От Пуденко Сергей
К Михайлов А.
Дата 07.03.2011 17:10:36
Рубрики В стране и мире;

Re: Да, кейс...Проблематизируем? ятрена мать....


>2. Понятие рационального.
>3. Исторические формы рационального. Вышеизложенное понятие рационального окончательно сформировалось и стало господствующим в Новое время, но те или иные элементы рациональности можно найти гораздо раньше, чуть ли не в магических практиках. Что это — более ранние, неразвитые формы рациональности, отличающие от современных лишь объемом знаний, или существенно иные формы общественного сознания?



В практике она под себя подмяла прогностику , включая предсказания всяких типов,но даже и медицину(!) и метеорологию. Поэтому она была ведущей в связке с прикладной математикой и астрономией как тихой служанки. Профессия была "математик" тогда


В научном изводе получилась такая "наука", которая тоже по сю пору интересна модельно



все очень любопытно и именно в новом понимании рациональности дело, но лезть придется очень глубоко

Начинать проще с повседневности и очевидности

что висело над Спассокй башней в 16 веке???

почему так меряли время
что это означало

какое отношение это имеет как к повседневности *от смердов до знати) и к высокой науке


а как это менялось в 17? 18 19 20? веке

а менялось ли вообще????


что ЭТО вообще может означать???


http://new-guid.livejournal.com/1059.html
http://pics.livejournal.com/new_guid/pic/000039b4/s640x480

Источники:
1) «Альбомъ Мейерберга. Виды и бытовыя картины Россiи XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину съ приложенiемъ карты пути цесарскаго посольства 1661-62 гг.»-Санктъ-Петербургъ: Изданiе А. С. Суворина, 1903- С. 160-163.


Р. А. Симонов, О. Р. Хромов (Москва)
«ЧАСЫ НА КРУГУ» - НАИБОЛЕЕ РАННЕЕ ТОЧНО ДАТИРУЕМОЕ 1663 ГОДОМ ЛИСТОВОЕ ИЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ПЕЧАТНОГО ДВОРА
(Скачать в PDF формате)
"ДРЕВНЯЯ РУСЬ. ВОПРОСЫ МЕДИЕВИСТИКИ"
http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s3_25_2.pdf
http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_4/part_6.pdf
Р. А. Симонов Роль КиРиКа НовгоРодца в КультуРе Руси


Примерно к концу ХХ в. не только в нашей стране, но и за рубежом «учение» Кирика не
просто стало признаваться выдающимся произведением, а начало рассматриваться как своего рода
одна из вершин научного средневекового творчества, возвышающаяся над общим уровнем культуры
Руси. Был поставлен вопрос о несоответствии высокого научного содержания указанного труда
Кирика общему интеллектуальному уровню культуры Руси45
. сейчас «учение» рассматривается как «гениальное для своего времени» произведение46
.
в XXI в. творческий потенциал «учения» был усилен в связи с новейшими взглядами на природу
времени. Концепция времени, принятая в современной науке, опирается на взгляды и. Ньютона
XVII в. Как показал недавно член-корреспондент РаН а. Н. Паршин (отделение математики
РаН), они правильны, но не полны. По его мнению, для понимания феномена времени необходимо
включить представление о циклах «в устройство космоса в качестве его основы»47
. Конечно, Кирику до этих тонкостей было далеко. Но вызывает уважение его интуиция, подсказавшая ему необходимость включить циклы в число факторов математического исследования времени.

циклы – основной предмет математического интереса Кирика.

