, см. "Ъ" от 13 декабря.— "Ъ"), под замес попали и милиционеры. Их пришел отбивать ОМОН. Тут было стихийно решено перекрывать Моховую. Говорить о том, что были какие-то зачинщики акции, не нужно. На Манежной площади было много людей, которые ни к футболу, ни к политике никакого отношения не имеют. Мы, русские люди, в своем городе можем выходить на любую площадь.
— Кто принимал участие в драках с милицией и массовых беспорядках на площади?
— Футбольные фанаты и русские люди. За день до акции был проведен милицейским руководством разговор с лидерами фанатских группировок. Было четко сказано, чтобы никто не участвовал, любые поползновения будут пресекаться. Лидеры "фирм" действительно сами не поехали, но многие рядовые члены, бойцы различных группировок все равно приехали на Манежку вопреки решению своих координаторов.
— Как 10 тыс. человек смогли так быстро организоваться?
— Сейчас XXI век — интернет и все такое. Интернет — движущая сила: ссылки, комментарии, социальные сети. Глобальная сеть помогает организоваться. Как ни пытаются найти сейчас лидера и людей, которые направляли, их не найдут, потому что их нет. Слабо представляю, что в толпу могли войти два человека с мегафонами и сказать: надо бить милицию. Никто не хочет гражданской войны у себя дома. Русского медведя, если он в спячке, сколько ни тереби, не проснется, а если проснется по-настоящему — а все к этому идет, потому что его сильно будят,— то Манежная площадь начнется в каждом городе.
— Боитесь преследований со стороны силовых структур?
— В ближайшее время начнутся аресты в первую очередь футбольных фанатов. Вовсю заработает центр "Э". Посадка людей только отсрочит и не решит проблему. Сейчас начнутся репрессии, и не хочется попасть под их каток, поэтому я два раза переназначал место интервью.
— Звучат ли в футбольной среде политические претензии к власти?
— Если нас не послушают, мы будем хоть каждый день выходить, мы перекроем все, что только захотим. У нас требования социальные и конкретные: устали бояться, устали от постоянных оскорблений. Сейчас уже общество кричит: мы катимся вниз. А нам головы отворачивают Олимпиадами, чемпионатами мира. А надо бы вызвать глав всех национальных диаспор на ковер и сказать, чтобы донесли до своих соплеменников, что надо остановиться и не надо будить лихо, пока оно тихо. По национальному вопросу должно выступить руководство страны. Рано или поздно бабахнет. Может начаться если не гражданская война, то внутренний конфликт. Все это следствие политики власти бесхребетной: просто собирать деньги, дурить мозги, жить спокойно и затыкать рты всем несогласным. Сейчас в стране нет оппозиции. Власть погрязла в коррупции. Каким образом государство будет бороться с коррупцией, если не может успокоить 10 тыс. человек в центре Москвы?
— А сами фанаты организованной политической силой могут стать?
— Если появится реальная политическая сила, которая сейчас скажет просто и честно: "Мы наведем порядок, и все будет по справедливости", то народ за ней пойдет. 50% людей, сидящих на диванах, готовы уже подняться. Если государство не начнет решать проблему, в следующий раз выйдет и 20 тыс. человек, и 50 тыс. человек. Власть должна четко дать понять людям с Кавказа, что творить то, что они творят здесь, им больше никто не позволит. Фанаты — самая лучшая опора для государства, глас народа. Когда государство делает что-то не так, фанатское общество на это реагирует. Это общественный институт, в который входят разные люди и по социальному положению, и по финансовому. Сейчас эта сила вооружилась лозунгом, понятным для народа,— "Россия для русских".
Интервью взял Даниил Туровский