От Павел Чайлик
К Михайлов А.
Дата 20.03.2011 18:37:40
Рубрики В стране и мире;

ВЫЗОВ для человечества.

> У Автономовой иррациональное это одностороннее понятое рациональное, абсолютизация одного из частных моментов — этического, эстетического и даже логического. Иррациональными могут выступать прошлые формы рациональности, но наиболее интересны будущие формы — иррациональное как еще не познанное или еще не созданное. Но человек тем и отличается от несушки Поппера, что выходит за рамки эмпирических фактов - рациональное научное познание это деятельность по приуготовлению практик к будущему, будущему заранее неизвестному и непредрешенному. Получается что иррационального как бы не существует.

С другого боку. Религиозные апологеты в качестве аргумента противопоставляют веру разуму, в то же время сама вера имеет сугубо рациональные основания, а, по сути, такое противопоставление всего лишь скрывает запрет на критическое переосмысление этих оснований.

>С другой стороны, можно конструировать иррациональное как «ошибочную сборку» схемы рационального. Переставьте местами логику и эстетику и из марксизма получиться экзистенциализм, откажитесь от социальности человека (6-й тезис Маркса о Фейербаха) и из коммунизма получиться анархизм — ценности вроде те же, но зияет совершенно чудовищная дыра в науке об обществе и человеке и социально-политическая стратегия заводит в тупик. Но и это форма иррационального сконструирована из рационального. Вопрос — существует ли иррациональное как таковое. Не в смысле природы, противопоставленной мышлению — рациональное это не сколько рациональное мышление, сколько рациональное отношение мышления к бытию — так вот, возможно ли иррациональное отношение к миру? Ведь мы сталкиваемся с сознательным мракобесием, как деятельностью обратной познанию, волевым воспроизводством ошибок мышления, навязыванием антимышления. И дело не только в обмане народа правящими классами, но и в желании обманываться, в самовоспроизводящемся обмане, не сводящимся к манипуляции (т.е навязыванию ложных ценностей и подмене целей средствами и наоборот). Поэтому проблема может быть сформулирована так — конструктивное построение рациональных схем иррационального мышления.

Я тут выделил то, на что отвечаю.

Вот тут я бы иначе описывал процесс. Скорее «по Шушарину».
Шушарин, в общем-то, предложил свою конструктивную схему построения иррационального мышления большинства.
Движущей силой создающей в этом процессе является функционирование обыденного сознания, с его доксами. В отношении докс важна их характеристика адекватности практике, которая естественно убывает в процессе накопления практического опыта. Но само мышление, сотканное из своих базовых элементов, ограничено ими и реагирует на изменение практики не пересмотром оснований (это как раз удел философии и далее наук в рамках парадигм и исследовательских программ), а их перекомпоновками, ведущими к хаотизации (наподобие позднее-советского разложения идеологии) - вобщем, всякими крокодилами с переменной высотой полетов.
Переломные моменты в истории (и в частности истории науки) в пределе, наверное, можно вычислять как встречные процессы утраты адекватности и далее мощности текущих «рациональных схем». Которые, в свою очередь, имеют шанс в этих узловых точках быль преодоленными новыми «рациональными схемами», переработавшими в себе приращение опыта. Из этого же следует необходимость онаучивания процесса революционных преобразований или «истинной НТР» по Шушарину – т.е. текущий социальный опыт имеет такую степень сложности, что никакие «перестановки» в текущей «рациональной схеме» не содержат адекватного решения, а новые сущности, требующие введения в мышление находятся в научной сфере. И это ВЫЗОВ для человечества.