соответствующие ятронаучные славяно-русские источники представляют собой таблицы, по
которым для каждого часа любой даты можно определить его (часа) магическое качество с целью
прогнозирования благоприятности/неблагоприятности исхода событий. Эта методика являлась
модификацией греческой классической хрономантии, восходящей к вавилонской традиции (древняя
Месопотамия). По ней каждый час («косой»), а также любой день и отдельно ночь одних и тех
же суток «управлялись» одной из «планет» септенера (семи светил – солнцем, луной, Марсом,
Меркурием, юпитером, венерой, сатурном). в славяно-русских памятниках XV–XVI в. качество
«управления» планет часами отличается от греческой классической традиции. т ак, если в последней
«неблагоприятными планетами» выступают сатурн и Марс, то в славяно-русском варианте –
юпитер и Меркурий.


для дальнейшего изложения следует знать, что часовая магия была тесно связана с магией
счастливых/несчастливых («добрых»/«злых») дней и ночей. дело в том, что в хрономантии понятие
о счастливом/несчастливом («добром»/«злом») дне является вторичным по отношению к понятию
счастливого/несчастливого («доброго»/«злого») часа. Это вытекает из того, что сокровенный
характер дня/ночи определялся по их первому «косому» часу, который отсчитывался с рассвета/
заката. Первый «косой» рассветный час («добрый»/«злой») делал «добрым» или «злым» весь
день. Первый «косой» час на закате («добрый»/«злой») делал «доброй» или «злой» всю ночь.
согласно хрономантии, время по дням недели «управлялось» планетами септенера в
следующем порядке: воскресенье солнцем, понедельник луной, вторник Марсом, среда
Меркурием, четверг юпитером, пятница венерой, суббота сатурном. Названия дней недели
в некоторых западноевропейских языках сохраняют соответствующее «управление» планетами
септенера. так, а. П. юшкевич по указанному поводу писал: «Например, в английском языке
“Sunday” (воскресенье) – день солнца, “Monday” (понедельник) – день луны, “Tuesday”
(вторник) – день Марса (Марсу соответствовал бог Tiw), “Wednesday” (среда) – день Меркурия
(Меркурий – Woden), “Thursday” (четверг) – день юпитера (юпитер – Thor), “Friday”
(пятница) – день венеры (венера – Frig) и “Saturday” – день сатурна»60
.
со времен Клавдия Птолемея (II век н. э.) планеты септенера делились на благоприятные


Упомянутый выше барон А. Мейерберг в сер. XVII в. сообщал, что сторожа повторяли счет
боя башенных часов ударами по желобам и доскам: «…На всякой улице поставлены сторожа, которые
каждую ночь, узнавая время по бою часов, столько же раз, как и часы, колотят в сточные желоба на
крышах, или в доски…»38
. Информация о длительности светлого и темного времени суток, таким
образом, каждодневно воспринималась населением не только визуально (по циферблату), но и на слух
(по числу ударов часового колокола, воспроизводимому по всему городу сторожами). Знания о динамике
светлого и темного времени суток до сих пор входят в разряд повседневной информации в виде данных
о времени восхода и захода Солнца (например, в отрывных календарях и др. справочных материалах).
«Часы на кругу», появившиеся в 1663 г., очевидно, по замыслу служили совершенствованию
«пособий» для управления боем башенных часов. При этом выявился так сказать побочный,
незапланированный интерес к этому изданию как информационному средству об относительной
длительности светлого и темного времени суток, обусловивший потребность в листах не только
часовщиков, но и более широких слоев населения. Возможно, в связи с этим было предпринято 2-е изд.
«Часов на кругу» (еще до введения башенных часов новой конструкции – с 12-частным циферблатом).


http://dlib.eastview.com/browse/doc/20388267
Автор: Р. А. СИМОНОВ

О ВОЗНИКНОВЕНИИ РУССКОЙ ЯТРОНАУКИ В НАЧАЛЕ XV в. - НА СТОЛЕТИЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ СЧИТАЛОСЬ*

Данные о медицинской астрологии (ятроматематике) в русской книжной культуре сохранились с конца XV в. Существуют недостаточно изученные славянорусские источники, восходящие к более раннему времени, связанные с часовой хрономантией - частью астрологии, уходящей корнями в культуру Древнего Вавилона (и соответствующую древнегреческую традицию). Суть этой магии состояла в прогнозировании событий по сокровенной "окраске" часов как "добрых", "средних" и "злых": для благоприятного исхода следовало начинать любое дело в "добрый" час, избегать его в "средний" и не предпринимать вовсе в "злой". Ятронаука, восходящая к врачебной деятельности эпохи Возрождения, характеризуется использованием часов. Связь установленных в Москве в 1404 г. общественных часов с ятронаукой обусловлена возможностью их использования в специфическом варианте славяно-русской часовой хрономантии.

http://dlib.eastview.com/browse/doc/7078898
РОССИЙСКИЕ ПРИДВОРНЫЕ "МАТЕМАТИКИ" XVI - XVII ВЕКОВ
Автор: Р. А. СИМОНОВ

В средние века в Западной Европе получило широкое распространение мнение о существовании тесной связи между земными событиями и звездами. Феодалы различных рангов использовали для истолкования этой связи т. н. математиков, главным образом в качестве советников-астрологов. "Математиками" назывались также представители ятроматематики, т. е. врачебной астрологии1 . Этот термин аналогичен ряду подобных, получивших тогда распространение: ятрохимия (врачебная химия), ятромеханика (врачебная механика) и пр. Дипломированный врач был в той или иной степени ятроматематиком, что нашло отражение в бытовавшем в ту пору афоризме: "Если анатомия - правое око медицины, то астрология - ее левое око". Математики занимались также изданием астрологических альманахов-календарей с различными предсказаниями и ятроматематическими рекомендациями. Увлечение такого рода математикой в Западной Европе ослабло в XVII веке



МЕДИЦИНСКАЯ АСТРОЛОГИЯ, ятроматематика (iatromathematica, от греч.«врач»и математика) — учение о влиянии планет на здоровье человека, течение и исход болезней, развившееся из представлений о макрокосме и микрокосме, является частью оперативной…астрологии. Гиппократ говорил, что ни один врач не имеет права называть себя врачом, если он не овладел астрологией. Он излагал теорию, согласно которой существуют критические для здоровья человека дни (см.: Критические дни), которые зависят от гелиакических восходов и заходов светил и фаз Луны. Например, по его мнению, Плеяды, Арктур и Сириус имеют гибельное влияние на здоровье человека. Гален считал, что основное влияние на здоровье человека оказывает Луна. Основная идея медицинской астрологии (в той ее форме, которая практиковалась с эпохи поздней античности) состоит в том, что влияние знаков Зодиака распределено между частями человеческого тела, широко распространенное изображение соответствия называется «Зодиакальным человеком». Подобным же образом закреплены планеты. Ключевую роль в лечении играет декумбитур гороскоп больного. Изучение расположения планет в этом гороскопе и учет связей знаков Зодиака с планетами (см.: Анатомия человека) используются для постановки диагноза и определения правильного метода лечения (см.: Кровопускатель). Медицинская астрология стала известна в Европе благодаря арабам и пережила свой расцвет в эпоху позднего Средневековья и Возрождения. Многие часы, изготовленные во времена Ренессанса, имели ятроматематические циферблаты, на которых указывались несчастливые и критические дни; они были сконструированы, исходя из представления о влиянии Луны на здоровье человека. Современная астрологическая медицина пытается найти связь между планетами и железами внутренней секреции. См.: Мелотезия. /





http://www.lifeofpeople.ru/themes/?theme=20.60.17.s
Самуэль Коллинз, личный врач Алексея Романова, 1658-1666
(Ятроматематика. Записка Коллинза в переводе дьяка Лукьяна Тимофеевича Голосова. В скобках приведены латинские варианты важнейших по смыслу слов; опущенные переводчиком отрывки восстановлены в подстрочных примечаниях)

ПЕРЕВОД С ЛАТИНСКАГО ПИСМА, КАКОВО ПОДАЛ В ОПТЕКАРСКОМ ПРИКАЗЕ ДОХТУР САМОЙЛО КАЛЛИНС МАЯ В 31 ДЕНЬ НЫНЕШНЯГО 172-ГО ГОДУ


Дни для отворения жил и рожечнаго кровопущанья от звездозаконников (ab Astronomiris) искушении и установлени в месяце июне лета господня 1664-го.

День 3 и 4, то есть пяток и суббота добро и по взору планид имеют во обое действие, то есть во отворение жил и рожечное кровопущание доволcтво (В июне 1664 г. благоприятными днями, как установил Коллинс, были 3-е и 4-е числа. О.Р. Хромов обнаружил сведения о том, что 3 июня Алексею Михайловичу действительно делалось кровопускание, см.: «Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича всея Руси и самодержцев». М., 1844. С. 420. Из этого следует, что астрологические расчеты Самуила Коллинса учитывались при проведении кровопусканий Алексею Михайловичу).

Также день 7, 9, и 10, и 11; 21, 22, 25 июля благополучен и долговременен, а изряднее когда месяца сего погода тепла есть, чрез которую мокроты врят (Humores Fermentut) и кровь тончайшую творят, пущанию гораздо пристойну. Конец.
...


От Михайлов А.
К Пуденко Сергей (07.03.2011 17:10:36)
Дата 20.03.2011 03:39:53

Re: Проблематизируем рациональность?


> >2. Понятие рационального.
>>3. Исторические формы рационального. Вышеизложенное понятие рационального окончательно сформировалось и стало господствующим в Новое время, но те или иные элементы рациональности можно найти гораздо раньше, чуть ли не в магических практиках. Что это — более ранние, неразвитые формы рациональности, отличающие от современных лишь объемом знаний, или существенно иные формы общественного сознания?
>


> В практике она под себя подмяла прогностику , включая предсказания всяких типов,но даже и медицину(!) и метеорологию. Поэтому она была ведущей в связке с прикладной математикой и астрономией как тихой служанки. Профессия была "математик" тогда


>В научном изводе получилась такая "наука", которая тоже по сю пору интересна модельно



>все очень любопытно и именно в новом понимании рациональности дело, но лезть придется очень глубоко


Собственно вышеизложенные 4 тезиса навеяны работой Н. Автономовой «Рассудок - Разум - Рациональность.» (работа выложена на скепсисе
http://scepsis.ru/library/id_964.html ) , поэтому разовью в в сторону форм рациональности и смежных вопросов.

У Автономовой иррациональное это одностороннее понятое рациональное, абсолютизация одного из частных моментов — этического, эстетического и даже логического. Иррациональными могут выступать прошлые формы рациональности, но наиболее интересны будущие формы — иррациональное как еще не познанное или еще не созданное. Но человек тем и отличается от несушки Поппера, что выходит за рамки эмпирических фактов - рациональное научное познание это деятельность по приуготовлению практик к будущему, будущему заранее неизвестному и непредрешенному. Получается что иррационального как бы не существует. С другой стороны, можно конструировать иррациональное как «ошибочную сборку» схемы рационального. Переставьте местами логику и эстетику и из марксизма получиться экзистенциализм, откажитесь от социальности человека (6-й тезис Маркса о Фейербаха) и из коммунизма получиться анархизм — ценности вроде те же, но зияет совершенно чудовищная дыра в науке об обществе и человеке и социально-политическая стратегия заводит в тупик. Но и это форма иррационального сконструирована из рационального. Вопрос — существует ли иррациональное как таковое. Не в смысле природы, противопоставленной мышлению — рациональное это не сколько рациональное мышление, сколько рациональное отношение мышления к бытию — так вот, возможно ли иррациональное отношение к миру? Ведь мы сталкиваемся с сознательным мракобесием, как деятельностью обратной познанию, волевым воспроизводством ошибок мышления, навязыванием антимышления. И дело не только в обмане народа правящими классами, но и в желании обманываться, в самовоспроизводящемся обмане, не сводящимся к манипуляции (т.е навязыванию ложных ценностей и подмене целей средствами и наоборот). Поэтому проблема может быть сформулирована так — конструктивное построение рациональных схем иррационального мышления.

От Павел Чайлик
К Михайлов А. (20.03.2011 03:39:53)
Дата 20.03.2011 18:37:40

ВЫЗОВ для человечества.

> У Автономовой иррациональное это одностороннее понятое рациональное, абсолютизация одного из частных моментов — этического, эстетического и даже логического. Иррациональными могут выступать прошлые формы рациональности, но наиболее интересны будущие формы — иррациональное как еще не познанное или еще не созданное. Но человек тем и отличается от несушки Поппера, что выходит за рамки эмпирических фактов - рациональное научное познание это деятельность по приуготовлению практик к будущему, будущему заранее неизвестному и непредрешенному. Получается что иррационального как бы не существует.

С другого боку. Религиозные апологеты в качестве аргумента противопоставляют веру разуму, в то же время сама вера имеет сугубо рациональные основания, а, по сути, такое противопоставление всего лишь скрывает запрет на критическое переосмысление этих оснований.

>С другой стороны, можно конструировать иррациональное как «ошибочную сборку» схемы рационального. Переставьте местами логику и эстетику и из марксизма получиться экзистенциализм, откажитесь от социальности человека (6-й тезис Маркса о Фейербаха) и из коммунизма получиться анархизм — ценности вроде те же, но зияет совершенно чудовищная дыра в науке об обществе и человеке и социально-политическая стратегия заводит в тупик. Но и это форма иррационального сконструирована из рационального. Вопрос — существует ли иррациональное как таковое. Не в смысле природы, противопоставленной мышлению — рациональное это не сколько рациональное мышление, сколько рациональное отношение мышления к бытию — так вот, возможно ли иррациональное отношение к миру? Ведь мы сталкиваемся с сознательным мракобесием, как деятельностью обратной познанию, волевым воспроизводством ошибок мышления, навязыванием антимышления. И дело не только в обмане народа правящими классами, но и в желании обманываться, в самовоспроизводящемся обмане, не сводящимся к манипуляции (т.е навязыванию ложных ценностей и подмене целей средствами и наоборот). Поэтому проблема может быть сформулирована так — конструктивное построение рациональных схем иррационального мышления.

Я тут выделил то, на что отвечаю.

Вот тут я бы иначе описывал процесс. Скорее «по Шушарину».
Шушарин, в общем-то, предложил свою конструктивную схему построения иррационального мышления большинства.
Движущей силой создающей в этом процессе является функционирование обыденного сознания, с его доксами. В отношении докс важна их характеристика адекватности практике, которая естественно убывает в процессе накопления практического опыта. Но само мышление, сотканное из своих базовых элементов, ограничено ими и реагирует на изменение практики не пересмотром оснований (это как раз удел философии и далее наук в рамках парадигм и исследовательских программ), а их перекомпоновками, ведущими к хаотизации (наподобие позднее-советского разложения идеологии) - вобщем, всякими крокодилами с переменной высотой полетов.
Переломные моменты в истории (и в частности истории науки) в пределе, наверное, можно вычислять как встречные процессы утраты адекватности и далее мощности текущих «рациональных схем». Которые, в свою очередь, имеют шанс в этих узловых точках быль преодоленными новыми «рациональными схемами», переработавшими в себе приращение опыта. Из этого же следует необходимость онаучивания процесса революционных преобразований или «истинной НТР» по Шушарину – т.е. текущий социальный опыт имеет такую степень сложности, что никакие «перестановки» в текущей «рациональной схеме» не содержат адекватного решения, а новые сущности, требующие введения в мышление находятся в научной сфере. И это ВЫЗОВ для человечества.